Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика и последовательность выполнения↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Методические указания
к выполнению курсовой работы по дисциплине «Статистика» для студентов экономических специальностей
Белгород, 2007 УДК311: 33 (076) ББК
Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей, составили: Черных А.И. Горматин В.И., Дмитриева О.А. – Белгород. Изд.-во БелГСХА – 40 с.
Рекомендовано к изданию решением кафедры статистики и анализа, утверждены на заседании методического совета финансово-учетного факультета Белгородской государственной сельскохозяйственной академии.
Рецензент: Саватеева О.И., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учёта и аудита
© Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, 2007 ВВЕДЕНИЕ Студенты экономических специальностей дневной и заочной форм обучения, согласно действующей учебной программе, выполняют курсовую работу по дисциплине «Статистика», представляющую собой самостоятельную работу студента по разработке систем статистических показателей и таблиц, всестороннему анализу сложных массовых явлений с использованием комплекса статистических методов. Работа выполняется студентами во внеаудиторное время по индивидуальным темам в результате изучения курсов «Общая теория статистики», «Сельскохозяйственная статистика» и экономической теории, при одновременном освоении экономики. В процессе работы студент получает навыки самостоятельного творческого применения основных методов изучения массовых общественных явлений (статистического наблюдения, простых и комбинационных группировок, средних и относительных величин, анализа динамических рядов, табличного, графического, индексного, корреляционного и других методов), закрепляет и полнее, глубже осваивает приемы расчета и анализа системы показателей. Работа выполняется на основе данных статистической и бухгалтерской отчётности сельскохозяйственного предприятия. В результате необходимо дать всестороннюю статистико-экономическую характеристику исследуемой совокупности, изучить взаимосвязи между факторами и результатами и сделать по изучаемой теме обоснованные экономические выводы и предложения по повышению эффективности функционирования в целом предприятия и работы анализируемой отрасли. При выполнении курсовой работы, студент должен руководствоваться полученным заданием, настоящим пособием и другой учебно-методической литературой по рекомендации кафедры, а также консультациями преподавателей. Студенту рекомендуется составлять индивидуальный план работы над курсовой работой, в котором указываются этапы и разделы работы, сроки их выполнения и представления для проверки преподавателю, время готовности и защита работы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Студенты экономических специальностей дневной и заочной формы обучения выполняют курсовую работу по дисциплине «Статистика». Целью курсовой работы является проведение экономико-статистического анализа полученных в результате статистического наблюдения фактических данных, с использованием изученных статистических методов. Источниками информации при этом являются годовые отчёты предприятий, научная и учебная литература по сельскохозяйственной статистике, другие материалы статистической отчетности и технические паспорта предприятий. В процессе изложения результатов исследований рекомендуется придерживаться следующей структуры курсовой работы. Курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы. Причем каждый раздел курсовой работы должен начинаться с новой страницы. Титульный лист (Приложение 1) является первой страницей курсовой работы, где должны быть приведены сведения об учебной организации, факультете, кафедре, названии темы работы, её исполнителе, с обозначением фамилии и инициалов, указаны группа, специальность, формы обучения, шифр зачетной книжки. Содержание включает перечень разделов: введение (не нумеруется), рабочие главы, выводы и предложения, список использованной литературы и номера страницы, с которых они начинаются. Во введении необходимо показать актуальность темы, цель, задачи, объект исследования, применяемые методы исследования, а также исходные материалы, которые использовались при выполнении работы. Объем введения не должен превышать двух страниц. В первой части курсовой работы на основе изучения учебно-методической литературы, научно-периодических изданий и т.п., необходимо несколько шире представить актуальность выбранной темы, степень её разработанности в стране и за рубежом, практическую значимость. Ссылки на источники использованной литературы следует указывать порядковым номером соответственно библиографического списка и заключать в квадратные скобки. Кроме того, в подразделе этой части, необходимо представить схему исследований и методику выполнения работы, также, в зависимости от темы курсовой работы целесообразно охарактеризовать основные категории и показатели, которые предполагается использовать при проведении экономико-статистического анализа, определить комплекс статистических методов исследования, указать научно обоснованную необходимость и целесообразность их применения в работе. Объем главы должен составить не менее 10-12 страниц. Во второй части работы, требуется представить краткую организационно-экономическую характеристику объекта исследования, с указанием месторасположения, природно-климатических условий хозяйствования, динамику использования основных ресурсов, его специализацию, уровень экономического развития. Данный раздел, по усмотрению автора, можно подразделить на организационную и экономическую части, однако весь объём не должен превышать 10-12 страниц. В третьей главе курсовой работы производится собственно статистический анализ. При этом рассматриваются абсолютные и относительные величины, ряды динамики, определяется тенденция изменения показателей, используется графический метод, индексный и корреляционный анализ, метод статистических группировок и другие. В данной главе на основе результатов исчисленных показателей, необходимо определить неиспользованные резервы данного производства и наметить пути по их реализации. Объем главы должен составить 12-15 страниц. Выводы и предложения по работе, должны быть кратки и содержательны, иметь заключение о результатах библиографического анализа, организационно-экономической характеристики объекта и предмета исследования, выводы по собственно статистическому анализу, а также рекомендации по повышению экономической эффективности производства. Объем раздела - 2-3 страницы текста. Список литературы (15-20) единиц, включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники, оформленные согласно требованиям ГОСТ. Приложения выделяют в самостоятельный раздел. Выполненная работа, с датой окончания написания и подписью студента на последней странице выводов и предложений, сдаётся лаборанту кафедры статистики и анализа до начала сессии. После проверки работы, при условии её допуска, руководитель назначает дату защиты. При защите студент должен показать знание изложенного материала, используемых методов и результатов исследования, уметь экономически грамотно излагать свою точку зрения по изучаемой проблеме. При определении оценки курсовой, будет учитываться не только уровень знания студента, но и качество оформления работы.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Курсовая работа оформляется в виде рукописи, в соответствии с общепринятыми требованиями к текстовым документам. Рукописного текста - до 40 страниц, компьютерного набора - общим объемом до 30 страниц, включая таблицы и графическое изображение. Текст следует располагать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм и нижнее – не менее 20 мм. Шрифт должен быть четким, с высотой букв и цифр не менее 2,5 мм, нумерация страниц сквозная. Наименования структурных элементов курсовой работы - как «Содержание», «Введение» и т.д. – могут служить заголовками разделов работы, поэтому их следует располагать в середине строки без точки в конце и без подчеркивания. Страницы курсовой работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по тексту. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу страницы. Титульный лист входит в общую нумерацию, однако номер страницы на нем не проставляется. Разделы и подразделы должны иметь порядковые номера - арабскими цифрами с точкой. Заголовки должны начинаться с прописной буквы без точки в конце. Номер подраздела, по усмотрению автора, должен состоять из номера раздела и подраздела, отделённых точкой. Расстояние между заголовком и текстом при выполнении машинописным способом должно быть равно 3-4 интервалам, при выполнении ручным способом -15 мм. Расстояние между заголовком раздела и подраздела - 2 интервала, при выполнении рукописным способом - 8 мм. Каждый раздел текстового документа рекомендуется начинать с нового листа. Подраздел допускается начинать на той же странице, где завершается предшествующая часть, но при условии размещения на ней не менее 5-6 строк нового подраздела, не включая название. Таблицы, графики и формулы (в последнем случае по усмотрению автора) также должны нумероваться арабскими цифрами со сквозной нумерацией. Номер формулы состоит из номера раздела и её порядкового номера, и записывается на уровне формулы справа в круглых скобках. При оформлении таблиц следует придерживаться следующих правил. Слово «Таблица» пишется справа непосредственно над названием таблицы с указанием её цифрового номера без символа «№». Название таблицы без точки в конце размещается по центру над таблицей. Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы указывают в единственном числе и пишут с прописной буквы, а подзаголовки граф со строчной буквы. Таблицу в зависимости от ее размера помещают над текстом или под текстом, или на следующей странице, а при необходимости в приложении к проекту, однако во всех случаях необходима ссылка на нее. Если часть таблицы выходит за формат страницы, допускается перенос этой части, в соответствии с определёнными правилами, на следующую страницу. Особое внимание следует уделить формулировке общего названия таблицы. Оно должно кратко отражать основное содержание показателей таблицы и, по возможности, ее значение для анализа. Одновременно с проектированием системы показателей и способов их расчета, студент, с учетом общих правил составления таблиц, изучаемых в общей теории статистики, может самостоятельно разрабатывать макеты таблиц, куда должны быть записаны намеченные показатели. Макеты готовых таблиц можно видеть в учебниках, практикумах по статистике, а также использовать макеты представленные в следующих разделах данного методического издания. Признаки по каждой единице и показатели по группам следует рассчитывать и записывать с 3-4-значными величинами. При отсутствии данных необходимо использовать только общепринятые символы: - показатель отсутствует; × - показателя не может быть; … нет сведений; Наряду с макетами таблиц, для более наглядного представления, полученные показатели изображают в виде различных графиков. При этом разрабатываются название графиков и их составные элементы. При построении графиков по фактическим данным могут быть использованы стандартные программы ПЭВМ. При выборе форм графиков рекомендуется также изучить материал в альбоме наглядных пособий по сельскохозяйственной статистике и общей теории статистики. Сбор исходных данных для выполнения работы проводится каждым студентом самостоятельно, возникающие при этом вопросы целесообразно записать в специально выделенную для работы тетрадь, а затем выяснить их у преподавателя, по учебным пособиям или другим путем. Собранные по каждой единице совокупности значения признаков подвергаются визуальному, логическому и арифметическому контролю. В первую очередь проверяется полнота данных - все ли ячейки заполнены и правомерны ли пропуски. Логический контроль величины признаков проводится, опираясь на знания изучаемого явления (например, яйценоскость не бывает более 365 штук в год, урожайность зерновых в хозяйствах России не достигает 100 центнеров т.д.), а также путем сопоставления изучаемых одноименных признаков между собой. Так, например, если установлено, что численность работников предприятия варьирует от 180 до 420 человек, и лишь в одном случае достигает 3415 человек, то в последнем случае величина явно сомнительна и должна быть проверена путем повторной проверки. При арифметическом контроле проверяют, чтобы частные показатели не оказались больше общей их суммы (площадь пашни не больше сельхозугодий, выручка за зерно не больше общей выручки по растениеводству, а последняя по предприятию в целом и т.д.). Также следует проследить, чтобы сумма всех частных показателей равнялась общему итогу. КУРСОВОЙ РАБОТЫ Изучение сложного социально-экономического явления – творческий, но в то же время трудоемкий процесс, поэтому его целесообразно проводить организованно, по плану, используя наиболее рациональные приемы и методы работы. Студентам рекомендуется придерживаться следующей последовательности работы, охватывающей все этапы статистического изучения массовых явлений: - уяснение сущности изучаемого явления, его актуальности для развития отрасли, экономики предприятия, а также задач и основного содержания работы; - сбор данных по изучаемой совокупности, их визуальный, арифметический и логический контроль; - изучение вариации признаков в совокупности; - сводка данных по изучаемой совокупности, их группировка; - проектирование макетов таблиц, расчет показателей и заполнение макетов; - построение графиков, проведение индексного, корреляционного анализа, изучение динамики явлений и сопоставление данных изучаемой совокупности с районом, зоной, регионом или страной в целом; - анализ полученных данных, формулировка выводов и предложений; - оформление, сдача и защита работы. Задачу и основное содержание курсовой работы студент уясняет путем изучения полученного от кафедры задания, где сформулировано её название, указан круг изучаемых показателей, применяемых методов, подлежащих изучению вопросов и ожидаемых результатов. Сущность изучаемого явления, его содержание, основные черты, законы и условия его формирования, функционирования и развития, уясняется студентом, опираясь на всю совокупность ранее накопленных им знаний по всем дисциплинам, а также путем изучения учебно-методических изданий, материалов лекций и семинарских занятий по статистике, других материалов, рекомендованных преподавателем. Анализ и оценка актуальности и практической значимости изучаемой стороны деятельности предприятия, отрасли, решения его социально-экономических, экологических вопросов, а также насколько благоприятны или неблагоприятны природно-экономические условия для этой деятельности, должны быть изложены во введении работы, а также в первой части курсовой – библиографическом анализе. Перед составлением перечня изучаемых по каждой единице совокупности признаков, обычно устанавливается перечень статистических методов исследования и показателей, которыми характеризуется изучаемое в работе явление. Он должен охватывать показатели размера (объема) явления, его состава, качества, движения, воспроизводства, использования и т.д., а также показатели условий деятельности предприятия, являющихся факторами состояния и использования данного явления. Используемые статистические методы, их сущность и значение, необходимо изложить во втором подпункте первого раздела – методике исследований. Примерная схема экономико-статистического анализа и перечень необходимых статистических показателей (в зависимости от темы), представлены в приложении 2 и 3. Полученные в процессе статистического наблюдения данные, должны быть использованы полностью и представлены в виде таблицы. Это будет являться одним из признаков качества работы и учитываться при оценке. Так во второй части работы, в процессе анализа результатов исследования наличия и использования основных факторов производства, уровня экономического развития предприятия, можно использовать следующие макеты таблиц. Таблица 1 Размер и структура земельных угодий
Таблица 2 Численность работников предприятия
Таблица 3 Численность и оплата труда работников предприятия
Таблица 4 Размер и структура основных средств (на конец года)
Таблица 5 Эффективность использования основных производственных средств
Таблица 6 Состав и структура выручки от продаж продукции
Таблица 7 Экономическая эффективность сельскохозяйственного производства
В третьей части курсовой работы при обобщении полученного материала, в зависимости от темы и разработанной методики, необходимо широко использовать статистические методы. Так, например, для решения ряда вопросов оценки однородности совокупности, стабильности показателей производства, обоснования необходимости проведения группировки и т.д., актуален анализ вариации признаков. В процессе реализации метода можно воспользоваться макетом таблицы 8. Таблица 8 Вспомогательная таблица для расчёта показателей вариации
При этом для оценки степени вариации могут быть использованы показатели: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации, соответственно «простые» и «взвешенные» модели формул которых, представлены ниже: R= Xmax-Xmin (1) ; (2) ; (3) ; (4) (5) В процессе статистического исследования особая роль отводится методу группировок, составляющему основу для сводки информации, полученной в процессе наблюдения, а также расчета системы статистических показателей. При этом в работе рекомендуется применять группировки: типологическую, с помощью которой можно охарактеризовать тип и состав анализируемой совокупности, а также аналитическую – для выявления связи и зависимости между признаками и свойствами явлений. Важнейшим моментом при проведении группировок является выбор группировочного признака (или совокупности признаков), здесь необходимо руководствоваться основными положениями теории статистических группировок, которые предусматривают два основных условия: достаточная численность единиц в совокупности и их качественная однородность. Так, при проведении аналитической группировки, в качестве результативного признака могут быть взяты показатели, характеризующие выход продукции по отраслям. Соответственно факторные признаки в первую очередь целесообразно отбирать такие, которые оказывают непосредственное влияние на изучаемый результат: внесение удобрений, качество почв, затраты, стоимость единицы продукции и т.д. Поскольку изучаемая в курсовом проекте совокупность обычно небольшая, брать больше двух группировочных признаков не рекомендуется. Одновременно число групп по каждому признаку должно быть не более четырёх. Для определения количества групп можно использовать формулу Стерджесса: n = 1+3,322 lg N, (6) где: N – общий объём совокупности Величину интервала при отсутствии значительной вариации, определяют обычным порядком по формуле: (7) Использование данного метода также предполагает использование таблиц, примерные макеты которых представлены ниже. Таблица 9 Исходные данные для проведения группировки
Таблица 10 Таблица для проведения группировки
Для анализа динамики рекомендуется использовать данные минимум за 10 и более лет, который можно проводить по одному и более взаимосвязанным признакам, взятым по отдельному хозяйству, группе хозяйств, району и т.д., что позволит в процессе анализа производить их сопоставление. При этом используются нижеследующие показатели, исчисляемые цепным и базисным методом: - абсолютный прирост: (8) - темп роста: , (9) - темп прироста: (10)
- значение 1% прироста: (11)
Результаты расчёта аналитических показателей ряда динамики необходимо занести в таблицу, макет которой изображён ниже. Таблица 11 Показатели ряда динамики
При определении средних уровней в рядах динамики, необходимо исходить из того, к какому ряду - моментному или интервальному, относится исследуемая совокупность, что является основой выбора модели формулы: - средней хронологической: (12) - средней арифметической соответственно простой и взвешенной: (13) Кроме вышеперечисленных, также исчисляют и средние аналитические значения: - средний абсолютный прирост - (14) - средний темп роста - , (15) или, если неизвестен какой-либо фактический уровень динамики, расположенный внутри ряда, то: (16) Для проявления характера тенденции развития явления, направленности изменений результативных показателей и причин этих изменений, можно применять такие методы, как укрупнение интервалов, скользящих средних, выравнивание по среднему абсолютному приросту, среднему коэффициенту роста, аналитическое выравнивание по МНК, в частности по прямой линии: (17) При этом расчётные величины в процессе анализа также представляются в табличной форме: Таблица 12 Выявление основной тенденции
Параметры уравнения a0 и а1 находят решением системы нормальных алгебраических уравнений вида: (18) Кроме того, при расчетах могут быть использованы стандартные программы ПЭВМ, позволяющие получить ряд решений, а также наиболее обоснованные для изучаемого явления методы, построен график фактических и выровненных уровней динамического ряда. Прогнозирование исследуемого социально-экономического явления можно производить методом экстраполирования, используя результаты аналитического выравнивания и модель формулы: Ŷt+1 = a0+a1 · ti+1 (19) Определение доверительных интервалов прогноза можно произвести по: Ŷt ± tσ · σyt (20) где: σyt - среднеквадратическая ошибка тренда; Ŷt - теоретические значения уровня ряда; tσ - доверительная величина. При анализе эффективности производства по отраслям или по группе элементов, необходимо использовать индексный метод, позволяющий определить влияние соответствующих факторов на результат работы отрасли, предприятия или каких-либо его подразделений. Для проведения индексного анализа используются данные за два периода. В ходе реализации метода исходные и расчётные значения, в зависимости от отрасли, можно записать в виде таблицы: Таблица 13 Индексныйанализ валового производства продукции (в растениеводстве)
Используемые в процессе анализа валовой продукции растениеводства индексы (JУП), представляет собой произведение индексов динамики размера и структуры посевных площадей (JП), урожайности (JУ) и структуры посевных площадей (Jc): J УП = JП · JУ · JС (21) или (22) Индексный анализ удобно проводить исходя из данных таблицы 13. Абсолютные изменения стоимости валовой продукции () за счет изменения посевной площади (), урожайности () и структуры () посевных площадей рассчитываются следующим образом: ; ; (23) (24) ; ; (25) (26) Взаимосвязь и проверку расчётов определяют по: (27) Исходные и расчётные значения для проведения индексного анализа в животноводстве, также можно изобразить в форме таблицы: Таблица 14 Индексный анализ валовой продукции (в животноводстве)
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.249.76 (0.012 с.) |