Происхождение, предмет и сущность философии. Специфика философского знания и функции философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение, предмет и сущность философии. Специфика философского знания и функции философии.



Происхождение, предмет и сущность философии. Специфика философского знания и функции философии.

Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.

Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.

Мифология - /познание посредством преданий, сказаний/ - исторически первая форма описания, объяснения и понимания мира. Основные свойства мифологии:

1. Коллективное мышление: носителем мифологии и мифомышления являлись социальные коллективы и общности (род, племя).

2. Особая форма фантастического объяснения мира, приписывание реальным предметам и явлениям сверхъестественное происхождение. Отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением.

3. Инструментом являются сказания предания в устной форме, закрепленные в традициях.

4. Для миромышления не было понятия времени - мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.

Предметом мифомышления является все то, что и все то, что является актуальным для людей.

Мудрствование. Это исторически более поздняя форма объяснения и понимания мира. Она возникает в определенных социально-исторических условиях: дифференциация труда, отделение интеллектуального труда, которому способствовала рабовладельческая система.

Мудрствование – это способ мышления, вскрывающий сущность бытия. Мудрец пытается на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. Он пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д.

М – это авторитарная форма мышления, основанная на личном, жизненном опыте мыслителя-мудреца. Задача мудреца – проанализировать свой жизненный опыт, и, решая эту задачу, мудрец дает рекомендации: «Как жить, чтобы оставаться человеком и не впадать в ошибки».

Основным инструментом мудрствования стал афоризм – краткое выражение, доступно несущее истинное знание.

Мудрствование давало ответы на некоторые вопросы, но ограниченность мудреца – его опыт. Поэтому на смену мудрствованию приходит философия, которая оперирует такими абстрактными понятиями и категориями как бытие, раскрывающими суть всего.

Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства, а так же человек. Проблема человека (что такое, куда движется и т.д.) призвана осмысливать пути развития человеческого рода и его сохранения как такового.

Отсюда вытекают следующие функции философии:

1. Познавательная (гносеологическая) Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия.

2. Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира

3. Ценностно-ориентационная функция, которая заключается в том, что философия вырабатывает такие жизненные ценности, на которые люди смогут опираться.

4. Функция самопознания и самосознания человеком своей индивидуальной сущности.

5. Мировоззренческая функция философии.

 

 

Понятие мировоззрения, структура мировоззрения. Типы мировоззрения. Мировоззрение и философия. Роль мировоззрения в жизни человека.

Мировоззрение – это теоретическая модель существования человека. Это устойчивая система взглядов и представлений о мире, в котором человек вынужден существовать. Элементами мировоззрения являются:

1. Знание. Знание бывает научное ненаучное (обыденное), эмпирическое и теоретическое. Знание влияет на отношение к другим людям. Типы мировоззрения:

1) научное и ненаучное (обыденное); 2) эмпирическое и теоретическое, которые обладают различными возможностями и ограничениями (подумайте сами и приведите примеры).

 

2. Идеалы – представление людей о совершенстве бытия чего-либо.

3. Система ценностей - реально-существующие предметы материального и идеально-духовного порядка, отвечающих интересам потребностям людей.

4. Убеждения – усвоенные знания, ценности, идеалы, предстающие для меня как истинные.

5. Принципы и нормы.

Философия придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер, поскольку она вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира и человека.

Типология мировоззрения определяется и по своему "носителю": По этому основанию можно выделить следующие типы мировоззрения:

1) индивидуально-личностное; 2) социально-групповое (общества, этноса, человечества, социальных групп и классов); 3)мировоззрение определенной эпохи (например, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.).

Между философией и мировоззрением существуют сложные и противоречивые, но объективно-неизбежные отношения и взаимодействия.

Философия придает мировоззрению целостный, системный и устойчивый характер, поскольку она вскрывает фундаментальные причины и основания единства бытия мира и человека. Наконец, философия выполняет организующую роль в отношении мировоззрения. Усиливает его прогностические возможности и критически-содержательного, рационально-разумного оценивания реальных исторических процессов в общественной жизни. Поэтому философия является ядром любого типа мировоззрения. И эта роль философии в современную эпоху, да и в будущем, все более возрастает. В этом и заключается пусть опосредованное, но все же практическое значение философии для бытия человека и человечества.

 

Основные идеи и черты античной философии. Космоцентризм и антропоцентризм как принципы античной философии, их своеобразие.

Причины появления античной философии такие же, как причины появления философии вообще:

- разделение труда

- дифференциация общества

- развитие культуры и искусств

- отделение умственного труда

В то время формируется философский подход к пониманию мира, они сознательно ставят и пытаются ответить на такие фундоментальные вопросы: Един ли мир и в чем выражается его единство? Имеет ли мир (в данном случае природа) свою первооснову и первопричину своего существования?

Для того чтобы ответить на эти вопросы др. философы вводят понятие космоса и один из первых теоретических способов познания мира – космологизм (космос + логос, знание). Космологизм рассматривает мир, вселенную как целостную систему, которой присущи единство, устойчивость, целостность и вечность существования. И философия развивалась в форме натурфилософии, т.е. познание мира с помощью философских понятий. Философия ставит и пытается ответить на такие вопросы:

- В чем основание мира (что является первосущностью)?

- Если мир един, то почему он так многообразен.

Другим направлением в античной философии стал антропоцентризм, основоположником которого является Сократ. Предметом философии, по мнению. Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача.

На формирование его философских взглядов большое влияние оказали философия Гегеля, особенно его учение о диалектике, материалистическая философия Л. Фейербаха. Он пытается применить диалектику Гегеля, особенно его учение о единстве противоположностей, к развитию природы, человека, обществу и человеческой истории. В философии Л. Фейербаха он находит основополагающие идеи для формирования собственных взглядов на природу человека, природу и сущность сознания, познания, вытекающих из естественной природы человека. В своих философских взглядах он эволюционирует от идеализма Гегеля к материализму, идя дальше идей антропологического материализма Л. Фейербаха.

А.И. Герцен отличает философское познание природы от естественнонаучного. Философия стремится выявить универсальные всеобщие законыбытия природы, а шире – мира в целом, в то время как естествознание изучает частные, отдельные стороны природных явлений. Поэтому философия тяготеет к теоретическому знанию, а естествознание – к эмпирическому знанию. Он отмечает, что предметом философии является познание всеобщего (то есть универсальных законов бытия мира) достижения истинного знания об этом. Он видит призвание философии в том, чтобы развивать вечное из временного, абсолютное из относительного.

Происхождение, предмет и сущность философии. Специфика философского знания и функции философии.

Философия возникла на базе мифологии и мудрствования. Они решали три познавательные задачи: описания, объяснения и понимания окружающего нас мира.

Эти три проблемы с которыми столкнулся человек по мере своего развития. Описать – значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей, необходимо было объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого использование в человеческих целях.

Мифология - /познание посредством преданий, сказаний/ - исторически первая форма описания, объяснения и понимания мира. Основные свойства мифологии:

1. Коллективное мышление: носителем мифологии и мифомышления являлись социальные коллективы и общности (род, племя).

2. Особая форма фантастического объяснения мира, приписывание реальным предметам и явлениям сверхъестественное происхождение. Отсутствие подлинного знания о свойствах компенсировалось вымыслом и фантазией, воображением.

3. Инструментом являются сказания предания в устной форме, закрепленные в традициях.

4. Для миромышления не было понятия времени - мир предстает и понимается как вечно один и тот же, как повторение одного и того же.

Предметом мифомышления является все то, что и все то, что является актуальным для людей.

Мудрствование. Это исторически более поздняя форма объяснения и понимания мира. Она возникает в определенных социально-исторических условиях: дифференциация труда, отделение интеллектуального труда, которому способствовала рабовладельческая система.

Мудрствование – это способ мышления, вскрывающий сущность бытия. Мудрец пытается на основе понятий, а не только образов, объяснить мир и понять его так, как он существует на самом деле, а не в воображении и фантазии. Он пытается поставить и ответить на такие вопросы как, что является основой и сущностью бытия мира, един ли мир и что является основой его единства, вечен ли мир и т.д.

М – это авторитарная форма мышления, основанная на личном, жизненном опыте мыслителя-мудреца. Задача мудреца – проанализировать свой жизненный опыт, и, решая эту задачу, мудрец дает рекомендации: «Как жить, чтобы оставаться человеком и не впадать в ошибки».

Основным инструментом мудрствования стал афоризм – краткое выражение, доступно несущее истинное знание.

Мудрствование давало ответы на некоторые вопросы, но ограниченность мудреца – его опыт. Поэтому на смену мудрствованию приходит философия, которая оперирует такими абстрактными понятиями и категориями как бытие, раскрывающими суть всего.

Предметом философии являются наиболее общие законы бытия и развития мира и человека, их противоречивого единства, а так же человек. Проблема человека (что такое, куда движется и т.д.) призвана осмысливать пути развития человеческого рода и его сохранения как такового.

Отсюда вытекают следующие функции философии:

1. Познавательная (гносеологическая) Причем это рациональная система познания, использующая обобщенные, универсальные понятия.

2. Методологическая функция философии, которая выражается в выработке наиболее общих принципов рационального объяснения и понимания мира

3. Ценностно-ориентационная функция, которая заключается в том, что философия вырабатывает такие жизненные ценности, на которые люди смогут опираться.

4. Функция самопознания и самосознания человеком своей индивидуальной сущности.

5. Мировоззренческая функция философии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.6.114 (0.018 с.)