Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историография отечественной истории: прошлое и настоящее.

Поиск

Слово "историография" происходит от греческого - "история" - разведывание, исследование прошлого и "графо" - пишу.

Таким термином часто называют историческую литературу, имея в виду не только библиографию, но и анализ, критический разбор литературы. Предшественниками историографии были архаическая мифология и архаический эпос. Для Древней Руси характерны былинный и героико-патриотический эпос. Архаическая мифология трансформировалась с появлением письменности в историографию. Древнейшая египетская летопись, высеченная на каменной плите, относится к ХХV в. до н.э. Первым историографом считается древнегреческий мыслитель Геродот, который в своём труде "История" (VI в. до н.э.) аккумулировал исторические, географические, этнографические знания своего времени.

В историографии собранный фактический материал требует своего объяснения, выяснения причин развития общества. Так вырабатываются теоретические концепции. В то или иное время историки по-разному объясняли причины и закономерности развития истории нашей страны. Историография Киевской Руси начинается с "Повести временных лет", первая редакция которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. Её содержание доведено до 1113г. Летописцы того времени считали, что мир развивается по божественному провидению и божественной воле.

С появлением опытного, эмпирического, рационалистического знания историки в качестве определяющей силы исторического процесса стали считать объективные факторы. Так, М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.) и В.Н. Татищев (1686-1750гг.), стоявшие, у истоков русской исторической науки, полагали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса. Главная мысль, пронизывающая труд Н.М. Карамзина (1766-1826гг.) "История государства Российского", - необходимость для России мудрого самодержавия.

Крупнейший русский историк XIX в. С.М. Соловьев (1820-1879 гг.), создавший многотомную "Историю России с древнейших времен", видел ход истории нашей страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.

Ученик С.М. Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911 гг.) в "Курсе русской истории" развивал идеи своего великого предшественника. Он считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический, этнический, экономический, социальный, политический), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933гг.), чьи лекции по русской истории переизданы в наше время.

В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.

С середины 80-х гг. XX в., с началом в нашей стране "перестройки", шел пересмотр исторического наследия советского времени. Историография пополнилась вводимыми в научный оборот некоторыми ценными историческими источниками, особенно видных русских эмигрантов, таких, как Н.А. Бердяев ("Судьба России", "История и смысл русского коммунизма"), И.Л. Солоневич ("Народная монархия"). Однако выдвижение на первый план в политической жизни концепции "общечеловеческих ценностей" привело к тому, что многие историки стали акцентировать больше внимания на общих закономерностях цивилизационного развития человечества, приспосабливаться, по выражению крупного общественного мыслителя А.А. Зиновьева, к "западнизации" России. Это особенно сказалось на учебной литературе. Такая практика преподавания истории была осуждена в специальном постановлении Государственной думы о состоянии и задачах исторического образования в России (1998г.).

Преодолевая конъюнктурные перекосы в трактовке прошлого и настоящего, соотношении общего и особенного, современная историография стала пополняться более объективными научными исследованиями, обобщениями. Достижения обновлённой историографии нашли отражения в новых учебных пособиях для вузов А.С. Орлова, Ш.М. Мунчаева, В.М. Устинова, других авторитетных профессоров. Такие авторы считают, что история России - часть мирового исторического процесса. Однако нельзя сбрасывать со счетов и особенности развития нашей страны. Авторы стремятся показать, как в рамках общемировых закономерностей эволюционировало огромное евразийское геополитическое пространство, как сказались на его развитии природа и климат, соотношение размеров территории и её заселённости, многонациональный и многоконфессионный состав населения, необходимость освоения территории, внешние факторы.

49. Значение изучения «Отечественной истории» раскрывается через ее функции Социальной памяти - способ идентификации и ориентации общества, личности;

1) Познавательная - выявление закономерностей исторического развития;

2) Прогностическая - предвидение будущего;

3) Воспитательная - формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств;

4) Познавательная - выявление закономерностей исторического развития;

5) Практически-рекомендательная - выработка научно обоснованного политического курса.

6) Развивающая – совершенствование мышления, развитие памяти о воображения, способности к анализу и т.д.,

 

 

ЧТО ГОТОВИТЬ К ЗАЧЕТУ/ЭКЗАМЕНУ ПО «ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

 

 

1. Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.

Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.

Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.

Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШ в., Основные политические центры и пути их развития.

Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХГУ-ХУ вв.

Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.

Россия в ХVI столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.гг. XVI в. Опричнина.

9. "Смутное время "/начало ХVIIв./: причины, ход, результаты.

Социально-экономическое и политическое развитие страны в ХVIIв. Соборное уложение 1649г.

Основные тенденции развития культуры допетровской Руси 1Х-ХУП вв.

12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.

Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.

14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.

15. Российская империя в системе европейских отношений в ХVIIIв (внешняя политика России в ХVIIIв)

Культура России второй половины ХIII в., её вклад в мировую культуру.

Западная Европа и России в начале XIX в. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.

18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований М.М. Сперанского.

Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины ХX в.

Власть и общество во второй четверти XIХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.

Культура России 2-ой половины XIХв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.172 (0.009 с.)