Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практическое занятие по теме «Банковское право».Содержание книги Поиск на нашем сайте
Вопросы для обсуждения: 1. Особенности банковского права РФ. 2. Полномочия и правовой статус Банка России. 3. Банковская реформа.
Литература: 1. ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.02 № 86-ФЗ. Вопросы для самопроверки
1. Источники банковского права. 2. Статус и функции ЦБР. 3. Основные направления банковской реформы.
Тест: 1. Проверку деятельности Банка России может осуществить: а) Министерство финансов РФ; б) ФНС; в) Счетная палата РФ; г) нет верного ответа. 2. В функции Банка России входит: а) денежная эмиссия; б) контроль над банковской деятельностью; в) регулирование банковской деятельности; г) все вышеперечисленное. 3. Банк России в своей деятельности подчиняется: а) Президенту РФ; б) Министерству финансов РФ; в) Федеральному Собранию РФ; г) нет верного ответа.
Тема 7. Правовые основы денежного обращения и расчетов.
План: 1. Понятие денег. 2. Денежная система. 3. Понятие расчетов. 4. Денежное обращение. 1. Деньги - особый вид универсального товара, используемого в качестве всеобщего эквивалента, посредством которого выражается стоимость всех других товаров. Сущность денег выражается в единстве трех свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости; кристаллизации меновой стоимости; материализации всеобщего рабочего времени. Деньги выполняют функции: меры стоимости, средства обращения, средства образования накоплений и сбережений, средство платежа, мировых денег. В своей эволюции деньги выступают в виде металлических (медных, серебряных, золотых), бумажных, кредитных и электронных денег. Денежное обращение - движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты. Главная задача правового регулирования денежного обращения - под-держание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке. Формула закона денежного обращения такова: Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции Российской Федерации, Федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", иные законы, нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, а также подзаконные акты Центрального банка Российской Федерации. Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких операций, как денежная реформа и деноминация. Денежная реформа - полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Деноминация является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства, а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой. В сфере регулирования денежного обращения только Банк России наделен правом осуществления эмиссии наличных денег, т.е. дополнительно выпускать в обращение денежные знаки. Центральный банк имеет оборотную кассу и резервные фонды. В оборотную кассу ежедневно поступают и из нее ежедневно выдаются наличные деньги. Резервные фонды Банка России используются для хранения запаса денег, т.е. при эмиссии наличных денег они просто передаются из резервных фондов в оборотную кассу. Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на ММВБ и публикуется Центральным банком. Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. 2. Денежная система - это форма организации денежного обращения в стране, исторически сложившаяся и закрепленная в законодательстве. Денежная система включает следующие элементы: - денежную единицу (рубль); - масштаб цен; - виды денег, являющихся законным платежным средством (билеты Банка России и металлическая монета); - эмиссионную систему (Банк России); - государственный или кредитный аппарат регулирования денежного обращения. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости всеми его активами при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны. Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. 3. В источниках расчеты рассматриваются как "исполнение денежных обязательств" в наличной и безналичной формах. Расчетными правоотношениями являются опосредованные нормами права отношения, связанные с осуществлением расчетов между сторонами возмездного имущественного отношения при участии кредитной организации. Расчетными правоотношениями являются также правоотношения, возникающие при производстве платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды. Расчетные отношения регламентируются нормами различных отраслей права. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", а также постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Банка России. Основные условия расчетных отношений между юридическими лицами сводятся к следующему: - расчетные операции осуществляются, как правило, через коммерческие банки с открываемых предприятиями расчетных и иных счетов; - все расчеты между юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке; - формы безналичных расчетов определяются в соответствии с законодательными актами и нормативными актами Центрального банка РФ. Предприятия могут выбирать любую из установленных форм расчетов, исходя из собственных интересов. Банки не вправе препятствовать осуществлению расчетов по формам, предусмотренным в договоре контрагентов; - списание средств со счета предприятия может производиться банком только по распоряжению владельца счета, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством, банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств, находящихся на счете предприятия, и устанавливать другие не предусмотренные законодательными актами или договором ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению; - платежи могут совершаться как после отгрузки товарно-материальных ценностей, выполнения работ и оказания услуг, так и авансом или путем предварительной оплаты; - платежи производятся при наличии на счетах плательщиков собственных средств или в установленном порядке за счет банковского кредита; - зачисление средств на счет предприятия-получателя средств осуществляется лишь после списания сумм со счета плательщика; - формы расчетных документов, по которым проводятся расчетные операции, устанавливаются Банком России; - предприятия и банки обязаны своевременно рассчитываться по своим обязательствам, строго соблюдать договорную и расчетную дисциплину. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Основными видами банковского счета являются: расчетный и текущий, а также счета по учету доходов и средств федерального бюджета органов Федерального казначейства Министерства финансов РФ. Для банков открываются корреспондентские счета, корреспондентские субсчета и др. В кредитных организациях хозяйствующие субъекты имеют расчетные, текущие, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета. Все расчеты между юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством РФ, осуществляются путем перечисления средств со счета плательщика на счет получателя только в безналичном порядке. При осуществлении безналичных расчетов допускаются следующие формы расчетов: платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Стороны по договору вправе избрать и установить в договоре любую из указанных форм расчетов. 4. Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает совет директоров Центрального банка РФ. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. О выпуске новых денежных знаков Банк России предварительно информирует Правительство страны. В целях организации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции: - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; - установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения; - определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций. Ограничений на расчеты в наличной денежной форме между физическими лицами, физическими и юридическими лицами не имеется. Расчеты в наличной денежной форме между юридическими лицами по одному платежу за один расчетный день ограничиваются ЦБ РФ. Кассовый оборот - оборот наличных средств, прошедших через кассу учреждения, организации, предприятия. В соответствии с действующим законодательством, предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы: - обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; - должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков; - могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий; - обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка; - имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка. Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу, то есть специально оборудованное помещение. Кассир несет материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за всякий ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. После издания приказа о назначении кассира на работу руководитель предприятия обязан ознакомить кассира с Порядком ведения кассовых операций, после чего с ним заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В организациях с небольшой численностью работающих, не имеющих в штате кассира, обязанности кассира могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя организации. Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата. Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным или расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными. Оплата труда, выплата пособий по социальному страхованию и стипендий производится кассиром по платежным (расчетно-платежным) ведомостям без выписки расходного кассового ордера на каждого получающего деньги. Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной или мастичной печатью и заверена подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия. Вопросы для самопроверки
1. Деньги как правовая категория. 2. Денежные расчеты. 3. Договор банковского счета.
Задача: 1. Сравните особенности регулирования денежных расчетов в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ООО, АО).
Тема 8. Государственное валютное регулирование. План: 1. Понятие валюты. 2. Валютное регулирование. 3. Валютные отношения. 4. Продажа валюты юр. лицами. 5. Вывоз валюты физ. лицами. 6. Валютный контроль.
1. "Валюта" (итал. "valuta", букв. - стоимость) в источниках трактуется по-разному, в том числе как: денежная единица, лежащая в основе денежной системы государства; тип денежной системы; денежные знаки зарубежных стран, кредитные и платежные документы, используемые в международных расчетах (иностранная валюта). В финансовом праве термин "валюта" часто используется в значении "иностранная валюта". Согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" понятие "валюта Российской Федерации" охватывает: - находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банкнот Центрального банка РФ и металлических монет; - средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации; - средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и Центрального банка РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства. Понятие "ценные бумаги в валюте РФ" означает платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и другие), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные (номинированные) в рублях. Под иностранной валютой понимаются: - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Понятием "валютные ценности" охватываются: - иностранная валюта; - ценные бумаги в иностранной валюте (платежные документы, фондовые ценности и другие долговые обязательства); - драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий; - природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. 2. Валютное регулирование, представляя собой правовую форму осуществления валютной политики государства, является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства. Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование международных расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: Режим государственной валютной монополии; Режим валютного государственного регулирования; Режим свободно конвертируемой валюты. К основным элементам валютного регулирования относятся: - установление порядка проведения валютных операций; - определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; - валютный контроль. Валютная система - совокупность валют, правил и норм их использования и обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты. Сюда же относятся и органы, регулирующие выпуск и обращение валюты. Различают: мировую, региональные и национальные валютные системы. 3. Валютные отношения - денежные отношения, связанные с функционированием валюты, основанные на международных соглашениях и внутригосударственных актах. Субъекты валютных правоотношений делятся на две категории: резиденты и нерезиденты. К резидентам относятся: физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ и с местонахождением в РФ; дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ; филиалы и представительства за пределами РФ названных ранее юридических лиц. К нерезидентам относятся: физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами РФ, в т.ч. временно находящиеся в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ, а также их филиалы и представительства, находящиеся в РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ, а также их филиалы и представительства в РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным операциям относит операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз, вывоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов, а также расчеты в рублях между резидентами и нерезидентами. Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала. Под текущими валютными операциями понимаются: - переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней; - получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней; - переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала; - переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсии, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции. Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются: - прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятий с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием; - портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг; - переводы в оплату прав собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость; - предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг; - предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней; - все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями. Под валютными ограничениями подразумеваются законодательное или административное запрещение, лимитирование или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. К разновидностям валютных ограничений можно отнести: - централизацию валютных операций в центральных банках; - лицензирование валютных операций; - полное или частичное блокирование валютных счетов; - обязательную продажу валютной выручки экспортеров полностью или частично центральному или уполномоченным банкам; - ограничения обратимости валют и т. д. Валютные ограничения могут применяться как по текущим валютным операциям, так и по операциям, связанным с движением капитала. В РФ резиденты осуществляют текущие валютные операции без ограничений, кроме случаев, предусмотренных законом. Валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами в порядке, устанавливае0мом ЦБ РФ. Без разрешения ЦБ РФ резиденты могут осуществлять ряд операций, предусмотренных "Положением об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (утв. приказом ЦБ РФ от 24 апреля 1996 г. № 02-94). Для осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить в Центральном Банке РФ специальные лицензии. 4. Продажа иностранной валюты может осуществляться юридическими лицами добровольно и в порядке обязательной продажи части валютной выручке в случае если подобные нормы будут предусмотрены нормативно-правовыми актами. Длительное время в связи с финансовой нестабильностью существовала норма об обязательной продаже валюты, вплоть до 75% от объема выручки. Однако после 2002 года происходила все большая либерализация валютного законодательства и в настоящее время указанные нормы отсутствуют. 5. Вывоз физическими лицами из РФ российской и иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме имеет ограничения. Вывозить единовременно из РФ валюту РФ и/или иностранную валюту разрешается в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Вывоз валюты РФ и/или иностранной валюты в пределах суммы, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, разрешается без предоставления в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная и/или российская валюта была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ. Единовременный вывоз из РФ валюты РФ и/или иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, допускается только при предоставлении документов, подтверждающих ввоз или перевод данной валюты (валют) в Российскую Федерацию. Единовременный вывоз из РФ иностранной валюты и или валюты РФ осуществляется свободно и без письменного декларирования, если сумма вывозимой валюты (валют) не превышает в эквиваленте 3000 долларов США. Письменная таможенная декларация на вывозимую из РФ российскую и/или иностранную валюту подается только в случае, если сумма вывозимой валюты (валют) превышает в эквиваленте 3000 долларов США. При этом декларированию подлежит вся сумма вывозимой валюты (валют), включая 3000 долларов США. Вывоз внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме из РФ допускается только при одновременном соблюдении следующих условий: * представлена таможенная декларация (независимо от стоимости вывозимых ценных бумаг); * представлен документ (таможенная декларация), подтверждающий ввоз ценных бумаг в РФ. Вывоз из РФ дорожных чеков свободен и не ограничивается какими-либо суммами. Предусмотрено только требование подачи таможенной декларации, если сумма вывозимых дорожных чеков превышает в эквиваленте 10 000 долларов США (без учета суммы единовременно вывозимой валюты РФ, иностранной валюты, ценных бумаг). Расчеты в инвалюте между резидентами за товары зарубежного производства возможны только между комиссионером - юридическим лицом и комитентом - юридическим лицом. Реализовывать товары за инвалюту физическим лицом могут лишь магазины беспошлинной торговли, т.е. юридические лица, имеющие на это специальную лицензию. Согласно инструкции ЦБ РФ от 12 октября 2000 г. № 93-и "О порядке открытия уполномоченными банковских счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации и проведения операций по этим счетам", уполномоченные банки могут открывать нерезидентам следующие типы банковских счетов в валюте РФ: 1) счет типа "К" (конвертируемый счет); 2) счет типа "Н" (неконвертируемый счет); 3) счет типа "Ф" (счет физического лица). Количество указанных счетов, открытых на имя одного нерезидента в одном или нескольких уполномоченных банках, не ограничивается. Порядок осуществления расчетов в валюте РФ между резидентами и нерезидентами, а также расчетов в валюте РФ между нерезидентами установлен в названной Инструкции. Согласно инструкции ЦБ РФ от 28 декабря 2000 г. № 96-и "О специальных счетах нерезидентов типа "С" нерезидентом могут быть открыты в валюте РФ счета типа "С", которые подразделяются на счета: - типа "С" (конверсионные); - типа "С" (инвестиционные); - типа "С" (проектные). На специальных счетах типа "С" учитываются и ценные бумаги. Счет типа "С" (инвестиционный) предназначен для осуществления нерезидентом установленных инструкцией операций с ценными бумагами, а также вкладами в уставный капитал кредитных организаций; с этого счета денежные средства не могут использоваться для купли-продажи инвалюты. Счет типа "С" (конверсионный) предназначен для купли-продажи нерезидентом инвалюты за валюту РФ в целях указанной инструкцией; сделки по покупке ценных бумаг с этого счета оплачиваться не могут. Счет типа "С" (проектный) предназначен для осуществления нерезидентами инвестиций в экономику РФ в соответствии с Положением ЦБ РФ от 3 октября 2000 г. № 123-П "О порядке осуществления иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа "С". Нерезиденты осуществляют исключительно в инвалюте операции, указанные в Положении ЦБ РФ от 14 октября 1999 г. № 93-П "О порядке проведения отдельных валютных операций". 6. Основными направлениями валютного контроля выступают: - определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; - проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; - проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; - проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. К числу органов валютного контроля Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также Федеральный закон "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. относит Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, иные органы исполнительной власти (Министерство экономического развития и торговли, налоговые органы и др.). Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля и подотчетны соответствующим органам валютного контроля (например, таможни, уполномоченные банки). В пределах своей компетенции органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за проводимыми в стране валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением актов валютного контроля. Субъекты, осуществляющие валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля все запрашиваемые документы и информацию об осуществлении валютных операций, давать соответствующие объяснения, выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством. В случае нарушения предприятиями, банковскими и иными финансовыми учреждениями валютного законодательства и нормативных актов Центрального банка РФ резиденты и нерезиденты несут ответственность в виде взыскания в доход государства всего полученного по недействительным сделкам или взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий. За нарушение правил учета и отчетности по валютным сделкам, непредставление органам валютного контроля документов и информации резиденты и нерезиденты могут быть оштрафованы в пределах суммы, которая не была учтена, была учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. При повторном нарушении названных ранее правил, а также за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органов валютного контроля у резидентов и у нерезидентов Центральным банком РФ взыскиваются в доход государства суммы, полученные по недействительным сделкам, а также штрафы в пределах пятикратного размера этих сумм; приостанавливается действие или лишаются лицензий резиденты и нерезиденты. Должностные лица юридических лиц-резидентов и юридических лиц-нерезидентов, виновные в нарушении валютного законодательства, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность. Вопросы для самопроверки
1. Понятие валюты. 2. Валютные ценности. 3. Субъекты валютных отношений.
Задача: 1. Составьте перечень документов необходимых для вывоза физическим лицом – гражданином РФ суммы в иностранной валюте эквивалентной 11000 долл. США. 2. Перечислите основные способы фактического вывоза валюты за пределы РФ гражданами РФ.
Тема 9. Правовые основы аудиторской деятельности. План: 1. Понятие аудита. 2. Аудиторская деятельность в РФ.
Аудитор, как и бухгалтер, - древняя профессия. Латинское слово "auditor" означает "слушатель". Так в духовных училищах первоначально называли учащегося, который по заданию учителя выслушивал ("audit" - он слышит) других учащихся, проверял, как усвоены ими уроки. В дальнейшем это слово стало применяться для обозначения некоторых профессий, связанных с особой доверительностью. Профессия независимого бухгалтера-аудитора возникла в прошлом веке. Это было вызвано потребностью в объективной оценке отчетности компании с тем, чтобы были получены достоверные данные, показывающие действительное финансовое положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности за определенный период. Полагаться всецело на бухгалтеров и руководителей самой фирмы было делом рискованным, так как нередко были случаи банкротства предприятий, в результате которых акционеры и пайщики или кредиторы теряли свои капиталы. Возникновение недоверия акционеров и кредиторов, с одной стороны, и налоговых органов - с другой, к достоверности бухгалтерских балансов и отчетов о доходах и было побудительным толчком, приведшим к появлению бухгалтеров-аудиторов, которые должны были изучить и проанализировать отчетность акционерного общества и лишь после этого дать квалифицированное заключение о ее достоверности. При обсуждении годового отчета общества на общем собрании акционеров заслушивалось заключение аудитора, а затем отчет утверждался (или не утверждался) и делалась оценка деятельности правления общества. Возникшая в разных странах аудиторская профессия получила самые разные названия: например, в США - это общественный бухгалтер, во Франции - бухгалтер-эксперт или комиссар по счетам, в Германии - контролер хозяйства (книг) и т.д. Правда, наряду с аудиторами, занимающимися проверкой бухгалтерских отчетов, в Германии существует и такая категория аудиторов, как консультанты по вопросам налогообложения. Особо следует отметить, что в англоязычных странах (США, Великобритании, странах Британского содружества наций) существует большая самостоятельность аудиторских организаций, которые сами готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и далее следят затем, насколько добросовестно и квалифицированно выполняются аудиторами их профессиональные обязанности. В странах же континентальной Европы аудиторская деятельность регламентируется правительственными органами. Во всех странах имеются своего рода аудиторские "суды чести", рассматривающие проступки отдельных представителей аудиторской профессии, выражающие порицание, а в ряде случаев лишающие аудиторов званий или же выносящие соответствующие рекомендации для правительственных органов. В настоящее время в Российской Федерации происходит активное формирование института аудита и законодательства в русле международного опыта. Согласно ФЗ «Об аудиторской деятельности» Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица). Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет госу<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.71.213 (0.015 с.) |