Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культура России 2-ой половины XIХв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образование и наука. Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования. В XVIII в. в России был открыт только один университет - Московский. Согласно указу 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. В самом большом университете. Московском, в 1811 г. училось всего 215 студентов, в 1831 г. их было 814. Н I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи. Но они сохраняли, в основном, сословно-дворянский характер. К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При А I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологич. институт и Московское технич. училище, а также Академия Генерального штаба. Инженерная академия и Артиллерийская академия. Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Но это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. в России действовало 49 гимназий. Через 30 лет число гимназий было доведено до 77. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями и гувернерами. Среди последних преобладали французы и немцы. В первой половине XIX в. продолж. развитие женского образования, основы которого были заложены при Ек II. Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Среди крестьян грамотность составляла около 5%. Русская наука в те годы достигла больших успехов. Н.И. Лобачевский (1792— 1856) построил новую, неевклидову, геометрическую систему. Н.Н. Зинину (1812—1880) удалось осуществить синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии. В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом, где трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я. Струве (1793—1864), обнаруживший концентрацию звезд в главной плоскости Млечного пути. Стал известен Н.И. Пирогов, благодаря своим операция под эфирным наркозом. Александр I поручил Николаю Михайловичу Карамзину (1766—1826) написать историю России. Карамзин, писатель и публицист, не был профессиональным историком. Первые 8 томов его “Истории государства Российского” вышли в 1816—1817 гг., последний, 12 том, — в 1829 г. Автор успел довести события до 1611 г. Карамзин считал, что история человечества — это история борьбы разума с заблуждением, просвещения — с невежеством. Русские путешественники. Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами. В 1803—1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена. Экспедиция несколько раз пересекала Южный Полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, малоприспособленных к полярным условиям. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина, Федор Петрович Литке исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки и Америки. Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского. В 1848—1849 гг. он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин — остров, а не полуостров. Архитектура. В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других жанрах худож. творчества. Он господствовал практически до 40-х годов. Его вершиной на протяжении первой трети 19 в. являлся ампир, выраж. в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом Ампира были также скульптурные композиции, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возв. дворцы и особняки петербургской знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, присутственных мест, театры и даже храмы. Первая треть 19 в. была временем интенсивной застройки столиц – Петербурга и Москвы, а также центр. части губернских городов. Особенностью градостроительства этого периода стало развитие ансамблевой застройки, а также сооружение специальных зданий государственного и общественного значения: административных, научных, учебных, библиотек и др. в Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади, в Москве – Театральная. Губернские города перестраивались по спец. планам. Их центр. часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые социо-культурные учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры. Крупнейшими представителями русского ампира были А.Д. Захаров, создавший здание Адмиралтейства в Петербурге; А.Н. Воронихин, построивший Казанский собор, участвовавший в строительстве архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа, положивший начало ансамблю Невского проспекта; К.И. Росси, создавший в Петербурге здание Русского музея с площадью Искусств, ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и аркой, ансамбль Александринского театра. В Москве в стиле ампир были выполнены работы О.И. Бове: реконструированная после пожара 1812 г. Красная площадь; Театральная площадь с Большим Театром; Триумфальные ворота и др. В этом стиле было построено здание Московского Университета и другие сооружения Д.И. Жилярди. С началом кризиса и упадка классицизма в 30-е гг. начинает распространятся “русско-византийский” стиль, в котором архитектором К.А. Тоном были созданы Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата. Живопись. Крупнейшей фигурой классицизма в русской живописи первой половины века стал К.П. Брюллов. В одной из известных и масштабных своих работ – “Последний день Помпеи”, он впервые в качестве героя представил народ, передав достоинство, героизм и величие простого человека в условиях природной катастрофы. В этой работе Брюллова обозначилось стремление к реализму, которое проявилось и в других его картинах – “Автопортрете”, “Всаднице”. Одним из крупнейших мастеров русской живописи стал А.И. Иванов. Основным произведением его жизни стала картина “Явление Христа народу”, над созданием котрой он трудился 20 лет. Основная идея картины – уверенность в необходимости нравственного обновления людей. Художнику удалось показать высокое предназначение просвещения, Слова, способного указать народу путь к лучшему будущему. Основоположником критич. реализма в русской живописи стал П.А. Федотов. В своих жанровых картинах он сумел выразить крупные соц. проблемы. Такими стали его работы “Свежий кавалер”, “Сватовство Майора”, в которых видны драматизм ситуаций, метафоричность автора, его критич. позицию по отн. к окруж. действительности. Рождение популярного в 19 в. бытового жанра связано с творчеством А.Г. Венецианова. Его картины были посвящены повседневному труду и быту крестьян. В работах 20 гг. “На пашне. Весна”, “На жатве. Лето”, “Захарка” он изображал жизнь крестьян в поэтических красках, тонко чувствуя и передавая красоту родной природы. Это напр-е живописи принято называть “венециановской школой”. Театр и музыка. В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренерами (театральными предпринимателями). Их театры превращались в общедоступные. В них выст. и крепостные и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М.С. Щепкин до 33 лет был крепостным. П.С. Мочалов вырос в семье крепостного актера. Исполнение Мочаловым роли Гамлета вызывало восхищенные отзывы Белинского. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора” — сначала в петербургском Александрийском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин. Цензура не пропускала пьесу, и только личное вмешательство Николая I позволило ее поставить. После спектакля царь смущенно сказал: “Всем досталось, а мне более всех!” В эти же годы в Большом театре была поставлена опера М.И. Глинки “Жизнь за царя” (впоследствии “Иван Сусанин”). В творчестве М.И. Глинки русское муз. искусство, усвоив западные средства выражения, поднялось на новую высоту. Глинка первый создал неувядаемые образцы новейшей нац. русской музыки. Обаятельно талантливые А.А. Алябьев, А.Е. Варламов и А.Л. Гурилев обогатили русскую музыку многими очаровательными романсами. Русская литература. В эти годы русская литература вступила в свой “золотой век”. Она поднимала важнейшие обществ. проблемы, одной из которых была проблема формирования нац. самосознания. Писатели и поэты обращ. к историч. прошлому страны, пытались найти в нем ответы на возникающие вопросы. Ярким примером сочетания литературной работы и деят-ти историка стало творчество Н.М. Карамзина, написавшего научный труд “История гос-ва российского”, который стал крупнейшим обществ. и научным явление первой четверти 19 в. Появлений романтизма в русской лит-ре связ. с именами Жуковского, Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского. В начале своего творчества романтические произведения создали Пушки и Лермонтов. Их произведениям были присуще жизненный оптимизм, акт. позиция в борьбе за идеалы свободы и гуманизма. Именно эти черты в романтической литературе наметили переход к реализму, ставшему основным стилем в 30-40 гг. образцами этого направления стали работы “позднего” Пушкина “Борис Годунов”, “Дубровский”, “Капитанская дочка” и др.; а также роман Лермонтова “Герой нашего времени”. Основателем школы критич. реализма стал Н.В. Гоголь, создавший одно из ярких произведений этого направления – повесть “Шинель”, положившую, наряду с другими его работами (“Мертвые души”, “Ревизор” и др.), начало “гоголевскому периоду” русской литературы (30-40 гг.) Новый, незнакомый и реалистичный мир русского купечества открыл читателю в первой своей драме “Свои люди – сочтемся” А.Н. Островский, обличивший самодурство и ханжество представителей стремительно растущего купеческого сословия. В 40-50 гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Литературным событием стал выход “Записок охотника” И.С. Тургенева.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.223 (0.009 с.) |