Участие работников в управлении организацией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие работников в управлении организацией



Участию работников в управлении предприятиями, учрежде­ниями, организациями и ранее придавалось большое значение. КЗоТ 1971 г. (ст. 227 и 228) содержал нормы о праве работников участвовать в управлении предприятиями, учреждениями, орга­низациями и обязанностях администрации по созданию усло­вий, обеспечивающих это участие.

ТК РФ право работников на участие в управлении организа­цией называет в числе их основных трудовых прав (см. ст. 21 ТК РФ). Это право конкретизировано в ст. 52 и 53 ТК РФ.

Право работников на участие в управлении организацией мо­жет быть реализовано двумя основными способами:

1) непосредственно (на собрании, конференции, путем пода­чи предложений работодателю и т. д.);

2) через свои представительные органы (первичную профсо­юзную организацию, иных избранных на общем собрании, кон­ференции представителей).

Участие работников в управлении организацией через профсою­зы может выражаться, в частности, в том, что профсоюзы по упол­номочию работников вправе иметь своих представителей в коллеги­альных органах управления организацией. Это право реализуется обычно с учетом законодательства об организациях различных орга­низационно-правовых форм, их учредительных документов.

Управление организацией включает широкий круг вопросов: определение ее задач, планов, перспектив развития, регулирова­ние трудовых отношений, подбор и расстановка кадров, решение технических и технологических проблем и т. д.

Работники в управлении организацией в основном участвуют при выработке мнения работодателя и принятии им решений по вопросам, связанным с организацией труда, определением его ус­ловий, другим вопросам в сфере труда.

Право работников на участие в управлении организацией ре­гулируется ТК РФ, иными федеральными законами, учредитель­ными документами организации, коллективным договором.

Участие работников как стороны трудовых отношений в управ­лении организацией следует отличать от участия работников-ак­ционеров в управлении акционерным обществом.

Работники, имеющие акции предприятия, на котором они ра­ботают, в правах по управлению акционерным обществом не от­личаются от других акционеров, не состоящих с АО в трудовых отношениях.

Участие работников в управлении организацией может осуще­ствляться в различных формах. Основные из них названы в ст. 53 ТК РФ. К ним отнесены:

— учет мнения представительного органа работников в случа­ях, предусмотренных ТК РФ (см., например, ст. 8, 73, 82, 99, 103, 105, ИЗ, 144, 147, 154, 159, 212, 299, 301, 350, 371-373);

— проведение представительными органами работников кон­сультаций с работодателями по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

— получение от работодателя информации по вопросам, не­посредственно затрагивающим интересы работников;

— обсуждение с работодателем вопросов о работе организа­ции, внесении предложений по ее совершенствованию;

— участие в разработке и принятие коллективных договоров;

— иные формы, определенные ТК РФ, учредительными доку­ментами организации, коллективным договором или локальным нормативным актом организации.

Получение работниками (их представителями) необходимой ин­формации как форма участия в управлении организацией способст­вует их ознакомлению с возникающими в организации проблемами, затрагивающими интересы работников. Их знание дает работникам представление о положении дел в организации, ее возможностях и перспективах в регулировании трудовых отношений.

Представители работников имеют право получать от работода­теля информацию по вопросам:

— реорганизации или ликвидации организации;

— введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;

— профессиональной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации работников;

— по другим вопросам, предусмотренным ТК РФ, иными фе­деральными законами, учредительными документами организа­ции, коллективным договором.

Представители работников имеют право вносить по этим во­просам в органы управления организацией соответствующие предложения и участвовать в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.

В круг обязанностей работодателя входит создание условий, обеспечивающих участие работников в управлении организацией в предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором формах (см. ст. 22 ТК РФ).

Ответственность сторон социального партнерства

Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров, и осуществление контро­ля за соблюдением коллективного договора, соглашения пре­дусмотрена Кодексом Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, вступившим в действие с 1 июля 2002 г.

Статья 5.28 КоАП предусматривает за уклонение работода­теля или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки — влечет наложение админи­стративного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных раз­меров оплаты труда.

Непредоставление работодателем или лицом, его представ­ляющим, в срок, установленный законом, информации, необ­ходимой для проведения коллективных переговоров и осуще­ствление контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, согласно ст. 5.29 влечет наложение администра­тивного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труд а.

Статья 5.30 КоАП предусматривает ответственность за не­обоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения, такая ответственность также предусмотрена лишь для работодателя или лица, его представляющего. Размер ад­министративного штрафа составляет от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

Ответственность за нарушение или невыполнение коллек­тивного договора, соглашения. Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению — влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минималь­ных размеров оплаты труда (ст. 5.31).

Согласно ст. 5.32 уклонение работодателя или его предста­вителя от получения требований работников и от участия в при­мирительных процедурах, в том числе непредоставление по­мещения для проведения собрания (конференций) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), — влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 ми­нимальных размеров оплаты труда.

Невыполнение работодателем или его представителем обя­зательств по соглашению, достигнутому в результате прими­рительной процедуры, — влечет наложение административно­го штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров опла­ты труда (ст. 5.33 КоАП).

Гарантии прав профсоюзов

Стимулы, побуждающие профсоюзы использовать свои права, сосредоточены в основном внутри профсоюзной системы. Они воздействуют на членов профсоюзных органов, работников платного аппарата, активистов, с помощью которых используются профсоюзные полномочия.

С этой целью применяются меры общественного воздействия на основе внутрипрофсоюзных актов. Это - поощрение тех, кто умело использует права профсоюзов и способствует их наиболее полному осуществлению - они могут быть премированы, награждены почетными грамотами. К недостаточно активным работникам платного аппарата профсоюзные органы вправе применить меры дисциплинарного взыскания в соответствии с трудовым законодательством (правовые меры воздействия).

Средством обеспечения реализации прав профсоюзов служит и воздействие вышестоящих профсоюзных органов. На осуществление прав профсоюзов оказывает влияние уровень правосознания трудящихся, понимания ими задач и роли этой организации, необходимость поддержки в ее работе.

Профсоюзы вправе использовать средства «самозащиты» от нарушений их прав работодателями (администрацией), их объединениями, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления.

К таким средствам относится, например, возможность ставить вопрос или требовать расторжения трудового договора (контракта) или смещения с должности руководящих работников организации (предприятия), нарушающих права профсоюза, т.е. применения к ним определенных мер юридического воздействия.

Юридические гарантии, являясь элементом общей системы условий, средств и способов обеспечения прав профсоюзов, имеют относительно самостоятельное значение. Они призваны обеспечить реализацию прав профсоюзов и выполнение встречных обязанностей и занимают в связи с этим особое место в регулировании общественных отношений. Юридические гарантии - это такие государственно-правовые средства, которые охраняют и защищают права профсоюзов от нарушений со стороны работодателей (администрации), их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, дают возможность профсоюзам беспрепятственно осуществлять свои правомочия.

Защита состоит в принятии принудительных мер к реализации и восстановлению нарушенного права, наказании правонарушителей.

Законодательством предусмотрены специальные юридические гарантии, обеспечивающие использование, охрану и восстановление в случае нарушения прав профсоюзов.

В систему юридических гарантий прав профсоюзов входят гарантии:

· имущественные;

· личные;

· обязанность государственных органов, администрации содействовать деятельности профсоюзов, с их участием решать социально-трудовые вопросы, когда это предусмотрено законами, иными нормативными правовыми актами;

· надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов;

· юридическая ответственность.

Юридическая ответственность за нарушение законодательства о профсоюзах, а значит - за несоблюдение предусмотренных этим законодательством профсоюзных прав, прямо установлена Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

За такие правонарушения виновные в том должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций) несут ответственность:

· дисциплинарную (соблюдение законодательства, в том числе законодательства о профсоюзах входит в их должностные обязанности);

· административную (поскольку нарушение законодательства о профсоюзах может являться административным проступком);

· уголовную (за воспрепятствование законной деятельности профсоюзов - см. ст. 137 Уголовного кодекса);

· материальную (если нарушение прав профсоюзов привело для них к материальному ущербу (по нормам гражданского законодательства).

Возможно возмещение и морального вреда, если действия должностных лиц повредили репутации, авторитету профсоюза (также по нормам гражданского законодательства).

Органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.019 с.)