Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия платежа в договоре международной купли-продажи товаров

Поиск

Валюта платежа

Если валюта платежа не совпадает с валютой цены, то устанавливаются курс пересчета.

Должна учитываться не только выгодность курса, но и степень конвертируемости желаемой валюты в валюту контрагентов.

Валютная оговорка – условия, включенные во внешнеторговый контракт купли-продажи, с целью страхования экспортера от риска понижения курса валюты платежа между моментом заключения сделки и фактическим моментом оплаты.

Фиксация курса одной валюты относительно другой во избежание потерь от девальвации и ревальвации.

Срок платежа

Обычно устанавливаются календарные сроки.

Если конкретный срок не установлен, то оплата производится по прошествии определенного числа дней после получения уведомления от продавца покупателем о том, что товар предоставлен в распоряжение.

Способ платежа

Устанавливает, когда производится оплата по отношению к фактической поставке товара.

· Оплата вперед (preshipment finance/prepayment) – покупатель оплачивает всю стоимость товара до его поставки, оплата части стоимости определяется как задаток (deposit).

· Оплата с отсрочкой (postponement of payment) – это особый способ погашения задолженности, при котором её внесение в полной сумме переносится на срок более поздний, чем предусмотрено договором.

· Оплата в рассрочку (payment by instalment) – платеж производится не в полной сумме их стоимости, а по частям (наиболее распространен при продаже розничных товаров в кредит).

Формы расчетов

· Банковский перевод – расчетная банковская операция, заключающаяся в направлении телеграфом или по почте платежного поручения одного банка другому. Платежное поручение – приказ клиента банку о выплате определенной суммы бенефициару, предъявителю чека или иных платежных документов.

· Чек – ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной суммы чекодержателю.

· Вексель – письменное долговое обязательство в установленной форме, выдаваемое заемщиком кредитору и предоставляющее последнему право требовать с заемщика возврата указанной суммы к определенному сроку.

o Просто вексель (соло)

 


o Переводной вексель (тратта)

· Аккредитив - это обязательство банка предоставить согласованную контрагентами сумму в распоряжение продавца от имени покупателя в соответствии со строго определенными условиями.

Преимущества использования аккредитива для экспортера:

1. Гарантия оплаты по предъявлению документов, оговоренных условиями аккредитива.

2. Снижение производственного риска, в первую очередь, в отношении тех случаев, когда покупатель аннулирует или изменяет заказ.

3. Возможность структурирования графика поставки с учетом своих интересов.

4. Возможность получения финансирования на производство или закупку товара, необходимого для поставки (предэкспортное финансирование).

5. Возможность получения финансирования на период после отгрузки товара до получения платежа (в случае отложенного платежа).

6. Покупатель не может отказать в платеже при любой претензии к товару.

7. Все претензии к поставленному товару импортер должен предъявить отдельно от аккредитива и выполненного по нему платежа, что дает экспортеру большое преимущество при урегулировании подобных вопросов.

· Инкассо – метод платежа, при котором банк по поручению клиента-экспортера получает причитающиеся ему денежные средства на основании предъявленных клиентом в банк товарно-расчетных документов.

26) Сдача-приемка товара

Сдача товара – передача товара продавцом во владение покупателя, в результате которой к покупателю переходит полный контроль над товаром (передача товарораспорядительных документов приравнивается к передаче товара).

Приемка товара – проверка покупателем соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристикам, указанным в контракте.

В контракте устанавливается порядок сдачи-приемки:

· Вид, срок и место

· Способы проверки и методы определения количества и качества товара

· Лица, уполномоченные осуществить сдачу-приемку

Вид сдачи-приемки:

· Предварительная – на предприятии продавца.

· Окончательная – в установленном месте в определенный срок.

· По количеству (по отгруженному и выгруженному товару)

По качеству (на основе документа и на основе фактической проверки

Основные обязанности продавца:

· Поставить товар покупателю установленный срок в установленное место

· Обеспечить надлежащее качество товара, его упаковку, маркировку и др.

Основные обязанности покупателя:

· Принять товар

· Оплатить его стоимость на условиях контракта

Конкретный перечень прав и обязанностей (по оплате упаковки, перевозки, страхованию, проверке, качества и др.) зависит от условий контракта.

Гарантии

Виды гарантийных сроков

Гарантия – это условие, по которому продавец принимает ответственность за качество товара в течение определенного срока.

Гарантийный срок эксплуатации – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует стабильность показателей качества товара в процессе его эксплуатации при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации.

Гарантийный срок хранения – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует сохранность всех установленных стандартами эксплуатационных показателей и потребительских свойств товара при условии соблюдения потребителем правил хранения.

Срок годности – период времени, в течение которого изготовитель гарантирует все установленные стандартами эксплуатационные показатели и потребительские свойства продукции при условии соблюдения потребителем правил эксплуатации и хранения. По истечении срока годности товар считается непригодным для использования по назначению,

В условиях гарантии обычно оговариваются все случаи, на которые она НЕ распространяется.

27) Рекламации в договоре международной купли-продажи товаров

Рекламации - Претензии покупателя к продавцу в связи с несоответствием качества и количества поставленного товара условиям контракта.

Порядок предъявления рекламации:

· Наименование товара

· Его количество и местонахождение

· Основания для рекламации

· Требования по урегулированию рекламации

Сроки заявления рекламаций

По качеству обычно больше, чем по количеству. Кроме того, зависят от силы позиции контрагентов.

Права и обязанности сторон в связи с предъявлением рекламации

Само по себе предъявление рекламации не дает права покупателю отказаться от товара.

Способы урегулирования рекламации

· Восполнение недогруза (отдельной партией или при следующих поставках)

· Возврат зарекламированного товара и возврат его стоимости покупателю

· Исправление дефектов товара за счет продавца

· Замена товара

· Предоставление скидки с цены зарекламированного товара или уценка всей партии пропорционально проценту дефектного товара (сырье или продовольствие)

· Зачет суммы, уплаченной за товар, в счет следующих поставок

28) Санкции в договоре международной купли-продажи товаров

Санкции – меры, которые применяются к сторонам при неисполнении или ненадлежащем исполнении условий контракта.

Виды санкций:

Штрафы или неустойки

Не зависят от того, потерпел ли добросовестный контрагент ущерб.

Основанием для их взимания является сам факт нарушения условий контракта.

Уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательств.

Могут быть выражены как в твердой денежной сумме, так и в % от стоимости не поставленного товара или общей контракта.

2. Возмещение убытков (или положительный контрактный интерес)

Возмещение убытков должно поставить потерпевшую сторону в такое положение, в каком она находилась бы. Если бы контракт был исполнен.

Убытки должны быть непредотвратимыми, непредвиденными ил достоверными. Потерпевшая сторона должна принять разумные меры по их уменьшению.

3. Возмещение упущенной выгоды (или отрицательный контрактный интерес)

Право потерпевшей стороны получить возмещение всех расходов, понесенных ею в расчете на то, что контракт будет исполнен.

Затраты, необходимые для адекватной замены исполнения контракта.

Финансовые последствия потери преимуществ, которые должны были обеспечить потерпевшей стороне выгоды, ожидаемые ею в результате исполнения контракта.

29) Форс-мажорная оговорка в договоре международной купли-продажи товаров

Форс-мажор – обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению обязательств и находящиеся вне контроля сторон (возникшие помимо их воли и без их вины).

Обстоятельства носят объективный и абсолютный характер, они должны касаться не только данного субъекта – должника, а распространяться на всех; невозможность исполнения должна быть абсолютной, а не затруднительной для должника.

Не признаются форс-мажорными коммерческие риски:

· Изменение цен

· Банкротство предприятия

· Нарушения обязанностей со стороны контрагентов должника

· Отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров

· Отсутствие у должника необходимых денежных средств

Признаки форс-мажора:

· Чрезвычайность. Явление или событие могут быть призвано обстоятельством непреодолимой силы, сели оно нехарактерно для неопределенной местности, сезона и прочих привычных условий.

· Непредотвратимость. Явление или обстоятельство неопределимой силы может быть известным, но избежать его невозможно.

· Непредвиденность форс-мажорных обстоятельств при заключении договора. Сторона договора освобождается от ответственности, сели на момент заключения сделки не могла предположить наступление конкретных обстоятельств непреодолимой силы.

· Причинно-следственная связь между случившимися событиями и неисполнением договора. Событие или явление, которое сторона считает обстоятельством непреодолимой силы, должно быть непосредственной причиной невыполнения обязательства.

Виды форс-мажорных обстоятельств:

· Стихийные бедствия – землетрясения, наводнение, засуха, заморозки, шторм, эпидемия и др.

· Вооруженные конфликты – военные действия, вооруженное восстание, государственный переворот, гражданские волнения

· Трудовые конфликты – забастовка, локаут

· Транспортные проблемы – невозможность использования автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта

· Действия властей – введение эмбарго, иные акты органов государственной власти

Содержание форс-мажорной оговорки:

1. Условие об освобождении стороны от ответственности за неисполнение обязательства, вызванной форс-мажорными обстоятельствами

2. Определение характера ФМО

3. Перечень ФМО

4. Обязанность уведомления о наступлении и предполагаемой длительности ФМО

5. Форма уведомления

6. Название нейтральной организации, которая должна подтвердить ФМО

7. Последствия неуведомления

8. Соглашение о сроке приостановления выполнения контракта из-за ФМО

9. Порядок расчета и случаи прекращения договора в результате ФМО

Арбитраж

Здесь устанавливается порядок разрешения споров между сторонами, которые не удалось решить в процессе переговоров. В большинстве контрактов оговорено право потерпевшей стороны обратиться в арбитражный суд.

Арбитражный суд – орган по разрешению торговых споров.

Третейские суды – суды, избираемые самими сторонами для разрешения торговых споров.

При обращении в арбитраж стороны не имеют права отказываться от исполнения условий договора. При вынесении решения оно становится обязательным для сторон

30) Коммерческие (товарные) документы

Эта группа дает ценовую, количественную ил качественную характеристику товара. Эти документы оформляет на своем бланке продавец. А покупатель против них производит оплату.

1. Коммерческий счет – основной расчетный документ, содержащий требования продавца об уплате ему суммы за поставленный товар.

В счете указывается:

· Цена за единицу товара и общая сумма

· Базисные условия поставки

· Способ платежа и форма расчета

· Наименование банка продавца

· Сведения о фрахте и страховании

Разновидности счетов:

· Счет-фактура – выписывается после окончательной приемки товара покупателем. Основная функция – определение точной суммы платежа, но может служить и в качестве накладной.

· Счет-спецификация – выписывается, когда партия содержит различные виды товаров. Указывается цена за единицу товара по видам и сортам и общая стоимость партии.

· Предварительный счет –выписывается, когда приемка товара производится в стране назначения или при частичных поставках.

· Проформа-счет – содержит сведения о цене за единицу и общей стоимости партии, но в нем нет требования об уплате. Обычно выписывается на отгруженный товар, но ещё не проданный товар (отправляемый на выставку, ярмарку, аукцион).

2. Спецификация – содержит перечень всех видов и сортов товара, входящих в партию.

3. Техническая документация – составляется при поставках оборудования и технических потребительских товаров длительного пользования. К ней относятся: паспорт, формуляры и описания изделий, инструкции по монтажу и эксплуатации, различные схемы, чертежи, ведомости запасных частей, инструмента, приспособления и др.

4. Упаковочный лист – перечень всех видов товаров, находящихся на каждом товарном месте (ящике, контейнере)

5. Сертификаты качества – документ, удовлетворяющий качество фактически поставленных товаров и его соответствие условиям контракта. Выдается компетентными органами.

6. Гарантийное обязательство – документ, подтверждающий соответствие товара условиям контракта и дающий гарантию бесперебойной работы оборудования.

7. Протокол испытаний – этот документ составляется после проведения продавцом совместно с представителем покупателя полных испытаний заказанного товара в заранее установленный день и час на предприятии продавца.

8. Разрешение на отгрузку – документ, который выдается представителем покупателя после проведения приемочных испытаний оборудования на предприятии поставщика с целью установить соответствие товара условиям заказа.

 

31) Транспортные документы

1. Коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским транспортом с обязательством доставить груз в порт назначения и выдать его законному держателю коносамента.

Функции коносамента:

· Является официальной квитанцией судовладельца (перевозчика), подтверждающей, что товары, которые предположительно находятся в месте в указанном виде, количестве и состоянии, отправлены в указанное место назначения на конкретном судне или, по крайней мере, получены под охрану судовладельца для цели отправки

· Удостоверяет заключение договора морской перевозки, который фактически заключается до подписания коносамента, и повторяет в деталях его содержания

· Является товарораспорядительным документом на товары, позволяющим покупателю распорядиться ими путем передаточной надписи и предоставление коносамента. Таким образом, коносамент предоставляет право собственности на товар.

2. Штурманская расписка – удостоверение судовладельца в принятии товара к перевозке. Выписывается этот документ помощник капитана в подтверждение получения конкретной партии на борт судна. Расписка описывает видимое состояние товаров и позволяет перевозчику выдать коносамент.

3. Чартер или чартер-партия – договор на перевозку грузов трамповыми судами. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель). Чартеры могут заключаться заблаговременно либо в срочном порядке и даже с условием немедленной готовности судна к перевозке.

4. Бернс-нот – один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке массовых грузов на суднах регулярных линий, работающих без срочного расписания, с целью заполнения недоиспользованного под генеральные грузы тоннажа.

5. Букинг-нот –один из видов договора морской перевозки, применяемый при перевозке отдельных партий грузов на суднах регулярных линий, работающих по расписанию, что позволяет грузовладельцу заблаговременно зарезервировать место на линейном судне для отправки своих грузов.

6. Долевой коносамент – товарораспорядительный документ, выдаваемый перевозчиком или грузополучателем с подтверждением капитана судна. Используется в случае продажи грузополучателем товара до того, как он принял поставку.

7. Доковая расписка – документ, который выдается управлением порта в удостоверение принятия товара для отправки и помещения на портовый склад.

8. Железнодорожная накладная – транспортный документ, подтверждающий наличие договора ж/д перевозки между грузоотправителем и администрацией железной дороги.

9. Авиагрузовая накладная – то же в отношение воздушных перевозок.

10. Автодорожная накладная – то же в отношении перевозок автомобильным транспортом.

11. Бордеро – используемый при автодорожных перевозках документ, в котором перечисляются грузы, перевозимые грузовиками и часто содержаться ссылки на прилагаемые копии накладной автодорожной перевозки. Эта опись сопровождает посылаемые документы.

12. Отгрузочное поручение – применяется, когда грузоотправитель пользуется услугами транспортно-экспедиторской фирмы, выписывается грузоотправителем и содержит перечень поручений экспедитору и инструкций по их выполнению.

32) Страховые документы

Страховой полис – документ, оформляющий договор страхования. Выдается страховой организацией после уплаты страхователем страхового взноса. Такой документ представляет экспортер при продаже товара на условиях CIF.

Виды страхового полиса:

· Рейсовый полис – объект страхуется на определенный период времени.

· Смешанный полис – на определенный срок и на определенный рейс.

· Генеральный полис – длительный договор между экспортером и страховщиком. При отправке каждой партии товара экспортеру выдается страховой сертификат, подтверждающий, что данная партия застрахована на условиях генерального полиса.

33) Таможенные документы

1. Грузовая таможенная декларация (ГТД) – заявление грузораспорядителя, представленное им на таможню при пересечении товаром таможенной границы; базовый документ таможенного контроля.

Основные данные:

· Номер грузового документа, по которому товар принят на таможню.

· Наименование товара в соответствии с ТН ВЭД (товарная номенклатура ВЭД).

· Цена и таможенная стоимость партии товара.

2. Декларация таможенной стоимости (ДТС) – специализированная форма, приложение к ГТД, где приводится подробный расчет таможенной стоимости товара.

3. Экспортно-импортные лицензии – документы, выдаваемые государственными органами при наличии в стране контроля за экспортом/импортом конкретных товаров, на разрешение совершения сделки.

4. Сертификат или свидетельство о происхождении товара – документ, выдаваемый компетентным органом в стране экспортера, который четко удостоверяет происхождение товара из конкретной страны.

5. Декларация валютного контроля – заполненный продавцом/покупателем документ, с помощью которого компетентный орган сможет контролировать перевод в страну денежных средств/товаров по сделке.

6. Ветеринарные, санитарные, фитосанитарные и карантинные свидетельства выдаются компетентными органами в стране экспорта в удостоверение того, что поставляемый за границу товар находится в здоровом состоянии.

7. Паспорт сделки – документ, который заполняется по всей номенклатуре экспорта, содержащий основные сведения, необходимые для осуществления контроля (реквизиты банка, экспортера, получателя, реквизиты условия контракта и т.д.)

Паспорт сделки проверяется в уполномоченном банке на предмет соответствия реквизитам самого контракта и нормам действующего законодательства. Он необходим при таможенном оформлении.

34) Целесообразность привлечения посредников

-Оперативность в сбыте товара, в результате за счет ускорения оборота капитала увеличивается прибыль.

-Активная реакция посредников на изменение рыночной конъюнктур - реализация товара на более выгодных условиях.

-Техническое обслуживание и предпродажный сервис осуществляется посредниками.

-Создание и развитие сбытовой сети экономит средства экспортеров.

-Специализация посредников на массовом сбыте определенного товара позволяет уменьшить издержки обращения.

35) Виды посредников

1. Простой посредник – эта лица, которые подыскивают взаимно заинтересованные стороны, но сами не принимают участия в сделке ни своим именем, ни капиталом.

Наиболее распространенные функции простых посредников:

· Исследование рынков

· Создание в деловых кругах благоприятного мнения о партнерах

· Информирование партнера о предстоящих торгах

· Организация деловых встреч с контрагентами

· Оказание содействия в составлении контрактов

Эти посредники не вкладывают собственных средств в свою деятельность, поэтому ими часто бывают солидные фирмы с хорошей репутацией. Их вознаграждение – это оценка их компетентности, положения в деловых кругах, активности на рынке.

2. Поверенные – предприятия или предприниматели, совершающие сделки от имени и за счет доверителей.

Они заключают с доверителями договоры поручения, где подробно излагаются полномочия поверенных по коммерческим и техническим условиям сделок.

Доверители исполняют подписанные поверенными контракты, возмещают им понесенные расходы и выплачивают вознаграждение.

По законодательству ряда европейских стран (Германия, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн) поверенные имеют право на получение вознаграждения и по тем сделкам, которые доверители самостоятельно заключили с партнерами, но поверенные ранее подписывали для доверителей контракты с этими же партнерами.

3. Комиссионеры

Термин «комиссия» означает договор, по которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение (комиссия) заключить сделку от своего имени, но в интересах и за счет комитента.

Комиссионер – торговый посредник, который продает и покупает товары от своего имени, но за счет и по поручению поручителя (комитента) за оговоренное вознаграждение (комиссию).

Так как комитент несет коммерческие риски, комиссионер действует строго в пределах предоставленных ему полномочий, в противном случае поручитель может расторгнуть договор торговой комиссии и взыскать с комиссионера убытки.

4. Консигнаторы – посредники, которые берут товар на реализацию в течение оговоренного срока и осуществляют консигнанту платежи по мере реализации товара со склада.

По существу, это кредитование посредника на срок реализации товара, при этом за комитентом сохраняется право собственности на товар до его реализации покупателю.

Виды консигнации:

· Простая консигнация – не проданные по истечении срока товары консигнатор может вернуть

· Частично возвратная консигнация – по истечении срока посредник обязан купить у консигнанта не менее согласованного количества товара

· Безвозвратная консигнация – весь непроданный товар должен быть куплен посредником по истечении срока

5. Торговые агенты

В странах Европы к торговым агентам обычно относят фирмы, организации и отдельных лиц, которые на основании договоров с продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами) имеют право заключать сделки от своего имени или от имени экспортеров или импортеров.

Торговый агент сам устанавливает цены и условия сбыта, может торговать изделиями конкурентов, много внимания уделяет изучению рынка. Отдельные торговые агенты могут даже кредитовать производителей. Таким образов, к агентам относят партнеров, отношения с которыми строятся на основе поручения и простого посредничества.

В Великобритании и США к агентам относят посредников, действующих для и от имени экспортеров или импортеров, которых называют принципалами.

Принципал – это лицо, от имени которого действует агент, представитель.

С 1990 г. в странах ЕС введены законы о независимых агентах. Эти агенты не покупают продукцию у производителей или экспортеров и не перепродают её, они уполномочены принципалами продавать её как их представители.

Право же определять условия реализации товаров и прежде всего уровень цен остается за принципалами.

Торговые агенты действуют за счет принципала, выступая чаще всего от его имени.

Характерным для торговых агентов является представительство на длительный срок при тесном контакте с принципалом.

Юридически же торговые агенты всегда сохраняют полную независимость.

6. Дистрибьюторы – крупные независимые посредники, которые сразу и полностью расплачиваются за товар, они сами от своего имени и за свой счет заключать контракты купли-продажи с экспортерами или импортерами.

Дистрибьюторы ориентированы на длительное сотрудничество.

Соглашения с дистрибьюторами содержат номенклатуры продаваемых товаров, «очерчивают» территорию будущих сделок, условия работы на рынке, обязательства по годовым объемам реализации товаров.

Обязательства дистрибьюторов:

· Изучение конъюнктуры рынка и доведение этой информации до экспортеров

· Реклама товаров и рекламирование в выгодном свете самого экспортера

· Создание и содержание складов запасов товаров

· Разработка и осуществление мероприятий по предпродажному сервису и предпродажной доработке товаров

· Создание стабильно действующей сбытовой сети, в которую могут входить, если это диктуется необходимостью, дистрибьюторы по регионам и конечные продавцы-дилеры

· Послепродажный сервис, в том числе обеспечение технического обслуживания машинотехнических товаров на всех эшелонах сбытовой сети

36) Объем прав посредников на рынках

Продавцы (экспортеры) и посредники, действуя на конкрутных, заранее оговоренных рынках, имеют по отношению к друг другу различные прямые обязанности.

По объему передаваемых прав посредники (агенты) делятся на:

· Простых агентов (или агентов с неисключительными правом продажи)

· Монопольных агентов (агентов с исключительным правом продажи)

· Агентов с правом «первой руки» (преимущественным правом продажи)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.014 с.)