Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический процесс: понятие, основные этапы, типология.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический процесс — одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки. Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам). Раскрывая содержание политики через сложившиеся формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как их осуществление воспроизводит одни элементы политической системы, разрушает другие, развивает и творит третьи. Тем самым политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глубинные изменения политической системы, характеризует ее переход от одного состояния к другому. При этом важнейшим значением для политического процесса обладает продолжительность или краткосрочность временных периодов данных изменений в формах отправления власти, соотношения сил, способах принятия решений и т.д. Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институциализированных и неинституциализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества. Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, т.е. показывает, как общество формирует свою государственность, а государство, в свою очередь, “завоевывает” общество. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно подразделить на базовые и периферийные. Первые из них характеризуют разнообразные способы включения широких социальных слоев в отношения с государством, формы преобразования интересов и требований населения в управленческие решения, типичные приемы формирования политических элит и т.д. В этом смысле можно говорить о процессах политического участия и государственного управления (принятии решений, законодательном процессе и др.). Периферийные же политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на доминирующие формы и способы отправления власти. В то же время и базовые, и периферийные политические процессы различаются по времени и характеру осуществления, сориентированностью своих субъектов на нормы соперничества или сотрудничества, могут протекать явно или в скрытой форме. К примеру явный (открытый) политический процесс характеризуется тем, что интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти, которая в свою очередь делает доступной для общественного контроля фазу подготовки и принятия управленческих решений. В противоположность открытому теневой процесс базируется на деятельности публично не оформленных политических институтов и центров власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в форме обращения к официальным органам государственного управления. Каждый из политических процессов обладает и собственным внутренним ритмом, т.е. цикличностью, повторяемостью основных стадий взаимодействия своих субъектов, структур, институтов. Например, электоральный процесс формируется в связи с избирательными циклами, и потому политическая активность населения развивается здесь в соответствии с фазами выдвижения кандидатов в законодательные (исполнительные) органы, обсуждения их кандидатур, избрания и контроля за их деятельностью. Как правило, пик такой активности приходится на время выборов, после чего политическая жизнь как бы затихает, а осуществление контрольных функций за управляющими рутинизируется. В конечном счете все частные политические процессы объединены одной и той же потребностью их субъектов повлиять на принимаемые государственной властью политические решения. Поэтому главная задача всех участников различных по значению политических процессов состоит в том, чтобы включить свои интересы и требования в принимаемые институтами государственной власти управленческие решения. Институты государственной власти являются важнейшим инструментом учета групповых требований и выработки общеколлективных целей политического развития (политической воли общества). Таким образом, в их деятельности все частные политические процессы выражают тот или иной аспект выработки, принятия и осуществления управленческих решений. От деятельности государственных институтов зависит степень централизации власти и распределения полномочий между группами, участвующими в выработке целей политического развития. Используя свою устойчивость и мобильность, институты государственной власти способны поддерживать даже те нормы и цели (а следовательно, и связанные с ними частные политические процессы), которые не отвечают интересам основной части общества, расходятся с политическими традициями социума и противоречат гражданскому менталитету. С изменением форм, методов и функций, осуществляемых институтами государственного управления, изменяются базовые и периферийные политические процессы. Чаще всего различают три режима их протекания. Первый — это режим функционирования, не выводящий политическую систему за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов государственной власти. В этом случае политические процессы отражают простое воспроизводство структурами власти рутинных, повторяющихся изо дня в день отношений между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д. Традиции и преемственность в развитии связей участников политических процессов обладают при этом неоспоримым приоритетом перед любыми инновациями. Второй режим протекания политических процессов — это режим развития. В этом случае структуры и механизмы власти выводят политику государства на уровень, который позволяет адекватно отвечать на новые социальные требования населения, вызовы времени. Такой характер политических изменений означает, что институты государственной власти, правящие круги нащупали цели и методы управления, соответствующие происходящим изменениям в социальной структуре, меняющемуся соотношению сил внутри страны и на международной арене. Политическое развитие сопровождается интенсивным взаимодействием макро- и микрофакторов власти, ведущим к повышению соответствия политической системы другим сферам общественной жизни, нарастанию сложности ее строения, повышению способности применять гибкие стратегии и технологии властвования с учетом разнообразных интересов групп и граждан. И, наконец, третьей разновидностью режима существования политических процессов является режим упадка, распада политической целостности. Как говорил П. Б. Струве, — это “регрессивная метаморфоза” политики. В данном случае политические изменения (в способах артикулирования интересов, отбора элит, принятия решений и проч.) имеют негативный характер по отношению к нормам и условиям целостного существования политической системы. Энтропия и центробежные тенденции преобладают здесь над интеграцией, атомизация политических субъектов и распад режима правления носят необратимый характер. В результате принимаемые режимом решения утрачивают способность управлять и регулировать социальные отношения, а сам режим теряет стабильность и легитимность. Классическим примером такого протекания политических процессов является судьба большинства бывших социалистических стран в европейском и азиатском регионах, где правящие круги так и не отыскали адекватных мер и способов управления, чтобы отреагировать на социально-экономические и духовные запросы времени. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ. Консалтинг – основы профессионально политического консультирования политиков, представителей депутатского корпуса, а также - чиновников, журналистов, политических обозревателей, изучающих особенности программ, уставов и деклараций политических партий, движений, объединений, фракций, блоков.ПК – профессиональное консультирование по вопросам политики и власти, экономики, права, СМИ, этноконфессиональным проблемам. Политический консалтинг включает в себя консультирование профессиональных клиентов по широкому кругу вопросов и проблем социально-политического характера. Консалтинг изучает историю и теорию борьбы за власть, технологии укрепления и стабилизации системы управления. Консалтинг изучает особенности и приёмы взаимовыгодного понимания интересов сторон: власти и народа (электората), позиции и оппозиции и т.д. Методы культурно-исторического консультирования. Метод интерпретаций. Известны методы наблюдения, сопоставления, противопоставления политических явлений. Метод диалектического анализ объектно-субъектных отношений в политической деятельности. Метод аналитического синтеза. Метод индукции и дедукции. Методы компромисса как тактика и стратегия политической победы.Методологические аспекты политики изучаются в Московском Институте экономико-правовых и политологических исследований. Методические и методологические основы политического консультирования изложены в трудах ученых, политиков, правоведов различных времен и народов. Аристотель: «Политика не создаёт людей, но берёт их такими, какими их создала природа». Платон: «Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих». М.Аврелий: «Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом. Дурные поступки других не причиняют вреда; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках» и добавлял: «Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства».Предметом изучения курса Политический консалтинг являются ключевые понятия: политика и политики, политическая власть, политическая жизнь общества, политические отношения (противостояние, консенсус, солидарность), политическая система, политические институты, политические партийные системы, политический режим, политический имидж, политическое поведение лидеров, политическое лидерство, политический процесс, политическая активность, политическая культура, международная политика, политическое устройство современного мира и т.д. Специальным предметом изучения курса Политический консалтинг являются понятия правовой политологии: человек и закон, правовая система, правоотношения, законность, правопорядок, правосознание, правовая культура, правовой статус, юридическая ответственность, законопослушание, правонарушения, кодекс депутатской этики, права человека и гражданина, конституция и конституционные права, правовое государство и т.д. Объект ПК – это особая сфера деятельности политических лидеров. На практике объект и субъект взаимодействуют между собой для разрешения противоречий. Субъект (актор) служит основным компонентом власти, направляющим и контролирующим объект средством властного контроля.Субъектом может быть отдельный человек, организация, межгосударственнаяобщность (н-р, СНГ). В XX веке (вернее раньше) в мир политики пришло такое явление, как консультирование в области политических технологий. Разрабатываются и применяются доктрины введения населения в заблуждение относительно системы человеческих ценностей, ставящие во главу угла этой системы жажду наживы и потребительство. Н-р, в этом выражается пресловутая «американская мечта» стать богатым и счастливым в стране «равных прав и равных возможностей». Эффективные политические технологии разрабатываются в области механизмов овладения и удержания государственной власти с помощью выборов. Для победы на выборах кандидату необходимо получить доступ к избирательной аудитории для агитации. С целью затруднения этого действия цены на предвыборную агитацию в средствах массовой информации по меркам обычного гражданина составляют астрономические величины. Это основной способ отсечения нежелательных кандидатур. Рациональную политическую агитацию могут осуществлять только те кандидаты, которые имеют убедительные источники финансирования, т.е. им приходится обращаться к щедрым спонсорам. Собственники, как правило — это определенный финансово-промышленный клан или временный союз по интересам, оплачивают избирательную кампанию кандидата, обеспечивая его победу на выборах. Впоследствии эти услуги победившим на выборах кандидатом будут оплачены доступом к бюджету соответствующего уровня или созданием льготных условий ведения бизнеса либо удовлетворением других интересов за счет властных полномочий. При любом раскладе событий основная "оплата" процедуры выборов осуществляется за счет законопослушных налогоплательщиков, т.е. за счёт работников бюджетной сферы. В процессе выборов кандидата обслуживают щедро оплачиваемые команды психологов, социологов, известных артистов и авторитетных общественных деятелей, что формирует у простого избирателя решение сделать выбор в пользу именно этого кандидата.Выбор среди кандидатов осуществляется не всегда из самых достойных, разумных и профессиональных, о чем с сожалением говорили еще патриархи философии и консалтинга, а из тех, в чью избирательную кампанию вложены наибольшие средства. Деятельность всевозможных политических партий и движений возможна при наличии средств, воли, опыта и консалтинговых технологий. Эти образования формально отстаивают интересы различных групп собственников посредством пропаганды своей программы якобы с позиции защиты просветительских идеалов: равенства и справедливости. Россия, действительно, имеет особенности политического развития сходного с любым другим государством планеты, но отечественные политики-реформаторы и чиновники зачастую нарушают мировую тенденцию развития имущественных отношений. Причин несколько: дерзкий максимализм мировосприятия, зависть, злоба, нетерпимость к ближнему. При наличии в государстве огромного количества наций, народностей и религий в России никогда не было межнациональных и религиозных войн в отличие от стран Европы, Азии и современной Америки. Это характеризует типичного россиянина, как человека как уживчивого и дружелюбного от природы. В российском государстве всегда имели большое влияние силовые структуры, так как в отечественном менталитете сложилось мнение: «Всякая власть от Бога». Российскому государству, его политике свойственны парадоксы. Только здесь возможно соединить несоединимое, например, диктатуру (вернее тиранию) и демократию. К сожалению, в России фиксируется предательство национальных интересов наиболее богатым классом на фоне величия духа русского народа, который нейтрализует последствия предательства ценой огромных потерь. В этом проявляется одна из «загадок» русской души – нас душат, а мы ещё живём. Следует отметить, что в России всегда процветала передовая научно- техническая мысль, но никогда не было великих философов. А если и появлялись светлые головы, то они быстро исчезали за стенами темниц. При наличии в России богатого изобретательского потенциала в ней всегда отсутствовало организационное начало, позволяющее извлечь пользу из этих изобретений. Отсюда и пошло выражение: «Горе от отсутствия организованного ума и самодисциплины. Живём без Бога в душе, без царя в голове – мечтаем о культуре и порядке». В России всегда был (и есть) самый крупный в мире бюрократический государственный аппарат, тормозящий любое доброе общественное, экономическое и научно-техническое развитие. Поэтому жизненный уровень законопослушных россиян столь низок и вчера и сегодня. Очередная власть почти не учитывает собственный и мировой исторический опыт, из-за этого развитие страны происходит с большими трудностями и ценой огромных материальных потерь и моральных усилий. Почти всегда смена власти в России сопровождалась глубокими социальными потрясениями. В результате мы имеем самую туманную историю, поскольку каждый последующий правитель уничтожал память о предыдущем, а сама история излагалась в новом понимании... Научные подходы к политконсалтингу в передовых странах мира – основы политических побед науки и практики.46. ПОЛИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Понятие «политический маркетинг». В литературе содержится много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг - это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти. Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам маркетологов. Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе. Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п. Основные функции и виды политического маркетинга. Политический маркетинг выполняет ряд функций. Основные из них: - создание политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества и т.д.; - объединение различных групп общества вокруг одного государственного или национального интереса; - выявление и выдвижение на национальную арену выдающихся политических деятелей, а также отстранение некомпетентных политиков. Это очень важная функция, поскольку политический лидер - личность, оказывающая воздействие на большие группы людей; - усиление конкурентной борьбы различных политических партий на основе выдвижения ими новых политических идей, проектов, программ; - содействие развитию и укреплению демократии, поскольку там, где есть возможность политического выбора, там есть и свобода слова, свобода волеизъявления, то есть все то, что способствует демократическим процессам. Важным является вопрос о типологии политического маркетинга. Наиболее часто классификация его видов осуществляется в зависимости от объекта маркетинговой деятельности. На основе данного критерия различаются: маркетинг политических кандидатов, маркетинг политических организаций и маркетинг политических идей, концепций. Маркетинг политических кандидатов наиболее распространен. Речь идет о маркетинге в рамках избирательного процесса и в связи с ним. В зависимости от конкретных целей (кандидат переизбирается или впервые выдвигает свою кандидатуру) усилия направляются на поддержание, изменение или создание определенного отношения к нему электората. Главная задача - получить поддержку избирателей в количестве, достаточном для избрания и получения мандата депутата. Маркетинг политических организаций. Это также весьма распространенный вид политического маркетинга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.009 с.) |