В старости. Индивидуальные типы старения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В старости. Индивидуальные типы старения



Старость, ее восприятие человеком как периода жизни, несущего новое миросозерцание и мироощущение, - все это издавна занимало умы человечества. Перед каждым человеком в старости встают вопросы о смысле и образе дальнейшей жизни, о выработке собственного отношения к старости, собственной установки: как быть старым.

Различие формы поведения пожилых в однотипных ситуациях отражают индивидуальные особенности реагирования на собственное старение. Именно эта сторона психической жизни человека определяет его отношение к личным потерям, утрате прошлых возможностей, так же как и новое восприятие окружающего.

Успешность, адаптивность старения определяется тем, насколько человек оказывается подготовленным к вступлению в новую фазу своей жизни, к тем задачам, которые несет с собой поздний возраст, специфичным для старости трудным ситуациям, принятию своего нового места в обществе и изменению социального статуса.

Вот из этих неправильных установок и предпосылок, мешающих “вписаться” в старость, исходит и то многообразие индивидуальных типов старения, которые наблюдаются у старых людей. Американские психологи выделяют следующие варианты:

а) регрессия, т.е. возвращение к прошлым формам поведения, проявляющаяся в форме “детского” требования помощи в повседневной жизни, независимо от состояния здоровья. Смирившись со своей участью, они ищут поддержки, внимания, опеки у окружающих;

б) бегство, изменение места жительства, как форма освобождения в трудной ситуации;

в) добровольная изоляция от окружающих, пассивность и минимальное участие в общественной жизни;

г) стремление вызвать к себе интерес у окружающих;

д) попытка включиться в жизнь общества, невзирая на возраст и состояние здоровья, стремление скрыть специфические недомогания.

В других случаях поведение определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость, что выражается в манере одеваться, сексуальном поведении, проведении досуга. Часть пожилых людей, напротив, обнаруживает как бы досрочное примерение с фактом старости, будучи в физическом отношении вполне благополучными. В этих случаях мнимые и подлинные недомогания становятся доминирующими и составляют содержание всей повседневной жизни человека. Угнетенность собственным состоянием делает существование пожилого человека тягостным и обременительным.

существование пожилого человека тягостным и обременительным.

Как избежать этих нежелательных отношений со своим возрастом? Как сделать старость приятной и приспособить в широком смысле “свою биологию к жизни, а не жизнь к своей биологии” - все это и является целью психологической перестройки, которая ждет человека в старости. Потребность выработать целостный взгляд на свою жизнь, обращенность внутрь себя, работа “по самосозерцанию” является в старости, как утверждает К. Юнг, “долгом и необходимостью”. Результатом этой психологической перестройки является появление новой жизненной позиции, рационального взгляда на свое существование и вместе с тем созерцательного устойчивого психического и нравственного равновесия.

По мнению ряда психологов, особо важной является в этом плане мыслительная активность человека “по интеграции пройденного пути”, благодаря чему стареющая личность как бы аккумулирует достижения и энергетический потенциал пройденных этапов жизни, переживая чувство удовлетворения,

Тот факт, что в конечном счете все традиционные ценности человека связаны со старением, делает особо важным, чтобы старость в умах человечества сохранила образ достойной, доброй и счастливой. Об этом же говорит и К. Юнг: “Человек определенно не перешагнул бы семидесяти-восьмидесятилетний рубеж, если бы такое долголетие не имело бы значения для него как биологического вида. Так и закат человеческой жизни должен иметь собственное значение, а не быть жалким придатком к заре жизни”.

Отношение к смнрти. понятие эвтаназии.

Отношение к смерти - одна из величайших проблем, с которой человек непременно сталкивается в своей жизни. Эта проблема далеко не разрешена, и в каждом случае решение ее представляется человеку в отдельности.

Смерть ужасала людей. Этому страху в не меньшей степени, чем все остальные, поддавались и люди высокого ума и таланта, о чем свидетельствуют мемуары, письма и другие литературные источники. Уже в древнем Риме слово “смерть” казалось зловещим. Древние римляне предпочитали выражение “он перестал жить”, немцы говорили “отозван”, а англичане - “он присоединился к большинству”.

Характерной особенностью психологического состояния в старости является постоянно присутствующее подсознательное предчувствие близкой кончины. В старости смерть теряет свои неопределенные очертания и становится близким и глубоко личным явлением.

Установлено, что интерес к смерти усиливается в позднем возрасте после 70 лет. В основной части пожилые люди не избегают разговоров о смерти. Страх смерти, сама смерть как бы теряет свое значение в глубокой старости. По наблюдениям замечательного русского ученого И. Мечникова, “глубоких стариков перспектива смерти не только не страшит, но и привлекает и нимало не возбуждает желания бессмертия”.

Заслуживает внимания отношение долгожителей к возможности дожить до 100 и более лет. Оказалось, что из 200 долгожителей 43 человека ответили положительно, однако с оговоркой, что их физическое состояние останется без изменения, т.е. они будут такими же активными и независимыми. Вопрос о том, хотят ли они достигнуть 100 лет, не казался им актуальным, но такая перспектива представлялась им желанной опять-таки при условии полной сохранности их физического и психического самочувствия. 17 человек вообще не задумывались над этим вопросом, считая, что менее всего продолжительность жизни зависит от их непосредственного желания. Как правило, в таких случаях долгожители ссылались на Бога: “Все в руках Божьих”.

Новейшим “приобретением” ХХ века является проблема эвтаназии.

Эвтаназия - это право человека выбрать смерть, отказавшись от длительного, не приносящего облегчения лечения, это “право на достойную смерть”. Истоки эвтаназии лежат в глубокой древности и кроются в древних традициях некоторых человеческих племен, где считалось естественным избавление от немощных и больных.

Во Франции и США в последние десятилетия распространилась особая теория так называемого “биологического завещания”, содержание которого примерно сводится к следующему: “Прошу использовать все возможные средства, чтобы облегчить страдания, даже в том случае, если применение сильнодействующих препаратов может сократить жизнь, в качестве последнего средства прошу прибегнуть к эвтаназии”. Написанное собственноручно человеком в здравом рассудке, подобное завещание имеет юридическую силу в 21 американском штате, но в Европе оно пока не практикуется.

В наш век научно-технической революции многие проблемы медицины усложняются. Меняется содержание даже такого основополагающего понятия, как гуманизм медицины, которое, по мнению некоторых ученых, следует заменить рационализмом.

Вне сомнения, всю сложность и важность этой моральной проблемы предстоит решить медицинской науке в будущем, в том числе проблему многолетнего поддержания жизни людей, неспособных к самостоятельной жизни и существующих лишь благодаря очень сложным и дорогим аппаратам, как “сердце-легкие”. Все шире распространяется мнение, что в новых условиях нерационально жестко придерживаться принципа “врач борется за жизнь больного до последнего его вздоха”.

Для нас сейчас главным является то, что при всех впечатляющих достижениях медицины реалистичность подхода не должна подменить нравственно-этического начала медицины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 918; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.007 с.)