Сущность финансовой политики государства. Взаимосвязь финансов и финансовой политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность финансовой политики государства. Взаимосвязь финансов и финансовой политики



Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества. Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений, в процессе распределения и перераспределения валовой добавленной стоимости по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Финансовая политика – форма сознательной деятельности людей, оформленной законодательно в законах, постановлениях и других нормативных актах. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают и конструкции, регламентирующие деятельность людей по реализации финансовой политики. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы, что непосредственно связано с финансами.

 

Составные части финансовой политики: бюджетная политика, налоговая политика, ценовая политика, денежно-кредитная политика

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством его функций. Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В пределах общей финансовой политики принято вы­делять ее составные части: налоговую, бюджетную и де­нежно-кредитную политику. Налоговая политика состоит в изъятии части доходов физических и юридических лиц для передачи в бюджет и перераспределения на общегосударственные нужды, это неотъемлемая часть финансовой политики, реализующая интересы государства.

Свое назначение налоги выполняют в едином бюд­жетном процессе, неся фискальную и стимулирующую функции. Фискальная функция реализуется посредством изъя­тия доходов населения и хозяйствующих субъектов для формирования бюджетного фонда. Стимулирующая функция выражается через эконо­мические рычаги воздействия на усиление мотивов к тру­ду, экономному расходованию финансовых ресурсов, фи­нансовой поддержке рыночных реформ; она также влияет на воспроизводственный процесс, стимулируя или сдер­живая его развитие. Бюджетная политика заключается в формировании централизованного фонда денежных средств, который ис­пользуется для выполнения функций государства в целях удовлетворения общегосударственных потребностей. Она базируется на стратегических программах развития эко­номики, социальной сферы и обеспечения безопасности страны, закладывающих основные параметры и темпы развития отдельных отраслей и сфер, а также источники их финансирования. Денежно-кредитная политика — одна из важных частей финансовой политики государства. Денеж­но-кредитные отношения выступают в качестве основного элемента процесса воспроизводства. Экономическое раз­витие любой страны зависит от организации денежного об­ращения, которое характеризуется движением денег, об­служивающих производство и реализацию товаров, услуг, работ и расчеты в хозяйстве. С развитием общества про­исходит количественный рост объема денежного обраще­ния, усиливаются его связи с кредитной системой.

 

17) Сущность и содержание финансового планирования: принципы финансового планирования; система финансовых планов

Финансовое планирование является составной частью экономического и социального планирования. Это обусловлено особенностями, товарного производства предполагающего движение валового внутреннего продукта в натурально-вещественной и стоимостной форме. План – документ, в котором отражаются цели, приоритеты, ресурсы и источники их обеспечения. Планирование – разработка планов. Финансовое планирование – научный процесс обоснования на определенный период порядка и сроков движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность государства, хозяйствующего субъекта или отдельные финансовые операции. Финансовые планы могут быть классифицированы по различным признакам: 1) В зависимости от объекта планирования: централизованные и децентрализованные. Под централизованным планированием используются следующие показатели: размер дохода консолидированного бюджета, размер расходов бюджета; размер дефицита бюджета и источники его покрытия; размеры бюджетных фондов, внебюджетных фондов (ФСЗН); размер госдолга, размеры межбюджетных трансфертов. В рамках децентрализованного планирования исп. след. показатели: чистая прибыль (фонд накопления, потребления, резервный); рентабельность (прибыль/затраты); размер амортизационного фонда, размеры и направления инвестирования, объёмы кредитования. В зависимости от сроков планирования: краткосрочные (менее 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); долгосрочные (более 5 лет).

 

Содержание и необходимость финансового контроля. Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных формы и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию. Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Существуют различия финансового контроля на: макро и микро уровне. Финансовый контроль на макро уровне – контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Субъектами контроля на этом уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления. Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, объединений всех форм собственности. Существует различное деление контроля на виды. Выделяется государственный финансовый контроль и негосударственный. В свою очередь негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). В ряде случаев выделяются общественный контроль, над которым понимается финансовый контроль со стороны профсоюзов общественных организаций партий. Существуют различные формы финансового контроля. В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Он имеет целью предупредить незаконные действия должностных лиц, предотвратить нарушение законов, постановлений и распоряжений государственных органов. Текущий контроль проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций. Последующий контроль проводится после совершения хозяйственно-финансовых операций. Он позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Финансовый контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка; обследование; экономический анализ; ревизия.

 

Содержание и принципы организации финансов предприятия

Основным звеном нац. экономики являются предприятия. Финансы предприятия – совокупность эк. отношений, связанных с денежными отношениями по поводу распределения части выручки, в результате чего формируются фонды ден. средств предприятия для простого и расширенного воспроизводства. Выполняет 2 функции: распределительная и контрольная. Распределительная реализуется при распределении выручки, прибыли, остающийся в распределении предприятия. Контрольная – в контроле за формированием доходов, своевременной уплаты налогов в бюджет и рациональном использовании расходов. Базируются на след. принципах: 1) Финансовая юр. самостоятельность; 2) Хоз. расчёт (доходы > расходов); 3) Экономическая ответственность за выполнение обязательств перед партнёрами, гос-вом, наёмными работниками. Собственность может быть государственная и частная. В целом предприятия различных форм собственности основаны на одних и тех же принципах фин. организации. Тем не менее различия в организационно-правовом статусе пр-тия определяют особенности фин. механизма, хар-р имущественной ответственности. Прежде всего относится к источникам формирования уставного фонда, распределения прибыли, взаимоотношений с бюджетом. Для унитарных предприятий характерна единичная форма собственности. В случаи гос. формы собственности – КУП и РУП – учредительный фонд создаётся гос-вом, прибыль распределяется гос-вом. Произв. кооперативы – уставный фонд формируется членами кооперативов(не менее 5). Прибыль – в соответствии с трудовым участием, если иное не предусмотрено трудовым договором. Товарищество – коммерч. организ. предполагающая коллективную форму собственности. Бывают полные и коммандитные, где полное = коммандитное + вкладчик. Прибыль – пропорционально паевым взносам, если ное не предусмотрено договором. Общества: ООО, ОДО, ОАО, ЗАО. Уставный фонд разделен на вклады/акции (кроме ОДО) - где учредители несут ответственность за действие общества, в пределах тех сумм, которые они внесли или купленных акций. Для ОДО – дополнительная ответственность для учредителей в пределах оговоренных сумм. Для акционерных обществ в гос-ве определён мин размер уставного фонда: для ЗАО – 100баз. величин; для ОАО – 400баз. величин.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.35.224 (0.016 с.)