Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.5. Психология больших социальных групп

Поиск

Лекция № 1 (4 часа)

Большие группы. Основные проблемы исследования больших групп в социальной психологии. Особенности психологии социальных классов. Виды больших групп: организованные и стихийные. Социальные движения. Психологические особенности этнических групп. Этнопсихология. Понятия "психологического склада нации", "национального характера" и "этнического стереотипа". Особенности психологии социальных классов. Социальный характер класса. Психологические особенности класса. Межгрупповые отношения. Ингрупповой фаворитизм. Характеристика стихийных групп. Толпа, ее особенности. Виды толпы. Механизмы толпы. Масса – психологическая характеристика. Публика. Понятие социальные движения. Общая характеристика социальных движений. Массовые явления больших социальных групп. Общественные мнения. Психология слухов. Характеристика и механизмы паники. Мода, как массовое явление в группе.

Семинарское занятие № 1(4 часа)

Сравнительный анализ национально-психологических особенностей людей разных наций. Психологические характеристики людей разных социальных слоев. Составление психологического портрета людей разных социальных слоев. Массовые явления в группе.

Самостоятельная работа (8 часов)

Характеристика структуры национальной психики. Принципы сравнения и сопоставления национально-психологических особенностей людей. Изучение методов этнической психологии. Психологические характеристики представителей разных классов. Ролевая структура агрессивной толпы. Основные особенности проявления циркулярной реакции в поведении людей в толпе. Трансформации, происходящие в толпе.

Форма контроля: исследовательская работа, выступление с сообщениями.

Тема 1.6. Социальная психология личности

Лекция № 1(4 часа)

Социально-психологическая проблематика личности. Понятие социальной роли. Виды ролевого конфликта: внутриролевой и межролевой. Маргинальная личность. Ролевое поведение, проблема взаимодействия личности и общества. Проблемы личности и группы. Социально-психологические качества личности. Я-концепция.

Подход Б.Д. Парыгина к процессу социализации. Понятие и характеристика социально-психологической адаптации. Источники социализации. Процесс социализации. Осознание своего «Я». Осмысление своего «Я». Содержание социализации. Проблема этапности процесса социализации. Основные институты социализации. Критерии социализированности личности. Социальная установка: понятие, структура (эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты) и функции. Проблема аттитюда в социальной психологии. Изменение социальных установок. Межличностный конфликт.

Семинарское занятие № 1(4 часа)

Составляющие элементы социально-психологических характеристик личности. Разработка схемы процесса социализации личности. Изучение факторов и условий, оказывающих влияние на формирование собственной личности.

Самостоятельная работа (8 часов)

Характеристика социальных отношений. Подбор и проведение диагностических методик по изучению личности. Комплексная диагностика личности. Роль социальной установки в системе отношений человека.

Форма контроля: устный опрос, тестовый контроль.

 

2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Диагностика процесса общения.

Изучение типологических способов общения.

Изучение общение как социально-психологический феномен.

Направления личностного совершенствования в изучении взаимопонимания людей.

Условия достижения взаимопонимания людей.

Источники недопонимания.

Изучение своеобразия общения как кинетики.

Роль и значение барьеров общения в повседневной жизни и деятельности людей.

Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Соотношение психологических и экономических отношений людей.

История малых групп в социальной психологии.

Изучение методов исследования малой группы.

Изучение методов исследования динамики психологических процессов малой группы.

Системообразующий компонент психологии малой группы, его характеристика и особенность.

Изучение методов этнической психологии.

Психологические характеристики представителей разных классов.

Ролевая структура агрессивной толпы.

Основные особенности проявления циркулярной реакции в поведении людей в толпе.

Трансформации, происходящие в толпе.

Характеристика социальных отношений.

Подбор и проведение диагностических методик по изучению личности.

Комплексная диагностика личности. Роль социальной установки в системе отношений человека

Вопросы к экзамену

1. Предмет, задачи, структура социальной психологии.

2. Этапы развития социальной психологии.

3. Методы социально - психологического исследования.

4. Понятие и содержание общения.

5. Функции и средства общения.

6. Виды общения.

7. Коммуникативная сторона общения.

8. Перцептивная сторона общения.

9. Интерактивная сторона общения.

10. Структура большой социальной группы.

11. Проблема личности в социальной психологии.

12. Структура личности.

13. Понятие социализация и адаптация личности.

14. Характеристика психологии малой группы.

15. Социально-психологическая структура малой группы

16. Динамические процессы малой группе

17. Особенности больших социальных групп.

18. Стихийные социальные группы.

19. Психология толпы.

20. Массовые явления в больших социальных группах

21. Способы воздействия в больших социальных группах.

22. Социально-психологическая структура личности.

23. Понятие социализации и адаптации.

24. Психологические механизмы поведения личности.

25. Социальные стереотипы и предрассудки личности

26. Роль социальной установки в системе отношений человека.

27. Психологические характеристики представителей разных классов.

28. Ролевая структура агрессивной толпы.

29. Условия достижения взаимопонимания людей.

30. Источники недопонимания.

 

 

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Курс обучения Название разделов и тем курса Всего часов Аудиторные занятия Сам. работа
Лекции Практи- ческие занятия
 
Второй Тема 1.1. Введение в социальную психологию        
Второй Тема 1.2. Психология общения        
Второй Тема 1.3. Социально-психологические стороны общения        
Второй Тема 1.4. Психология малых групп        
Второй Тема 1.5. Психология больших социальных групп        
Второй Тема 1.6. Социальная психология личности        
Итого:        

IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН лекций, лабораторных и семинарских занятий по дисциплине

№ п/п Дата проведения Темы лекций, лабораторных и семинарских занятий Перечень необходимого оборудования, наглядные пособия Количество часов и вид занятий
  11-16.02.13 Введение в социальную психологию Мультимедийное сопровождение 2 часа, лекция
  18-23.02.13 Психология общения Мультимедийное сопровождение 2 часа, лекция
  25-09.03.13 Социально-психологические стороны общения Мультимедийное сопровождение 4 часа, лекция
  11-23.03.13 Психология малых групп Мультимедийное сопровождение 4 часа, лекция
  25-06.04.13 Психология больших социальных групп Мультимедийное сопровождение 4 часа, лекция
  08-20.04.13 Социальная психология личности Мультимедийное сопровождение 4 часа, лекция
  22-27.04.13 Введение в социальную психологию Мультимедийное сопровождение 2 часа, семинар
  29-04.05.13 Психология общения Психодиагностические методики 2 часа, семинар
  06-11.05.13 Социально-психологические стороны общения Контрольная работа №1 по темам: «Введение в социальную психологию», «Психология общения», «Социально-психологические стороны общения».     2 часа, семинар
  13-18.05.13 Психология малых групп Мультимедийное сопровождение 2 часа, семинар
  20-01.06.13 Психология больших социальных групп Мультимедийное сопровождение 4 часа, семинар
  03-15.06.13 Социальная психология личности Контрольная работа №2 по темам «Психология малых групп», «Психология больших социальных групп», «Социальная психология личности».   Психодиагностические методики 4 часа, семинар

 

V. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Курс обучения в четвертом семестре заканчивается экзаменом. Экзамен проводится в форме устных ответов на вопросы, систематизированные в билеты.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

1. Рекомендуемая литература (основная)

 

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Андриенко; ред. В.А. Сластенин. – 3-е изд., – М.: Академия, 2004. – 264с.

2. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб.пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: ИНФРП-М; ФОРУМ, 2006. – 416с.

3. Крысько В.Г. Социальная психология: учеб.для студ.вузов / В.Г. Крысько. – м.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 448с.

4. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб.: ПИТЕР, 2011. – 800с.

5. Почебут Л.Г. Социальная психология: учебное пособие / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. – СПб.: ПИТЕР, 2010. – 672с.

6. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учебник / А.Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2009. – 336с.

7. Социальная психология: учебное пособие для студ. вузов / ред. А.Н. Сухов, А.А. Дергач. – 4-е изд. – М.: Академия, 2006. – 600с.

 

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

 

1. Морозов А.В. Социальная психология: учеб.для студ.вузов / А.В. Морозов. – 3-е изд. М.: Академический Проспект, 2008. – 335с.

2. Практикум по социальной психологии: учеб. пособие / ред. И.С. Клецина. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 256с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.25 (0.007 с.)