Приучение собаки к работе в помещении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приучение собаки к работе в помещении



Специальные занятия по приучению собак к работе (воспроизведению выработанных поведенческих реакций) в условиях помещения проводят по мере необходимости, например, в случаях когда собак получают в условиях питомника, или боязни помещения приобретенной со стороны собаки. Если собака не выказывает явной боязни помещения, ее ориентировочная реакция снижается и исчезает через 2 - 5 тренировочных занятий.

Если помет щенков получен в условиях питомника, то их начинают заводить в помещение как только они достигают возраста, позволяющего осуществлять с ним выгул. Для начала щенков заводят в помещение совместно с матерью или всем пометом, что значительно снижает их тревожность и выраженность ориентировочных реакций. Для выработки привыкания к условиям помещения со щенками осуществляют игровые занятия или кормление.

С подрощенными щенками, молодыми и приобретенными со стороны собаками осуществляют индивидуальные занятия с учетом выраженности оборонительных и ориентировочных реакций. В случае резко выраженной тревожности в помещении проводят игровые занятия и кормление. По мере снижения ориентировочных и оборонительных реакций переходят к тренировочным занятиям навыков послушания.

Смена обстановочной афферентации часто приводит к нарушению воспроизведения ранее отработанных и освоенных навыков и умений. В этом случае рекомендуется повторить все этапы по формированию навыка, но в более сжатые сроки.

Прежде чем переходить к формированию у собаки рабочих стереотипов необходимо добиться от нее четкого воспроизведения необходимых навыков послушания в условиях помещения. Для этого ежедневно проводят 2-3 тренировочных занятия с животными в помещении по методикам, описанным выше.

 

Приучение собаки к работе с несколькими специалистами

Подготовленная собака должна быть готова к работе в условиях присутствия второго специалиста, осуществляющего манипуляции с запаховыми пробами сравнительного ряда, а при необходимости в присутствии посторонних людей (следователя, прокурора, адвоката, потерпевшего или судьи) или с другими специалистами, применяющими ее.

Достаточная степень социализации собаки достигается прежде всего выращиванием ее в условиях разнообразных и частых контактах со специалистами лаборатории и другими людьми. Такие контакты обязательно должны быть эмоционально положительными для собаки и проходить под наблюдением дрессировщика.

Специалисты, которым в будущем придется работать с данной собакой, должны регулярно принимать участие в ее выгуле и кормлении, играть с собакой, а при наличии необходимых познаний в дрессировке, проводить тренировочные занятия.

Приучение собаки работать с другими специалистами возможно при условиях положительных взаимоотношений между ними и освоения собакой навыков послушания или рабочего стереотипа. Занятия проводят в присутствии и под контролем дрессировщика собаки, либо ускоренно проходя все этапы формирования навыков, либо работая над воспроизводимостью сформированных навыков. Обычно процесс приучения к работе с другим специалистом занимает 1-2 недели при условии ежедневных занятий продолжительностью до 30 минут. За это время происходит модификация пусковых афферентаций навыков, имеющихся у собаки, и приспособление специалиста к особенностям управления конкретной собакой.

 

 

Когнитивное научение.

Когнитивное научение объединяет высшие формы обучения, свойственные в большей степени взрослым животным с высокоразвитой нервной системой и основанные на ее свойстве формировать целостный образ окружающей среды. При когнитивных формах научения происходит оценка ситуации, в которой участвуют высшие психические процессы; при этом используется как прошлый опыт, так и анализ имеющихся возможностей, и в результате формируется оптимальное решение.

 

Интеллектуальные возможности животных.

По мнению Л.В. Крушинского, рассудочная (интеллектуальная) деятельность отличается от любых форм обучения. Эта форма приспособительного поведения может осуществляться при первой встрече животного с необычной ситуацией. В том, что животное, сразу без специального обучения, может принять правильное решение и заключается уникальная особенность рассудочной деятельности. В качестве критерия рассудочной деятельности Л.В. Крушинским была выбрана способность животных оценивать состояние движущегося предмета и мысленно продолжать траекторию его движения и тогда, когда объект скрывается из поля зрения животного. Такое свойство было названо еще экстраполяцией.

На основании проведенных опытов Л.В. Крушинский разделяет различные виды животных по уровню элементарной рассудочной деятельности (способности к экстраполяции) на несколько групп:

Первая группа - обезьяны, дельфины и бурые медведи.

Вторая группа - красные лисицы, волки, собаки, корсаки и енотовидные собаки. Со второй группой млекопитающих сравнимы вороны.

Третья группа - серебристо - черные лисицы и песцы.

Четвертая группа - кошки.

Пятая группа - мышевидные грызуны и зайцеообразные. Хотя пасюки иногда решали предложенные задачи получше собак.

Л.В. Крушинский считал, что в момент решения поставленной перед животным задачей, оно пользуется несколькими простейшими законами. Во-первых, законом, который гласит, что всякий предмет воспринимаемый сейчас, продолжает существовать и после того, когда что-нибудь мешает его видеть. Во-вторых, через непрозрачное препятствие не пройти. В-третьих, окружающие предметы не всегда плоские и могут что-нибудь в себя вмешать. В четвертых, животное понимает, что приманка, вмещенная в объемную фигуру, при передвижении этой фигуры перемещается вместе с ней. А в пятых, при этом нужно понять, что объемная приманка может быть помещена в объемный предмет и никак не в плоский. Вот видите, как неожиданно много сложного заключается в казалось бы очень простом поведении - взять и побежать в след...

 

Образное (психонервное) научение.

1935 году появилась концепция И.С. Бериташвили, заключающаяся в том, что у всех позвоночных животных и человека имеется особая форма деятельности мозга - психонервная (или образная память), служащая основанием так называемой "одномоментной формы научения", то есть рефлекторным реакциям, образующимся после однократного сочетания раздражителя и подкрепления.

Суть психонервного научения состоит в том, что у животных возникает определенный образ внешней среды и собственных действий, если эта информация связана с биологически важным для животного результатом (утоление сильного голода, жажды, оборонительное поведение и т.п.). Образ собственных действий, приводящих к подкреплению, сохраняется и каждый раз воспроизводится, если животное попадает в ту же внешнюю среду.

И.С. Бериташвили описывает следующие характерные особенности психонервной деятельности:

1. Психонервная активность интегрирует элементы внешней среды в одно целое переживание, производящее целостный образ. Для этого достаточно, чтобы животное один раз восприняло эту среду.

2. Психонервный комплекс образа легко воспроизводится под влиянием любого из комплексов внешней среды или раздражения, напоминающего эту среду.

3. Воспроизведение может происходить спустя длительное время после начального восприятия жизненно важной ситуации.

4. При такой форме обучения устанавливаются временные связи между нервным субстратом образа и двигательными центрами мозга. Индивидуально приобретенные реакции, направляемые образами, легко автоматизируются при их повторении.

5. Двигательная активность животных при репродукции образа зависит от условий его формирования, от давности возникновения, его жизненного значения, пространственных признаков ситуации.

6. Психонервная активность высших животных преобладает над другими формами обучения и является определяющим фактором поведения.

Основные отличия психонервной формы научения И.С. Бериташвили видел в следующем:

- образование условного рефлекса требует повторяемости - психонервный образ формируется сразу после одного осуществления индивидуального поведения;

- условный рефлекс, не сопровождающийся подкреплением, осуществляется в течение длительного времени и гаснет постепенно - психонервный образ быстро перестает вызывать индивидуально направленное поведение;

- психонервный образ может образовываться только при наличии коры головного мозга;

- условный рефлекс подразумевает формирование временной связи между сенсорными и моторными элементами - психонервное поведение обусловлено образованием активных нервных систем из сенсорных корковых нейронов;

- психонервная деятельность определяет включение и выключение условных и безусловных рефлексов и последовательность их протекания в ряду данного поведения.

Однако, индивидуальное поведение, первично направленное психонервным образом, при повторной тренировке автоматизируется и осуществляется по всем закономерностям условно-рефлекторного обучения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.008 с.)