Регулирующие доходные источники 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирующие доходные источники



Доходы делятся на:

1) закрепленные;

2) регулирующие.

Закрепленные доходы – это доходы, которые полностью или частично передаются в определенный вид бюджета (22 % налога на прибыль направляется в местные органы власти).

Регулирующие доходы – это доходы, которые идут для подкрепления нижестоящего бюджета, соблюдая субординацию. Перечень закрепленных и регулирующих доходов фиксируется налоговым законодательством и кодексами.

 

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «консолидированный бюджет» РФ.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ).

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции – средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы – средства, предоставляемые на кредитной основе, т. е. на основе платности и возвратности.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

 

Организация государственных финансов определяется типом государственного устройства.

Типы организации государственных финансов

1. Унитарный тип предполагает построение двух-звенной системы в составе централизованного и местного уровней. Отличается жесткой централизацией принимаемых решений, наличием сильных центральных и слабых местных органов власти, а также значительнымуровнем перераспределительных процессов, преобладанием в совокупном общественном продукте государственных средств. Характерен для унитарных государств. Классический пример – финансовая система СССР.

Преимущества:

1) в случае тяжелого экономического положения страны при значительном дефиците финансовых ресурсов позволяет использовать их на наиболее значимых направлениях в интересах всей страны;

2) позволяет управлять страной при незначительном количестве центральных органов.

Недостатки:

1) отсутствие оперативного руководства;

2) чрезмерное перераспределение и централизация замедляют оборачиваемость средств.

2. Конфедеративный тип основан на сильных местных органах и слабом центре, характерны значительные центробежные явления при распределении средств и низкий уровень перераспределительных процессов.

Преимущества:

1) быстрое принятие решений и оборачиваемость средств;

2) высокая степень самостоятельности местных органов власти.

Недостатки: 1)в случае неравномерности развития территорий, возникает проблема с финансовым выравниванием;

2) слабые центральные органы власти не могут контролировать экономическое положение страны. Пример – система государственных финансов в СССР при М. С. Горбачеве.

3. Федеративный тип основан на сочетании черт унитарного и конфедеративного типов. Существует в союзных государствах.

Предполагает наличие трехзвенной системы организации государственных финансов в составе центрального правительственного, регионального и местного уровней.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный федерализм – распределение прав, компетенций, источников доходов между уровнями власти.

Модели бюджетного федерализма:

1) кооперативная (европейская) – в странах с жесткой вертикалью власти. Существует единый перечень налогов, определяемый федеральным правительством, полномочия нижестоящих бюджетов существенно ограничены, ведется активная политика территориального выравнивания за счет дотаций. Оптимальна для стран с неравномерным развитием территорий, но порождает иждивенчество на местах, так как большая часть доходов носит регулирующий характер;

2) децентрализованная (американская). Каждый уровень системы самостоятельно определяет ставки и размеры налогов, в законодательном и финансовом плане нижестоящие уровни независимы от вышестоящих. Действует четкое разграничение доходов и расходов между уровнями системы и отсутствуют предметы совместного ведения.

 

Бюджетное устройство и бюджетная система РФ.Принципы построения бюджетной системы РФ.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы, принципы ее построения, совокупность бюджетов государства.

Организационная структура включает республиканский бюджет, 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тыс. местных бюджетов.

Единой правовой базой бюджетной системы является Конституция РФ и Закон «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ».

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Принципы бюджетного устройства: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «консолидированный бюджет» РФ.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы – доходы, полностью поступающие в соответствующие бюджеты (например, налог на имущество предприятий для бюджетов РФ).

Регулирующие доходы – средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету.

Дотации – средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците.

Субвенции – средства на возмещение текущих расходов и на финансирование инвестиционной деятельности.

Субвенции на возмещение непредвиденных расходов из бюджетов республик, краев, областей, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, катастроф и других ЧП предоставляются по решению правительства РФ за счет резервных фондов правительства, а также целевых отчислений из федерального бюджета, выделяемых по предложению Правительства.

Субвенция, не использованная в срок или использованная не по назначению, полежит возврату. Возврат осуществляется в бесспорном порядке за счет средств получателя субвенций в трехмесячный срок после решения органа, выдавшего субвенцию.

Кредитные ресурсы – средства, предоставляемые на кредитной основе, т. е. на основе платности и возвратности.

В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов – это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15 % ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия. Покрытие дефицита осуществляется также за счет выпуска государственных займов и кредитов международных финансовых организаций.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации, представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Это обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране, имеющих между собой установленные законом взаимоотношения. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов. Наблюдается значительная зависимость бюджетной системы от государственного устройства и территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетныхфондов, их частичное перераспределение. Это единство реализуется через единую социально-экономическую, включая налоговую, политику.

Бюджетная структура – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов в стране.

Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ.

В соответствии с Конституцией РФ существует 2 вида государств:

1) унитарное;

2) федеративное.

Российская Федерация (РФ) – федеративное государство, имеющее 3 уровня. Кроме Конституции, в РФ существует закон, который определяет бюджетное устройство страны.

Первый уровень – центральный бюджет (находится в Москве).

Второй уровень – региональные бюджеты (республик, областей, краев, Москвы, Санкт-Петербурга).

Третий уровень – местные бюджеты (города, |района, сельского населенного пункта и т. п.). Кроме Конституции РФ и Закона о бюджетном устройстве, принимается ежегодно Закон о бюджете на текущий год.

Бюджетное регулирование – система перераспределения денежных средств, состоящая в передаче части ресурсов вышестоящего бюджета нижестоящему в целях сбалансированности.

К механизму регулирования относятся:

1) субсидии;

2) субвенции;

3) регулирующие доходные источники. Субсидия – часть общих государственных налоговых доходов, которые поступают в распоряжение вышестоящих бюджетов и, передаваемых нижестоящим бюджетам в порядке перераспределения.

Порядок перераспределения – особая форма связи между отдельными звеньями федеральной системы.

Субсидии бывают:

1) целевыми;

2) универсальными (без указаний).

Субсидии могут иметь как одноразовый, так и срочный характер.

Субвенция – часть фиксированного объема государственных средств, которые выделяются нижестоящим бюджетам для финансирования их расходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.222 (0.023 с.)