Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод инструментальных условных рефлексов↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Способ наведения.
Для использования данного способа дрессировки необходимо выяснить мотивационные предпочтения конкретной собаки – найти объект особой привлекательности для нее, который может быть использован в качестве “мишени”. “Мишенью” может являться кусочек привлекательной для собаки пищи, игрушка или иная вещь, обладать которой собака стремится. При этом необходимо следить за состоянием мотивации, если ее выраженность падает, тренировку следует прекратить. Также следует поддерживать выраженность потребности, соответствующей выбранной форме подкрепления.
Этап 1: Ознакомление собаки с навыком.
Возьмите поводок собаки в левую руку, а “мишень” в правую руку. Привлекайте внимание собаки движением “мишени” перед ее носом. Когда внимание собаки сосредоточится на объекте, перемещайте “мишень” назад и вверх. Это заставит собаку сесть. Одновременно подавайте команду “Сидеть!”. Допустимо опережение жеста командой голосом. Не следует делать резких или быстрых движений правой рукой с “мишенью”. Как только собака совершит посадку, следует отдать ей “мишень”. Если в качестве “мишени” используется кусочек пищи, необходимо дополнительно двумя - тремя кусочками подкрепить поведение. Если используется предмет – поиграть им с собакой. Этап 2: Автоматизация навыка.
Продолжительность этапа 10 – 15 дней при условии 3 – 4-х кратных ежедневных 15 – 20 минутных занятий. Прежде чем приступать к занятиям, следует убедиться в выраженности выбранных потребности и мотивации. Следует прекращать занятия как только их выраженность падает.
Во время автоматизации навыка исключают “мишень” из состава пусковой афферентации, что происходит в течение 2-3 занятий, ориентируя собаку на сигнальное значение жеста. После чего приступают к редукции (снижению выраженности) наводящего жеста, что требует большего времени.
Этап 2.1.: Исключение “мишени” из состава пусковой афферентации навыка. Как только собака начнет совершать посадку, заинтересованно следуя за рукой с “мишенью”, начните управлять собакой без использования “мишени” - пустой рукой. После подачи команды голосом, совершайте рукой выраженный и плавный жест. Если собака не подчиняется по первому жесту, повторите жест 2 - 3 раза. Если и при этом собака не выполняет нужного движения, используйте способ пассивной флексии или наталкивания и тут же предложите собаке “мишень”.
Этап 2.2.: Исключение движения рукой из состава пусковой афферентации навыка. Как только собака легко начнет воспроизводить требуемое действие, переходите к этапу редукции жеста. Уменьшайте амплитуду движений руки постепенно, но постоянно, все больше ориентируя собаку на команду голосом. В случае необходимости используйте способ пассивной флексии или наталкивания. После принятия собакой необходимой позы, тут же предъявляйте ей “мишень”.
Этап 3: Корректирующий тест На этом этапе, в случае необходимости, производят замену базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную. Начинайте упражнение с собакой, стоящей с левой стороны. Будьте готовы в случае необходимости применить корректирующее воздействие - оборонительный способ. Дайте собаке команду “Сидеть!” и если в течение секунды собака совершит посадку, подкрепите ее поведение, используя условное положительное или натуральное подкрепление - предъявление “мишени” (пища или игрушка). Если нет, при помощи способа оборонительного поведения быстро посадите ее. Не корректируйте поведение одновременно с командой. Не повторяйте команду. Предоставьте собаке свободное состояние и через 2-3 минуты повторите тест. Повторите тестирующее упражнение 5 – 7 раз. Если собака выполняет навык медленно и менее чем в 70% случаев, проводите занятия описанным образом в течение 3 - 5-и дней и снова проведите тестирование.
Способ отбора поведения.
Перед занятиями у собаки создается выраженная пищевая или игровая мотивации.
Этап 1: Ознакомление собаки с навыком.
Собака выгуливается на поводке длиной 2 - 3-и м. Через небольшие промежутки времени вы останавливаетесь и громко повторяете команду “Сидеть!”. В ситуации ограниченной свободы, рано или поздно собака сядет. Как только собака сядет, подкрепляйте данное поведение скармливанием пищи или игрой с предметом. Через 2 - 3-и минуты повторите упражнение
Этап 2: Автоматизация навыка. Продолжительность этапа 10 – 15 дней при условии 3 – 4-х кратных ежедневных 15 – 20 минутных занятий. Прежде чем приступать к занятиям, следует убедиться в выраженности выбранных потребности и мотивации. Следует прекращать занятия как только их выраженность падает.
Этап 3: Корректирующий тест. На этом этапе, в случае необходимости, производят замену базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную. Начинайте упражнение с собакой, стоящей с левой стороны. Будьте готовы в случае необходимости применить корректирующее воздействие - оборонительный способ. Дайте собаке команду “Сидеть!” и если в течение секунды собака совершит посадку, подкрепите ее поведение, используя условное положительное или натуральное подкрепление - предъявление “мишени” (пища или игрушка). Если нет, при помощи способа оборонительного поведения быстро посадите ее. Не корректируйте поведение одновременно с командой. Не повторяйте команду. Предоставьте собаке свободное состояние и через 2-3 минуты повторите тест. Повторите тестирующее упражнение 5 – 7 раз. Если собака выполняет навык медленно и менее чем в 70% случаев, проводите занятия описанным образом в течение 3 - 5-и дней и снова проведите тестирование.
Этап 4: Отработка готовности к посадке с левой и правой сторон дрессировщика. Как правило первоначальный навык посадки отрабатывается при нахождении собаки с какой-нибудь одной стороны от дрессировщика. В связи с этим проводят специальные занятия, вырабатывая у собаки готовность к совершению посадки находясь не только слева, но и справа от дрессировщика. Продолжительность этапа составляет 5 - 10 дней.
Этап 5: Обучение собаки сохранять заданную позу.
Начинайте занятия с собакой находящейся на поводке слева от вас. Посадите собаку. И, если на предыдущих этапах выработки навыка вы предъявляли подкрепление практически сразу же, то сейчас начинайте постепенно, от занятия к занятию, увеличивать время от принятия собакой нужной позы до предъявления подкрепления. В тех случаях, когда собака меняет позу раньше чем нужно, корректируйте поведение с помощью оборонительного способа. Необходимо довести продолжительность выдержки собаки до 3-х минут.
Этап 6: Отработка посадки в движении.
Двигайтесь вместе с собакой, позволяя ей быть с любой стороны от вас. На ходу дайте собаке команду “Сидеть!”. Если собака садиться, подкрепите поведение. Если собака не садиться, быстро скорректируйте поведение толчком в область крестца и рывком поводка по направлению к хвосту. Не корректируйте поведение одновременно с командой - между командой и корректирующим воздействием должна быть пауза около 1 сек. Добивайтесь, чтобы ваша собака садилась, когда она находится спереди, позади или с любой из сторон. Собака должна садиться немедленно после подачи команды.
Этап 7: Формирование готовности к посадке в помещении.
В заключении в течение 5 - 10-и дней формируют готовность собаки к воспроизведению навыка по команде в помещении (тренировочный или рабочий зал), где собаке предстоит работать. Для этого в помещении повторяют 4 - 6 - й этапы формирования навыка.
Подзыв собаки. Навык подхода состоит из нескольких элементов: (1) приближение собаки к дрессировщику, (2) принятие собакой необходимого положения, (3) фиксация около дрессировщика. По поданной команде “Ко мне!” собака должна приблизиться к дрессировщику, занять исходное положение, слева от дрессировщика в положении “Сидеть!”, и сохранять заданное положение до альтернативной команды. Собака может занимать исходное положение сразу подходя к левой стороне дрессировщика, или, приближаясь к нему справа, совершая обход, или усаживаясь перед дрессировщиком, занимая исходное положение по дополнительной команде “Рядом!”.
Этап 1: Формирование элемента подхода собаки по команде.
Способ наведения. Отстегните поводок и предоставьте собаке свободное состояние. Подавая команду, “мишенью” (кусочком пищи, косточкой, игрушкой, миской с кормом, а то и просто делая что-нибудь необычное) привлекайте внимание собаки, а когда она подбежит, предъявляя мишень, задержите ее на некоторое время рядом с собой. Через 10 - 15 сек. предоставьте собаке свободное состояние. Повторите упражнение через 2 - 3 минуты.
Способ наталкивания. Предоставьте собаке, находящейся на длинном (10-15 м) поводке, свободное состояние. Через некоторое время, подав команду, поддергиванием поводка принуждайте собаку подойти к вам. Избегайте резких болезненных рывков и не тяните собаку. После подхода собаки, дополнительно подкрепите данное поведение оглаживанием, игрой, дачей пищи. Через 10 - 15 сек. предоставьте собаке свободное состояние. Повторите упражнение через 2 - 3 минуты.
Способ оборонительного поведения. Применяется только в случае дрессировки упрямых или чрезвычайно отвлекающихся собак, или когда применение других способов не приводит к успеху. Для превышения порога болевой чувствительности на собаку надевают строгий ошейник (парфорс) или удавку. Техника аналогична описанной для применения способа наталкивания, но рывки поводком, производимые дрессировщиком должны вызывать неприятные или болевые ощущения у собаки. Не применяйте слишком сильных болевых воздействий на собаку.
Имитационный способ. Возможен при наличии взрослой собаки (“актера”) со сформированным навыком подхода по команде, дружески настроенной по отношению к дрессируемой собаке (“зрителю”). Проводите занятия при условии выраженной пищевой потребности у обоих собак. Предоставьте обоим собакам свободное состояние. Подзывайте собаку-”актера” и на глазах “зрителя” подкармливайте ее. Если собака-”зритель” приближается тоже, повторяйте команду и подкрепляйте данное поведение. Через 2 - 3-и занятия проведите тренировку собаки-”зрителя” в отсутствии “актера”.
Этап 2: Формирование элемента занятия собакой исходного положения. Занятие собакой исходного положения (собака находится слева от дрессировщика) возможно в двух вариантах: (1) собака сразу подходит к левой стороне от дрессировщика или, (2) приближаясь к дрессировщику справа, обходит его со стороны спины к левой стороне. Целесообразней начинать освоение данного элемента, когда у собаки уже сформирован навык посадки по команде.
Способ наведения. Вариант 1. Собака находится в свободном состоянии. Подавая команду “Ко мне!”, “мишенью” привлекайте внимание собаки сразу к левой стороне дрессировщика. Когда собака подбежит, предъявите мишень и задержите собаку на несколько секунд рядом с собой с левой стороны, а затем предоставьте свободное состояние. Через два - три занятия вводите посадку собак.
Вариант 2. Собака находится в свободном состоянии. Подавая команду “Ко мне!”, “мишенью” привлекайте внимание собаки к правой стороне своего тела. При приближении собаки, ведите ее за “мишенью”, перекладывая “мишень” за спиной из правой руки в левую, добиваясь обхода собаки. Как только собака окажется слева от вас, предъявите ей мишень. Задержите собаку на несколько секунд рядом с собой с левой стороны, а затем предоставьте свободное состояние. Через два - три занятия вводите посадку собак.
Способ наталкивания. Предоставьте собаке, находящейся на длинном (10-15 м) поводке, свободное состояние. Через некоторое время, подав команду, поддергиванием поводка принуждайте собаку подойти к вам, сразу ориентируя ее к одной из сторон. Избегайте резких болезненных рывков и не тяните собаку. Если собака подходит к правой стороне, перекладывая поводок за спиной из правой руки в левую, принудите ее обойти вас. После подхода собаки к нужной стороне, дополнительно подкрепите данное поведение оглаживанием, игрой, дачей пищи. Через 10 - 15 сек. предоставьте собаке свободное состояние. Через два - три занятия вводите посадку собак.
В случае необходимости используйте способ оборонительного поведения.
Этап 3: Формирование выдержки собаки в исходном положении.
Как только собака с готовностью начнет подходить к нужной стороне дрессировщика по одной поданной команде и быстро усаживаться, приступайте к отработке выдержки - сохранению принятой позы. Техника отработки выдержки описана в разделе формирования навыка посадки по команде.
Этап 4: Корректирующий тест. На этом этапе производят замену базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную. Предоставьте собаке, находящейся на длинном (10-15 м) поводке, свободное состояние. Через некоторое время, подав команду, резким поддергиванием поводка принуждайте собаку подойти к вам и занять исходное положение. После занятия собакой нужного положения огладьте ее. Через 10 - 15 сек. предоставьте собаке свободное состояние. В процессе тренировок добивайтесь быстрого и четкого выполнения навыка.
Предоставление собаке свободного состояния. Предоставление собаке свободного состояния осуществляется голосовой командой "ГУЛЯЙ!" и направляющим жестом правой руки в сторону желательного движения. Начинайте занятия на поводке длиной 10-15 м. После какого-либо упражнения, вы подаете собаке команду голосом и жестом, и, вместе с ней, пробегаете 5-10 м. Во время перерыва целесообразно проводить игровые занятия и дать возможность собаке удовлетворить естественные потребности. Через 2 - 3 минуты подзывают собаку и некоторое время фиксируют ее рядом с собой. Через 5 - 10 секунд снова предоставьте собаке свободное состояние. Со временем время нахождения собаки рядом с вами увеличивайте. Когда собака начнет с готовностью выполнять как навыки отхода от дрессировщиках, так и подхода к нему, проводите тренировки с брошенным на землю поводком. Не произносите несколько команд и не делайте больших пауз между командой и воздействием на собаку. В случае необходимости корректируйте поведение собаки рывком поводка.
Движение собаки рядом с дрессировщиком. Навык движения собаки рядом с дрессировщиком включает в себя следующие элементы: (1) прямолинейное движение собаки слева и справа от дрессировщика, (2) остановку и возобновление движения, а также (3) развороты собаки с дрессировщиком в движении. Целесообразно, чтобы перед началом отработки этого навыка у собаки было сформировано умение посадки по команде. Во время движения собака должна находится слева или справа от дрессировщика, так чтобы ее левая (правая) лопатка была на уровне колена дрессировщика. Расстояние от ноги дрессировщика до собаки не должно превышать ширины крупа собаки. Во время остановки, собака должна самостоятельно, без дополнительной команды совершать посадку. После освоения собакой движения рядом с дрессировщиком (но не до степени навыка), например, с левой стороны, приступают к обучению движения с правой стороны от дрессировщика.
Этап 1: Формирование навыка движения собаки рядом с дрессировщиком.
Способ наведения. Собака находится на поводке, который удерживается левой рукой дрессировщика. Техника дрессировки достаточно проста: находясь в основной стойке, дрессировщик берет “мишень” в правую руку и после подачи команды “Рядом!”, начинает движение, привлекая внимание собаки “мишенью”. Через 5 - 6 шагов прямолинейного движения в среднем темпе, делается остановка, во время которой собаке предъявляется “мишень”. От занятия к занятию продолжительность маршрута увеличивают Использование “мишени” не исключает применение поводка - при необходимости следует придерживать собаку или подтягивать ее. Со временем паузу между выполнением какого-либо действия и предъявлением мишени увеличивают.
Способ наталкивания. Способ наталкивания может быть использован в рамках оперантного и классического условнорефлекторного методов дрессировки. В первом случае у собаки создается какая-либо выраженная потребность, например, пищевая, во втором случае наличие потребности не имеет значение. Однако следует заметить, что формирование навыка при использовании оперантного метода дрессировки происходит быстрее. Собака находится на поводке, который удерживается левой и правой руками дрессировщика. Занятия проводятся при одетом широком ошейнике. Начиная формирование навыка следует помнить, что при оперантном научении подкреплением считается сигнал об удовлетворении наличной потребности, например, пищевой, а при классическом условнорефлекторном - возвращающий рывок, как второй, после условного, по действию раздражитель. Навык отрабатывается следующим образом: при помощи поводка мы принуждаем собаку занять нужное положение и после подачи команды, поддергивая собаку, начинаем прямолинейное движение. При попытке собаки выдвинуться вперед, отстать, сместиться влево, подается команда, после чего необходимо поддергиванием поводка вернуть собаку в нужную позицию. Перед поворотом, разворотом или остановкой команда подается за шаг, или за секунду до соответствующего действия, после чего совершается необходимое воздействие на собаку, заставляющее ее принять нужную позицию. При использовании этого способа следует избегать воздействий, вызывающих у собаки неприятные или болевые ощущения.
Способ оборонительного поведения. Собака находится на поводке, который удерживается левой и правой руками дрессировщика. В зависимости от особенностей собаки, занятия проводятся при одетых широком, строгом ошейнике или удавке. В этой ситуации отрицательным (аверсивным) подкреплением является резкий и сильный рывок поводком. Следите за величиной аверсивного воздействия - важно, чтобы она не значительно превышала порог болевой чувствительности собаки. Технически навык отрабатывается следующим образом: при помощи поводка мы принуждаем собаку занять нужное положение и после подачи команды, поддергивая собаку, начинаем прямолинейное движение. При попытке собаки выдвинуться вперед, отстать, сместиться влево, подается команда, после чего необходимо рывком поводка вернуть собаку в нужную позицию. Перед поворотом, разворотом или остановкой команда подается за шаг, или за секунду до соответствующего действия, после чего совершается необходимое воздействие на собаку, заставляющее ее принять нужную позицию. Следует помнить несколько правил: команда всегда предшествует отрицательному подкреплению; отрицательное подкрепление должно прекращаться сразу же, как собака займет нужное положение; команда должна опережать изменение положения вашего тела в пространстве, начало, остановку и изменение темпа движения; часть поводка от вашей левой руки до ошейника собаки, должна быть ослаблена (провисшей), натяжение поводка свидетельствует о необходимости совершить рывок. В связи с тем, что такой способ дрессировки связан с отрицательными эмоциями, необходимо своевременно хвалить собаку, снимая негативное состояние при помощи ласковой интонации, оглаживания или игры во время перерыва.
Способ альтернативного поведения. Один из давно используемых способов дрессировки. Вот как его применение описывает И.И. Шидловский в книге “Собака-ищейка и розыск с ней” (Изд-е Леноблохотсоюза, Ленинград, 1931): “Итак взяв левой рукой повод как можно ближе к ошейнику и скомандовав “рядом”, внятно и негромко, вы поведете собаку вначале таким образом, чтобы она находилась между вашей левой ногой и каким-либо забором или стеной. Благодаря этому собака будет только в состоянии или забегать несколько вперед или же тянуть назад. В первом случае выравнивайте ее короткими рывками назад, повторяя каждый раз “рядом”, а во втором такими же вперед. При наличии робкого щенка - старайтесь действовать больше уговорами, похвалой и лаской. Если же имеет дело с сильной, упрямой, а иной раз и огрызающейся собакой, то конечно лучше всего ее вести на шипах парфорса. В этом случае вы не обращаете никакого внимания на ее визг, старание сбросить с себя ошейник и прочее, продолжая спокойно свой путь... Как только дрессируемая собака приучится ходить рядом на привязи в закрытом и уединенном месте у забора или стены, необходимо упражнение это начать разнообразить следующими способами. Во-первых, нужно собаку приучить следовать у левой ноги, без всякой помехи для нее с левой стороны, для чего надлежит делать повороты направо и все ее попытки - тянуть в сторону, подавлять как рывками, так и поворотами опять налево, дабы она опять оказывалась у стены, а, главным образом, подтягивая рукой правой, стараться левой приласкать и привлечь к себе. Во-вторых, частыми поворотами то вправо, то влево, а также то ускорением, то замедлением шага, надо развить у собаки внимание и приучить неотступно следовать за своей левой ногой. Чтобы собака легче усвоила это, лучше приучать ее сначала к частым и быстрым поворотам в одну какую-либо сторону, затем в другую и, наконец, чередуя попеременно в обе. Как только животное во всем этом разовьет в себе известные ловкость и навык, необходимо эти же упражнения начать проделывать в открытом месте, выбирая каждый день все новые и более оживленные, закончив их на многолюдной улице с трамваями, автомобилями и тысячами пешеходов.” Еще раньше этот способ часто использовался при дрессировке полицейских собак, при этом навык начинали отрабатывать в помещении (например, в сарае), двигаясь с собакой вдоль стен помещения (В.И. Лебедев “Руководство дрессировки полицейских собак”, СПБ, 1910).
Этап 3: Корректирующий тест. На этом этапе, в случае необходимости, производят замену базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную. Начинайте упражнение с собакой, сидящей с левой стороны в ошейнике - удавке. Будьте готовы в случае необходимости применить корректирующее воздействие - резкий и сильный возвращающий рывок поводком. Подав команду, начните движение в среднем темпе, проверяя готовность собаки к началу движения, прямолинейному движению, разворотов в движении и остановки. Команда подается за секунду до начала движения, изменения направления движения или остановки. Если через секунду после поданной команды собака самостоятельно не занимает нужной позиции, корректируйте поведение рывком поводка. Если собака выполняет навык медленно и менее чем в 70% случаев, проводите занятия описанным образом в течение 3 - 5-и дней и снова проведите тестирование.
Обучение собаки стоять по команде.
Этап 1: Ознакомление собаки с навыком. Способ наведения. Начинайте с собакой сидящей слева от вас. Приготовьте “мишень” и возьмите ее в правую руку. Подайте команду “Стоять!” и движением правой руки с “мишенью”, от носа собаки вперед, заставьте собаку подняться. Как только собака поднимется предъявите ей “мишень”. Через некоторое время повторите упражнение.
Исключение “мишени” из состава пусковой афферентации навыка. Как только собака начнет вставать, заинтересованно следуя за рукой с “мишенью”, переходите к управлению собакой пустой рукой. После подачи команды голосом, совершайте рукой выраженный и плавный жест. Если собака не подчиняется по первому жесту, повторите жест. Если и при этом собака не выполняет нужного движения, используйте способ пассивной флексии или наталкивания и тут же предложите собаке “мишень”.
Исключение движения рукой из состава пусковой афферентации навыка. Как только собака легко начнет воспроизводить требуемое действие, переходите к этапу редукции жеста. Уменьшайте амплитуду движений руки постепенно, но постоянно, все больше ориентируя собаку на команду голосом. В случае необходимости используйте способ пассивной флексии или наталкивания. После принятия собакой необходимой позы, тут же предъявляйте ей “мишень”.
Способ пассивной флексии. Начинайте с собакой сидящей слева от вас. После подачи команды, вы оборачиваетесь к собаке, подводите левую руку под ее живот и мягко поднимаете собаку. При этом правой рукой вы фиксируете собаку за ошейник, чтобы она не совершала лишних движений. Продолжайте некоторое время оглаживать собаке живот.
Способ наталкивания. Начинайте с собакой сидящей слева от вас. Возьмите собаку левой рукой за ошейник или за поводок поближе к ошейнику. Подайте команду и сделайте шаг вперед, принуждая собаку встать. Как только собака встанет, оглаживайте ей живот левой рукой, предотвращая посадку. Через 5-7 секунд посадите собаку и повторите урок.
Этап 2: Автоматизация навыка. Продолжительность этапа 10 – 20 дней при условии 3 – 4-х кратных ежедневных 15 – 20 минутных занятий. Дрессировщик не должен после подачи команды ждать ответной реакции собаки. Прежде чем подать команду, он должен убедиться что находится в позиции, гарантирующей возможность заставить собаку выполнить команду немедленно.
Этап 3: Корректирующий тест. На этом этапе, в случае необходимости, производят замену базовой мотивации (пищевой или игровой) на оборонительную. Начинайте упражнение с собакой, сидящей с левой стороны в ошейнике - удавке. Будьте готовы в случае необходимости применить корректирующее воздействие - резкий и сильный рывок поводком, заставляющий собаку встать. Если собака выполняет навык медленно и менее чем в 70% случаев, проводите занятия описанным образом в течение 3 - 5-и дней и снова проведите тестирование.
Этап 4: Обучение собаки сохранять заданную позу. Начинайте занятия с собакой на поводке сидящей слева от вас. Поставьте собаку. И, если на предыдущих этапах выработки навыка вы предъявляли подкрепление практически сразу же, то сейчас начинайте постепенно, от занятия к занятию, увеличивать время от принятия собакой нужной позы до предъявления подкрепления. В случаях использования во время автоматизации навыка способов пассивной флексии или наталкивания, постепенно прекращайте давление левой руки на живот собаки, опуская руку. В тех случаях, когда собака меняет позу раньше чем нужно, корректируйте поведение рывком поводка вперед. Необходимо довести продолжительность выдержки собаки до 3-х минут.
Формирование навыка возвращения на “место”. Навык возвращения на “место” включен в исследовательские стереотипы и, как правило, воспроизводится в помещении. При этом, по команде “Место!” собака должна подойти в район “старта”, совершить посадку и сохранять принятую позу до альтернативной команды. Прежде чем приступать к отработке этого навыка, собака должна быть знакома с навыком посадки и движения на поводке.
Способ наталкивания.
Этап 1: Формирование элемента подхода собаки в зону “места” по команде. Упражнение начинается в помещении с собакой на поводке. Находясь на расстоянии 3 - 5 м от места “старта”, дрессировщик подает команду “Место!” и направляющими поддергивающими воздействиями поводка принуждает собаку занять нужное место. Как только собака приблизилась к нужному месторасположению, данное поведение подкрепляется оглаживанием или дачей лакомства.
Этап 2: Формирование элемента посадки. Упражнение начинается в помещении с собакой на поводке. Дрессировщик подает команду “Место!” и направляющими поддергивающими воздействиями поводка принуждает собаку занять нужное место. Как только собака приблизилась к нужному месторасположению, подается команда “Сидеть!” и данное поведение подкрепляется оглаживанием или дачей лакомства.
Этап 3: Формирование выдержки при посадке на “месте”. Методика отработки элемента аналогична описанной при обучении собаки сохранять заданную позу при формировании навыка посадки. Этап 4: Автоматизация навыка.
Во время периода автоматизации навыка, дрессировщик не должен после подачи команды ждать ответной реакции собаки. Прежде чем подать команду, он должен убедиться что находится в позиции, гарантирующей возможность заставить собаку выполнить команду немедленно.
Этап 5: Корректирующий тест. Упражнение начинают с собакой в ошейнике - удавке. Будьте готовы в случае необходимости применить корректирующее воздействие - резкий и сильный направляющий рывок поводком. Подайте собаке команду и оцените ее поведение: если собака через секунду начнет движение к “месту”, двигайтесь ей вслед, поощряя поведение ласковыми словами. Как только собака достигнет “места”, подайте команду “Сидеть!” и будьте готовы быстро скорректировать нежелательное поведение. После паузы в 10 - 15 секунд похвалите собаку. Если собака в течение “выдержки” пытается встать, корректируйте поведение.
Способ наведения.
Этап 1: Формирование элементов подхода собаки в зону “места” и посадки. Занятия проводятся с хорошо выраженной у собаки пищевой потребностью. Упражнение начинается в помещении с собакой на поводке. Находясь на расстоянии 3 - 5 м от места “старта”, дрессировщик фиксирует собаку в положении “сидеть” и на ее глазах выкладывает у район “места” несколько кусочков пищи. Вернувшись к собаке, после 2-3-х секундной выдержки командой место, позволяют собаке подойти и съесть пищу. Усаживают собаку (с расстояния или подойдя к ней) и снова поощряют. Постепенно, от занятия к занятию, увеличивают расстояние до “места” и выдержку на “месте” в положении сидеть. На следующем этапе выводят собаку из помещения и фиксируют ее. Сам дрессировщик или его помощник выкладывают пищу на “место”. Дрессировщик заводит собаку в помещение и от двери посылает ее командой голосом на место. Если собака не садится после поедания корма ее усаживают и снова подкармливают. Этап 1.2. Элиминация “мишени” из состава пусковой афферентации навыка. Корм на “место” не выкладывают. Фиксируют собаку вне помещения. После небольшой выдержки заводят собаку в комнату и от двери посылают ее на место. Когда собака достигнет области “места”, ее пытаются фиксировать командой “Сидеть!”. Если собака сядет, после небольшой выдержки дрессировщик подходит к собаке и поощряет ее. Если собака не садится, дрессировщик подходит к собаке, усаживает при помощи какого-либо способа и возвращается к двери. После небольшой паузы он снова подходит к собаке и поощряет ее. Время фиксации собаки на месте до подхода дрессировщика и поощрения собаки постепенно увеличивают.
Этап 2: Корректирующий тест. Упражнение начинают с собакой в ошейнике - удавке. Будьте готовы в случае необходимости применить корректирующее воздействие - резкий и сильный направляющий рывок поводком. Фиксируют собаку вне помещения. После небольшой выдержки заводят собаку в комнату и от двери посылают ее на место. Если через секунду собака не выполняет поданную команду, или движется излишне медленно, отвлекается на посторонние стимулы, необходимо применять корректирующие рывки поводком. Как только собака достигнет “места”, дают команду “Сидеть!” будучи готовым быстро скорректировать нежелательное поведение. После паузы в 10 - 15 секунд собак хвалят. Если собака в течение “выдержки” пытается встать, ее поведение корректируют.
Приучение собаки к работе в помещении. Специальные занятия по приучению собак к работе (воспроизведению выработанных поведенческих реакций) в условиях помещения проводят по мере необходимости, например, в случаях когда собак получают в условиях питомника, или боязни помещения приобретенной со стороны собаки. Если собака не выказывает явной боязни помещения, ее ориентировочная реакция снижается и исчезает через 2 - 5 тренировочных занятий. Если помет щенков получен в условиях питомника, то их начинают заводить в помещение как только они достигают возраста, позволяющего осуществлять с ним выгул. Для начала щенков заводят в помещение совместно с матерью или всем пометом, что значительно снижает их тревожность и выраженность ориентировочных реакций. Для выработки привыкания к условиям помещения со щенками осуществляют игровые занятия или кормление. С подрощенными щенками, молодыми и приобретенными со стороны собаками осуществляют индивидуальные занятия с учетом выраженности оборонительных и ориентировочных реакций. В случае резко выраженной тревожности в помещении проводят игровые занятия и кормление. По мере снижения ориентировочных и оборонительных реакций переходят к тренировочным занятиям навыков послушания. Смена обстановочной афферентации часто приводит к нарушению воспроизведения ранее отработанных и освоенных навыков и умений. В этом случае рекомендуется повторить все этапы по формированию навыка, но в более сжатые сроки. Прежде чем переходить к формированию у собаки рабочих стереотипов необходимо добиться от нее четкого воспроизведения необходимых навыков послушания в условиях помещения. Для этого ежедневно проводят 2-3 тренировочных занятия с животными в помещении по методикам, описанным выше.
Приучение собаки к работе с несколькими специалистами. Подготовленная собака должна быть готова к работе в условиях присутствия второго специалиста, осуществляющего манипуляции с запаховыми пробами сравнительного ряда, а при необходимости в присутствии посторонних людей (следователя, прокурора, адвоката, потерпевшего или судьи) или с другими специалистами, применяющими ее. Достаточная степень социализации собаки достигается прежде всего выращиванием ее в условиях разнообразных и частых контактах со специалистами лаборатории и другими людьми. Такие контакты обязательно должны быть эмоционально положительными для собаки и проходить под наблюдением дрессировщика. Специалисты, которым в будущем придется работать с данной собакой, должны регулярно принимать участие в ее выгуле и кормлении, играть с собакой, а при наличии необходимых познаний в дрессировке, проводить тренировочные занятия. Приучение собаки работать с другими специалистами возможно при условиях положительных взаимоотношений между ними и освоения собакой навыков послушания или рабочего стереотипа. Занятия проводят в присутствии и под контролем дрессировщика собаки, либо ускоренно проходя все этапы формирования навыков, либо работая над воспроизводимостью сформированных навыков. Обычно процесс приучения к работе с другим специалистом занимает 1-2 недели при условии ежедневных занятий продолжительностью до 30 минут. За это время происходит модификация пусковых афферентаций навыков, имеющихся у собаки, и приспособление специалиста к особенностям управления конкретной собакой. Приучени
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.019 с.) |