Провалы» государства в экономике и пути их нейтрализации: институциональный подход. Особенности «провалов» государства в российской экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Провалы» государства в экономике и пути их нейтрализации: институциональный подход. Особенности «провалов» государства в российской экономике



Провалы» государства в экономике и пути их нейтрализации: институциональный подход. Особенности «провалов» государства в российской экономике

 

Провал государства возникает в результате действий государства, приводящих к неэффективному результату. Эффективность общественного сектора предполагает, что государство должно совершать некие действия, ведущие к Парето-эффективности, т. е. к Парето-улучшениям. Неэффективность государства означает, что в данной ситуации, возникшей в результате действий государства, не достигнут Парето-оптимум, т. е. ещё возможны изменения, ведущие к Парето-улучшению.

Недостатки государства вытекают из двух основных особенностей данного института:

– механизма демократического аппарата, который собственно и ведёт к Парето неэффективности;

– посреднического характера деятельности государства государственной бюрократии.

Большим недостатком государственного института является проблема выявления общественных предпочтений. Все индивиды проявляют разный интерес к тому или иному общественному продукту. Действуя, исходя из собственных предпочтений, индивиды склонны завышать или занижать потребность в общественных благах. Завышают в случае, когда благо очень важно, полезность данного блага для общества в данном случае может быть даже переоценена. Занижают, когда хотят заплатить меньше за данное благо, вследствие чего происходит недооценка данного блага для общества. За недостоверную информацию никто не несёт наказания, и поэтому государству достаточно трудно оценить значение того или иного блага для общества и принять решение об объёмах его производства.

Рассмотрим следующий провал государства, который вызван агентскими отношениями. Они существуют тогда, когда организация или индивидум (агент) действуют от лица другой организации или индивидума (принципал). Из-за асимметричности информации между ними, подчас дорогостоящего контроля принципала за действиями агента и разности их целей агентские отношения неэффективны. Правительственная демократия сама создаёт агентские отношения в рамках государственного сектора, вследствие того, что государственными ресурсами располагает небольшая группа людей, действующих от имени государства, именуемая бюрократией. Бюрократия касается сразу двух провалов государства. Зачастую бюрократы обладают большим количеством информации благодаря своему положению - ещё один провал государства - асимметричная информация в общественном секторе. Бюрократы могут использовать эту информацию в своих личных интересах, а общество может понести потери из-за нехватки, неполноты, а порой и отсутствия информации. Проблема бюрократии в том, что они имеют привилегированное место в обществе но, как и все индивиды, бюрократы ставят своё благополучие намного выше, чем общественное, а часто и вообще забывают, что обязаны служить для обеспечения благополучного существования общества.

Следующий провал государства- бюрократическая монополия. Это свойство бюрократии, означает, что бюрократ является единственным экономическим субъектом, способным определить масштабы производства тех или иных благ (несение тех или иных государственных расходов). Бюрократическая монополия схожа с естественной. Для снижения монопольной власти бюро государство создаёт дублирующие, оппозиционные органы, но тогда общество несёт потери на содержание дублирующего аппарата, а также за счёт принятия неверных решений этими бюро.

Для решения противоречий между принципалом и агентом и снижения потерь общества государство может предпринять ряд мер по усовершенствованию агентских отношений. К ним относятся: совершенствование стимулов в деятельности государственных служащих; повышение уровня информированности принципала; изменение предпочтений государственных служащих.

Следующий провал государства - погоня за рентой. Это вложение средств с целью получения привилегий, которые, в свою очередь, принесут с собой получение ренты. Погоня за рентой является причиной бюрократической монополии, она возникает вследствие асимметричности информации и агентских отношений в общественном секторе. Погоня за рентой вызывает следующие издержки: потери при получении привилегий, а также потери общества от предоставленной бюрократами заинтересованным группам и фирмам монополии. Погоня за рентой осуществляется группой специальных интересов - это индивиды, для которых некоторые мероприятия вызывают неадекватные однонаправленные приращения полезности за счёт потерь общества. Инструментом влияния таких групп является лоббирование - попытка навязывания обществу своей позиции, желание представить её в наиболее выгодном свете и привлечь политиков, государственных чиновников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство не является совершенным институтом и имеет свои изъяны. Государство и рынок должны взаимодействовать, повышая свою эффективность и снижая потери общества.


Провалы» государства в экономике и пути их нейтрализации: институциональный подход. Особенности «провалов» государства в российской экономике

 

Провал государства возникает в результате действий государства, приводящих к неэффективному результату. Эффективность общественного сектора предполагает, что государство должно совершать некие действия, ведущие к Парето-эффективности, т. е. к Парето-улучшениям. Неэффективность государства означает, что в данной ситуации, возникшей в результате действий государства, не достигнут Парето-оптимум, т. е. ещё возможны изменения, ведущие к Парето-улучшению.

Недостатки государства вытекают из двух основных особенностей данного института:

– механизма демократического аппарата, который собственно и ведёт к Парето неэффективности;

– посреднического характера деятельности государства государственной бюрократии.

Большим недостатком государственного института является проблема выявления общественных предпочтений. Все индивиды проявляют разный интерес к тому или иному общественному продукту. Действуя, исходя из собственных предпочтений, индивиды склонны завышать или занижать потребность в общественных благах. Завышают в случае, когда благо очень важно, полезность данного блага для общества в данном случае может быть даже переоценена. Занижают, когда хотят заплатить меньше за данное благо, вследствие чего происходит недооценка данного блага для общества. За недостоверную информацию никто не несёт наказания, и поэтому государству достаточно трудно оценить значение того или иного блага для общества и принять решение об объёмах его производства.

Рассмотрим следующий провал государства, который вызван агентскими отношениями. Они существуют тогда, когда организация или индивидум (агент) действуют от лица другой организации или индивидума (принципал). Из-за асимметричности информации между ними, подчас дорогостоящего контроля принципала за действиями агента и разности их целей агентские отношения неэффективны. Правительственная демократия сама создаёт агентские отношения в рамках государственного сектора, вследствие того, что государственными ресурсами располагает небольшая группа людей, действующих от имени государства, именуемая бюрократией. Бюрократия касается сразу двух провалов государства. Зачастую бюрократы обладают большим количеством информации благодаря своему положению - ещё один провал государства - асимметричная информация в общественном секторе. Бюрократы могут использовать эту информацию в своих личных интересах, а общество может понести потери из-за нехватки, неполноты, а порой и отсутствия информации. Проблема бюрократии в том, что они имеют привилегированное место в обществе но, как и все индивиды, бюрократы ставят своё благополучие намного выше, чем общественное, а часто и вообще забывают, что обязаны служить для обеспечения благополучного существования общества.

Следующий провал государства- бюрократическая монополия. Это свойство бюрократии, означает, что бюрократ является единственным экономическим субъектом, способным определить масштабы производства тех или иных благ (несение тех или иных государственных расходов). Бюрократическая монополия схожа с естественной. Для снижения монопольной власти бюро государство создаёт дублирующие, оппозиционные органы, но тогда общество несёт потери на содержание дублирующего аппарата, а также за счёт принятия неверных решений этими бюро.

Для решения противоречий между принципалом и агентом и снижения потерь общества государство может предпринять ряд мер по усовершенствованию агентских отношений. К ним относятся: совершенствование стимулов в деятельности государственных служащих; повышение уровня информированности принципала; изменение предпочтений государственных служащих.

Следующий провал государства - погоня за рентой. Это вложение средств с целью получения привилегий, которые, в свою очередь, принесут с собой получение ренты. Погоня за рентой является причиной бюрократической монополии, она возникает вследствие асимметричности информации и агентских отношений в общественном секторе. Погоня за рентой вызывает следующие издержки: потери при получении привилегий, а также потери общества от предоставленной бюрократами заинтересованным группам и фирмам монополии. Погоня за рентой осуществляется группой специальных интересов - это индивиды, для которых некоторые мероприятия вызывают неадекватные однонаправленные приращения полезности за счёт потерь общества. Инструментом влияния таких групп является лоббирование - попытка навязывания обществу своей позиции, желание представить её в наиболее выгодном свете и привлечь политиков, государственных чиновников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство не является совершенным институтом и имеет свои изъяны. Государство и рынок должны взаимодействовать, повышая свою эффективность и снижая потери общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.006 с.)