Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1: Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей. Асептика, антисептика

Поиск

Тема № 1: Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей. Асептика, антисептика

Цель обучения: Сформировать знания о методах физиологических исследований, раздражения возбудимых тканей, асептикики и антисептики.

Задачи обучения:

1. Раскрыть сущность основных методов физиологических исследований.

2. Ознакомить студентов с методами раздражения возбудимых тканей.

3. Ознакомить студентов с методикой работы с электростимулятором.

4. Продемонстрировать клинико-физиологическую аппаратуру.

5. Ознакомить с понятиями «асептика» и «антисептика».

Форма проведения: Консультация по теме.

Задания по теме: Самостоятельно подготовиться и разобрать следующие вопросы темы:

1. Основные методы физиологических исследований.

2. Способы раздражения возбудимых тканей.

3. Преимущество электрического раздражения.

4. Методы регистрации электрических потенциалов (ЭКГ,ЭЭГ,ЭМГ и др).

5. Метод хронаксиметрии, применение в клинической практике.

6. Асептика и антисептика.

Раздаточный материал (при необходимости):

- Электростимуляр, кимограф, миограф, биксы со стерильным материалом.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

1. Преимущество и недостатки методов вивисекции, изолированных органов, хронических опытов, клинико-физиологических исследований.

2. Перечислите оптимальные условия для существования органа.

3. Преимущества электрического раздражителя.

4. Отличие асептики и антисептики.

 

 

Тема № 2: Механизм мышечного сокращения. Сила и работа мышц. Механизм утомления мышц. Активный и пассивный отдых (М.И.Сеченов).

Цель обучения: Провести консультацию по механизмам мышечного соскращени, мышечного утомления и активного отдыха

 

Задачи обучения:

1. Ознакомить студентов с физиологическими свойствами мышц.

2. Раскрыть сущность основных механизмов мышечного сокращения.

3. Разобрать теории мышечного утомления.

4. Ознакомить с биоэлектрическими, химическими и тепловыми процессами в мышцах.

5. Ознакомить с основными принципами определения силы и работы мышц.

6. Разобрать механизмы пассивногои активного отдыха.

 

Форма проведения: Консультация по теме.

Задания по теме: Самостоятельно изучить вопросы темы:

- Механизм мышечного сокращения

- Сила и работа мышц

- Механизм развития утомления в изолированной мышце и утомление при мышечной работе в целом организме.

- Утомление при статической и динамической работе.

- Активный и пассивный отдых (М.И.Сеченов).

Раздаточный материал (при необходимости):

Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов:

- строение мышечного волокна и саркомера

- механизм мышечного сокращения.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

Вопросы

1. Какие существуют виды мышц?

2. Какова энергетика мышечного сокращения?

3. Теории мышечного утомления?

4. Сила и работа мышц?

Тесты

Сопряжение возбуждения мембраны мышечной клетки с работой сократительного аппарата обеспечивается

1) ионами натрия 2) АТФ 3) Т-системой и саркоплазматическим ретикулумом

4) саркомерами 5) ионами кальция

Отсоединение головки миозина от актиновой нити вызывается

1) ионами кальция 2) ионами натрия 3) свободной АТФ 4) тропонином 5) ионами натрия

Инициация мышечного сокращения осуществляется

1) ионами кальция 2) АТФ 3) вторичными посредниками 4) ионами натрия 5) тропонином

Свойство гладких мышц, отсутствующее у скелетных, называется

1) возбудимость 2) проводимость 3) сократимость 4) пластичность 5) эластичность

5. Мышечные волокна... А. Скелетные Б. Гладкие

Выполняют функции

1. Перемещения тела в пространстве. 2. Поддержания позы. 3. Обеспечения перистальтики отделов ЖКТ. 4. Обеспечения тонуса кровеносных сосудов. 5. Обеспечения тонуса разгибателей конечностей

6. Режим сокращения скелетной мышцы ……. А. Одиночное Б. Зубчатый тетанус

Наблюдается, когда

1. Каждый последующий импульс приходит в фазу укорочения мышцы от предыдущего раздражения.

2. Каждый последующий импульс приходит в фазу расслабления мышцы от предыдущего раздражения.

3. Каждый последующий импульс приходит после окончания сокращения.

4. Каждый последующий импульс приходит до начала сокращения мышцы

5. Каждый последующий импульс приходит между двумя сокращениями

7. Режим сокращения скелетной мышцы ……. А. Одиночное Б. Гладкий тетанус

Наблюдается, когда

1. Каждый последующий импульс приходит в фазу укорочения мышцы от предыдущего раздражения.

2. Каждый последующий импульс приходит в фазу расслабления мышцы от предыдущего раздражения.

3. Каждый последующий импульс приходит после окончания сокращения.

4. Каждый последующий импульс приходит до начала сокращения мышцы

5. Каждый последующий импульс приходит между двумя сокращениями

8. Тип сокращения скелетной мышцы... А. Изометрическое Б. Изотоническое

Представляет собой

1. Сокращение без изменений длины волокна.

2. Сокращение без изменения тонуса (напряжения) волокна.

3. Сокращение в условиях изменения тонуса и длины волокна.

4. Сокращение при поднятии груза

5. Сокращение при опускании груза

9. Тип сокращения скелетной мышцы... А. Изометрическое Б. Ауксотоническое

Представляет собой

1. Сокращение без изменений длины волокна.

2. Сокращение без изменения тонуса (напряжения) волокна.

3. Сокращение в условиях изменения тонуса и длины волокна.

4. Сокращение при поднятии груза

5. Сокращение при опускании груза

10. Тип сокращения скелетной мышцы... А. Ауксотоническое Б. Изотоническое

Представляет собой

1. Сокращение без изменений длины волокна.

2. Сокращение без изменения тонуса (напряжения) волокна.

3. Сокращение в условиях изменения тонуса и длины волокна.

4. Сокращение при поднятии груза

5. Сокращение при опускании груза

11. Почему ионы Ca2+ являются посредниками в электромеханическом сопряжении в мышцах?

1. кальций пассивно транспортируется в цистерны саркоплазматического ретикулума, что позволяет образовывать мостики, связывающие актин и миозин

2. кальций активно транспортируется из цистерн саркоплазматического ретикулума, что позволяет образовывать мостики, связывающие актин и миозин

3. кальций, изменяя конформацию тропонин, тропомиозина, освобождает активные центры актина для поперечных мостиков миозина

4. кальций, изменяя конформацию тропонин, тропомиозина, освобождает активные центры миозина для поперечных мостиков актина

5. кальций, изменяя конформацию тропонин, тропомиозина, освобождает активные центры актина для поперечных мостиков миозина и актина

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

1. Строение и классификация Неронов.

2. Функции нейронов

3. Нейроглия, ее функции.

Тема № 4. Физиологические свойства синапсов. Синапсы и медиаторы ЦНС.

Цель обучения: Провести консультацию по теме.

Задачи обучения:

Ознакомить с строением и свойствами синапсов и их медиаторов.

Форма проведения: Консультация по теме

Задания по теме: Самостоятельно изучить вопросы темы:

1. Строение синапсов.

2. Медиаторы и рецепторы.

3. Механизм передачивозбуждения в химическом и электрическом синапсе.

 

Раздаточный материал (при необходимости):

Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов:

- синапс, строение

- механизм проведения возбуждения в синапсе

 

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы:

1. Строение синапсов.

2. Медиаторы и рецепторы.

3. Механизм передачивозбуждения в химическом и электрическом синапсе.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль: (вопросы, тесты, задачи и пр.)

Вопросы

1. Особенности распространения возбуждения в ЦНС

2. Механизмы координационной деятельности ЦНС

 

Самостоятельно подготовиться по вопросам темы

  1. Основные отделы ЦНС
  2. Функции продолговатого мозга
  3. Функции среднего мозга
  4. Функции промежуточного мозга
  5. Значение ретикулярной формации
  6. Физиологическое значение лимбической системы
  7. Мозжечок и его функции

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

 

Контроль:

Тесты

Средний мозг включает

1. Мозжечок

2. Лимбическую систему, зрительный бугор

3. Продолговатый мозг, гипоталамус

4. Четверохолмие, ножки мозга

5. Мост, продолговатый мозг

Раздаточный материал

- Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов и презинтаций:

- эндокринная система

- гормоны и их работа

- работа желез внешней и внутренней системы

- стресс

- адаптация организма

- по следам великанов

- клинические проявления гипо и гиперфункций ЖВС

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль по вопросам или тестам:

Тесты

1) Повышают уровень глюкозы в крови:

1. инсулин

2. адреналин

3. паратгормон

4. глюкогон

5. глюкокортикоиды

 

2) Снижают уровень сахара в крови:

1. глюкокортикоиды

2. инсулин

3. глюкогон

4. тироксин

 

3) Установите соответствие между названием гормона и его действием в организме:

А – альдостерон Б – кортизон В – адреналин

  1. повышает уровень глюкозы в крови
  2. увеличивает реабсорбцию натрия и хлора и снижает реабсорбцию калия в почечных канальцах.
  3. при прямом действии усиливает сердечную деятельность, сужает сосуды большого круга кровообращения и др.

4) Установите соответствие между долей гипофиза и образующимися в ней гормонами:

А – передняя Б – промежуточная В – задняя

1. АДГ, окситоцин 2. СТГ, ТТГ, ГТГ, ЛТГ, АКТГ. 3. Мелатонин

5) Установите соответствие между долей гипофиза и видом связи ее с гипоталамусом.

А – аденогипофиз. Б – нейрогипофиз.

  1. Сосудистая.
  2. Нервная.

 

6) Базофильные клетки выделяют:

1. АКТГ.

2. Тироеотропный гормон

3. Гонадотропный гормон

4. Все тропные гормоны

5. АКТГ, ТТГ, ГТГ

 

7) Соматотропный гормон образуется в:

1. передней доле гипофиза

2. нейрогипофизе

3. средней доле гипофиза

4. передней группе ядер гипоталамуса

5. все перечисленное верно.

 

8) Пролактин образуется:

1. В молочной железе.

2. Хромофорными клетками передней доли гипофиза

3. Ацидофильными клетками передней доли гипофиза

4. Хромофобными и хромофильными клетками передней доли гипофиза

5. В задней доле гипофиза

 

9) Назовите гормоны пептидной природы:

1. кортизон

2. адреналин, норадреналин

3. инсулин

4. все гормоны передней доли гипофиза

 

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль (вопросы):

1. Понятие об обмене белков, жиров и углеводов.

2. Регуляция обмена веществ в организме.

3. Водно- солевой обмен и его регуляция.

Тема № 9: Потоотделение.

Цель обучения: Сформировать знания по физиологии и потоотделения

Задачи обучения:

  1. Ознакомить студентов с основами физиологии потоотделения.
  2. Раскрыть сущность основных методов исследования потоотделения и измерения температуры тела.

 

Основные вопросы темы:

  1. Потоотделение, значение для организма

Методы обучения: комбинированный метод:

1. Возможные варианты (метод групповой дискуссии, тестирование, комбинированный опрос,

устный опрос, письменный опрос)

2. Выполнение и обсуждение проводимых работ, оформлении протоколов работы:

№1 Исследование потоотделения у человека методом Минора, (лит.5, стр.135, раб1)

3. Для выполнения практических работ используются следующие средства обучения: Методические рекомендации для студентов «Частная физиология», жидкость Минора, крахмал, грелка, термометр учебные таблицы-стенды по «Физиологии терморегуляции и потоотделению», физиологический атлас.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Оценка знанмй студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентов КазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос, тестирование (перечень вопросов ниже)

Контроль (вопросы):

1. Потоотделение.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль:

Вопросы:

1. Строение анализаторов по теории И.П. Павлова.

2. Морфо-функциональные особенности анализаторов.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль:

Вопросы

1.Морфо-функциональная характеристика ноцицептивного анализатора.

.2.Понятие об антиноцицептивной системе.

3. Механизмы боли.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль:

Вопросы

1.Основная теория восприятия цвета

2. Современная теория восприятия звука

3. Современная теория восприятия обоняния

4. Современная теория восприятия вкуса

 

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контрольные вопросы:

1. Методы исследования ВНД

2.Виды условных рефлексов: вегетативные, инструментальные; натуральные и искусственные; простые и сложные; наличные и следовые (совпадающие, коротко отставленные, запаздывающие); условные рефлексы первого, второго и третьего порядков; суммированные; генерализованные и диффиренцированные; подражательные, импритинг; комплексные условные рефлексы и динамический стереотип.

 

 

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контрольные вопросы:

  1. Определение эмоций, виды.
  2. Механизм появления эмоций. Теория Ч.Дарвина, П.К. Анохина, В.В. Симонова и Г.И. Косицкого, У.Кеннона, Дж. Пейпеца, В.Р. Гесса и др.
  3. Определение мотиваций, виды.
  4. Сон, теории сна. Сновидения.

Тема № 15. Подведение итогов рейтинга допуска по дисциплине.

Цель обучения:

1. Контроль усвоения студентами практических работ.

2. Контроль усвоения студентами теоретического материала

Методы обучения и преподавания:

1. Устный опрос студентов по контрольным вопросам.

2. Оценка знаний студентов.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Задачи обучения:

Оценка знаний студентов материалов дисциплины.

Оценка знанмй студента:

Согласно «Правилам оценки уровня компетенции у студентовКазНМУ», рекомендованным Центром МАКО и НСРМО на данном практическом занятии оценивается

1. Компетенция «знания» - устный и письменный опрос (по билетам)

2. Компетенция «практические навыки» - Проверка усвоения навыков (перечень практических навыков ниже)

Тема № 1: Методы физиологических исследований. Методы раздражения возбудимых тканей. Асептика, антисептика

Цель обучения: Сформировать знания о методах физиологических исследований, раздражения возбудимых тканей, асептикики и антисептики.

Задачи обучения:

1. Раскрыть сущность основных методов физиологических исследований.

2. Ознакомить студентов с методами раздражения возбудимых тканей.

3. Ознакомить студентов с методикой работы с электростимулятором.

4. Продемонстрировать клинико-физиологическую аппаратуру.

5. Ознакомить с понятиями «асептика» и «антисептика».

Форма проведения: Консультация по теме.

Задания по теме: Самостоятельно подготовиться и разобрать следующие вопросы темы:

1. Основные методы физиологических исследований.

2. Способы раздражения возбудимых тканей.

3. Преимущество электрического раздражения.

4. Методы регистрации электрических потенциалов (ЭКГ,ЭЭГ,ЭМГ и др).

5. Метод хронаксиметрии, применение в клинической практике.

6. Асептика и антисептика.

Раздаточный материал (при необходимости):

- Электростимуляр, кимограф, миограф, биксы со стерильным материалом.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

1. Преимущество и недостатки методов вивисекции, изолированных органов, хронических опытов, клинико-физиологических исследований.

2. Перечислите оптимальные условия для существования органа.

3. Преимущества электрического раздражителя.

4. Отличие асептики и антисептики.

 

 

Тема № 2: Механизм мышечного сокращения. Сила и работа мышц. Механизм утомления мышц. Активный и пассивный отдых (М.И.Сеченов).

Цель обучения: Провести консультацию по механизмам мышечного соскращени, мышечного утомления и активного отдыха

 

Задачи обучения:

1. Ознакомить студентов с физиологическими свойствами мышц.

2. Раскрыть сущность основных механизмов мышечного сокращения.

3. Разобрать теории мышечного утомления.

4. Ознакомить с биоэлектрическими, химическими и тепловыми процессами в мышцах.

5. Ознакомить с основными принципами определения силы и работы мышц.

6. Разобрать механизмы пассивногои активного отдыха.

 

Форма проведения: Консультация по теме.

Задания по теме: Самостоятельно изучить вопросы темы:

- Механизм мышечного сокращения

- Сила и работа мышц

- Механизм развития утомления в изолированной мышце и утомление при мышечной работе в целом организме.

- Утомление при статической и динамической работе.

- Активный и пассивный отдых (М.И.Сеченов).

Раздаточный материал (при необходимости):

Демонстрация заимствованных видеофильмов и анимационных роликов:

- строение мышечного волокна и саркомера

- механизм мышечного сокращения.

Литература

Основная:

1. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии: Учеб. пособие /Н.Н. Алипов, Д.А. Ахтямова, В.Г. Афанасьев и др.; Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 336 с.

2. Современный курс классической физиологии (избранные лекции) с приложением на компакт-диске. Под ред. Ю.В. Наточина, В.А. Ткачука. - М.: Геотар-Медиа», 2007. – 384 с.

3. Физиология человека: Учебник /Под ред. В.М.Покровского, Г.Ф.Коротько. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Медицина, 2007. – 656 с.

4. Частная физиология (методическая указания для студентов)./Под ред. А.Д. Соколова - Алматы, 2007.

Дополнительная:

1 Нормальная физиология. Учебник./Пол ред.В.П.Дегтярева, С.М.Будылиной. – М.:ОАО Медицина, 2006.

2. Физиология человека. В 3-х томах. Под ред.Р.Шмидта – 2007г

3.Основы физиологии человека 2-х томах под ред.Агаджаняна Н.А.-443стр. 2007г

4. Практикум по нормальной физиологии.Под ред. Н.А. Агаджаняна.-328с.2007г.

Контроль (вопросы, тесты, задачи и пр.):

Вопросы

1. Какие существуют виды мышц?

2. Какова энергетика мышечного сокращения?

3. Теории мышечного утомления?

4. Сила и работа мышц?

Тесты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.225 (0.014 с.)