Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика, основанная на знаниях - это экономика, позволяющая превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных С высокими технологиями.

Поиск

Тема 1

Термин "экономика знаний" введен в научный оборот в 1962 г. австроамериканским ученым Фрицем Махлупом

Близкие понятия:

«экономика, базирующаяся на знаниях»,

«инновационная экономика»,

«высокотехнологическая цивилизация»,

«общество знаний»,

«информационное общество».

В 70-х годах 20-го столетия наука превратилась в непосредственную производительную силу.

В начале XXI века около 80% рабочих мест в США и в Европе относятся к областям экономики, производящим либо знания, либо технологии, либо программные продукты.

Определение Всемирного банка:

Под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.

Экономика, основанная на знаниях - это экономика, позволяющая превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями.

Предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях:

► превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;

► увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знаниемких услуг для бизнеса;

► рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;

► развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;

► превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Экономика знаний как научная дисциплина изучает под определенным (когнитивным) углом зрения все уровни и подразделения народного хозяйства:

► глобальную экономику,

► международную экономику,

► макроэкономика,

► мезоэкономика,

► микроэкономика,

► экономика предприятия и т.д.).

Когнитивная наука
(англ. cognitive — познавательный,
лат. cognitio — знание, познание) междисциплинарное исследование процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний.

 

Основные особенности экономики знаний:

► дискретность знания как продукта (конкретное знание либо создано, либо нет)

► знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения;

► знания после того, как их потребили, не исчезают, как обычный материальный продукт.

 

Экономика знаний (ЭЗ) не экономика недостатка (нехватки) чего-либо, а скорее экономика избытка (изобилия).

В экономике знаний эффекты изолированности, локализации, территориальной ограниченности существенно снижаются.

Применение законов протекционистских барьеров и налогов становится все более затруднительным в национальных границах.

Наукоемкие товары и услуги являются основными факторами сверхприбыли для предпринимателей по сравнению с товарами и услугами меньшей наукоемкости или технологической интенсивности.

Ценообразование и стоимость в значительной степени начинают зависеть от контекста.

Знание приобретает рыночную привлекательность, когда оно систематизировано и применено для определенных целей.

Человеческий капитал, профессиональная подготовка становятся ключевой компонентой стоимости, создаваемой в наукоемкой компании.

Система индикаторов экономики, основанной на знаниях:

1. Размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на:

► высшее образование,

► НИОКР,

► разработку программного обеспечения.

2.Наличие информационного и коммуникационного оборудования, программных продуктов и услуг;

3.Численность занятых в сфере науки высоких технологий;

Удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах и инновационная активность.

Объем и структура венчурного капитала.

6.Величина частного капитала в финансировании НИОКР;

7.Межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций;

8.Состояние кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами.

Доля отраслей повышенного спроса на знания в ВВП в среднем составляет 30-35%.

В России этот показатель равен 11,5-12%.

Основные принципы экономической политики в эпоху ЭЗ:

Создание благоприятного инвестиционного климата и поощрение инвестиций, особенно в высокотехнологичные производства;

Развитие науки и технологий в качестве важнейшего ресурса, питающего экономический рост;

Создание и поддержка конкурентных условий для всех экономических агентов с целью поощрения инноваций и роста производительности труда;

Формирование трудовых ресурсов, способных к адаптации к быстро меняющимся условиям и имеющих навыки управления возникающими рисками;

Стимулирование гибкой институциональной среды, прежде всего в области государственного управления.

Основные факторы экономики знания:

Глобализация потоков инвестиций и информации.

Развитие науки и технологии.

Развитие сетевых структур и коммуникаций.

Основные факторы повлиявшие на усиление процессов глобализации:

либерализация движения капиталов, прежде всего в области финансовых услуг;

дальнейшее открытие рынков для торговли и инвестиций, имеющее стимулирующее воздействие на рост международной конкуренции;

ключевая роль ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в экономике.

Глобализация торговли товаров и услуг открывает новые и более емкие рынки;

Глобализация финансовых рынков инициирует рост портфельных инвестиций и широкого перетока краткосрочного капитала в форме заимствований и других соглашений между инвесторами, унифицируя все возрастающее число финансовых рынков;

Глобализация технологий является результатом скорости распространения инноваций как через международные сети, объединяющие государственные и частные исследовательские центры, так и путем конвергенции стандартов;

Глобализация корпораций и отраслей – следствие прямых иностранных инвестиций и оптимизации размещения производств в результате создания совместных предприятий, договоров о кооперации, стратегических альянсов, слияний и поглощений.

Технологический прогресс и развитие ЭЗ:

► приводят к повышенному спросу на высококвалифицированный труд,

► стимулируют обновление человеческого капитала,

► стимулируют повышение уровня квалификации рабочей силы.

Наиболее значимыми становятся такие взаимосвязи как:

► наука ↔ образование

► фундаментальная наука ↔ прикладная наука и разработки

► прикладная наука и разработки ↔ инновации.

Инновация- результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этой идеи, с фиксированным получением дополнительной ценности.

 

 

Тема 2

В работах Сократа, Аристотеля, Платона, Ф.Бекона, Э.Канта, Г.Гегеля содержатся свидетельства того, что общественная сила накапливается через знания.

Знание, по Платону:

n это «доказанное истинное убеждение».

Отличие знания от информации или сведений:

n А) наличие доказательства;

n Б) истинность;

n В) субъективная уверенность.

Под данными понимаются неупорядоченные наблюдения, числа, слова, звуки, изображения.

Информация- это совокупность данных, упорядоченная с определенной целью, придающей им смысл.

Данные превращаются в информацию следующими путями:

n Контекстуализация – мы знаем, для чего эти данные нужны;

n Категоризация – мы разбиваем данные на типы и компоненты;

n Подсчет - мы обрабатываем данные математически;

n Коррекция – мы исправляем ошибки и ликвидируем пропуски;

n Сжатие - сжимаем, концентрируем, агрегируем данные.

Знание- это совокупность оформленного опыта, ценностей, контекстуальной информации, экспертного понимания, составляющих основу для оценки и интеграции новых опыта и информации.

В рамках теории «экономики знаний» знания выступают как:

n продукт деятельности,

n предмет конечного потребления,

n производственный ресурс,

n предмет трансакций,

n средство тезаврации,

n средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов.

Тезаврация
(от греческого «сокровище») - процесс накопления ценностей

Классификация знаний
(Европейская комиссия, 2003г)

1)Научные знания, формируемые в:

n университетах,

n государственных научно-исследовательских институтах,

n частном корпоративном секторе исследований и разработок.

2)Технические (технологические) знания, основными поставщиками которых являются:

n компании предпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки,

n институты предпринимательского сектора и государственные научные учреждения,

n университеты,

n исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, возникающих как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта исследований, проводимых в уже существующих организациях;

3)Инновации, осуществляемые компаниями предпринимательского сектора и вновь созданными предприятиями.

4)Человеческий капитал, создаваемый:

n благодаря деятельности университетов по подготовке специалистов и кадров высшей квалификации;

n в процессе исследований в государственном и предпринимательском секторе,

n в других специализированных заведениях высшего профессионального образования;

5)Квалификации (компетенции),которые являются результатом:

n получения образования в высших учебных заведениях,

n обучения, проводимого в корпоративном секторе,

n обучения, на профессиональных курсах

n профессионального опыта работников во всех секторах экономики, включая исследовательский сектор;

6)ИКТ (информация) – этот вид знаний создается в корпоративном секторе информационно-коммуникационных технологий и распространяется в результате применения ИКТ и деятельности сетевых структур.

Ресурсная теория

Четыре способа трансф

n из неформализованного в неформализованное – социализация;

n из неформализованного в формализованное – экстернализация;

n из формализованного в формализованное – комбинация;

n из формализованного в неформализованное – интернализация.

Два аспекта создания знания в организации:

n Эпистемологический аспект - с позиции теории познания анализирует содержание и глубину знания (формализованное и неформализованное знание)

n Онтологический аспект предусматривает изучение процесса создания знания в организации по всем структурным уровням.

Онтологический аспект предусматривает изучение процесса создания знания в организации по всем структурным уровням:

n 1) индивидуальный – знание вырабатывается индивидуумами в индивидуальном режиме;

n 2) групповой – знание вырабатывается в небольшом коллективе, называемом группой, бригадой, сектором, небольшим отделом;

n 3) организационный – знание вырабатывается всей организацией;

n 4) межорганизационный – знание вырабатывается комплексом организаций (ассоциацией, стратегическим альянсом, консорциумом), занятых в общем проекте или программе.

24 ноября 2009 года состоялось очередное заседание Никитского клуба на тему «Природа мирового кризиса и модернизация российской экономики».

С основным докладом выступил заведующий лабораторией математической экономики ЦЭМИ, академик Виктор Полтерович.

ТЕМА 3.

Управление знаниями в организации- систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять.

Общие черты ИК и ФК

n возникают в результате вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) в производство товаров и услуг;

n приносят своему обладателю доход;

n являются ресурсом не только сохраняемым, но и пополняемым;

n включены в процесс кругооборота стоимости, в котором денежная форма задает одновременно отправную и конечную точки передвижения;

n подвергаются моральному износу (интеллектуальный капитал – быстрее);

требуют затрат на свое поддержание (ремонт).

В развитых странах

n в течение 1960-1970 гг. среднее значение коэффициента Тобина изменялось мало, колеблясь между величинами от 1 до 2.

n С начала 1980-х гг. наблюдается резкий рост этого коэффициента,

n к началу XXI достиг величины 6-7 у многих конкурентоспособных компаний.

В 1995г. компания IBM поглотила Lotus:

n материальные активы Lotus оценивались 230 млн.,

n IBM заплатила - 3,5 млрд.долл.,

n коэффициент Тобина достиг 15,2.

Коэффициент Тобина (q)

n Если q >1, рыночная стоимость компании превосходит балансовую стоимость ═>, в биржевой цене отражены некоторые незарегистрированные (но измеренные) активы компании.

n Если q <1, биржевая стоимость компании меньше суммарной балансовой стоимости ее активов, ═> компания, возможно, недооценивается биржей.

Другие методы количественных оценок:

n Метод прямого интеллектуального капитала.

n Методы рыночной капитализации.

n Методы отдачи на активы.

n Методы подсчета очков.

Информационный менеджмент- любые интеллектуальные действия, совершаемые в процессе управления фирмой: переговоры, планирование, заключение контрактов, совещания и т.п.

Рассчитываются:

ü «доход на менеджмент»,

ü «доход, добавленный информацией»,

ü «отдача на информационные ресурсы».

 

Письмо Министерства финансов Российской Федерации «О признании интеллектуальной собственности нематериальным активом» (№07-05—06/155 от 22 июня 2006 г.).

Тема 1

Термин "экономика знаний" введен в научный оборот в 1962 г. австроамериканским ученым Фрицем Махлупом

Близкие понятия:

«экономика, базирующаяся на знаниях»,

«инновационная экономика»,

«высокотехнологическая цивилизация»,

«общество знаний»,

«информационное общество».

В 70-х годах 20-го столетия наука превратилась в непосредственную производительную силу.

В начале XXI века около 80% рабочих мест в США и в Европе относятся к областям экономики, производящим либо знания, либо технологии, либо программные продукты.

Определение Всемирного банка:

Под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности.

Экономика, основанная на знаниях - это экономика, позволяющая превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями.

Предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях:

► превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами;

► увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знаниемких услуг для бизнеса;

► рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров;

► развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий;

► превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик.

Экономика знаний как научная дисциплина изучает под определенным (когнитивным) углом зрения все уровни и подразделения народного хозяйства:

► глобальную экономику,

► международную экономику,

► макроэкономика,

► мезоэкономика,

► микроэкономика,

► экономика предприятия и т.д.).

Когнитивная наука
(англ. cognitive — познавательный,
лат. cognitio — знание, познание) междисциплинарное исследование процессов приобретения, хранения, преобразования и использования знаний.

 

Основные особенности экономики знаний:

► дискретность знания как продукта (конкретное знание либо создано, либо нет)

► знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения;

► знания после того, как их потребили, не исчезают, как обычный материальный продукт.

 

Экономика знаний (ЭЗ) не экономика недостатка (нехватки) чего-либо, а скорее экономика избытка (изобилия).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.012 с.)