Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономика, основанная на знаниях - это экономика, позволяющая превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных С высокими технологиями.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 1 Термин "экономика знаний" введен в научный оборот в 1962 г. австроамериканским ученым Фрицем Махлупом Близкие понятия: ► «экономика, базирующаяся на знаниях», ► «инновационная экономика», ► «высокотехнологическая цивилизация», ► «общество знаний», ► «информационное общество». В 70-х годах 20-го столетия наука превратилась в непосредственную производительную силу. В начале XXI века около 80% рабочих мест в США и в Европе относятся к областям экономики, производящим либо знания, либо технологии, либо программные продукты. Определение Всемирного банка: Под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности. Экономика, основанная на знаниях - это экономика, позволяющая превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями. Предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях: ► превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами; ► увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знаниемких услуг для бизнеса; ► рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; ► развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий; ► превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Экономика знаний как научная дисциплина изучает под определенным (когнитивным) углом зрения все уровни и подразделения народного хозяйства: ► глобальную экономику, ► международную экономику, ► макроэкономика, ► мезоэкономика, ► микроэкономика, ► экономика предприятия и т.д.). Когнитивная наука
Основные особенности экономики знаний: ► дискретность знания как продукта (конкретное знание либо создано, либо нет) ► знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения; ► знания после того, как их потребили, не исчезают, как обычный материальный продукт.
Экономика знаний (ЭЗ) не экономика недостатка (нехватки) чего-либо, а скорее экономика избытка (изобилия). В экономике знаний эффекты изолированности, локализации, территориальной ограниченности существенно снижаются. Применение законов протекционистских барьеров и налогов становится все более затруднительным в национальных границах. Наукоемкие товары и услуги являются основными факторами сверхприбыли для предпринимателей по сравнению с товарами и услугами меньшей наукоемкости или технологической интенсивности. Ценообразование и стоимость в значительной степени начинают зависеть от контекста. Знание приобретает рыночную привлекательность, когда оно систематизировано и применено для определенных целей. Человеческий капитал, профессиональная подготовка становятся ключевой компонентой стоимости, создаваемой в наукоемкой компании. Система индикаторов экономики, основанной на знаниях: 1. Размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на: ► высшее образование, ► НИОКР, ► разработку программного обеспечения. 2.Наличие информационного и коммуникационного оборудования, программных продуктов и услуг; 3.Численность занятых в сфере науки высоких технологий; Удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах и инновационная активность. Объем и структура венчурного капитала. 6.Величина частного капитала в финансировании НИОКР; 7.Межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество в области науки и инноваций; 8.Состояние кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами. Доля отраслей повышенного спроса на знания в ВВП в среднем составляет 30-35%. В России этот показатель равен 11,5-12%. Основные принципы экономической политики в эпоху ЭЗ: ► Создание благоприятного инвестиционного климата и поощрение инвестиций, особенно в высокотехнологичные производства; ► Развитие науки и технологий в качестве важнейшего ресурса, питающего экономический рост; ► Создание и поддержка конкурентных условий для всех экономических агентов с целью поощрения инноваций и роста производительности труда; ► Формирование трудовых ресурсов, способных к адаптации к быстро меняющимся условиям и имеющих навыки управления возникающими рисками; ► Стимулирование гибкой институциональной среды, прежде всего в области государственного управления. Основные факторы экономики знания: ► Глобализация потоков инвестиций и информации. ► Развитие науки и технологии. ► Развитие сетевых структур и коммуникаций. Основные факторы повлиявшие на усиление процессов глобализации: ► либерализация движения капиталов, прежде всего в области финансовых услуг; ► дальнейшее открытие рынков для торговли и инвестиций, имеющее стимулирующее воздействие на рост международной конкуренции; ► ключевая роль ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в экономике. Глобализация торговли товаров и услуг открывает новые и более емкие рынки; Глобализация финансовых рынков инициирует рост портфельных инвестиций и широкого перетока краткосрочного капитала в форме заимствований и других соглашений между инвесторами, унифицируя все возрастающее число финансовых рынков; Глобализация технологий является результатом скорости распространения инноваций как через международные сети, объединяющие государственные и частные исследовательские центры, так и путем конвергенции стандартов; Глобализация корпораций и отраслей – следствие прямых иностранных инвестиций и оптимизации размещения производств в результате создания совместных предприятий, договоров о кооперации, стратегических альянсов, слияний и поглощений. Технологический прогресс и развитие ЭЗ: ► приводят к повышенному спросу на высококвалифицированный труд, ► стимулируют обновление человеческого капитала, ► стимулируют повышение уровня квалификации рабочей силы. Наиболее значимыми становятся такие взаимосвязи как: ► наука ↔ образование ► фундаментальная наука ↔ прикладная наука и разработки ► прикладная наука и разработки ↔ инновации. Инновация- результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей и последующий процесс внедрения этой идеи, с фиксированным получением дополнительной ценности.
Тема 2 В работах Сократа, Аристотеля, Платона, Ф.Бекона, Э.Канта, Г.Гегеля содержатся свидетельства того, что общественная сила накапливается через знания. Знание, по Платону: n это «доказанное истинное убеждение». Отличие знания от информации или сведений: n А) наличие доказательства; n Б) истинность; n В) субъективная уверенность. Под данными понимаются неупорядоченные наблюдения, числа, слова, звуки, изображения. Информация- это совокупность данных, упорядоченная с определенной целью, придающей им смысл. Данные превращаются в информацию следующими путями: n Контекстуализация – мы знаем, для чего эти данные нужны; n Категоризация – мы разбиваем данные на типы и компоненты; n Подсчет - мы обрабатываем данные математически; n Коррекция – мы исправляем ошибки и ликвидируем пропуски; n Сжатие - сжимаем, концентрируем, агрегируем данные. Знание- это совокупность оформленного опыта, ценностей, контекстуальной информации, экспертного понимания, составляющих основу для оценки и интеграции новых опыта и информации. В рамках теории «экономики знаний» знания выступают как: n продукт деятельности, n предмет конечного потребления, n производственный ресурс, n предмет трансакций, n средство тезаврации, n средство консолидации общества и воспроизводства общественных институтов. Тезаврация Классификация знаний 1)Научные знания, формируемые в: n университетах, n государственных научно-исследовательских институтах, n частном корпоративном секторе исследований и разработок. 2)Технические (технологические) знания, основными поставщиками которых являются: n компании предпринимательского сектора, проводящие собственные исследования и разработки, n институты предпринимательского сектора и государственные научные учреждения, n университеты, n исследовательская активность в новых предпринимательских структурах, возникающих как при создании нового бизнеса, так и в качестве побочного продукта исследований, проводимых в уже существующих организациях; 3)Инновации, осуществляемые компаниями предпринимательского сектора и вновь созданными предприятиями. 4)Человеческий капитал, создаваемый: n благодаря деятельности университетов по подготовке специалистов и кадров высшей квалификации; n в процессе исследований в государственном и предпринимательском секторе, n в других специализированных заведениях высшего профессионального образования; 5)Квалификации (компетенции),которые являются результатом: n получения образования в высших учебных заведениях, n обучения, проводимого в корпоративном секторе, n обучения, на профессиональных курсах n профессионального опыта работников во всех секторах экономики, включая исследовательский сектор; 6)ИКТ (информация) – этот вид знаний создается в корпоративном секторе информационно-коммуникационных технологий и распространяется в результате применения ИКТ и деятельности сетевых структур. Ресурсная теория Четыре способа трансф n из неформализованного в неформализованное – социализация; n из неформализованного в формализованное – экстернализация; n из формализованного в формализованное – комбинация; n из формализованного в неформализованное – интернализация. Два аспекта создания знания в организации: n Эпистемологический аспект - с позиции теории познания анализирует содержание и глубину знания (формализованное и неформализованное знание) n Онтологический аспект предусматривает изучение процесса создания знания в организации по всем структурным уровням. Онтологический аспект предусматривает изучение процесса создания знания в организации по всем структурным уровням: n 1) индивидуальный – знание вырабатывается индивидуумами в индивидуальном режиме; n 2) групповой – знание вырабатывается в небольшом коллективе, называемом группой, бригадой, сектором, небольшим отделом; n 3) организационный – знание вырабатывается всей организацией; n 4) межорганизационный – знание вырабатывается комплексом организаций (ассоциацией, стратегическим альянсом, консорциумом), занятых в общем проекте или программе. 24 ноября 2009 года состоялось очередное заседание Никитского клуба на тему «Природа мирового кризиса и модернизация российской экономики». С основным докладом выступил заведующий лабораторией математической экономики ЦЭМИ, академик Виктор Полтерович. ТЕМА 3. Управление знаниями в организации- систематический процесс идентификации, использования и передачи информации, знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Общие черты ИК и ФК n возникают в результате вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) в производство товаров и услуг; n приносят своему обладателю доход; n являются ресурсом не только сохраняемым, но и пополняемым; n включены в процесс кругооборота стоимости, в котором денежная форма задает одновременно отправную и конечную точки передвижения; n подвергаются моральному износу (интеллектуальный капитал – быстрее); требуют затрат на свое поддержание (ремонт). В развитых странах n в течение 1960-1970 гг. среднее значение коэффициента Тобина изменялось мало, колеблясь между величинами от 1 до 2. n С начала 1980-х гг. наблюдается резкий рост этого коэффициента, n к началу XXI достиг величины 6-7 у многих конкурентоспособных компаний. В 1995г. компания IBM поглотила Lotus: n материальные активы Lotus оценивались 230 млн., n IBM заплатила - 3,5 млрд.долл., n коэффициент Тобина достиг 15,2. Коэффициент Тобина (q) n Если q >1, рыночная стоимость компании превосходит балансовую стоимость ═>, в биржевой цене отражены некоторые незарегистрированные (но измеренные) активы компании. n Если q <1, биржевая стоимость компании меньше суммарной балансовой стоимости ее активов, ═> компания, возможно, недооценивается биржей. Другие методы количественных оценок: n Метод прямого интеллектуального капитала. n Методы рыночной капитализации. n Методы отдачи на активы. n Методы подсчета очков. Информационный менеджмент- любые интеллектуальные действия, совершаемые в процессе управления фирмой: переговоры, планирование, заключение контрактов, совещания и т.п. Рассчитываются: ü «доход на менеджмент», ü «доход, добавленный информацией», ü «отдача на информационные ресурсы».
Письмо Министерства финансов Российской Федерации «О признании интеллектуальной собственности нематериальным активом» (№07-05—06/155 от 22 июня 2006 г.). Тема 1 Термин "экономика знаний" введен в научный оборот в 1962 г. австроамериканским ученым Фрицем Махлупом Близкие понятия: ► «экономика, базирующаяся на знаниях», ► «инновационная экономика», ► «высокотехнологическая цивилизация», ► «общество знаний», ► «информационное общество». В 70-х годах 20-го столетия наука превратилась в непосредственную производительную силу. В начале XXI века около 80% рабочих мест в США и в Европе относятся к областям экономики, производящим либо знания, либо технологии, либо программные продукты. Определение Всемирного банка: Под экономикой знаний следует понимать экономику, которая создает, распространяет и использует знания для ускорения собственного роста и повышения конкурентоспособности. Экономика, основанная на знаниях - это экономика, позволяющая превращать знания в доход, причем не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями. Предпосылки формирования экономики, основанной на знаниях: ► превращение знания в важнейший фактор производства наряду с трудом, природными и материальными ресурсами; ► увеличение доли сферы услуг и опережающий рост знаниемких услуг для бизнеса; ► рост значения человеческого капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; ► развитие и широкомасштабное использование новых информационно-коммуникационных технологий; ► превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Экономика знаний как научная дисциплина изучает под определенным (когнитивным) углом зрения все уровни и подразделения народного хозяйства: ► глобальную экономику, ► международную экономику, ► макроэкономика, ► мезоэкономика, ► микроэкономика, ► экономика предприятия и т.д.). Когнитивная наука
Основные особенности экономики знаний: ► дискретность знания как продукта (конкретное знание либо создано, либо нет) ► знания, подобно другим общественным благам, будучи созданными, доступны всем без исключения; ► знания после того, как их потребили, не исчезают, как обычный материальный продукт.
Экономика знаний (ЭЗ) не экономика недостатка (нехватки) чего-либо, а скорее экономика избытка (изобилия).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.012 с.) |