Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение часов по разделам, темам и видам занятийСтр 1 из 2Следующая ⇒
Социальная психология Автор: Владыкина И.К.
Рецензент: Шестопал Е.Б., д.ф.н., проф.
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели дисциплины: · Обучение студентов теоретическим и прикладным основам социально-психологической науки. · Освоение социально-психологических механизмов социальных процессов. Задачи дисциплины: Анализ взаимосвязи социальной психологии как науки с актуальными проблемами общественной жизни, опосредованности всех сфер человеческой деятельности психологическими закономерностями. Систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных исследований в области социальной психологии. Ознакомление с основными сферами прикладной социальной психологии. Освоение методов социально-психологических исследований и современных технологий практической психологии. Ориентированность изучения курса социальной психологии на анализ современной социальной реальности, самопознание и рост социальной зрелости личности. Дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина изучается в 3 семестре. Дисциплина «Социальная психология» органически связана с другими дисциплинами и является необходимым компонентом социологического образования. Дисциплина логически связана с курсами философии, демографии, политологии, предшествующими изучению социальной психологии. В свою очередь, изучение социально-психологических механизмов социальных явлений подготавливает студентов к освоению базовых профессиональных дисциплин: зарубежной социологии ХХ века, общей социологии, современной социологии, а также прикладных отраслей социологического знания: социологии коммуникаций, социологии семьи, социологии конфликта. Изучению дисциплины «Социальная психология» должно предшествовать формирование компетенций, полученных при изучении философии, демографии, политологии. В частности: · философское осмысление современной социальной реальности; · широкий кругозор и масштабность мышления при изучении социальных процессов и явлений; · знание и понимание демографических и политических процессов в современном обществе. «Социальная психология» дает знания и формирует компетенции, необходимые для изучения базовых и прикладных дисциплин социологического образования, в частности:
· знание социально-психологических механизмов социальных явлений; · понимание закономерностей развития и поведения личности, как основного субъекта социальных процессов; · умения использовать полученные знания в практике профессиональной деятельности специалиста – социолога.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины - способность к самостоятельному обучению, построению и реализации перспективных линий образовательного, интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9); - способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности, выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2); - способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1); - способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3); - способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач конкретных исследований (ПК - 3); - способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4); - способность разрабатывать научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (ПК - 5); - способность представлять в средствах массовой коммуникации результаты социологических исследований, аналитической работы по актуальным социальным, социально-экономическим, социально-политическим и социокультурным проблемам с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК - 10);
- владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии, как основой профессиональной деятельности (ПК - 2); - способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4); - способность анализировать, интерпретировать и обобщать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию на основе когнитивных и объяснительных возможностей социологической теории (ПК - 8); - способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК -11). 3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные теории, концепции социальной психологии; - методы исследования и технологии воздействия в социальной психологии; социально-психологические особенности больших и малых социальных групп; - теории личности, этапы социализации, структуру личности и динамику ее развития; - закономерности общения людей; уметь: - использовать знания по социальной психологии при изучении социальных процессов и явлений, при анализе социальной реальности; - проводить исследования с использованием социально-психологических методов; - проявлять социально-психологическую компетентность; - эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений; - ориентироваться в социальных ситуациях; - правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия; владеть: - технологиями социально-психологического исследования; - навыками успешной презентации, публичного выступления.
4. Общая трудоемкость дисциплины Учебная дисциплина «Социальная психология» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часа. Лекции (ЛК) – 18 часов, практические занятия (ПЗ) – 36, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 9 часов, самостоятельная работа студентов (СРС) – 81 час. Контроль итоговый – зачет с оценкой. Изучается в 4 семестре. 1. Структура и содержание дисциплины Раздел 1. История развития, предмет и методы социальной психологии Раздел II. Зарубежные школы социальной психологии Тема 4. Обзор школ и направлений развития зарубежной социальной психологии. Социальная психология бихевиоризма Бихевиоризм и задачи социального контроля над поведением. Психоанализ и психологическая грамотность людей. Гуманистическая психология и доктрина человеческих отношений. Когнитивная психология: восприятие и интерпретация реальности, осмысление, картина мира, когнитивные коды, принятие решений. Символический интеракционизм: ролевая теория, концепция личности, общение и взаимодействие между людьми. Теория бихевиоризма как инструмент влияния на социальную реальность. Программные положения бихевиоризма в работе Д. Уотсона. Основные понятия теории бихевиоризма: научение, подкрепление, драйв, промежуточные переменные. Схемы формирования навыков: респондентное и оперантное научение.
Направления развития бихевиоризма: конвенционный, радикальный бихевиоризм, социальное научение. Роль социальных ожиданий в модификации поведения социальных групп и личностей. Тема 11. Личность лидера Теории лидерства. Типы лидеров. Формальный и неформальный лидер. Харизматический лидер. Лидерство и руководство. Стили лидерства. Стиль лидерства и психологический климат в группе. Взаимоотношения в коллективе, как показатель стиля лидерства. Психологические ресурсы лидера. Самооценка лидера и особенности взаимоотношений с другими людьми. Когнитивный стиль и принятие решения. Личность лидера. Я-концепция лидера. Потребности, детерминирующие лидерское поведение. Потребность во власти, в достижении, в контроле, в аффилиации, т.е. в чувстве интеграции с группой и получении поддержки от нее. Компенсаторный и инструментальный характер потребности во власти. Детские психологические травмы и компенсаторная потребность во власти. Публичное поведение лидера как отражение его личностной позиции. Тема 13. Структура общения Общение как социальная перцепция. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними. Идентификация, эмпатия, рефлексия как механизмы восприятия и понимания партнеров по общению. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизны». Содержание и значение процесса стереотипизации. Роль установки в формировании первого впечатления о человеке. Феномен «каузальной атрибуции» – интерпретации причин поведения другого человека. Межличностная аттракция – эмоциональная основа межличностного восприятия. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Интерактивный компонент общения. Типы взаимодействия. Ориентация на контроль и на понимание. Психологическое влияние в процессе общения. Императивные и неимперативные формы влияния. Виды противостояния влиянию. Ассертивное поведение. Образовательные технологии Преподавание дисциплины «Социальная психология» должно включать в себя следующие образовательные технологии: § проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий; § социально-психологические технологии, способствующие личностному развитию студентов: тренинги, психодрама, системные расстановки.
§ использование интерактивных обучающих технологий: дискуссии, обсуждения.
7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Планы практических занятий Тема 13. Структура общения. Вопросы для подготовки к практическому занятию: 1. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия. 2. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Межличностная аттракция. 3.Общение как взаимодействие. Вклад школы символического интеракционизма в разработку проблем общения. Ответственность личности в ситуации коммуникативного взаимодействия. Значение и ролевая определенность. Социальная драматургия Гофмана. 4. Общение и динамика межличностных отношений. Ориентация на контроль и на понимание. Открытая и закрытая позиция. Установление контакта, распределение ролей, соотношение позиций. 5.Общение как средство социального влияния. Виды влияния. Психологические причины потребности во влиянии. Психологические способы противостояния влиянию. Психология ассертивного поведения. Стратегии влияния в СМИ. Литература основная: 1, 3. Литература дополнительная: 10,11, 14, 15. Занятие проводится в форме разработки стратегии повышения собственной коммуникативной компетентности. Темы докладов 1. Социальная психология и социальная реальность: особенности развития социальной психологии в различных регионах мира. 2. Психоанализ и современная психотерапевтическая практика. 3. Психоаналитические основы построения психологических портретов политиков. 4. Традиции и социально-психологические особенности своей этнической группы. 5. Модели личности и социальная реальность 6. Стадии психосоциального развития в концепции Э. Эриксона. 7. Психологическая зависимость: причины и способы преодоления. 8. Психологические особенности личности политического лидера. 9. Влияние СМИ на формирование социальной идентичности личности. 10. Коммуникативная компетентность и социальный интеллект человека как ресурсы успешного взаимодействия и социального продвижения человека. Пути формирования. 11. Барьеры в общении. 12. Невербальная коммуникация. Значение жестов, символов в процессе общения. 13. Стратегии влияния в современной российской реальности и ассертивное поведение. 14. Принципы и стратегии эффективных переговоров. 15.Психология манипуляций и тактики преодоления манипулятивного воздействия. 16.Проблема взаимодействия между людьми в концепции Э. Берна. 7.4. Темы для обсуждения: 1. Психологические приемы и методы, используемые при проведении фокус-групповых исследований для формирования атмосферы доверия и безопасности в группе, для противодействия конформизму и тенденций к доминированию. 2. Русские как большая социальная группа: социально-психологические особенности. 3. Диалог и взаимопонимание как средства преодоления межгрупповых конфликтов.
7.5. Темы эссе, рефератов, курсовых работ: 1.Страх как социальная проблема в российском обществе. 2. Социальные и психологические детерминанты страха публичных выступлений. 3. Влияние внутриличностной позиции на успешность социального взаимодействия. 4. Показатели невротизации личности в концепции К. Хорни и их современное звучание. 5. Массовидные явления человеческой психики и их проявление в больших социальных группах: на митингах, акциях протеста, рок-концертах, религиозных общностях. 6. Сценарии ролевого взаимодействия между руководителем и подчиненным в бюджетных и коммерческих организациях. 7. Роль социальных ожиданий в динамике социальной напряженности в обществе. 8. Взаимодействие и взаимоотношения между социальными группами современного российского общества. Интернет-ресурсы www.voppsy.ru Вопросы психологии www.gazetamim.ru Психологическая газета «Мы и мир» Социальная психология Автор: Владыкина И.К.
Рецензент: Шестопал Е.Б., д.ф.н., проф.
1. Цели и задачи освоения дисциплины Цели дисциплины: · Обучение студентов теоретическим и прикладным основам социально-психологической науки. · Освоение социально-психологических механизмов социальных процессов. Задачи дисциплины: Анализ взаимосвязи социальной психологии как науки с актуальными проблемами общественной жизни, опосредованности всех сфер человеческой деятельности психологическими закономерностями. Систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных исследований в области социальной психологии. Ознакомление с основными сферами прикладной социальной психологии. Освоение методов социально-психологических исследований и современных технологий практической психологии. Ориентированность изучения курса социальной психологии на анализ современной социальной реальности, самопознание и рост социальной зрелости личности. Дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина изучается в 3 семестре. Дисциплина «Социальная психология» органически связана с другими дисциплинами и является необходимым компонентом социологического образования. Дисциплина логически связана с курсами философии, демографии, политологии, предшествующими изучению социальной психологии. В свою очередь, изучение социально-психологических механизмов социальных явлений подготавливает студентов к освоению базовых профессиональных дисциплин: зарубежной социологии ХХ века, общей социологии, современной социологии, а также прикладных отраслей социологического знания: социологии коммуникаций, социологии семьи, социологии конфликта. Изучению дисциплины «Социальная психология» должно предшествовать формирование компетенций, полученных при изучении философии, демографии, политологии. В частности: · философское осмысление современной социальной реальности; · широкий кругозор и масштабность мышления при изучении социальных процессов и явлений; · знание и понимание демографических и политических процессов в современном обществе. «Социальная психология» дает знания и формирует компетенции, необходимые для изучения базовых и прикладных дисциплин социологического образования, в частности: · знание социально-психологических механизмов социальных явлений; · понимание закономерностей развития и поведения личности, как основного субъекта социальных процессов; · умения использовать полученные знания в практике профессиональной деятельности специалиста – социолога.
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины - способность к самостоятельному обучению, построению и реализации перспективных линий образовательного, интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9); - способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности, выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2); - способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1); - способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3); - способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач конкретных исследований (ПК - 3); - способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4); - способность разрабатывать научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (ПК - 5); - способность представлять в средствах массовой коммуникации результаты социологических исследований, аналитической работы по актуальным социальным, социально-экономическим, социально-политическим и социокультурным проблемам с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК - 10); - владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии, как основой профессиональной деятельности (ПК - 2); - способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4); - способность анализировать, интерпретировать и обобщать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию на основе когнитивных и объяснительных возможностей социологической теории (ПК - 8); - способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК -11). 3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные теории, концепции социальной психологии; - методы исследования и технологии воздействия в социальной психологии; социально-психологические особенности больших и малых социальных групп; - теории личности, этапы социализации, структуру личности и динамику ее развития; - закономерности общения людей; уметь: - использовать знания по социальной психологии при изучении социальных процессов и явлений, при анализе социальной реальности; - проводить исследования с использованием социально-психологических методов; - проявлять социально-психологическую компетентность; - эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений; - ориентироваться в социальных ситуациях; - правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия; владеть: - технологиями социально-психологического исследования; - навыками успешной презентации, публичного выступления.
4. Общая трудоемкость дисциплины Учебная дисциплина «Социальная психология» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часа. Лекции (ЛК) – 18 часов, практические занятия (ПЗ) – 36, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 9 часов, самостоятельная работа студентов (СРС) – 81 час. Контроль итоговый – зачет с оценкой. Изучается в 4 семестре. 1. Структура и содержание дисциплины Распределение часов по разделам, темам и видам занятий
5.2. Содержание учебной дисциплины
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.091 с.) |