Распределение часов по разделам, темам и видам занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение часов по разделам, темам и видам занятий



Социальная психология

Автор: Владыкина И.К.

 

Рецензент: Шестопал Е.Б., д.ф.н., проф.

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели дисциплины:

· Обучение студентов теоретическим и прикладным основам социально-психологической науки.

· Освоение социально-психологических механизмов социальных процессов.

Задачи дисциплины:

Анализ взаимосвязи социальной психологии как науки с актуальными проблемами общественной жизни, опосредованности всех сфер человеческой деятельности психологическими закономерностями.

Систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных исследований в области социальной психологии.

Ознакомление с основными сферами прикладной социальной психологии.

Освоение методов социально-психологических исследований и современных технологий практической психологии.

Ориентированность изучения курса социальной психологии на анализ современной социальной реальности, самопознание и рост социальной зрелости личности.

Дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина изучается в 3 семестре.

Дисциплина «Социальная психология» органически связана с другими дисциплинами и является необходимым компонентом социологического образования. Дисциплина логически связана с курсами философии, демографии, политологии, предшествующими изучению социальной психологии. В свою очередь, изучение социально-психологических механизмов социальных явлений подготавливает студентов к освоению базовых профессиональных дисциплин: зарубежной социологии ХХ века, общей социологии, современной социологии, а также прикладных отраслей социологического знания: социологии коммуникаций, социологии семьи, социологии конфликта.

Изучению дисциплины «Социальная психология» должно предшествовать формирование компетенций, полученных при изучении философии, демографии, политологии. В частности:

· философское осмысление современной социальной реальности;

· широкий кругозор и масштабность мышления при изучении социальных процессов и явлений;

· знание и понимание демографических и политических процессов в современном обществе.

«Социальная психология» дает знания и формирует компетенции, необходимые для изучения базовых и прикладных дисциплин социологического образования, в частности:

· знание социально-психологических механизмов социальных явлений;

· понимание закономерностей развития и поведения личности, как основного субъекта социальных процессов;

· умения использовать полученные знания в практике профессиональной деятельности специалиста – социолога.

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

- способность к самостоятельному обучению, построению и реализации перспективных линий образовательного, интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9);

- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности, выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);

- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);

- способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач конкретных исследований (ПК - 3);

- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4);

- способность разрабатывать научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (ПК - 5);

- способность представлять в средствах массовой коммуникации результаты социологических исследований, аналитической работы по актуальным социальным, социально-экономическим, социально-политическим и социокультурным проблемам с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК - 10);

- владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии, как основой профессиональной деятельности (ПК - 2);

- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4);

- способность анализировать, интерпретировать и обобщать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию на основе когнитивных и объяснительных возможностей социологической теории (ПК - 8);

- способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК -11).

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные теории, концепции социальной психологии;

- методы исследования и технологии воздействия в социальной психологии; социально-психологические особенности больших и малых социальных групп;

- теории личности, этапы социализации, структуру личности и динамику ее развития;

- закономерности общения людей;

уметь:

- использовать знания по социальной психологии при изучении социальных процессов и явлений, при анализе социальной реальности;

- проводить исследования с использованием социально-психологических методов;

- проявлять социально-психологическую компетентность;

- эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений;

- ориентироваться в социальных ситуациях;

- правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия;

владеть:

- технологиями социально-психологического исследования;

- навыками успешной презентации, публичного выступления.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина «Социальная психология» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часа. Лекции (ЛК) – 18 часов, практические занятия (ПЗ) – 36, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 9 часов, самостоятельная работа студентов (СРС) – 81 час. Контроль итоговый – зачет с оценкой. Изучается в 4 семестре.

1. Структура и содержание дисциплины

Раздел 1. История развития, предмет и методы социальной психологии

Раздел II. Зарубежные школы социальной психологии

Тема 4. Обзор школ и направлений развития зарубежной социальной психологии. Социальная психология бихевиоризма

Бихевиоризм и задачи социального контроля над поведением. Психоанализ и психологическая грамотность людей. Гуманистическая психология и доктрина человеческих отношений. Когнитивная психология: восприятие и интерпретация реальности, осмысление, картина мира, когнитивные коды, принятие решений. Символический интеракционизм: ролевая теория, концепция личности, общение и взаимодействие между людьми.

Теория бихевиоризма как инструмент влияния на социальную реальность. Программные положения бихевиоризма в работе Д. Уотсона. Основные понятия теории бихевиоризма: научение, подкрепление, драйв, промежуточные переменные. Схемы формирования навыков: респондентное и оперантное научение.

Направления развития бихевиоризма: конвенционный, радикальный бихевиоризм, социальное научение.

Роль социальных ожиданий в модификации поведения социальных групп и личностей.

Тема 11. Личность лидера

Теории лидерства. Типы лидеров. Формальный и неформальный лидер. Харизматический лидер. Лидерство и руководство. Стили лидерства. Стиль лидерства и психологический климат в группе. Взаимоотношения в коллективе, как показатель стиля лидерства. Психологические ресурсы лидера. Самооценка лидера и особенности взаимоотношений с другими людьми. Когнитивный стиль и принятие решения.

Личность лидера. Я-концепция лидера. Потребности, детерминирующие лидерское поведение. Потребность во власти, в достижении, в контроле, в аффилиации, т.е. в чувстве интеграции с группой и получении поддержки от нее. Компенсаторный и инструментальный характер потребности во власти. Детские психологические травмы и компенсаторная потребность во власти.

Публичное поведение лидера как отражение его личностной позиции.

Тема 13. Структура общения

Общение как социальная перцепция. Взаимное восприятие и познание партнеров по общению – основа установления взаимопонимания между ними. Идентификация, эмпатия, рефлексия как механизмы восприятия и понимания партнеров по общению. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности», «новизны». Содержание и значение процесса стереотипизации. Роль установки в формировании первого впечатления о человеке.

Феномен «каузальной атрибуции» – интерпретации причин поведения другого человека.

Межличностная аттракция – эмоциональная основа межличностного восприятия. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции.

Интерактивный компонент общения. Типы взаимодействия. Ориентация на контроль и на понимание. Психологическое влияние в процессе общения. Императивные и неимперативные формы влияния. Виды противостояния влиянию. Ассертивное поведение.

Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Социальная психология» должно включать в себя следующие образовательные технологии:

§ проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий;

§ социально-психологические технологии, способствующие личностному развитию студентов: тренинги, психодрама, системные расстановки.

§ использование интерактивных обучающих технологий: дискуссии, обсуждения.

 

7.Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Планы практических занятий

Тема 13. Структура общения.

Вопросы для подготовки к практическому занятию:

1. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.

2. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Межличностная аттракция.

3.Общение как взаимодействие. Вклад школы символического интеракционизма в разработку проблем общения. Ответственность личности в ситуации коммуникативного взаимодействия. Значение и ролевая определенность. Социальная драматургия Гофмана.

4. Общение и динамика межличностных отношений. Ориентация на контроль и на понимание. Открытая и закрытая позиция. Установление контакта, распределение ролей, соотношение позиций.

5.Общение как средство социального влияния. Виды влияния. Психологические причины потребности во влиянии. Психологические способы противостояния влиянию. Психология ассертивного поведения. Стратегии влияния в СМИ.

Литература основная: 1, 3.

Литература дополнительная: 10,11, 14, 15.

Занятие проводится в форме разработки стратегии повышения собственной коммуникативной компетентности.

Темы докладов

1. Социальная психология и социальная реальность: особенности развития социальной психологии в различных регионах мира.

2. Психоанализ и современная психотерапевтическая практика.

3. Психоаналитические основы построения психологических портретов политиков.

4. Традиции и социально-психологические особенности своей этнической группы.

5. Модели личности и социальная реальность

6. Стадии психосоциального развития в концепции Э. Эриксона.

7. Психологическая зависимость: причины и способы преодоления.

8. Психологические особенности личности политического лидера.

9. Влияние СМИ на формирование социальной идентичности личности.

10. Коммуникативная компетентность и социальный интеллект человека как ресурсы успешного взаимодействия и социального продвижения человека. Пути формирования.

11. Барьеры в общении.

12. Невербальная коммуникация. Значение жестов, символов в процессе общения.

13. Стратегии влияния в современной российской реальности и ассертивное поведение.

14. Принципы и стратегии эффективных переговоров.

15.Психология манипуляций и тактики преодоления манипулятивного воздействия.

16.Проблема взаимодействия между людьми в концепции Э. Берна.

7.4. Темы для обсуждения:

1. Психологические приемы и методы, используемые при проведении фокус-групповых исследований для формирования атмосферы доверия и безопасности в группе, для противодействия конформизму и тенденций к доминированию.

2. Русские как большая социальная группа: социально-психологические особенности.

3. Диалог и взаимопонимание как средства преодоления межгрупповых конфликтов.

7.5. Темы эссе, рефератов, курсовых работ:

1.Страх как социальная проблема в российском обществе.

2. Социальные и психологические детерминанты страха публичных выступлений.

3. Влияние внутриличностной позиции на успешность социального взаимодействия.

4. Показатели невротизации личности в концепции К. Хорни и их современное звучание.

5. Массовидные явления человеческой психики и их проявление в больших социальных группах: на митингах, акциях протеста, рок-концертах, религиозных общностях.

6. Сценарии ролевого взаимодействия между руководителем и подчиненным в бюджетных и коммерческих организациях.

7. Роль социальных ожиданий в динамике социальной напряженности в обществе.

8. Взаимодействие и взаимоотношения между социальными группами современного российского общества.

Интернет-ресурсы

www.voppsy.ru Вопросы психологии

www.gazetamim.ru Психологическая газета «Мы и мир»

Социальная психология

Автор: Владыкина И.К.

 

Рецензент: Шестопал Е.Б., д.ф.н., проф.

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цели дисциплины:

· Обучение студентов теоретическим и прикладным основам социально-психологической науки.

· Освоение социально-психологических механизмов социальных процессов.

Задачи дисциплины:

Анализ взаимосвязи социальной психологии как науки с актуальными проблемами общественной жизни, опосредованности всех сфер человеческой деятельности психологическими закономерностями.

Систематизация фундаментальных знаний и анализ основных тенденций современных исследований в области социальной психологии.

Ознакомление с основными сферами прикладной социальной психологии.

Освоение методов социально-психологических исследований и современных технологий практической психологии.

Ориентированность изучения курса социальной психологии на анализ современной социальной реальности, самопознание и рост социальной зрелости личности.

Дисциплина «Социальная психология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла. Дисциплина изучается в 3 семестре.

Дисциплина «Социальная психология» органически связана с другими дисциплинами и является необходимым компонентом социологического образования. Дисциплина логически связана с курсами философии, демографии, политологии, предшествующими изучению социальной психологии. В свою очередь, изучение социально-психологических механизмов социальных явлений подготавливает студентов к освоению базовых профессиональных дисциплин: зарубежной социологии ХХ века, общей социологии, современной социологии, а также прикладных отраслей социологического знания: социологии коммуникаций, социологии семьи, социологии конфликта.

Изучению дисциплины «Социальная психология» должно предшествовать формирование компетенций, полученных при изучении философии, демографии, политологии. В частности:

· философское осмысление современной социальной реальности;

· широкий кругозор и масштабность мышления при изучении социальных процессов и явлений;

· знание и понимание демографических и политических процессов в современном обществе.

«Социальная психология» дает знания и формирует компетенции, необходимые для изучения базовых и прикладных дисциплин социологического образования, в частности:

· знание социально-психологических механизмов социальных явлений;

· понимание закономерностей развития и поведения личности, как основного субъекта социальных процессов;

· умения использовать полученные знания в практике профессиональной деятельности специалиста – социолога.

 

2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

- способность к самостоятельному обучению, построению и реализации перспективных линий образовательного, интеллектуального, культурного, нравственного и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ИК-9);

- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации, к постановке целей профессиональной деятельности, выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2);

- способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (СК-1);

- способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (СК-3);

- способность разрабатывать новые и адаптировать известные методологические подходы и методы, используя отечественный и зарубежный опыт, для решения задач конкретных исследований (ПК - 3);

- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения теоретических и практических исследовательских задач, включая выявление социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4);

- способность разрабатывать научный аппарат исследования в фундаментальных и прикладных областях социологии (ПК - 5);

- способность представлять в средствах массовой коммуникации результаты социологических исследований, аналитической работы по актуальным социальным, социально-экономическим, социально-политическим и социокультурным проблемам с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК - 10);

- владение классическими и современными социологическими теориями, новейшими тенденциями и направлениями современной социологии, как основой профессиональной деятельности (ПК - 2);

- способность применять в профессиональной деятельности знания по теории и методологии социологии для решения социально значимых проблем, противоречий и проблемных ситуаций (ПК - 4);

- способность анализировать, интерпретировать и обобщать социальную, демографическую, политическую, экономическую, культурную, духовно-религиозную и естественнонаучную информацию на основе когнитивных и объяснительных возможностей социологической теории (ПК - 8);

- способность использовать знание теорий и методов социальных и гуманитарных наук в работе с методическим инструментарием, нормативными документами, информационными материалами для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК -11).

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

- основные теории, концепции социальной психологии;

- методы исследования и технологии воздействия в социальной психологии; социально-психологические особенности больших и малых социальных групп;

- теории личности, этапы социализации, структуру личности и динамику ее развития;

- закономерности общения людей;

уметь:

- использовать знания по социальной психологии при изучении социальных процессов и явлений, при анализе социальной реальности;

- проводить исследования с использованием социально-психологических методов;

- проявлять социально-психологическую компетентность;

- эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений;

- ориентироваться в социальных ситуациях;

- правильно определять личностные особенности и эмоциональное состояние других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовать эти способы в процессе взаимодействия;

владеть:

- технологиями социально-психологического исследования;

- навыками успешной презентации, публичного выступления.

 

4. Общая трудоемкость дисциплины

Учебная дисциплина «Социальная психология» имеет объем 4 зачетные единицы – 144 академических часа. Лекции (ЛК) – 18 часов, практические занятия (ПЗ) – 36, контролируемая самостоятельная работа (КСР) – 9 часов, самостоятельная работа студентов (СРС) – 81 час. Контроль итоговый – зачет с оценкой. Изучается в 4 семестре.

1. Структура и содержание дисциплины

Распределение часов по разделам, темам и видам занятий

  № п/п Темы Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Все-го ЛК ПЗ КСР СРС
  История развития и предмет социальной психологии.                 Задание №1 из раздела «Задания для самостоятельной работы».
  Методы исследования в социальной психологии.                 Задание №2 и №3 из раздела «Задания для самостоятельной работы». Тестирование.
  Методы воздействия и психокоррекции.       -       Задание №4 из раздела «Задания для самостоятельной работы». Демонстрация психологических технологий.
  Теории зарубежной социальной психологии. Бихевиоризм.               Задание №5 из раздела «Задания для самостоятельной работы».
  Психоаналитические теории.   5-6           Задание №6 и №7 из раздела «Задания для самостоятельной работы». Контрольная работа.
  Социальная психология групп.               Задание №№ 8,9,10, 11 из раздела «Задания для самостоятельной работы». Групповая дискуссия, эссе. Социометрический тест.
  Феномены группового влияния и межгрупповые отношения.               Задание № 12 из раздела «Задания для самостоятельной работы».  
  Социально-психологические проблемы личности.               Задание №№ 13 и 16 из раздела «Задания для самостоятельной работы». Психологическое тестирование.
9. Социализация и регуляция социального поведения.               Задание №14 из раздела «Задания для самостоятельной работы».
10. Нарушения структуры личности и психокоррекция.               Задание №15 из раздела «Задания для самостоятельной работы».
  Личность лидера.               Задание №1 из раздела «Задания для самостоятельной работы».
  Закономерности общения людей.   13-14           Задание №18 из раздела «Задания для самостоятельной работы».
  Структура общения   15-16           Задание №19 из раздела «Задания для самостоятельной работы».
  Прикладные проблемы общения.   17-18   -       Задание №№20, 21, 22 из раздела «Задания для самостоятельной работы». Тренинг общения.
  Итоговый контроль               Зачет с оценкой
  Итого                

5.2. Содержание учебной дисциплины



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.091 с.)