Возникновение и развитие финансов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие финансов



Возникновение и развитие финансов

Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений, в процессе распределения и перераспределения валовой добавленной стоимости по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Возникла от financia – доход, в центральной Европе, в средние века.Выделяют несколько этапов развития финансов: 1) Рабовладельческий – неразвитость финансовых отношений и их слабое влияние на экономику гос-ва. 2) Средние века, феодализм – финансовые отношения ограничивались формированием и использованием бюджета феодала. Слабое влияние на экономику гос-ва. 3) До наших дней – в результате первых буржуазных революций возникли общегосударственные финансовые отношения, бюджеты, стали распределяться на экономические нужды государства.

Причиной существования финансов стала причина необходимости распределения ВДС и условия наличия денег, функционирования гос-ва.

 

Финансы в системе экономических отношений

В системе экономических отношений выделяют:

Деньги Финансы

1) Производство - -

2) Обмен + -

3) Распределение + +

4) Потребление + -

Областью функционирования и возникновения финансов является стадия распределения. Первоначально ВДС распадается на следующие элементы: аммортизация +з/п + налоги и прибыль. На стадии распределения ВДС формируются финансовые ресурсы: субъекты хозяйствования, д/х, гос-во. Дальнейшее перераспределение происходит благодаря финансам. К финансовым отношениям относятся: уплата налогов, выплата населению из гос-ва, выплата з/п, страховые выплаты, выплаты в фонд соц. Защиты населения (ФСЗН), денежные отношения между различными эк. субъектами по формированию уставных фондов, приобретения акций, выплаты и получения дивидендов, выплаты штрафных санкций, внутригосударственное распределение доходов бюджета.

 

Функции финансов как проявление их сущности в действии.

Функции экономической категории – проявление её сущности в действии. Финансы выполняют 2 основные функции: распределительную и контрольную. 1) Посредством распределительной функции осущ. обеспеч. экономических субъектов финансовыми ресурсами, также с помощью распределительной ф-ции происходит вторичное перераспределение финансовых ресурсов. Субъектами при финансовом распределении являются участники производственного процесса. 2) Контрольная связана с контролем за распределением ВДС, расходованием фин. ресурсов по целевому назначению, проверкой соблюдения законодательства в финансовой сфере, а также своевременное выполнение обязательств. Объектом контрольной функции является док-ты бухгалтерской отчётности и финансовые показатели субъектов хозяйствования учреждений.

Взаимосвязь финансов и цены

Финансы вместе с ценой, з/п и кредитом оказывают существенное влияние на производственный процесс. Цена является экономическим инструментом, с помощью которого стоимость созданного товара получает денежное выражение (учитывает все элементы ВДС + ПП), на основе которого осуществляется распределительный процесс. Функционирование цены и финансов в этом процессе осуществляется в тесной взаимосвязи, так как цена является конкретной формой выражения финансовых отношений и одновременно категорией, через которую происходит первичное распределение ВВП и национального дохода.

Взаимосвязь финансов и заработной платы

Финансы вместе с ценой, з/п и кредитом оказывают существенное влияние на производственный процесс. З/п представляет собой отношения, связанные с обособлением части ВДС необходимой для воспроизводства рабочей силы. Обособление части стоимости в виде фонда оплаты труда происходит с помощью финансов. Являясь частью системы стоимостного распределения, она стоит в одном ряду с финансами, подготавливая условия для последующего удовлетворения определённых потребностей. Отличие з/п от финансов заключается в том, что она выступает формой первичного распределения ВВП и становится собственностью отдельных работников, в то время как посредством финансов происходит распределение и перераспределение ВВП и Нац. Дохода между всеми участниками общественного пр-ва.

 

Взаимосвязь финансов и кредита

Финансы вместе с ценой, з/п и кредитом оказывают существенное влияние на производственный процесс. Кредит во многом адекватен финансам и является их составной частью. Кредитные ресурсы формируются в результате фин. распределения ВДС, формирования фин. ресурсов. Кредит дополняет фин. ресурсы и участвует в фин. обеспечении расширенного воспроизводства. Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте. Источником выплаты процента за пользование привлечёнными средствами является доход банка, формирование и использование которого опосредуется фин. отношениями. Выделяют сл. отличия кредита от фин. ресурсов: кредит отличается платностью, кредит – возвратные средства, движение фин. ресурсов сопровождается сменой собственности, а кредит не предполагает.

 

7) Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов

Существует много определений понятия и сущности финансов. Современные исследователи этой проблемы лишь в различной степени интегрировали и видоизменяли известные определения понятия и сущности финансов. Главным и принципиальным недостатком подобных определений является отсутствие в них объекта исследования, той совокупности денежных отношений, которая определяет специфику исследуемой категории. Сущностный признак и основа понятия финансов в них определяется как распределение совокупного общественного продукта и национального дохода. Но этот сущностный признак имеет самый общий характер и никак не определяет специфику, особенность и место финансов в этом распределительном процессе. Из подобных определений следует, что финансы охватывают не только фазу распределения, но и фазы производства, обмена и потребления общественного продукта. К числу дискуссионных вопросов относится также вопрос о функциях финансов. Большинство экономистов считают, что финансам присущи две функции — распределительная и контрольная. В то же время в литературе можно найти утверждения, что финансам свойственны и другие функции: оперативная, стимулирующая, перераспределительная, воспроизводственная. По мнению Э. А. Вознесенского, финансы выполняют функции формирования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную. Такой же точки зрения придерживаются и ещё несколько экономистов. Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (расходов), контрольная. Внешне, казалось бы, первые две функции можно разграничить и рассматривать как самостоятельные функции финансов. Однако расчленение распределительной функции означает самостоятельность формирования доходов без конечной цели расходования. Неизвестна целевая установка такого формирования доходов. Разделение распределительной функции на две части могло стать обоснованием того, что получение доходов является самоцелью, хотя на самом деле оно направлено на удовлетворение общегосударственных потребностей.Некоторые экономисты наделяют финансы производственной функцией. Основной аргумент состоит в том, что финансы не только распределяют, но и обслуживают кругооборот фондов, обеспечивая денежными ресурсами воспроизводственный процесс.

 

Содержание понятия финансовых ресурсов как составной части денежных ресурсов

Распределение и перераспределение стоимости ВВП посредством финансов сопровождается движением денеж­ных средств, принимающих форму финансовых ресурсов, которые образуются в результате различных видов дея­тельности субъектов хозяйствования. Финансовые ресурсы являются материальной основой финансов и создаются в процессе распределения и перерас­пределения денежных средств на всех уровнях хозяйство­вания. Таким образом, к финансовым ресурсам относится та часть денежных средств, которая используется государ­ством, местными органами власти и хозяйствующими субъектами в процессе распределения и перераспределе­ния ВВП. Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет класси­фицировать их по уровню управления. К централизованным финансовым ресурсам отно­сятся денежные средства, которые государство аккумули­рует для выполнения своих ключевых функций и реализа­ции установленной на конкретный период экономической и социальной политики. Главным направлением централизованных финансовых ресурсов является финансирование общегосударственных программ, предусматривающих динамичное развитие эко­номики, повышение уровня жизни населения. Децентрализованные финансовые ресурсы создают­ся на микроуровне конкретными предприятиями и орга­низациями в процессе их хозяйственной деятельности. Децентрализованные финансовые ресурсы опосредуют весь процесс производства и обращения, обеспечивают стабильное функционирование предприятия, а также его саморазвитие. Часть финансовых ресурсов предприятия в форме налогов и других обязательных платежей взима­ется в бюджет и специальные фонды для удовлетворения общегосударственных нужд.

 

Содержание и необходимость финансового контроля. Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль – целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения субъектами хозяйствования установленных формы и методов реализации финансовых отношений, анализу их эффективности и разработке предложений по их совершенствованию. Целью финансового контроля является содействие формированию научно-обоснованной финансовой политики, эффективного финансового механизма. Существуют различия финансового контроля на: макро и микро уровне. Финансовый контроль на макро уровне – контроль за организацией и функционированием финансов в масштабах всего государства. Субъектами контроля на этом уровне выступают законодательные органы власти и государственные органы управления. Финансовый контроль на микроуровне – это контроль на уровне отдельных предприятий, организаций, учреждений, объединений всех форм собственности. Существует различное деление контроля на виды. Выделяется государственный финансовый контроль и негосударственный. В свою очередь негосударственный финансовый контроль подразделяется на: внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский). В ряде случаев выделяются общественный контроль, над которым понимается финансовый контроль со стороны профсоюзов общественных организаций партий. Существуют различные формы финансового контроля. В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль проводится до совершения хозяйственных и финансовых операций. Он имеет целью предупредить незаконные действия должностных лиц, предотвратить нарушение законов, постановлений и распоряжений государственных органов. Текущий контроль проводится на предприятиях, в хозяйственных организациях, бюджетных учреждениях, в финансовых и кредитных органах, в министерствах, ведомствах, управлениях, отделах в процессе осуществления финансовых и хозяйственных операций. Последующий контроль проводится после совершения хозяйственно-финансовых операций. Он позволяет выявить нарушения, которые не были установлены предварительным и текущим контролем. Финансовый контроль осуществляется несколькими методами. К ним относятся: проверка; обследование; экономический анализ; ревизия.

 

Содержание и принципы организации финансов предприятия

Основным звеном нац. экономики являются предприятия. Финансы предприятия – совокупность эк. отношений, связанных с денежными отношениями по поводу распределения части выручки, в результате чего формируются фонды ден. средств предприятия для простого и расширенного воспроизводства. Выполняет 2 функции: распределительная и контрольная. Распределительная реализуется при распределении выручки, прибыли, остающийся в распределении предприятия. Контрольная – в контроле за формированием доходов, своевременной уплаты налогов в бюджет и рациональном использовании расходов. Базируются на след. принципах: 1) Финансовая юр. самостоятельность; 2) Хоз. расчёт (доходы > расходов); 3) Экономическая ответственность за выполнение обязательств перед партнёрами, гос-вом, наёмными работниками. Собственность может быть государственная и частная. В целом предприятия различных форм собственности основаны на одних и тех же принципах фин. организации. Тем не менее различия в организационно-правовом статусе пр-тия определяют особенности фин. механизма, хар-р имущественной ответственности. Прежде всего относится к источникам формирования уставного фонда, распределения прибыли, взаимоотношений с бюджетом. Для унитарных предприятий характерна единичная форма собственности. В случаи гос. формы собственности – КУП и РУП – учредительный фонд создаётся гос-вом, прибыль распределяется гос-вом. Произв. кооперативы – уставный фонд формируется членами кооперативов(не менее 5). Прибыль – в соответствии с трудовым участием, если иное не предусмотрено трудовым договором. Товарищество – коммерч. организ. предполагающая коллективную форму собственности. Бывают полные и коммандитные, где полное = коммандитное + вкладчик. Прибыль – пропорционально паевым взносам, если ное не предусмотрено договором. Общества: ООО, ОДО, ОАО, ЗАО. Уставный фонд разделен на вклады/акции (кроме ОДО) - где учредители несут ответственность за действие общества, в пределах тех сумм, которые они внесли или купленных акций. Для ОДО – дополнительная ответственность для учредителей в пределах оговоренных сумм. Для акционерных обществ в гос-ве определён мин размер уставного фонда: для ЗАО – 100баз. величин; для ОАО – 400баз. величин.

 

 

Показатели рентабельности.

В результате ускорения оборачиваемости высвобождается часть оборотных средств, сокращаются затраты, повышается результативность. Результативность определяется показателем рентабельности оборотного имущества и рассчитывается по формуле Р=Чистая прибыль/средние оборотные активы*100%. Повышение рентабельности оборотных средств – наиболее активной части имущества предприятия – оказывает существенные влияние на достижение высоких конечных результатов его деятельности. Рентабельность комплексно отражает степень использования ресурсов, а также различных природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как и в прибыли, которую несет в себе каждая полученнаяединица, так и в прибыли на единицу вложенных средств. Рентабельность собственного капитала(чприбыль к собственному капиталу); рентабельность имущества(ЧП к стоимости имущества); рентабельность реализ продукции(прибыль от реализации к выручке от реализации); рентабельность производства(прибыль от реализации к себестоимость реализованной продукции)

 

Целевые бюджетные фонды

Государственные бюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению; являются составной частью государственных финансовых средств. Существование внебюджетные и целевых бюджетных фондов вызвано необходимостью перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения целевого использования средств в соответствии с приоритетами социального и экономического развития. Они могут создаваться для решения конкретных задач или осуществления государственных программ. Целевые бюджетные фонды входят в состав государственного бюджета. Средства бюджетных фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие его назначению. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. В 2010 году государственными целевыми бюджетными фондами являются: Республиканский дорожный фонд; Республиканский фонд охраны природы; Фонд национального развития; Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья; Фонд универсального обслуживания (резерв универсального обслуживания); Инновационные фонды.

 

Возникновение и развитие финансов

Финансы – объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений, в процессе распределения и перераспределения валовой добавленной стоимости по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Возникла от financia – доход, в центральной Европе, в средние века.Выделяют несколько этапов развития финансов: 1) Рабовладельческий – неразвитость финансовых отношений и их слабое влияние на экономику гос-ва. 2) Средние века, феодализм – финансовые отношения ограничивались формированием и использованием бюджета феодала. Слабое влияние на экономику гос-ва. 3) До наших дней – в результате первых буржуазных революций возникли общегосударственные финансовые отношения, бюджеты, стали распределяться на экономические нужды государства.

Причиной существования финансов стала причина необходимости распределения ВДС и условия наличия денег, функционирования гос-ва.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.015 с.)