Проектирование модели базы данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектирование модели базы данных



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных и самостоятельных работ

по дисциплине:

«ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ»

для студентов специальности
7.04030302 «Системы и методы принятия решений»,

дневной формы обучения

 

Краматорск 2012


Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Донбасская государственная машиностроительная академия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных и самостоятельных работ

по дисциплине:

«ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ»

для студентов специальности
7.04030302 «Системы и методы принятия решений»,

дневной формы обучения

 

 

Утверждено

на заседании кафедры ИСПР

Протокол № 1 от 23.08.2012

 

 

Краматорск 2012


Методические указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ по дисциплине «Организация баз данных и знаний» (для студентов специальности 7.04030302 «Системы и методы принятия решений», дневной формы обучения) / сост. О. Л. Ольховская. – Краматорск: ДГМА, 2012. – 31 с.

 


Содержит задания к 8 лабораторным работам и перечень вопросов к самостоятельному изучению

 

Составитель Ольховская Оксана Леонидовна, к.э.н., ст. преп.

 

Отв. за выпуск Белевцов Леонид Васильевич, д.ф.-м.н.. доцент

 


СОДЕРЖАНИЕ


1 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ  
1.1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ  
Лабораторная работа 1. Разработка информационной модели предметной области методом “сущность-связь”  
Лабораторная работа 2. Получение набора отношений методом декомпозиции  
   
1.2 РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ ДАННЫХ  
Лабораторная работа 3. Изучение интерфейса и функциональных возможностей программного компонента Database Desktop в Delphi/Lazarus. Создание, редактирование и представление таблиц. Создание простейших приложений системы баз данных при помощи средства разработки Delphi/Lazarus  
Лабораторная работа 4. Построение запросов к базам данных  
Лабораторная работа 5. Навигация и поиск, работа с индексами, фильтрация, обеспечение системных функций при помощи компонента TTable    
Лабораторная работа 6. Разработка отчетов в приложениях баз данных при помощи компонентов Quick Report  
Приложение А. Индивидуальные задания  
Приложение Б. Индивидуальные вопросы к самостоятельному изучению    
Список рекомендуемой литературы  

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ

Лабораторная работа 1

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ “СУЩНОСТЬ-СВЯЗЬ”

 

Цель: получить навыки моделирования предметной области при проведении структурного анализа и проектирования систем баз данных.

 

Ход выполнения работы

 

1. Определение сущность базы данных (БД), согласно индивидуальному заданию (приложение А, табл.А.1.).

2. Определение атрибутов сущностей БД.

3. Определение идентифицирующего атрибута (ключа), который позволяет отделить один объект (экземпляр сущности) от других

4. Определение связей, возникающих в ПО между сущностями, и описание класса принадлежности и степень связи. Построение диаграммы ER-экземпляров.

5. Графическое представление, полученной информационной модели ПО в виде диаграммы ER-типа.

 

Пример выполнения

Наименование предметной области – «Учет работы в цеху».

1. Основные сущности – Станок, Работник.

Связь – Выполнение работы.

 

2. Определение атрибутов сущностей БД.

Атрибуты сущности «Станок»:

Код станка A
Наименование станка B
Тип станка C

 

Атрибуты сущности «Работник»:

Таб. номер работника D
ФИО работника E
Должность F

 

Атрибуты связи «Выполнение работы»:

Дата выполнения работы G
Номер наряда H

 

3. Определение идентифицирующего атрибута (ключа):

 

Станок (Код станка, Наименование станка, Тип станка).

Работник (Таб. номер работника, ФИО работника, Должность).

Выполнение работы (Дата выполнения работы, Номер наряда).

 

4. Определение связей, возникающих в ПО между сущностями, и описание класса принадлежности и степень связи. Построение диаграммы ER-экземпляров.

 

Станок 103
Станок 102
Станок 101
Сидоров С.С.
Петров П.П.
Иванов И.И.

Рисунок 2 – Диаграмма ER-экземпляров ПО «Учет работы в цеху»

 

5. Графическое представление, полученной информационной модели ПО в виде диаграммы ER-типа.

 

n
m
Станок
Работник
Код станка (A) Наименование станка (B) Тип станка (C)
Дата выполнения работы (D) Номер наряда (E)
Таб. номер работника (F) ФИО работника (G) Должность (H)
Выполнение работы

Рисунок 1 – ER-диаграмма ПО «Учет работы в цеху»


Лабораторная работа 2

ПОЛУЧЕНИЕ НАБОРА ОТНОШЕНИЙ МЕТОДОМ ДЕКОМПОЗИЦИИ

 

Цель: освоить принципы определения нормальной формы отношения и корректировки информационной модели.

 

Краткие теоретические сведения

Если даны два атрибута X и Y некоторого отношения, то говорят, что Y функционально зависит от X, если в любой момент времени каждому значению X соответствует ровно одно значение Y – такая зависимость именуется функциональной зависимостью (обозначается X→Y).

X и Y могут представлять собой не только единичные атрибуты, но и группы, составленные из нескольких атрибутов одного отношения. Функциональные зависимости представляют собой связи типа "один ко многим", существующие внутри отношения.

Избыточная функциональная зависимость – зависимость, заключающая в себе такую информацию, которая может быть получена на основе других зависимостей, имеющихся в базе данных.

Полная функциональная зависимость присутствует, когда неключевой атрибут функционально полно зависит от составного ключа если он функционально зависит от всего ключа в целом, но не находится в функциональной зависимости от какого-либо из входящих в него атрибутов.

Транзитивная функциональная зависимость: пусть X, Y, Z – три атрибута некоторого отношения. При этом →Y и Y→Z, но обратное соответствие отсутствует, т.е. Z-/->Y и Y-/->X. Тогда Z транзитивно зависит от X.

Неключевым атрибутом называется любой атрибут отношения, не входящий в состав первичного ключа (в частности, первичного).

Два или более атрибута взаимно независимы, если ни один из этих атрибутов не является функционально зависимым от других.

Простой атрибут – атрибут, значения которого атомарны (неделимы).

Сложный атрибут – получается соединением нескольких атомарных атрибутов, которые могут быть определены на одном или разных доменах. (его также называют вектор или агрегат данных).

Первичный ключ атрибут или набор атрибутов, который используется в данном отношении для идентификации (различения) кортежей (записей). Значение ключа, следовательно, уникально для каждой записи.

Возможный ключ атрибут или набор атрибутов, который может быть использован для данного отношения в качестве первичного ключа.

Детерминант – любой атрибут, от которого полностью функционально зависит некоторый другой атрибут.

Нормализация – устранение избыточных функциональных зависимостей.

Отношение находится в 1NF если значения всех его атрибутов атомарны.

Ход выполнения работы

1. Рассмотрите отдельно каждую связь между сущностями и получите для нее по соответствующему правилу предварительный набор отношений (ПНО).

2. Проверьте полученные отношения на соответствие нормальной форме Бойса-Кодда. Сделайте выводы о правильности построенной вами информационной модели. Проведите мероприятия по ее корректировке.

Пример выполнения задания 2

Предметная область – «Учет отпуска товара со склада».

ОТПУСК ТОВАР СО СКЛАДА (№_НАКЛАДНОЙ, ДАТА, ФАМИЛИЯ И ИНИЦИАЛЫ ПОКУПАТЕЛЯ, ГОРОД, АДРЕС, НАИМЕНОВАНИЕ_ТОВАРА, КОЛИЧЕСТВО, ЕД_ИЗМ, ЦЕНА_ЗА_ЕД, ОБЩАЯ_СТОИМОСТЬ)

 

Определение второй нормальной формы

Таблица «ОТПУСК ТОВАР СО СКЛАДА» имеет составной ключ по трем полям: №_НАКЛАДНОЙ, КОД_ПОКУПАТЕЛЯ, КОД_ТОВАРА.

Поле «КОЛИЧЕСТВО» является частичнозависящим, так как зависит от «КОД_ПОКУПАТЕЛЯ» и «КОД_ТОВАРА». Согласно последующему анализу, поле «ДАТА» зависит только от поля «№_НАКЛАДНОЙ», поэтому выделим «ДАТА» и «№_НАКЛАДНОЙ» в отдельную таблицу «НАКЛАДНЫЕ»:

НАКЛАДНЫЕ (№_НАКЛАДНОЙ, ДАТА).

 

Конечный результат:

ОТПУСК ТОВАР СО СКЛАДА

КОД_ТОВАРА
КОД_ПОКУПАТЕЛЯ
КОЛИЧЕСТВО
ОБЩАЯ_СТОИМОСТЬ

 

 

ПОКУПАТЕЛИ

КОД_ПОКУПАТЕЛЯ
ФАМИЛИЯ И ИНИЦИАЛЫ ПОКУПАТЕЛЯ
ГОРОД
АДРЕС

 

ТОВАРЫ

КОД_ТОВАРА
НАИМЕНОВАНИЕ_ТОВАРА
ЕД_ИЗМ
ЦЕНА_ЗА_ЕД

 

НАКЛАДНЫЕ
№_НАКЛАДНОЙ
ДАТА

 

 

РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ ДАННЫХ

Лабораторная работа 3

 

ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРФЕЙСА И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММНОГО КОМПОНЕНТА DATABASE DESKTOP В DELPHI/LAZARUS/LAZARUS. СОЗДАНИЕ, РЕДАКТИРОВАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦ. СОЗДАНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ПРИЛОЖЕНИЙ СИСТЕМЫ БАЗ ДАННЫХ ПРИ ПОМОЩИ СРЕДСТВА РАЗРАБОТКИ DELPHI/LAZARUS/LAZARUS

Цель: получить навыки создания таблиц при помощи утилиты Database Desktop. Получить навыки создания простейших приложений системы баз данных при помощи средства разработки DELPHI/LAZARUS/LAZARUS, а также установления связей Master-Detail между наборами данных при создании приложений баз данных.

Ход выполнения работы

1. Используйте для построения простейшего приложения системы баз данных (СБД) в DELPHI/LAZARUS/LAZARUS набор таблиц формата Paradox. Для этого перенесите их в отдельный каталог.

2. Разместите на форме в DELPHI/LAZARUS/LAZARUS невизуальный компонент TTable из страницы Data Access палитры компонентов и установите при помощи Инспектора объектов значение его свойства DatabaseName, равное строковой константе, содержащей путь к каталогу с таблицами БД (при помощи диалогового окна или с клавиатуры). Установите значение свойства TableName в имя одной из таблиц БД - файлов с расширением *.DB (при помощи раскрывающегося списка). Назначьте имя компоненту в свойстве Name в виде tb<ИмяКомпонента> (по правилам венгерской нотации). Установите значение свойства Active в True. При этом будет установлена реальная связь между физическим файлом таблицы БД и компонентом TTable.

3. Разместите на форме в DELPHI/LAZARUS/LAZARUS невизуальный компонент TDataSource из страницы Data Access палитры компонентов и установите при помощи Инспектора объектов значение его свойства DataSet в имя компонента Ttable на вашей форме путем выбора из распахивающегося списка. Назначьте имя компоненту в свойстве Name в виде ds<ИмяКомпонента> (по правилам венгерской нотации).

4. Разместите на форме в DELPHI/LAZARUS/LAZARUS визуальный компонент TDBGrid из страницы Data Controls палитры компонентов и установите при помощи Инспектора объектов значение его свойства DataSource в значение имени компонента TDataSource вашей формы. Компонент TDBGrid служит для отображения и редактирования записей набора данных при помощи табличной формы. При правильно проделанных действиях и установленнном значении свойства Active компонента TTable в True (проверьте!) в табличной форме должно отобразиться содержимое записей таблицы еще на этапе проектирования приложения.

5. Осуществите запуск приложения и проверьте правильность взаимодействия всех компонентов на форме.

6. Выполните п.п. 1-5 Хода работы для остальных таблиц из набора таблиц БД. В итоге на вашей форме должны разместиться табличные формы для каждой таблицы БД, связанные с ними при помощи соответствующих невизуальных компонентов.

7. Определите таблицы, являющиеся ведущей (главной, или Master) и ведомой (подчиненной, или Detail) в устанавливаемых связях. Назначьте значение свойства MasterSource соответствующего компонента TTable для подчиненной таблицы в имя компонента TDataSource для главной таблицы. Затем нажмем кнопку в поле для значения свойства MasterFields компонента TTable для подчиненной таблицы, и в появившемся окне Field Link Designer выполним следующие действия: выберем в качестве текущего индекса индекс по полю для связи; в списках Detail Fields и Master Fields выберем поля двух таблиц, по которым осуществляется связь. Проверим сформированное в поле Joined Fields выражение, указывающее на сформированную связь.

8. Осуществите запуск приложения и проверьте синхронность перемещения указателей текущих записях в компонентах TDBGrid для связанных таблиц.

9. Повторите п.п. 7 и 8 для других связей между таблицами, которые необходимо установить в соответствии с индивидуальным заданием.

Лабораторная работа №4

 

Ход работы

1. Ознакомьтесь с соответствующим лекционным материалом и краткими теоретическими сведениями к данной работе.

2. Выполните запрос, указанный в индивидуальном задании, при помощи операций реляционной алгебры.

3. Составьте текст запроса при помощи операторов языка SQL. Выполните запрос к таблицам базы данных. Проверьте соответствие свойств выборки, выполняемой вашим запросом, требованиям индивидуального задания.

4. Создайте приложение DELPHI/LAZARUS/LAZARUS и выполните составленный в п.3 запрос при помощи компонента TQuery. Организуйте просмотр результатов запроса в компоненте TDBGrid.

5. Включите в отчет листинг процедуры, осуществляющей запуск запроса на выполнение, а также текст запроса (содержимое свойства SQL компонента TQuery).
Лабораторная работа №5

Ход работы

1. Ознакомьтесь с соответствующим лекционным материалом и краткими теоретическими сведениями к данной работе.

2. Используя таблицы базы данных, созданные в качестве индивидуального задания к лабораторной работе №5, и приложение DELPHI/LAZARUS/LAZARUS, созданное в качестве индивидуального задания к лабораторной работе №7, дополните приложение следующими возможностями, доступными на этапе его выполнения:

- меню приложения, содержащее в том числе системные команды, которые выполняют резервное копирование таблиц, уничтожение всех записей в таблицах, удаление таблиц, создание таблиц при помощи SQL;

- перемещение по записям НД с отключением кнопок (пунктов меню) при достижении последней (первой) записей и подключением их при перемещении вглубь НД;

- поиск записей при помощи функции Locate и возврат значений из найденной записи при помощи функции Lookup;

- сортировка записей путем подключения различных индексов, созданных в ходе выполнения лабораторной работы №2;

- фильтрация записей путем использования двух способов, описанных в Кратких теоретических сведениях, с возможностью ввести критерий фильтрации в поле ввода текста.

3. Организуйте просмотр результатов выполнения созданных процедур в компоненте TDBGrid.

Ход работы

6. Ознакомьтесь с соответствующим лекционным материалом и краткими теоретическими сведениями к данной работе.

7. Используя таблицы базы данных, созданные в качестве индивидуального задания к лабораторной работе №5, и приложение DELPHI/LAZARUS/LAZARUS, созданное в качестве индивидуального задания к лабораторным работам №7-10, дополните приложение следующими возможностями:

- создайте при помощи компонентов TQuickRep и TQRBand отчет, содержащий заголовок отчета, заголовок страницы, заголовки столбцов, раздел детальной информации, а также подвал отчета с системными данными - компонентом TQRSysDate заданного типа (например, обеспечивающим подсчет количества выведенных записей, выдачу текущей даты и т.п.);

- усложните отчет, добавив группирование выводимых данных по какому-либо критерию с использованием заголовка группы, в котором бы выводилось значение критерия, и подвалом группы с системными данными; добавьте графические примитивы и изображения для улучшения внешнего вида отчета; добавьте в отчет вычисляемый столбец при помощи компонента TQRExpr;

- привяжите ваш отчет к результатам запроса над двумя-тремя таблицами вашей базы данных и перестройте соответствующим образом его содержимое (выводите при этом не более шести-восьми столбцов);

- подключите отчет к вашему проекту с возможностью вызова его в режиме предварительного просмотра.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Индивидуальные задания

 

Решение о необходимости ввода дополнительных полей в таблицы или дополнительной таблицы для связи необходимо принимать по результатам получения предварительного набора отношений из ER-диаграмм. Вид связи между записями (“один-к-одному” или “один-ко-многим”) определите исходя из логики вашей информационной модели.

 

Таблица А.1

Индивидуальные задания

№ вар. Наименование предметной области Задание
1. Закупка сырья и материалов, сбыт готовой продукции Установить связь между таблицами ПРЕДПРИЯТИЯ, ВИДЫ ПРОДУКЦИИ и ПОСТАВКА по полям Код предприятия и Код продукции
2. Отгрузка и получение продукции Установить связь между таблицами ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, РЕЙСЫ и ПОСТАВКИ по полям Инвент. № средства и Код рейса
3. Учет загрузки технологического оборудования Установить связь между таблицами ОБОРУДОВАНИЕ, ПРОИЗВОДИМЫЕ ИЗДЕЛИЯ и РАБОТНИКИ по полям Инвент. № оборудования и Табельный № работника (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
4. Учет привлечения подрядных строительных организаций Установить связь между таблицами ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЪЕКТЫ строительства и РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ по полям Код организации, Код объекта, Код материала (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
5. Учет проведения сборочных операций Установить связь между таблицами ДЕТАЛИ, ВХОЖДЕНИЕ деталей в изделия и ИЗДЕЛИЯ по полям Код детали, Код изделия (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
6. Учет брака и его причин Установить связь между таблицами ОБОРУДОВАНИЕ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ и БРАК по полям Инвент. № оборудования и Табельный № работника
7. Учет средств вычислительной техники и их загрузки Установить связь между таблицами ОБОРУДОВАНИЕ, ЗАДАЧИ и ВЫПОЛНЕНИЕ по полям Инвент. № и Код задачи
8. Программные пакеты и средства, используемые на предприятии Установить связь между таблицами ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ и ЗАДАЧИ по полям Инвент. №, Код средства, Код задачи (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
9. Архив конструкторско-технологической документации Установить связь между таблицами ДОКУМЕНТЫ, НОСИТЕЛИ и МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ по полям № документа, Код носителя, Код подразделения (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
10. Учет выдачи конструкторско-технологической документации работникам Установить связь между таблицами ДОКУМЕНТЫ, РАБОТНИКИ и ВЫДАЧА документов по полям № документа, Табельный № (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
11. Учет патентования и рационализаторства на предприятии Установить связь между таблицами ВЛАДЕЛЬЦЫ авторских прав, ДОКУМЕНТЫ на охрану авторских прав и ОБЪЕКТЫ авторских прав по полям Табельный № работника, № документа, Код объекта (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
12. Учет обращения книг в библиотеке предприятия Установить связь между таблицами РАБОТНИКИ, ВЫДАЧА книг и КНИГИ по полям Табельный № работника, № книги (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
13. Электронная проходная Установить связь между таблицами ВЫХОДЫ за пределы предприятия, РАБОТНИКИ и ДОКУМЕНТЫ для подтверждения выхода по полям Табельный № работника, Код документа (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
14. Учет основных средств Установить связь между таблицами ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ и ОПЕРАЦИИ по полям Инвент. №, Код подразделения, Код операции (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
15. Начисление заработной платы Установить связь между таблицами РАБОТНИКИ, НАЛОГИ и ОБЪЕМЫ ТРУДОЗАТРАТ по полям Табельный № и Код налога (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
16. История оборудования Установить связь между таблицами ОБОРУДОВАНИЕ, ВИДЫ РЕМОНТОВ и РЕМОНТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ по полям Инвент. № оборудования, Код ремонта
17. Контрольно-измерительные приборы Установить связь между таблицами ПРИБОРЫ, ОБОРУДОВАНИЕ и ИЗМЕРЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК по полям Инвент. № прибора, Инвент. № оборудования
18. Учет плановых мероприятий Установить связь между таблицами МЕРОПРИЯТИЕ, ОТВЕТСТВЕННЫЙ и РЕЗУЛЬТАТЫ по полям Код мероприятия, Табельный № ответственного (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
19. Учет обращения акций акционерного общества Установить связь между таблицами АКЦИОНЕРЫ, АКЦИИ и ВЛАДЕНИЕ акциями по полям Табельный № работника, № акции (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
20. Сведения о работниках Установить связь между таблицами РАБОТНИКИ, ДОЛЖНОСТИ и ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по полям Табельный №, Код должности  
21. Повышение квалификации работников Установить связь между таблицами РАБОТНИКИ, УЧЕБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ и УЧАСТИЕ работника в учебном мероприятии по полям Табельный № работника, Код мероприятия (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
22. Полиграфический цех Установить связь между таблицами ОБОРУДОВАНИЕ, РАСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ и ЗАКАЗЫ по полям Инвент. № оборудования, Код материала, № заказа (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
23. Учет рекламных мероприятий Установить связь между таблицами РЕКЛАМНЫЕ КАМПАНИИ, МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ и МЕРОПРИЯТИЯ по полям Код кампании, Код места размещения, Код мероприятия (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
24. Склады материалов, комплектующих, запчастей и готовой продукции Установить связь между таблицами СКЛАДЫ, ПРОДУКЦИЯ, МАТЕРИАЛЫ И КОМПЛЕКТУЮЩИЕ и ХРАНЕНИЕ по полям Код склада, Код продукции
25. Учет транспортных средств и их загрузки Установить связь между таблицами ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, РЕЙСЫ и ГАРАЖИ по полям Инвент. № средства, Код рейса, № гаража (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
26. Работа медсанчасти предприятия Установить связь между таблицами РАБОТНИКИ, ПОСЕЩЕНИЯ ВРАЧЕЙ и БЮЛЛЕТЕНИ по полям Табельный №, Код врача
27. Учет работы столовой предприятия Установить связь между таблицами БЛЮДА, ПРОДУКТЫ и ВХОЖДЕНИЕ продуктов в блюда по полям Код блюда, Код продукта (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
28. Базы отдыха и туризма Установить связь между таблицами БАЗЫ, КУРОРТНЫЕ ЗОНЫ и РАБОТНИКИ по полям Код базы, Код курортной зоны, Табельный № (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)
29. Жилищный фонд предприятия Установить связь между таблицами ЗДАНИЯ, РАБОТНИКИ и ПОЛУЧЕНИЕ ЖИЛЬЯ по полям Код здания, Табельный № работника
30. Проведение культурно-массовых мероприятий Установить связь между таблицами МЕРОПРИЯТИЯ, МЕСТА проведения и УЧАСТНИКИ по полям Код мероприятия, Код места, Код участника (при необходимости ввести дополнительные поля в таблицы или дополнительную таблицу для связи)

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Индивидуальные вопросы к самостоятельному изучению

 

Таблица Б.1

Индивидуальные вопросы к самостоятельному изучению

№ вар. Теоретический вопрос
  Возможные ключи и детерминант функциональной зависимости.
  Понятие базы данных, базы знаний и банка данных, формула, иллюстрирующая их взаимосвязь.
  Роль информации в современном мире.
  Ключи сущностей и отношений.
  Понятие системы управления базами данных (СУБД). Основные компоненты архитектуры СУБД и взаимоотношение запросов пользователей с БД
  Понятия "информация" и "данные". Семантика данных и проблемы интерпретации данных в базах данных.
  Функциональные зависимости (ФЗ) как один из видов зависимостей между атрибутами. Графическое изображение ФЗ.
  Цели проектирования БД.
  Дублированные и избыточно дублированные данные.
  Реляционной модели данных.
  Современное состояние рынка СУБД.
  Этапы проектирования БД.
  Модель "сущность-связь" и ее основное назначение.
  Общий подход к построению моделей предметной области, понятия "сущность", "атрибут", "связь".
  Особенности (ограничения) и достоинства реляционной модели данных.
  Степень связи, класс принадлежности связи.
  Диаграммы ER-экземпляров и ER-типа. Привести примеры ER- диаграмм.
  Локальные представления предметной области.
  Нормализация отношений.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Четвериков В.Н., Ревунков Г.И., Самохвалов Э.Н. Базы и банки данных: Учеб. для ВУЗов. – М.: Высш. шк., 1987. – 248 с.

2. Наумов А.Н. и др. Системы управления базами данных и знаний. – М.: Финансы и статистика, 1991. – 315 с.

3. Ульман Дж. Основы систем баз данных. - М.: Финансы и статистика, 1983. - 334 с.

4. Джексон Г. Проектирование реляционных баз данных для использования с микроЭВМ. – М.: Мир, 1991. – 276 с.

5. Базы данных. Интеллектуальная обработка информации /
В.В. Корнеев, А.Ф. Гареев, С.В. Васютин, В.В. Райх. – М.: Нолидж, 2000. – 351 с.

6. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 176 с.

7. Конноли Т., Бегг К. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. – 2-е изд. – М.: Изд. дом Вильямс, 2000. – 1120 с.

8. Базы данных: Учебник для вузов / Под ред. А.Д. Хомоненко. – СПб.: Корона принт, 2000. – 416 с.

9. Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2000. – 384 с.

10. Хансен Г., Хансен Дж. Базы данных: разработка и управление. – М.: Бином, 1999. – 560 с.

11. Александровский А. DELPHI/LAZARUS/LAZARUS 5.0. Разработка корпоративных приложений. – М.: ДМК, 2000. – 512 с.

12. Реализация баз данных Microsoft SQL Server 7.0. Учебный курс: официальное пособие для самостоятельной подготовки. – М.: Русская редакция, 2000. – 528 с.

13. Канту Марко и др. DELPHI/LAZARUS/LAZARUS. Руководство разработчика. – К.: Век; М.: ЭНТРОП; М.: ДЕСС, 1999. – 752 с.

14. Попов А.А. Создание приложений для FoxPro 2.5/2.6 в DOS и Windows. – М.: ДЕСС, 1999. – 672 с.

15. Макаширпов С. Программирование баз данных на Visual Basic 5.0 в примерах. – СПб.: Питер, 1997. – 256 с.

16. Баженова И.Ю. Visual FoxPro 5.0. Объектно-ориентированные средства программирования. – М.: Бином, 1997. – 320 с.

17. Каратыгин С.А., Тихонов А.Ф., Тихонова Л.Н. Работа в Visual FoxPro на примерах. - М.: БИНОМ, 1995. - 512 с.

18. Баженова И.Ю. ORACLE 8/8i. Уроки программирования. – М.: Диалог-МИФИ, 2000. – 624 с.

19. Фридман А.Л. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 192 с.

20. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – СПб.: Питер, 2001. – 672 с.

21. Ван Хейк Бернард. JDBC: Java и базы знаний. – М.: ЛОРИ, 1999. –
320 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных и самостоятельных работ

по дисциплине:

«ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ»

для студентов специальности
7.04030302 «Системы и методы принятия решений»,

дневной формы обучения

 

Краматорск 2012


Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

Донбасская государственная машиностроительная академия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению лабораторных и самостоятельных работ

по дисциплине:

«ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ»

для студентов специальности
7.04030302 «Системы и методы принятия решений»,

дневной формы обучения

 

 

Утверждено

на заседании кафедры ИСПР

Протокол № 1 от 23.08.2012

 

 

Краматорск 2012


Методические указания к выполнению лабораторных и самостоятельных работ по дисциплине «Организация баз данных и знаний» (для студентов специальности 7.04030302 «Системы и методы принятия решений», дневной формы обучения) / сост. О. Л. Ольховская. – Краматорск: ДГМА, 2012. – 31 с.

 


Содержит задания к 8 лабораторным работам и перечень вопросов к самостоятельному изучению

 

Составитель Ольховская Оксана Леонидовна, к.э.н., ст. преп.

 

Отв. за выпуск Белевцов Леонид Васильевич, д.ф.-м.н.. доцент

 


СОДЕРЖАНИЕ


1 ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ  
1.1 ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ  
Лабораторная работа 1. Разработка информационной модели предметной области методом “сущность-связь”  
Лабораторная работа 2. Получение набора отношений методом декомпозиции  
   
1.2 РЕАЛИЗАЦИЯ БАЗЫ ДАННЫХ  
Лабораторная работа 3. Изучение интерфейса и функциональных возможностей программного компонента Database Desktop в Delphi/Lazarus. Создание, редактирование и представление таблиц. Создание простейших приложений системы баз данных при помощи средства разработки Delphi/Lazarus  
Лабораторная работа 4. Построение запросов к базам данных  
Лабораторная работа 5. Навигация и поиск, работа с индексами, фильтрация, обеспечение системных функций при помощи компонента TTable    
Лабораторная работа 6. Разработка отчетов в приложениях баз данных при помощи компонентов Quick Report  
Приложение А. Индивидуальные задания  
Приложение Б. Индивидуальные вопросы к самостоятельному изучению    
Список рекомендуемой литературы  

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БАЗЫ ДАННЫХ

Лабораторная работа 1

РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДОМ “СУЩНОСТЬ-СВЯЗЬ”

 

Цель: получить навыки моделирования предметной области при проведении структурного анализа и проектирования систем баз данных.

 

Ход выполнения работы

 

1. Определение сущность базы данных (БД), согласно индивидуальному заданию (приложение А, табл.А.1.).

2. Определение атрибутов сущностей БД.

3. Определение идентифицирующего атрибута (ключа), который позволяет отделить один объект (экземпляр сущности) от других

4. Определение связей, возникающих в ПО между сущностями, и описание класса принадлежности и степень связи. Построение диаграммы ER-экземпляров.

5. Графическое представление, полученной информационной модели ПО в виде диаграммы ER-типа.

 

Пример выполнения

Наименование предметной области – «Учет работы в цеху».

1. Основные сущности – Станок, Работник.

Связь – Выполнение работы.

 

2. Определение атрибутов сущностей БД.

Атрибуты сущности «Станок»:

Код станка A
Наименование станка B
Тип станка C

 

Атрибуты сущности «Работник»:

Таб. номер работника D
ФИО работника E
Должность F

 

Атрибуты связи «Выполнение работы»:

Дата выполнения работы G
Номер наряда H

 

3. Определение идентифицирующего атрибута (ключа):

 

Станок (Код станка, Наименование станка, Тип станка).

Работник (Таб. номер работника, ФИО работника, Должность).

Выполнение работы (Дата выполнения работы, Номер наряда).

 

4. Определение связей, возникающих в ПО между сущностями, и описание класса принадлежности и степень связи. Построение диаграммы ER-экземпляров.

 

Станок 103
Станок 102
Станок 101
Сидоров С.С.
Петров П.П.
Иванов И.И.

Рисунок 2 – Диаграмма ER-экземпляров ПО «Учет работы в цеху»

 

5. Графическое представление, полученной информационной модели ПО в виде диаграммы ER-типа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.153 с.)