Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема - 1. Предмет и методология спецкурса «Реализация права».

Реализация права

 

 

Направление подготовки: 030900 Юриспруденция

Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

 

 

Казань – 2011


 

1. Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Реализация норм права» являются:

· сформировать целостное представление о специфике правореализационных процессов;

· сориентировать обучающихся на юридически значимые аспекты правотворческой и правореализующей деятельности;

· сформировать основы юридического мировоззрения студента – теоретической составляющей полноценного правосознания гражданина;

· способствовать выработке востребованного практикой прикладного знания;

· сформировать навыки работы с учебной и научной юридической литературой и нормативно-правовыми актами, их конструктивно критичного анализа;

· заинтересовать студента в постоянном развитии своего правосознания и правовой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Дисциплина «Реализация норм права» относится к Профессиональному циклу Б.1. Базовой (вариативной) части. Наряду с другими дисциплинами теоретико-исторического и отраслевого профиля изучение процессов правореализации позволит сформировать у студентов целостную картину юридической практики. Данный курс позволяет показать целостность и взаимосвязанность правовых явлений и процессов; закономерности развития и преемственность государственно-правовых институтов.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Реализация норм права».

При изучении дисциплины «Реализация норм права» формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

  • ОК-1: осознать социальную значимость своей будущей профессии, проявлять уважительное отношение к праву и закону и нетерпимость к коррупционному поведению, обладать высоким уровнем профессионального правосознания;
  • ОК-2: способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
  • ОК-3: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
  • ОК-5: компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательской работы, в управлении коллективом;
  • ПК-1: способность разрабатывать нормативно-правовые акты;
  • ПК-7: способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты;
  • ПК-8: способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности;
  • ПК-9: способность принимать оптимальные управленческие решения4
  • ПК-10: способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности;
  • ПК-11: способность квалифицированно проводить научные исследования в области права.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать:

1) роль и значение правореализационных процессов на современном этапе развития общества;

2) особенности реализации права различными субъектами правоотношений;

3) содержание норм материального и процессуального права и особенности их реализации в публичном и частном праве;

4) основные подходы, существующие в юридической науке, к пониманию процессов правотворчества и правореализации; основные категории реализации права.

· Уметь:

1) толковать нормы материального и процессуального права с учетом их системности;

2) ориентироваться в тенденциях изменения действующего законодательства;

3) принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

4) применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права;

5) применять полученные знания для использования в процессе правотворчества;

6) применять полученные знания в процессе реализации права;

7) применять полученные знания в научно-исследовательской работе.

· Владеть:

1) навыками сравнительно-правового анализа норм внутригосударственного и

международного права;

2) методикой самостоятельного изучения и анализа действующего законодательства и правоприменительной практики;

3) методикой преподавания основ правовых дисциплин («Правоведение») в средних учебных заведениях.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Реализация норм права».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы объемом 72 часа.

Форма обучения – очная, заочная, очно-заочная (вечерняя).

Количество семестров – 1.

Формы текущего контроля – проведение тестов, написание реферата, выступления (доклады) по заданным темам.

Форма контроля – зачет/экзамен.

 

№ п/п Виды учебных занятий Дневное отделение Заочное отделение (на базе среднего) Очно-заочное отделение Заочное отделение (на базе высш. обр.)
1. Всего часов по дисциплине (по учебному плану)        
2. Аудиторных занятий        
3. Лекций        
4. Семинарских занятий        
5. Самостоятельная работа        
6. Форма контроля зачет зачет зачет экзамен

 

Структура дисциплины

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы Формы текущего контроля успеваемости Форма промежут. аттестации
Лекции Семинары Сам. работа
  Тема 1. Предмет и методология курса. Характерные черты реализации права.            
  Тема 2. Правовое регулирование и правореализация            
  Тема 3. Механизм правореализации           тест
  Тема 4. Процессы реализации права в системе общественных отношений.           эссе
  Тема 5. Применение права как особая форма правореализации.            
  Тема 6. Правореализация и толкование права.            
  Тема 7. Уровни правореализации.           тест
  Итого часов:       Зачет

 

Изучение дисциплины «Реализация права» предусматривает проведение лекционных и практических занятий; два тестирования; эссе (реферат) по предлагаемой тематике; самостоятельную работу студентов по подготовке к семинарским занятиям и тестированию; зачет.

 

Содержание тем дисциплины

Тема лекции ДО1 ЗО2 ВО3 ВВ4
  Предмет и методология спецкурса «Реализация норм права». Предмет и задачи спецкурса. Система курса и формы его изучения. Методология анализа процессов реализации права. Общенаучные и частные методы изучения реализации права. Системный и функциональный подход. Сравнительный, социологический, формально-юридический и другие методы изучения правореализации. Современные методологические проблемы теории реализации права.          
  Характерные черты реализации права. Сущность и содержание реализации права. Субъекты права и участники правореализации. Правореализация и иные смежные процессы: действие права, осуществление права, функционирование права, правовое воздействие, правовое регулирование, правотворчество, Функционирование права и его реализация. Место и роль правореализации в механизме действия права. Пределы действия нормативно-правовых актов и их реализация. Реализация права в условиях формирования правового государства. Преемственность в правореализации.        
  Правовое регулирование и реализация права. Понятие и признаки правового регулирования. Структура правового регулирования. Типы и виды правового регулирования. Место и роль правореализации в механизме правового регулирования. Пределы правового регулирования и правореализации. Эффективность правового регулирования и реализации права. Правореализационная практика, её характерные черты и виды.        
  Механизм правореализации. Механизм правореализации: основные подходы к трактовке в общей теории права. Общая характеристика структурных элементов механизма правореализации. Экономическая, социальная и политическая правореализующая деятельность. Реализация международного и внутригосударственного права. Реализация норм публичного и норм частного права. Отраслевая классификация процессов реализации права. Формы реализации права. Содержание правореализующей саморегуляции, её роль в функционировании современного российского права. Нравственное самоопределение личности и правореализующее поведение. Индивидуальное правовое регулирование в механизме реализации права. Характерные черты и виды индивидуального правового регулирования. Реализация индивидуальных правовых актов.        
  Процессы реализации права в системе общественных отношений. Взаимодействие основных сфер жизни общества и процессов реализации права. Правореализующая деятельность – воплощение единства практических и теоретических компонентов, социальной предметности и правомерности. Экономические отношения и процессы реализации права. Роль правореализации в становлении и развитии рыночной экономики. Политика и реализация права. Вопросы правореализации в правовой политике современного Российского государства. Политическая культура, ее влияние на процессы осуществления права. Правореализация в социальной сфере. Правореализация и демографические процессы. Реализация права и духовное развитие общества.        
  Правоотношения в реализации права. Правоотношения как канал реализации права. Содержание и виды правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность, их реализация. Формирование и осуществление регулятивных правоотношений. Формирование и осуществление охранительных правоотношений.        
  Правоприменение как разновидность индивидуально-правового регулирования и особая форма правореализации. Понятие и признаки правоприменительной деятельности. Соотношение применения норм права с их использованием, исполнением и соблюдением. Субъекты и основные стадии правоприменительного процесса. Доказывание в правоприменении. Правоприменительные акты: понятие и виды. Особенности правоприменения при пробелах в праве. Аналогия закона и аналогия права. Коллизии в праве.        
  Правореализация и толкование права. Необходимость толкования норм права в ходе их реализации. Субъекты толкования. Официальное и неофициальное правотолкование: их разновидности, юридические свойства и значение для правореализации. Способы (приемы) толкования правовых норм. Акты правотолкования: понятие, виды, роль в реализации права. Правотолкование и индивидуальное правовое регулирование. Значение толкования норм права в деятельности юриста.        
  Уровни правореализации. Структурные уровни правореализации (реализация диспозиций и реализация санкций правовых норм). Роль противоправного поведения в их выделении. Взаимодействие структурных уровней правореализации в рамках дозволительного, позитивно-обязывающего и запретительного способов правового регулирования. Функциональные уровни правореализации (реализация материально-правовых и реализация процедурно-процессуальных правовых норм), их взаимодействие. Территориальные уровни правореализации (реализация правовых норм федерального, регионального, муниципального и локального уровней).        

ДО – дневное отделение

ОЗО – заочное отделение

ВО – вечернее отделение

ВВ – заочное отделение на базе высшего образования (второе высшее)

 

Методические рекомендации преподавателю

 

Чтение лекций по спецкурсу «Реализация норм права» проходит на первом курсе. Целью преподавания данного спецкурса в высшем учебном заведении является ознакомление студентов со спецификой правореализационных процессов, что способствует ориентации на юридически значимые аспекты правотворческой и правореализующей деятельности, формированию у них профессионального сознания. Задачи спецкурса связаны с выработкой умения толковать содержание норм материального и процессуального права с учетом их системности; ориентироваться в тенденциях изменения действующего законодательства; принимать решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; анализировать законодательство и практику его применения.

Требования к лекции:

- научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

- активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления, четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

- разъяснение вновь вводимых терминов и названий, формулирование главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их;

- эмоциональность формы изложения, доступный и ясный язык.

В процессе обучения студентов используются различные виды учебных занятий (аудиторных и внеаудиторных): лекции, консультации, практические занятия, работа в научных кружках и т. д. На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.

При подготовке к лекционным занятиям по спецкурсу «Реализация права» необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия, определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных

точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категориальный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить тему очередного лекционного занятия, дать краткие рекомендации по подготовке. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить с докладами или написать реферат по актуальным вопросам обсуждаемой темы.

Особенностью лекционного курса является то, что он, как все дисциплины теоретико-исторического профиля имеет значительный объем информации, которая в виду отсутствия семинарских занятий не всегда в полном объеме усваивается студентами. Поэтому на лекции необходимо акцентировать внимание на общих вопросах, указывать на закономерности развития политико-правовых учений. Средства, помогающие конспектированию, - акцентированное изложение материала лекции, т. е. выделение голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Искусство лектора помогает хорошей организации работы студентов на лекции. Содержание, четкость структуры лекции, применение приемов поддержания внимания – все это активизирует мышление и работоспособность, способствует установлению педагогического контакта, вызывает у студентов эмоциональный отклик, воспитывает навыки трудолюбия, формирует интерес к предмету.

При подведении рейтинга студента принимаются во внимание следующие позиции:

1. Посещение и творческая работа студентов на лекциях (активное участие при прослушивании проблемных вопросов лекции, формулирование вопросов и приведение примеров на лекции и т.д.)

2. Работа на практических занятиях.

3. Тестирование по пройденному материалу дважды в течение семестра.

4. Написание эссе (реферата) по предложенной теме.

Реферат является творческой работой, его выполнение не носит обязательного характера. В тоже время его выполнение дает возможность студенту получить дополнительные баллы, играющие роль в рейтинговой системе. Тем более что в дальнейшем студент может воспользоваться результатами работы при написании курсовой работы по данной дисциплине.

В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса студенты приобретают определённые навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Однако это может быть успешным только при условии правильной организации самостоятельной работы, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим занятиям и экзамену, при выполнении контрольных работ и тестов.

При подготовке к семинарскому занятию по теме прочитанной лекции преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. В журнале текущего контроля необходимо учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов.

В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. Для наглядности и закрепления изучаемого материала преподаватель может использовать таблицы, схемы и т.п.

В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.

После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов по вопросам, возникающим у студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине, рекомендовать в помощь учебные и другие материалы, а также справочную литературу.

 

Планы семинарских занятий

по дисциплине «Реализация норм права»

Тема семинарского занятия   ДО ЗО ОЗО ВВ
  Характерные черты реализации права. 1. Сущность и содержание реализации права. 2. Формы реализации права. 3.Правореализация и иные смежные процессы (правотворчество; правовое регулирование; действие права). 4. Преемственность в правореализации.        
  Механизм правореализации. 1. Понятие и общая характеристика структуры правореализации. 2. «Стартовый блок» механизма правореализации. 3. «Блок диспозитивного правоотношения» механизма правореализации. 4. «Блок обеспечительного правоотношения» механизма правореализации. 5. «Результативный блок» механизма правореализации.        
  Правовые отношения в реализации права. 1. Правоотношения как единственный канал реализация норм права. Реализация правовых норм в правоотношениях и вне правоотношений. 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношения. 3. Виды правоотношений и их специфика в процессе правореализации. 4. Формирование и осуществление регулятивных правоотношений. 5. Формирование и осуществление охранительных правоотношений.        
  Правоприменение как вид индивидуально-правового регулирования и особая форма реализации права. 1. Понятие правового регулирования и его виды. 2.Понятие и признаки правоприменительной деятельности. Соотношение применения норм права с их использованием, исполнением и соблюдением. 3. Субъекты и основные стадии правоприменительного процесса. 4. Доказывание в правоприменении. 5. Правоприменительные акты.   - -  
  Правореализация и толкование права. 1. Понятие, субъекты и виды толкования. 2. Способы (приемы) толкования правовых норм. 3. Акты правотолкования: понятие, виды, роль в реализации права. 4.Правотолкование и индивидуальное правовое регулирование. 5. Значение толкования норм права в деятельности юриста.        
  Уровневый подход к процессу реализации права. 1. Структурные уровни правореализации. 2. Функциональные уровни правореализации. 3. Территориальные уровни правореализации.        

 

 

Методические рекомендации к подготовке доклада на семинарском занятии

 

Доклад студентов на семинарских занятиях представляет собой устное выступление с использованием конспекта, плана доклада, схем, рисунков, иллюстраций и т.д. Целью доклада для студента должны выступать достаточно глубокое изучение какой-либо из проблем в истории правовой и политической мысли, проведение сравнительного анализа в рамках рассматриваемого вопроса, демонстрация способностей свободного рассуждения на исследуемую тематику, организации дискуссии, готовность ответа на поставленные вопросы. Не рассматривается в качестве доклада и не может быть оценено неотрывное чтение заранее подготовленного конспекта.

При подготовке к докладу студент должен уяснить цели и задачи исследования, предварительно ознакомиться с рекомендуемой литературой и иными источниками, в том числе и из глобальных информационных систем (INTERNET и др.). Необходимо сопоставить позиции отдельных авторов, провести по возможности их критический анализ, а при необходимости - сформировать аргументы для обоснования своей точки зрения.

Письменную часть работы рекомендуется проводить прежде всего не в целях полного конспектирования всего материала, а для формирования плана выступления, с обозначением ключевых вопросов темы, схем, графиков и т.д. В выступлении оцениваются, в первую очередь, способности студентов к изложению изученного материала, свободное им владение.

 

 

Образовательные технологии

Активное изучение дисциплины «Реализация норм права» осуществляется в формате практических и лекционных занятий. В зависимости от содержания темы используются различные лекционные технологии: проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-консультация и их комбинации.Практические занятия предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, «круглых столов») в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Форму проведения практических занятий определяет преподаватель в зависимости от темы занятия.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе составляет не менее 30 % аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют не более 20 % аудиторных занятий.

 

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

 

Вопросы к зачёту

  1. Общая характеристика реализации права.
  2. Правореализация и иные смежные процессы.

3. Место и роль правореализации в механизме действия права.

  1. Реализация права в условиях формирования правового государства.
  2. Преемственность в правореализации.
  3. Место и роль правореализации в механизме правового регулирования.
  4. Эффективность правового регулирования и реализации права.
  5. Правореализационная практика, её характерные черты и виды.
  6. Механизм правореализации: основные подходы к трактовке в общей теории права.
  7. Общая характеристика структурных элементов механизма правореализации.
  8. Реализация норм международного и внутригосударственного права.
  9. Реализация норм публичного права и норм частного права.
  10. Формы реализации права.
  11. Содержание правореализующей саморегуляции, её роль в функционировании современного российского права.
  12. Правовое сознание личности и правореализующее поведение.
  13. Индивидуальное правовое регулирование в механизме реализации права.
  14. Реализация индивидуальных правовых актов.
  15. Экономические отношения и процессы реализации права.
  16. Вопросы правореализации в правовой политике современного Российского государства.
  17. Политическая культура, ее влияние на процессы осуществления права.
  18. Правореализация в социальной сфере.
  19. Реализация права и духовное развитие общества.
  20. Правореализация и демографические процессы.
  21. Виды правоотношений и их специфика в процессе правореализации.
  22. Субъективное право и юридическая обязанность, их реализация.
  23. Формирование и осуществление регулятивных правоотношений.
  24. Формирование и осуществление охранительных правоотношений.

28. Понятие и признаки правоприменительной деятельности.

29. Субъекты и основные стадии правоприменительного процесса.

30. Доказывание в правоприменении.

31. Правоприменительные акты: понятие и виды.

32. Особенности правоприменения при пробелах в праве.

33. Реализация права в случае правовых коллизий.

34. Необходимость толкования норм права в ходе их реализации.

35. Официальное и неофициальное толкование права: их разновидности и значение для правореализации.

36. Способы (приемы) толкования правовых норм.

37. Акты правотолкования, их роль в реализации права.

  1. Структурные уровни правореализации.
  2. Функциональные уровни правореализации.
  3. Территориальные уровни правореализации.

 

Методические рекомендации по выполнению тестовых заданий

Тесты представляют собой форму контроля и оценки текущих знаний студентов и уровень освоения ими учебного материала. Тесты представлены по всем темам, изучаемым в рамках программы. Тестовое задание состоит из вопроса и шести вариантов ответов, из которых верным является в основном один, но ряд тестовых заданий – повышенного уровня сложности – содержит более одного правильного ответа. Задачей теста является набор максимально возможного количества баллов текущей успеваемости.

При выполнении тестовых заданий необходимо внимательно прочитать вопрос, определить область знаний, наличие которых призвано проверить данное задание. После этого следует внимательно ознакомиться с предложенными вариантами ответов.

Для упрощения решения тестовых заданий и их проверки студентам предоставляется т.н. «решетка», где по вертикали указывается номер задания, по горизонтали – литера ответа. Необходимо проставить знак в клетке, соответствующей правильному ответу.

Решетка состоит из двух полей – черновика и беловика. Прежде чем выполнить задание на беловике, следует отметить соответствующее поле на черновике, а перед переносом на беловик еще раз проверить, верно ли выбран вариант ответа. В случае затруднения в поиске правильного ответа, необходимо перейти к следующему ответу. Нормативное время для выполнения одного тестового задания – две минуты. Тест, состоящий из 20 задний, рассчитан на 40 минут (1 акад. час).

 

 

Примерные варианты тестовых заданий

 

1. Наиболее широкой из перечисленных правовых категорий является:

А) правореализация Б) правотворчество

В) правовое регулирование Г) механизм правореализации
Д) действие права Е) осуществление права

 

2. Осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочить называется:

А) правореализация Б) правотворчество

В) правовое регулирование Г) механизм правореализации
Д) действие права Е) осуществление права

3. Формами реализации права являются:

А) соблюдение; Б) использование; В) правотворчество;

Г) правонарушение; Д) толкование; Е) исполнение.

4. Применение права является разновидностью:

А) правотворчества; Б) действия права;

В) нормативно-правового регулирования; Г) механизма государства;

Д) индивидуально-правового регулирования; Е) толкования права.

5. Основными признаками правоприменительной деятельности являются:

А) процессуальный характер; Б) стабильный характер; В) политический характер; Г) противоречивый характер; Д) управленческий характер; Е) социальный характер.

6. К правоприменительным актам относятся:

А) приказ ректора; Б) распоряжение мэра; В) указ Президента;

Г) решение суда; Д) постановление Правительства; Е) все перечисленные.

 

7. Правоприменительная деятельность необходима при реализации:

А) поощрительных норм; Б) всех субъективных прав;

В) санкции правовой нормы; Г) всех юридических обязанностей;

Д) дефинитивных норм; Е) статутных норм.

8. Охранительное правоотношение возникает при:

А) продаже квартиры; Б) поступлении в вуз; В) вступлении в брак;

Г) расторжении брака; Д) открытии депозита; Е) нарушении ПДД.

9. Правоотношения возникают:

А) только из правомерных действий; Б) только из неправомерных действий;

В) из правомерных действий; Г) из неправомерных действий;

Д) из социальных действий; Е) из политических действий.

10. Одной из стадий правоприменительного процесса выступает:

А) уяснение содержания нормы права; Б) систематизация правовых норм;

В) кодификация законодательства; Г) промульгация закона;

Д) пролонгация договора; Е) вынесение индивидуально-правового акта.

11. Деятельность компетентных государственных органов и отдельных лиц по выяснению ими подлинного смысла правовой нормы называется:

А) правотворчеством; Б) систематизацией права;

В) толкованием правовых норм; Г) реализацией права;

Д) правовым регулированием; Е) правоприменением.

11. Способами преодоления пробелов в праве в процессе правоприменения являются:

А) кодификация и инкорпорация; Б) учет и консолидация;

В) судебный и административный прецедент; Г) правотворчество и правотолкование;

Д) аналогия закона и аналогия права; Е) правоприменение и правореализация.

12. Правореализацией в экономической сфере является:

А) создание политической партии; Б) поступление в университет;

В) получение пенсии; Г) дача взятки;

Д) вступление в брак; Е) продажа акций.

13. Правореализация входит в состав:

А) применения права; Б) толкования права; В) правотворчества;

Г) судебной практики; Д) действия права; Е) адвокатской практики.

14. Назовите основание преемственности в правореализации:

А) формы реализации права; Б) правоприменительная практика;

В) общественные отношения; Г) уголовный процесс;

Д) стадии правоприменительного процесса; Е) гражданский процесс.

 

15. Способами преодоления пробелов в праве в процессе правоприменения являются:

А) кодификация и инкорпорация; Б) учет и консолидация;

В) судебный и административный прецедент; Г) правотворчество и правотолкование;

Д) аналогия закона и аналогия права; Е) правоприменение и правореализация.

 

16. Видами толкования права являются:

А) обыденное толкование; Б) грамматическое толкование;

В) доктринальное толкование; Г) профессиональное толкование;

Д) телеологическое толкование; Е) логическое толкование.

17. Структурная субординация основных компонентов механизма правореализации проявляется при осуществлении:

А) диспозиции и санкции правовой нормы; Б) гипотезы и диспозиции правовой нормы; В) гипотезы и санкции правовой нормы; Г) материальных правовых норм;

Д) процессуальных правовых норм; Е) международных правовых норм.

18. Индивидуальное правовое регулирование всегда подключается к:

А) регулятивному правоотношению; Б) абсолютному правоотношению;

В) охранительному правоотношению; Г) конкретному правоотношению;

Д) поощрительному правоотношению; Е) материальному правоотношению.

 

19. Видами обеспечительных правоотношений являются:

А) охранительные и регулятивные; Б) охранительные и поощрительные;
В) материальные и процессуальные; Г) абсолютные и конкретные;
Д) абсолютные и относительные; Е) простые и сложные.

 

20. Реализация управомочивающих норм предполагает:

А) активное поведен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.144.162 (0.012 с.)