Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 4. Обзор школ и направлений развития зарубежной социальной психологии. Социальная психология бихевиоризма ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Бихевиоризм и задачи социального контроля над поведением. Психоанализ и психологическая грамотность людей. Гуманистическая психология и доктрина человеческих отношений. Когнитивная психология: восприятие и интерпретация реальности, осмысление, картина мира, когнитивные коды, принятие решений. Символический интеракционизм: ролевая теория, концепция личности, общение и взаимодействие между людьми. Теория бихевиоризма как инструмент влияния на социальную реальность. Программные положения бихевиоризма в работе Д. Уотсона. Основные понятия теории бихевиоризма: научение, подкрепление, драйв, промежуточные переменные. Схемы формирования навыков: респондентное и оперантное научение. Направления развития бихевиоризма: конвенционный, радикальный бихевиоризм, социальное научение. Роль социальных ожиданий в модификации поведения социальных групп и личностей. Тема 5. Психоаналитические теории История становления психоанализа. Основные понятия психоаналитической теории (вытеснение, сопротивление, перенос, бессознательное, либидо). Структурные компоненты психики и их взаимовлияние. Модель бессознательной мотивации поведения. Тревога и ее роль в психической жизни личности. Влияние раннего детства на формирование характера человека. Защитные механизмы. Подход З. Фрейда к проблематике массовой психологии и психологии группы. Аналитическая теория Юнга. Коллективное бессознательное и архетипы. Представление Юнга о структуре личности. Индивидуальная психология А. Адлера и ее основные понятия: социальный интерес, креативное Я, сознание личности, индивидуальный жизненный стиль. Фиктивный финализм. Чувство неполноценности и стремление к превосходству. Раздел Ш. Социальная психология групп. Феномены группового влияния Тема 6. Социальная психология групп Группа как проводник социального влияния и как социальная среда становления личности. Принадлежность к группе, «мы-чувство» и эмоциональный комфорт человека. Автономия личности и свобода от социального влияния. Классификация групп. Типология и психологические особенности больших социальных групп. Большие устойчивые социальные группы и их потенциал как регуляторов социального поведения. Стихийные группы и массовые социальные движения.
Малые группы. Психологическая структура группы: цели, ценности, нормы, санкции, настроения. Идентификация личности с группой. Референтные группы. Динамические процессы в малой группе. Групповая сплоченность. Стратометрическая концепция групповой активности. Внутригрупповая дифференциация. Социальный статус и роль личности в группе. Субъективные элементы роли. Статус и ролевые ожидания. Типы ролей в группе. Официальная и неофициальная структура ролей в группе: от «аутсайдера» до лидера. Ролевые конфликты. Социометрическая концепция Д. Морено. Возможности метода социометрии для изучения ролевой структуры группы и особенностей межличностных отношений. Тема 7. Эффекты социального влияния и межгрупповых отношений Взаимовлияние группы и индивида. Социальный контроль, санкции, символика. Эффекты социального влияния группы: фасилитация, ингибиция, деперсонализация, сдвиг к риску. Феномен группового давления. Конформизм как подчинение личности мнению группы и групповому давлению. Внушаемость, нонконформизм, самостоятельность личности. Социальные и личностные факторы конформности человека. Индивидуальные особенности в степени внушаемости. Конформизм как социальное явление. Социальный контроль группы над личностью. Эксперименты С. Аша и Милграма по исследованию конформизма в лабораторных условиях. Исследование конформного поведения в отечественной социальной психологии (А.В. Петровский). Групповая сплоченность. Различные подходы к изучению групповой сплоченности в социальной психологии. Социальная психология межгрупповых отношений. Межгрупповая враждебность как предмет социально-психологических исследований. Эксперименты Шерифа. Современные психологические проблемы терроризма. Социально-психологические условия толерантности и формирования неконфликтующего сообщества. Внутригрупповое доверие как базовый феномен социальной интеграции. РАЗДЕЛ 1У. Социально-психологические проблемы личности Тема 8. Теоретические подходы к изучению личности в социальной психологии
Модели личности в различных психологических школах: бихевиористской, психоаналитической, когнитивистской, интеракционистской. Модель личности в гуманистической и экзистенциальной психологии. Социальный и социально-психологический подход к пониманию личности. Типы взаимоотношения личности и общества (антагонизм – взаимодействие). Проблема социального характера. Человек как гражданин: юридически-ролевой аспект личности. Развитие представлений о личности в российской социальной психологии. Концепции личности в работах Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н., Асмолова А.Г., Братуся Б. Личность в системе социальных связей и межличностных отношений. Масштабность личности как комплекс межличностных и общественных отношений, персонифицированных в деятельности человека. Позиция человека как критерий уровня личностного развития. Индивид, человек, индивидуальность, личность. Предпосылки, источник, движущие силы в развитии личности. Идеи конструирования личности. Природные особенности человека и характер их влияния на развитие личности. Личность и душа человека: особенности взаимовлияния. Тема 9. Социализация и внутренняя регуляция социального поведения Понятие социализации в социологии и социальной психологии. Две стороны процесса социализации: становление личности в процессе обретения социального опыта и воспроизводство социальной системы. Этапы социализации личности. Концепция Э. Эриксона. Ценностно-нормативные аспекты социализации. Социализация в условиях быстрых социальных изменений. Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Функции социальной установки в регуляции ролевого поведения. Возможности прогнозирования поведения на основе исследования социальной установки Эксперименты Лапьера. Формирование социальных установок в процессе информационного воздействия. Роль средств массовой информации в формировании установок. Устойчивость установок и проблема их изменения. Мотивационная структура личности. Критерии уровня личностного развития: позиция, система отношений личности к себе, к людям, к окружающей действительности; социальная зрелость, как способность нести ответственность за принятое решение; умение преодолевать препятствия на пути к реализации целей. Нормативная структура личности. Самосознание и идентификация личности. Самооценка и уровень притязаний личности. Эмоциональное самочувствие личности. Тема 10. Нарушения структуры личности и компенсаторные механизмы Психология индивидуальных различий. Социальные детерминанты акцентуированности личности. Социально-психологические факторы, влияющие на формирование самостоятельной, конструктивно направленной личности, или способствующие развитию зависимой личности. Нормы и социальная патология. Макро и микро социальные условия формирования невротичной личности. Критерии и показатели невротического развития личности: ригидность поведения; несоответствие достижений уровню реальных возможностей человека; нарушение системы взаимоотношений с другими людьми; изобилие внутренних запретов; страдание как доминирующий эмоциональный фон в самоощущении личности. Типы психологической защиты личности и компенсаторные механизмы. Психологические службы, психологическая коррекция как условие квалифицированной реабилитации личности, сохранения эмоционального комфорта человека и здоровья нации. Тема 11. Личность лидера Теории лидерства. Типы лидеров. Формальный и неформальный лидер. Харизматический лидер. Лидерство и руководство. Стили лидерства. Стиль лидерства и психологический климат в группе. Взаимоотношения в коллективе, как показатель стиля лидерства. Психологические ресурсы лидера. Самооценка лидера и особенности взаимоотношений с другими людьми. Когнитивный стиль и принятие решения. Личность лидера. Я-концепция лидера. Потребности, детерминирующие лидерское поведение. Потребность во власти, в достижении, в контроле, в аффилиации, т.е. в чувстве интеграции с группой и получении поддержки от нее. Компенсаторный и инструментальный характер потребности во власти. Детские психологические травмы и компенсаторная потребность во власти. Публичное поведение лидера как отражение его личностной позиции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.205.166 (0.12 с.) |