Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в когнитивную психологию

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Когнитивная психология»

Б1.В.ДВ.5.

Направление подготовки 37.03.01. Психология

 

 

Курс:   Аудиторная работа:  
Семестр:   Лекции:  
    Практические занятия:  
Зачет:   Самостоятельная работа:  
Экзамен:   Всего часов:  
       
Курсовая работа:   Зачетные единицы:  

 

 

Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна
  (Ф. И. О. преподавателя)
Старший преподаватель ___________________________
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
   
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии  
Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г.
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина
  (подпись)
Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала Протокол№ 10 от «24» июня 2015

 

Киров


 

Гребнева Т.Е., Копылова О. Ю.

 

Когнитивная психология: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

 

Рабочая программа дисциплины «Когнитивная психология» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014 г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О. Ю. Когнитивная психология: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2015. – 24 с.

 

© Кировский филиал МГЭИ, 2015.г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре ОПП. Курс«Когнитивная психология» является дисциплиной по выбору базовой части цикла Б1.В.ДВ.5. учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам во 2-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Нейрофизиология», «Логика».

Знания, полученные в ходе изучения курса, закладывают необходимое основание для изучения дисциплин: «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология».

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов общих представлений о психологических и психофизиологических механизмах когнитивной деятельности, то есть восприятия, анализа, запоминания, передачи и использования информации человеком.

Основные задачи дисциплины: формирование знаний об истории когнитивной психологии;

ознакомление студентов с методологической основой современной когнитивной психологии;

формирование умения ориентироваться в современных тенденциях развития психологии;

формирование умения использовать когнитивные модели;

ознакомление с экспериментальными методами когнитивной психологии.

Программа курса состоит из 11 тем и предусматривает написание реферата.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: введение в когнитивную психологию; восприятие; внимание; память: структуры и процессы; репрезентация знаний;

структура и понимание языка; мышление: формирование понятий, логика и принятие; искусственный интеллект; сознание; когнитивное развитие; эмоциональная регуляция когнитивных процессов.

На практических занятиях продолжается изучение программного материала в плоскости отработки практических навыков и умений и усвоения следующих тем: умение ориентироваться в современных тенденциях развития психологии; использование когнитивных моделей; применение экспериментальных методов когнитивной психологии.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: средства массовой информации, их влияние на картину мира; контекст и речь; эффект Струпа; факторы, влияющие на память; теории абстракции и теории примеров; модель понимания текста Кинча и ван Дийка; когнитивные теории интеллекта; решение задач, игры и искусственный интеллект; компьютерные шахматы; искусственный интеллект и художественное творчество; будущее искусственного интеллекта; искусственный интеллект и научные исследования; метафора интеграции: театр в обществе разума; современные теории сознания; модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера; теория общего рабочего пространства Барса; формирование прототипа у детей; семья и интеллект; формирующий эксперимент в исследовании детерминант когнитивного развития; факторы возникновения эмоций; влияние эмоций на восприятие и внимание; влияние эмоций на мышление.

Также в качестве задания для самостоятельной работы студентам предлагается написание реферата по индивидуальной тематике.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

 

знать основные концепции, описывающие процессы приобретения, систематизации и использования знания в ходе человеческой деятельности; общие принципы работы головного мозга при когнитивной деятельности; механизмы оценки внешних сигналов (внимание, эмоции) и речевой активности;

уметь решать психологические проблемы, возникающие при профессиональной коммуникации;

владеть базовыми методиками когнитивной психологии, направленными на оптимизацию работы с информацией.

Процесс изучения дисциплины «Когнитивная психология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих профессиональных (ПК) компетенций:

способности кпсихологической диагностике прогнозированию изменений и динамике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5).

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестры
 
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекции (Л)    
Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Расчётно-графические работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Работа с учебной литературой    
Вид промежуточной аттестации – зачет + +
Общая трудоёмкость, часы    
Зачётные единицы    

 

Тематический план дневное отделение/заочное отделение

 

 

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Из них, час Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  Введение в когнитивную психологию   2/2 2/2   4/4 ПК-5
  Восприятие   2/2 2/2   2/2 ПК-5
  Внимание         4/8 ПК-5
  Память: структуры и процессы         2/4 ПК-5
  Репрезентация знаний         4/6 ПК-5
  Структура и понимание языка   4/2 2/2   2/4 ПК-5
  Мышление: формирование понятий, логика и принятие         4/8 ПК-5
  Искусственный интеллект   4/2 2/2 2* 2/4 ПК-5
  Сознание       4* 4/8 ПК-5
  Когнитивное развитие   2/2   2/2* 4/4 ПК-5
  Эмоциональная регуляция когнитивных процессов       2* 4/6 ПК-5
  Зачет            
  Итого:   36/ 18/ 18/10/ 2* 36\  

 

 

ПРОГРАММА КУРСА

 

Тема 2. Восприятие

 

Обработка зрительной информации. Ранняя обработка зрительной информации. Кодирование информации в зрительных клетках. Восприятие глубины и поверхностей. Восприятие объектов. Распознавание зрительных паттернов. Восприятие удаленности предметов. Восприятие движения.

Восприятие формы. Константность восприятия. Ощущение и восприятие. Иллюзии. Предшествующее знание. Сенсорная предрасположенность мозга. Объем восприятия.

Иконическое хранение. Влияние задержки подсказки. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ. Модели сравнения с эталоном. Подетальный анализ. Распознавание объектов. Распознавание речи. Анализ особенностей речи. Категорическое восприятие. Контекст и распознавание паттернов. Контекст и речь*. Контекст и распознавание лиц и картин.

Модель комбинации информации о контексте и стимуле. Модель распознавания букв.

 

Тема 3. Внимание

 

Основные феномены внимания. Экспериментальное изучение внимания. Когнитивные модели внимания. Основные функции внимания. Психодиагностика внимания. Пропускная способность и избирательность внимания. Слуховые сигналы. Модели избирательного внимания.

Модель с фильтрацией (Бродбент). Модель делителя (Трейсман).

Зрительное внимание. Автоматическая обработка. Нейрокогнитология внимания. Внимание и человеческий мозг.

Слуховое внимание. Теория фильтра. Теория ослабления и теория позднего отбора. Зрительное внимание. Метафора прожектора.

Нервные механизмы зрительного внимания. Распознавание паттернов и внимание. Игнорирование поля зрения. Объектно-ориентированное внимание. Автоматизм. Эффект Струпа*.

 

Логика и принятие

Характеристика мышления. Умственная логика. Дедукция и индукция. Исследовательское поведение. Мышление в семантически сложных областях и компетентность. Решение комплексных задач.

Формирование понятий. Ассоциация. Проверка гипотез. Логика. Умозаключения и дедуктивное рассуждение. Формальное мышление. Принятие решений. Индуктивное рассуждение. Принятие решений в «реальном мире». Рассуждение и мозг. Оценка вероятностей. Фреймы решения. Репрезентативность. Теорема Байеса и принятие решений. Принятие решений и рациональность. Решение задач.

Гештальт-психология и решение задач. Репрезентация задачи. Внутренняя репрезентация и решение задач. Творчество.

Творческий процесс. Творчество и функциональная устойчивость.

Творчество с точки зрения теории инвестирования. Анализ творчества. Человеческий интеллект. Проблема определения. Когнитивные теории интеллекта*. Нейрокогнитология и интеллект.


Тема 8. Искусственный интеллект

Тестологические теории интеллекта. Экспериментально-психологические теории интеллекта. Компьютеры и искусственный интеллект. Искусственный интеллект и человеческое познание. Машины и разум: «имитирующая игра» и «китайская комната». «Имитирующая игра», или тест Тюринга.

Восприятие и искусственный интеллект. Распознавание линий. Распознавание паттернов. Распознавание сложных форм. Язык и искусственный интеллект. Значение и искусственный интеллект.

Непрерывное распознавание речи. Программа понимания языка.

Решение задач, игры и искусственный интеллект*. Компьютерные шахматы*. Искусственный интеллект и художественное творчество*. Будущее искусственного интеллекта*. Искусственный интеллект и научные исследования*.

 

Тема 9. Сознание

Определение сознания. Основные подходы к проблеме. История изучения сознания. Функции сознания. Виды сознания. Свойства сознания. Структура сознания. Когнитивная психология и сознание. Обыденное сознание. Теоретическое сознание. Общественное сознание. Формы общественного сознания. Индивидуальное сознание. Единство общественного и индивидуального сознания. Критерии самосознания. Сознание и самосознание. Образ Я, или самосознание. Формирование Я-концепции. Сознание и бессознательное. Роль Я-концепции в формировании целостной личности.

Эксплицитная и имплицитная память. Исследования с подготавливающими стимулами. Нейрокогнитивные исследования: сон и амнезия. Сознание как научный конструкт. Ограниченная пропускная способность. Метафора новизны. Метафора прожектора. Метафора интеграции: театр в обществе разума*. Современные теории сознания*.

Модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера*.

Теория общего рабочего пространства Барса*. Функции сознания.

 

Процессов

 

Характеристика эмоций. Субъективность. Компоненты эмоций. Собственно эмоции. Чувства. Настроение. Источники эмоций и чувств. Эмоции и познание. Основные функции чувств и эмоций. Сигнальная и регулирующая функция. Основные качества эмоций и чувств. Физиологические основы эмоций и чувств. Мимическое выражение эмоций. Эмоциональные состояния.Свойства эмоций и чувств.Положительные, отрицательные или неопределенные эмоции и чувства. Полярность. Аффективное состояние и аффект. Стресс. Фрустрация. Значение эмоций и чувств. Факторы возникновения эмоций*.

Влияние эмоций на восприятие и внимание*. Влияние эмоций на память. Влияние эмоций на мышление*.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Основными видами учебной работы являются: лекции, практические занятия, групповое обсуждение области применения знаний, полученных при изучении каждой темы в контексте специфических задач, решаемых преподавателем и студентами. Индивидуальные консультации студентов в процессе решения учебных задач. Индивидуальные консультации студентов посредством телекоммуникационных технологий.

Имитационные игры (ролевые, деловые), метод проектов, кейс-метод, тренинги, беседы, дискуссии, разбор конкретных профессиональных ситуаций и др.

Самостоятельная работа студентов включает изучение литературных источников, их анализ, подготовку по темам пропущенных занятий, написание рефератов.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 

При изучении курса организуется текущий и итоговый контроль успеваемости.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.

 

 

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Основная характеристика когнитивной психологии.

2. История когнитивной психологии.

3. Сфера когнитивной психологии.

4. Концептуальная наука и когнитивная психология.

5. Методологические проблемы когнитивной психологии.

6. Современные аспекты когнитивной психологии.

7. Средства массовой информации их влияние на «картину мира».

8. Характеристика восприятия.

9. Восприятие глубины и поверхностей, объектов, движения, формы.

10. Ощущение и восприятие. Иллюзии.

11. Контекст и распознавание паттернов.

12. Модель комбинации информации о контексте и стимуле. Модель распознавания букв.

13. Основные феномены внимания.

14. Экспериментальное изучение внимания.

15. Когнитивные модели внимания.

16. Модели избирательного внимания.

17. Эффект Струпа.

18. Функциональная структура памяти. Факторы, влияющие на память.

19. Ошибки памяти и свидетельские показания.

20. Нейрокогнитология памяти.

21. Семантическая организация знаний.

22. Репрезентация знаний, основанная на восприятии. Теория двойного кодирования.

23. Языковая компетентность и речевая деятельность.

24. Синтаксические модели.

25. Речевые ошибки. Трансформации. Связь между языком и мышлением.

26. Модульность и диалоговая обработка.

27. Модель понимания текста Кинча и ван Дийка.

28. Характеристика мышления. Исследовательское поведение.

29. Мышление в семантически сложных областях и компетентность.

30. Творческий процесс. Творчество и функциональная устойчивость.

31. Человеческий интеллект.

32. Когнитивные теории интеллекта. Нейрокогнитология и интеллект.

33. Искусственный интеллект и научные исследования.

34. Основные подходы проблемы сознания.

35. Когнитивное развитие.

36. Онтогенетическое развитие. Нейрокогнитивное развитие. Сравнительное развитие.

37. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов.

38. Основные функции чувств и эмоций. Основные качества эмоций и чувств.

39. Свойства эмоций и чувств.Положительные, отрицательные или неопределенные эмоции и чувства.

40. Влияние эмоций на восприятие и внимание. Влияние эмоций на память. Влияние эмоций на мышление.

 

Темы рефератов

 

1. Связь когнитивной психологии с другими науками.

2. Антименталистские и физикалистские направления когнитивной психологии.

3. Экологический подход когнитивной психологии.

4. Когнитивная нейронаука.

5. Концептуальная наука и когнитивная психология.

6. Когнитивные модели.

7. Компьютерная метафора и человеческое познание.

8. Параллельная распределенная обработка (PDP) и когнитивная психология.

9. Эволюционная когнитивная психология.

10. Теории принятия решений в рамках когнитивной психологии.

11. Общие принципы работы сенсорных систем.

12. Кодирование модальности, интенсивности стимулов, их пространственной локализации и движения.

13. Классификации памяти: по времени сохранения, по типам сохраняемой информации.

14. Виды и причины амнезий.

15. Нейрофизиологический субстрат памяти: гипотеза Хебба, современный взгляд на природу долгосрочной и краткосрочной памяти.

16. Ключевые свойства человеческого языка по Хоккету.

17. Ключевые свойства человеческого языка по Хоккету.

18. Коммуникационные системы животных. Методы изучения языковых способностей животных.

19. Модели репрезентации знаний: иерархические, сетевые, нейрокогнитивные.

20. Творческое мышление. Связь креативности с особенностями внимания и памяти.

21. Методы «стимуляции» творческого поиска.

22. Искусственный интеллект.

23. Тест Тьюринга и «китайская комната».

24. Сравнение принципов работы мозга и компьютера фон Неймановского типа.

25. Достижения робототехники. Прикладные системы ИИ.

26. Операторская деятельность и взаимодействие в системе «человек-машина».

27. Теории принятия решений в рамках когнитивной психологии.

28. Роль контекста в формировании операторской деятельности. Монотония.

29. Методы изучения активности мозга: томографические, ТМС, электро- и магнитоэнцефалография.

30. Осцилляторные системы мозга.

31. Методы анализа ЭЭГ.

32. Биологическая обратная связь, интерфейс «мозг-компьютер».

33. Эмоциональные и когнитивные оценки, их взаимодействие.

34. Интеллектуальное развитие.

35. Основные фазы интеллектуального развития по Пиаже. Основные положения теории Выготского.

36. Эволюция мыслительных способностей.

37. Элементарная рассудочная деятельность у животных: способности к экстраполяции, обобщению, абстрагированию, решение задач.

38. Логика и умозаключения. Силлогизмы. Индуктивные и дедуктивные рассуждения.

39. Схема научного исследования.

40. Вероятностные суждения, причины типичных ошибок.

 

ТИПОВЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Соотношение видов ощущения (классификация Шерингтона).

    Дистантные А Органические  
    Контактные Б Ощущение движения  
    Интерорецептивные В Ощущение положения тела в пространстве  
    Статические Г Зрительные ощущения  
    Кинестетические Д Осязательные ощущения  
      Е Ощущение красоты  
2. Логическая цепочка из понятий…(каждое предыдущее понятие более общее) А) Ощущение, Б) психика, В) осязание, Г) чувственный образ, Д) отражение.
 
3. Процесс восприятия как рефлекторный акт рассматривает… а) Брунер, б) Гельмгольц, в) Гибсон, г) Найссер.
 
4. Зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека – это
 
5. Начальное звено построения перцептивного образа в деятельностной парадигме изучения перцепци – это… а) познавательное движение, б) акт извлечения информации, в) готовность к чувственному опыту, г) синкретичное восприятие.
 
6. Логическая цепочка из понятий…(каждое предыдующее понятие более общее) А) Отражение, Б) зрительное восприятие, В) психика, Г) восприятие, Д) восприятие цвета.
 
7. Внимание Дж Миль рассматривает как результат… а) двигательного приспособления, б) ограниченности объема сознания, в) эмоции, г) апперцепции.
 
8. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает...
 
9. Организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия – это…
 
10. Логическая цепочка из понятий…(каждое предыдущее понятие более общее) А) Внимание, Б) непроизвольное внимание, В) отражение, Г) психика, Д) распределение внимания, 6) психическое явление.
 
11. Эффект Зейгарник состоит в том, что мы лучше помним какую-либо работу, если она... а) была сознательно прекращена; б) была доведена до конца; в) осталась незаконченной; г) привела к вознаграждению.
 
12. Память это многоуровневая, иерархическая, динамическая, открытая к образованию новых связей … организации информации в целях предстоящей деятельности.
 
             

13.

Виды памяти по характеру психической активности
Словесно-логическая
 
 
Эмоциональная
зрительная
 
тактильная
обонятельная
вкусовая

 

А) опосредованная, Б) оперативная, В) двигательная, Г) слуховая, Д) кратковременная, Е) слуховая

14. Гоббс называл память «мнемическим …». а) качеством, б) опытом, в) ощущением, г) представлением.
 
15. Сущность сигнальной функции представлений состоит в… а) отборе информации о предмете; б) оперировании информации о предмете; в) отражении многообразной информации о предмете, явлении; г) ориентации деятельности в зависимости от информации о предмете.
 
16. … представления подразделяются на фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления.
 

17.

Виды представлений
По видам анализаторов
По степени волевых усилий
По степени обобщенности
 
Слуховые
Зрительные
 
 
Произвольные
Общие
Осязательные

А) Обонятельные, Б) единичные, В) опосредованные, Г) непроизвольные.

18. Логическая цепочка из понятий (каждое предыдующее понятие более общее) А) Восприятие, Б) оперативная память, В) слуховое представление, Г) отражение Д) слуховые ощущения.
 
19. Согласно Дж. Гилфорду, творческое мышление нельзя назвать… а) пластичным, б) подвижным, в) оригинальным, г) репродуктивным.
 
20. Фантазия осуществляется как... а) оперирование понятиями, приводящими к новому выводу; б) преобразование конкретных образов, создание новых образов; в) возобновление образов, приближающее к точной копии ранее воспринятой ситуации; г) связь с другими наклонностями.
 

21.. Соотношение основных операций воображения и их интерпретаций

  Нереальное объединение частей или свойств A Гиперболизация
  Преувеличение некоторых черт, преобразующее облик Б Типизация
  Выделение существенного, повторяющегося и воплощение в определенном образе В Агглютинация
  Подчеркивание некоторых черт, преобразующее облик Г Литотизация
    Д Акцентирование
22. Логическая цепочка из понятий (каждое предыдующее понятие более общее) А) Психика, Б) пассивное воображение, В) грезы, Г) воображение, Д)отражение.  
   
23. Движущей силой формирования понятийного мышления является...:а) игра; б) практическая деятельность; в) функционирование доминанты; г) обучение.  
   
24. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение... связей вещей.  
   
           

25. Соотношение многообразных явлений мышления

 

  Решение задачи A Мыслительная операция  
  Понятие Б Интеллект  
  «ручное» мышление В Мыслительная деятельность  
  Сравнение Г Форма мышления  
    Д Вид мышления  
26. Логическая цепочка из понятий…(каждое предыдующее понятие более общее). А) Отражение, Б) познание, В)мировоззрение, Г) мышление, Д) психическое отражение.
 
27. Способность находить правильные и обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени – это … а) гибкость, б) логичность, в) быстрота, г) широта.
 
28. Ученый, который впервые использовал термин «интеллект» – это…
 
           

29. Соотношение многообразных явлений мышления

Названия моделей структуры интеллекта Авторы  
  Шестифакторная модель A Гарднер  
  Множественность интеллектов Б Спирмен  
  Двухфакторная модель В Джегер  
  Многофакторная модель Г Терстоун  
    Д Гилфорд  
30. Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую … умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.
 
31. Язык животных характеризуется... а) наличием семантики; б) механизмом эмоционального заражения; в) открытостью знаковой системы; г) наличием семиотической функции.
 
32. Специфический центр слуховой речи, при нарушении которого человек не способен различать слова, но слуховые ощущения сохранны – это… а) центр Брока, в) центр Вернике, г) извилины Гешля, д) лобные доли коры головного мозга.
 
           

33. Соотношение

 

  Сообщение A Оказание влияния на мысли и чувства других людей  
  Обозначение Б При помощи слова давать предметам и явлениям только им присущие названия  
  Воздействие В Передача своих переживаний, чувств и отношений  
  Выражение Г Обмен мыслями посредством слов  
    Д Трансформация состояния  
34. Логическая цепочка из понятий (каждое предыдующее понятие более общее) А) Информация, Б) психическое явление, В) отражение, Г) понятие, Д) присвоение информации.
 
           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Когнитивная психология»

Б1.В.ДВ.5.

Направление подготовки 37.03.01. Психология

 

 

Курс:   Аудиторная работа:  
Семестр:   Лекции:  
    Практические занятия:  
Зачет:   Самостоятельная работа:  
Экзамен:   Всего часов:  
       
Курсовая работа:   Зачетные единицы:  

 

 

Рабочую программу составил: Гребнева Татьяна Евгеньевна
  (Ф. И. О. преподавателя)
Старший преподаватель ___________________________
(должность, ученая степень, звание) (подпись)
   
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры социальной и практической психологии  
Протокол № 10 от «22_» 06_ 2015 г.
Заведующий кафедрой _______________ Н. Л. Росина
  (подпись)
Рабочая программа одобрена на заседании Совета филиала Протокол№ 10 от «24» июня 2015

 

Киров


 

Гребнева Т.Е., Копылова О. Ю.

 

Когнитивная психология: программа курса. – Киров: Кировский филиал МГЭИ, 2015.

 

Рабочая программа дисциплины «Когнитивная психология» составлена в соответствии с ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7.08.2014 г. № 946, на основе рабочей программы Копылова О. Ю. Когнитивная психология: рабочая программа дисциплины / О.Ю. Копылова – М.: МГЭИ, 2015. – 24 с.

 

© Кировский филиал МГЭИ, 2015.г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре ОПП. Курс«Когнитивная психология» является дисциплиной по выбору базовой части цикла Б1.В.ДВ.5. учебного плана по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам во 2-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Нейрофизиология», «Логика».

Знания, полученные в ходе изучения курса, закладывают необходимое основание для изучения дисциплин: «Общая психология», «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология».

Цель изучения дисциплины – формирование у студентов общих представлений о психологических и психофизиологических механизмах когнитивной деятельности, то есть восприятия, анализа, запоминания, передачи и использования информации человеком.

Основные задачи дисциплины: формирование знаний об истории когнитивной психологии;

ознакомление студентов с методологической основой современной когнитивной психологии;

формирование умения ориентироваться в современных тенденциях развития психологии;

формирование умения использовать когнитивные модели;

ознакомление с экспериментальными методами когнитивной психологии.

Программа курса состоит из 11 тем и предусматривает написание реферата.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: введение в когнитивную психологию; восприятие; внимание; память: структуры и процессы; репрезентация знаний;

структура и понимание языка; мышление: формирование понятий, логика и принятие; искусственный интеллект; сознание; когнитивное развитие; эмоциональная регуляция когнитивных процессов.

На практических занятиях продолжается изучение программного материала в плоскости отработки практических навыков и умений и усвоения следующих тем: умение ориентироваться в современных тенденциях развития психологии; использование когнитивных моделей; применение экспериментальных методов когнитивной психологии.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: средства массовой информации, их влияние на картину мира; контекст и речь; эффект Струпа; факторы, влияющие на память; теории абстракции и теории примеров; модель понимания текста Кинча и ван Дийка; когнитивные теории интеллекта; решение задач, игры и искусственный интеллект; компьютерные шахматы; искусственный интеллект и художественное творчество; будущее искусственного интеллекта; искусственный интеллект и научные исследования; метафора интеграции: театр в обществе разума; современные теории сознания; модель отдельных взаимодействий и сознательного опыта Шактера; теория общего рабочего пространства Барса; формирование прототипа у детей; семья и интеллект; формирующий эксперимент в исследовании детерминант когнитивного развития; факторы возникновения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.014 с.)