Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ различных аспектов структуры.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Виды социограмм. По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы. В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения. Концентрические или мишеневые социограммы располагают всех членов группы на концентрических окружностях, каждая из которых соответствует групповым позициям: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергаемые. Она удобна для анализа отношений в многочисленных группах (35-40 чел.). Однако, она не всегда позволяет достаточно полно раскрыть взаимосвязи и образование подгрупп. Во внутр. Круг социограммы попадают «звезды», а следующий за ним – предпочитаемые, далее – принятые, изолированные.Если в исследовании использ-ся отриц-ый критерий, то можно нарисовать ещё один внешний круг для отвергаемых. Однако при построении кругов возникают сложности, особенно если члены группы имеют полож-ыу и отриц-ые выборы. В такой ситуации явно проявляется ограниченность мишеневой социограммы, из всех видов она наименее предпочтительная. Локограммы – представляют собой такие социограммы, которые располагают на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении.
Анализ различных аспектов структуры. Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблемограмм и т.д.) Формалограмма – диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отношения. При этом различаются два типа формалограмм – «вертикальная» и «горизонтальная». Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т.п. Основанием для построения «горизонтальной» формалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической ступени, что и опрашиваемых. Неформалограммма – диаграмма, представляющая структуру неформальных отношений в коллективе. Коммуникограмма – диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются членами организации. Проблемограмма – это специальные социограммы, представляющие структурные отношения членов коллектива в различных процессах – при обмене информацией, принятии решения и т.д. · Вопрос Индивидуальные и групповые социометрические индексы Социометрические индексы представляют собой число выборов, какого либо определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа. Различают два типа социометрических индексов – индивидуальные и групповые. Индивидуальные индексы можно классифицировать также на объективные (содержащие информации о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, сведанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных и полученных выборов). Индексы: Положительный статус индивида = число индивидов, выбирающих i / N-1 Отрицательный статус индивида = число индивидов, отклонивших i / N-1 Положительная экспансивность = число выборов, произведенных i-индивидом / N-1 Экспансивность группы = Общее число выборов, произведенных группой / N
Представление социометрических данных Социометрический критерий. Существенным является то, что выбор или отклонение одним индивидом другого осуществляются по отношению к определенной содержательной деятельности. Конкретная содержательная ситуация, характеризуемая контактом и представленная в качестве основы выбора или отстранения, называется социометрическим критерием. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Виды социометрических критериев. Производственные критерии – выясняют межличностные взаимоотношения на уровне структуры производственной деятельности. Непроизводственные критерии – показатели межличностных взаимоотношений в коллективе. Прогностический критерий – критерий, позволяющий выяснить структуру ожидания отношений членов коллектива согласно представлениям респондента. Социальные критерии – предполагают выбор для совместной общественной работы. Критерий считается положительным, если предполагает объединение партнеров. Соответственно, отрицательным называется критерий, предполагающий выделение из коллектива лица (или лиц) Двойным называются такие критерии, которые предполагают возможность взаимного равенства партнеров в случае их реального осуществления. Содержанием одинарных критериев является ситуация, при осуществлении которой с необходимостью возникает неравенство выбирающего и выбранного. Требования к социометрическому критерию. 1. В его содержании должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива. 2. Он должен воспроизводить ситуацию выбора партнера для совместной деятельности (или выбрать или отклонить). 3. Не должен ограничивать возможности выбора. 4. Критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимыми для него. 5. Должен описывать конкретные ситуации. 6. Должен быть грамотно сформулирован. Вопрос 23. Построение социоматрицы Вопрос 24. Понятие социометрического опроса Социометрический опрос. Социометрический метод – это метод опроса, направленный на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы. Выбор – выраженное каким-либо индивидом желание сотрудничать с другим индивидом. Отклонение (отрицательный выбор) – выражение каким-либо индивидом желания уклониться от сотрудничества с другим индивидом. Опускание – оставление одним индивидом другого без внимания (отсутствие выбора или отклонения.) Требования к проведению социометрического опроса. Количество членов изучаемого коллектива не должно превышать 8-9 человек. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Процедура социометрического опроса. Подготовительная фаза – определение проблемы, выбор объекта исследования, знакомство с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Первая фаза - Прямой контакт с членами коллектива, внушение им доверия, установление содержания социометрических критериев. Вторая фаза - Проведение собственно опроса. Фаза обработки – обработка информации. Завершающая фаза - получение выводов и рекомендаций. Социометрическая карточка. Для сбора информации при социометрическом опросе применяются социометрические карточки, которые даются для заполнения респондентам. Требования к проведению социометрического опроса · Опрос лучше проводить только в коллективах, имеющих некоторый опыт совместной деятельности, на основе которого уже возникли определённые устойчивые взаимо-ия. · Каждый член гр.должен делать выборы самостоятельно, не советуясь с др. · Размер коллектива должен предоставлять ее членам возм-сть активного непоср-ого общения. Слишком большой размер коллектива может снизить качество получаемой инф-ции. Члены коллектива должны ясно представлять себе его границы. Каждый член коллектива может выбирать себе партнеров для совместной деят-сти только в пределах своего коллектива. · Опрос должен проводиться посторонним лицом для данного коллектива. · Социолог в своем устном выступлении перед группой должен указать на конфиденциальность собираемой информации. Вопрос 29. Основные теоретические положения матрицы Виды случайного отбора Выборка называется собственно случайной, если при извлечении выборки объема все возможные комбинации из элементов, которые могут быть получены из генеральной совокупности объема, имеют равную вероятность быть извлеченными. Выборка: случайная (простой случайный отбор, метод равного интервала, гнездовой отбор, стратификационный отбор). Случайная выборка (простой случайный отбор) Стихийная выборка Опрашиваются наиболее доступные респонденты. Типичные примеры стихийных выборок – опросы в газетах/журналах, анкеты, отданные респондентам на самозаполнение, большинство интернет-опросов. Размер и состав стихийных выборок заранее не известен, и определяется только одним параметром – активностью респондентов. Стихийный отбор не относится к научным видам отбора. Его специфика состоит в том, что мы отбираем наиболее доступные единицы наблюдения. Данные такого опроса не будут репрезентативны, т.е. их нельзя распространять на более широкую генеральную совокупность. Они представляют мнение только тех людей, которых опросили. Почему же этот метод применяется достаточно часто? · По незнанию и по неумению · Иногда нам просто неизвестна структура генеральной совокупности. · Когда мы используем данные стихийной выборки для качественного анализа. Типичный пример стихийной выборки – это интерактивные опросы в СМИ. Они проводятся в целях повышения интереса к себе, а затем они узнают о себе много нового. Спасти ситуацию нам помогает качественный анализ, мы можем получить необходимую информацию. Каким образом? Если мы знаем точно, что эти данные нерепрезент-ны, то не нужно стремиться выразить данные в процентах. Нужно стремиться разработать типологию тех проблем, которые интересуют потребителя (слушателя, читателя). Принципы квотного отбора Квотный отбор – другой вид. Он уже претендует на научность. Но он менее научен, чем вероятностный отбор. Квотный отбор строится на основе информации о ряде характеристик генер-ых совокупностей. В соответствии с её составом устанавливаются квоты, пропорции для ряда признаков существенных целей и задач исследования. В нашей ген-ой совокупности – 10 000 человек, 67%- женщины, 33% - мужчины; 20% - до 25 лет, 26-35 лет – 30%, 36-45 лет – 30%, 46 и до 60 лет – 20%. Нам нужно сделать квотную выборку. Общая численность опрошенных – 500 человек. Сколько среди этих 500 чел. сколько мужчин и женщин? Женщин – 335 Мужчин – 165 По возрасту: до 25 лет -100 человек, 26-35 лет – 150 человек, 36-45 лет – 150 человек, до 60 лет – 100 человек. Соблюдаем в дальнейшем сколько человек в каждой возрастной группе. Достоинства квотной выборки: · Она значительно дешевле, чем вероятностная выборка · Она легче проводится, организуется (одного человека можно заменить на другого с такими же данными) · При опросе 10000 чел. получаются одинаковые результаты при квотной и вероятностной выборке. Виды квотного отбора: · Со связанными признаками · С несвязанными признаками Связанные признаки – мы даем задание, опросить опред-ое кол-во людей определённого возраста.
Берем 20 интервьюеров Когда задание даётся не конкретно по каждому человеку, а группе в целом, то такая группа называется квотным отбором с несвязанными признаками. Что для неё характерно? Например: Если мы хотим провести опрос на каком-то одном предприятии, а хотим репрезентировать жителей Москвы, то этот вид опроса будет непрезентативным. Если мы проводим выборку на предприятии, то мы можем выйти из положения, взяв выборку на разных предприятиях. Когда это населённый пункт, то вводную выборку совмещают с маршрутным методом. В данном случае (Магнитогорск) был применён маршрутный метод. В каждом городе есть районы, и нельзя опрашивать людей в одном районе. Нельзя включать в исследования ведомственные дома. Нельзя включать первые этажи, потому что, там также могут быть ведомственные дома. При таком совмещении репрезентативность опроса повышается. Чаще всего опрашиваются образованные люди. 30% - образованные люди. И в опросе также должно быть не более этого процента. Если мы опросили 25 человек, то образованных должно быть не более 10 человек. Если увеличивается число катируемых признаков (соц. положение, пол, возраст, образ-ие), то сложность осуществления квотной выборки приближается к выборке случайной. Основные понятия выборочного метода Выборка (Выборочная совокупность). Часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с тем чтобы сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности. Репрезентативность – свойство выборки воспроизводить характеристики генеральной совокупности. Таким образом, выборка должно быть копией генеральной совокупности относительно характеристик, существующих для цели исследования. Одна и та же выборка может быть репрезентативной и нерепрезентативной для разных генеральных совокупностей. Генеральная совокупность Характеристики выборки: Качественная характеристика выборки – кого именно мы выбираем и как способы построения выборки мы для этого используем. Количественная характеристика выборки – сколько человек выбираем, другими словами объём выборки. Объём выборки зависит от однородности генеральной совокупности, необходимой точности исследования и от числа признаков, относительно которых производится выборка.Объем выборки определяется четырьмя факторами. Первый - число групп и подгрупп, анализ которых следует провести. Второй - ценность информации, которую должно предоставить исследование, и требуемая точность результатов. Третий фактор - стоимость выборки: следует провести анализ затрат и выгод. Если стоимость выборки низка, оправдано формирование большей по объему выборки. Четвертый фактор - разброс значений совокупности. Если все члены совокупности придерживаются единого мнения, вполне достаточно выборки из одного человека. По мере возрастания разброса мнения должен увеличиваться и объем выборки. Ошибка выборки - отклонение результатов, полученных с помощью выборочного наблюдения от истинных данных генеральной совокупности. Ошибка выборки бывает двух видов – статистическая и систематическая. Статистическая ошибка зависит от размера выборки. Чем больше размер выборки, тем она ниже. Например: Для простой случайной выборки размером 400 единиц максимальная статистическая ошибка (с 95% доверительной вероятностью) составляет 5%, для выборки в 600 единиц – 4%, для выборки в 1100 единиц – 3% Обычно, когда говорят об ошибке выборки, подразумевают именно статистическую ошибку. Систематическая ошибка зависит от организации выборочного обследования (смещение выборки в сторону одного из полюсов выборочного параметра), отсутствие из подразделения генеральной совокупности.Например:использование любых вероятностных выборок занижает долю людей с высоким доходом, ведущих активный образ жизни. Происходит это в силу того, что таких людей гораздо сложней застать в каком-либо определенном месте (например, дома). Проблема респондентов, отказывающихся отвечать на вопросы анкеты (доля «отказников» в Москве, для разных опросов, колеблется от 50% до 80%). В некоторых случаях, когда известны истинные распределения, систематическую ошибку можно нивелировать введением квот или перевзвешиванием данных, но в большинстве реальных исследований даже оценить ее бывает достаточно проблематично.
Средства наблюдения Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Искусство слушать. Внимательное слушание чрезвычайно трудно, и слушатели часто делают бессознательные ошибки. Творческое выслушивание требует высокой степени восприимчивости, интуиции, вдумчивости и внимательности. Следует отметить следующее: · Активное выслушивание тесно связано с сопереживанием, способностью одного человека стать на место другого. · То, как высказывается та или иная мысль, может сообщить гораздо больше, чем сами слова. · Необходимо замечать несловесную информацию - индикаторы неуверенности и уверенности, настойчивости и беспокойства. Требования к личностным качествам модератора Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы и отрасли деятельности, о которой пойдет речь, и умением разбираться в специфике динамики группового и потребительского поведения. В противном случае результаты беседы могут оказаться бесполезными или вводящими в заблуждение. Ведущий поощряет свободный и непринужденный обмен мнениями между участниками интервью. Высказывания записываются в ручную или с помощью диктофона и затем изучаются. Довольно часто при необходимости проведения большого числа фокус-групп в исследовании принимают участие сразу несколько модераторов. При этом менеджер исследования предоставляет каждому один и тот же сценарий, разработанный опытным специалистом, один и тот же материал для тестирования, проводит необходимый инструктаж. Однако, получая транскрипты и видеозаписи проведенных фокус-групп после завершения полевой части исследования, менеджер обнаруживает, что они столь сильно отличаются друг от друга, будто были проведены по разным сценариям и затрагивали совершенно различные темы. Анализировать подобный материал, делать на его основе достоверные выводы крайне сложно. Дело в том, что существенную роль при проведении фокус-групп играют личные качества модератора. Точнее говоря, модератору необходимы не только теоретические знания о правилах проведения фокус-группы, но и умение корректировать собственные коммуникативные качества, привычки и наклонности.Таким образом, встает вопрос о «критериях профессионализма» модераторов. Навыки, необходимые модератору для успешного проведения фокус-группы: умение задавать вопросы (майевтика), умение слушать (эмпатическое слушание), безоценочность восприятия (отсутствие критических оценок и подсказок при беседе с респондентом), хорошая память и концентрация внимания, управление групповой динамикой, фокусировка внимания группы на определенной теме, перемещение фокуса внимания с одной темы на другую. Первые четыре качества необходимы для работы не только модератора, но и интервьюера. Последние же три являются отличительной чертой профессионализма модератора, проводящего фокус-группы. Информация, полученная в результате проведения фокус-группы, не является простой арифметической суммой высказываний всех респондентов. Иначе фокус-группу можно было бы заменить серией глубинных интервью. Преимущество обеспечивается именно за счет грамотно организованного внутригруппового взаимодействия, за счет фокусировки внимания всей группы на определенных темах. Поэтому данные навыки являются ключевыми в искусстве модератора. Умение фокусировать внимание на определенной теме подразумевает хорошую способность концентрации внимания самого модератора, умение удерживать и в нужные моменты переключать внимание группы с одного предмета обсуждения на другой. Грамотное управление групповой динамикой позволяет делать это мягко и ненавязчиво. Если разговор в начале беседы спонтанно перешел к той теме, которая должна обсуждаться в конце, модератор может позволить такой переход, будучи уверенным в том, что ни одна из «промежуточных» тем не будет пропущена. Обсуждение любой темы всегда сопровождается потоками ассоциаций, пересказами историй из жизни, обсуждением различных событий и т. д. При этом излишне жесткая фиксация внимания на заданной теме приведет к потере значительной доли информации эмоционально-образного характера, сделает беседу выхолощенной, излишне формальной. С другой стороны, произвольное следование развитию ассоциативного потока способно завести очень далеко от поставленных вопросов. Перед модератором стоит задача привлечения внимания группы именно к тем реакциям респондентов (вербальным и невербальным, рациональным или эмоциональным), которые, с одной стороны, позволят увидеть все разнообразие мнений, а с другой — таят в себе определенный эвристический потенциал, приглашение к дальнейшему развитию беседы. Существует еще одна причина, по которой модератору необходимо обладать хорошо развитым умением концентрации внимания. Для профессиональной работы ему необходимо удерживать внимание одновременно на нескольких предметах: · «держать в голове» сценарий, помнить, какие вопросы уже были обсуждены, какие — еще нет; · слушать респондента, говорящего в данный момент; · отслеживать реакции остальных участников фокус-группы; · точно определить стиль поведения, оптимальный для коммуникации с каждым из респондентов и с группой в целом (кому из респондентов нужно задать следующий вопрос, кого необходимо прерывать, а кого, наоборот, стимулировать к вступлению в беседу); · следить за временем. Причем все перечисленные навыки должны быть развиты у модератора на уровне «автоматизма», быть отработанными настолько, чтобы войти в привычку (в психологии этот процесс называется интериоризацией). Иначе если он будет пытаться постоянно помнить обо всех действиях, которые ему необходимо совершить, выстраивая стратегию своего поведения на уровне сознания, то рискует оказаться в ситуации той самой сороконожки, которая запуталась в собственных конечностях и не смогла сдвинуться с места (из-за того, что задумалась, как ей удается правильно выбрать последовательность перемещения своих ног). Итак, стиль проведения фокус-групп во многом отражается на характере получаемых данных. Внешне фокус-группы могут иметь сходство с различными видами группового взаимодействия. Поэтому будет полезно определить те границы, которых следует придерживаться при использовании этого метода для достижения необходимого результата. Иногда, в силу индивидуальных особенностей модератора, эти границы нарушаются и фокус-группа «вырождается» в некий совершенно иной тип взаимодействия, не позволяющий справиться с исследовательскими задачами. А впоследствии обнаруживается, что полученный материал не содержит нужной информации для составления аналитического отчета и необходимых рекомендаций. Хотя вроде бы и все вопросы заданы, и ответы на них получены... Итак, границы мы обозначим в виде образных названий и метафор. В качестве иллюстраций приведем в конце каждого описания типичное развитие темы респондентами в ответ на один и тот же вопрос модератора: «какие газеты вы читаете?» В зависимости от стиля проведения беседы, характер полученной информации будет сильно различаться, хотя вопрос сам по себе достаточно простой. Цифровая Вербальная Графическая (невербальная) шкала: в качестве прилагательных используются графические оппозиции. Шкалирование по подобной шкале можно рассматривать, скорее, как оценку по двухбалльной шкале. Первоначальный отбор шкал из прилагательных проводится в зависимости от целей и задач исследования, однако есть несколько общих положений: 1) Метафоричность шкалы (объекту приписываются качества, которых у него в буквальном смысле чаще всего нет). Тем не менее, допускается использование определенного количества денотативных признаков, т.к. иногда бывает трудно ограничиться только коннотативными качествами. 2) Универсальность шкалы (характеристики, описываемые шкалой, пригодны для любых объектов, интересующих исследователя). 3) Полисемантичность шкалы (осторожное использование многозначных слов, которое может внести неясность для респондента при оценивании объекта). 4) Синонимия при выборе полюсов шкалы (на конце шкалы может расположиться один из нескольких возможных синонимов, выбор одного из этих синонимов во многих случаях оказывает некоторое влияние на ответы респондентов; исследователь должен выбрать наиболее подходящий вариант). 5) Контекстуальность шкалы (учет того, что прилагательные могут иметь контекстуальные значения; в зависимости от контекста уменьшается диапазон уместности антонима) и контекстуальность оценки (введение в процедуру оценивания объектов, имеющих ярко выраженную эмоциональную окраску, повлияет на результаты оценивания других объектов по соответствующим шкалам). 6) Заданность шкалы респонденту (важно осознавать, в какой степени предложенные исследователем шкалы и их формулировка соответствуют индивидуальной концептуальной системе респондента; во многих случаях целесообразно и необходимо для составления С.Д. использовать технику репертуарных решеток, позволяющую выявить индивидуальную систему смыслов индивидов, лежащую в основе их субъективных оценок). Считается, что явления, лежащие за пределами индивидуального социального опыта и обладающие большой степенью абстрактности, обобщенности, - абстрактные ценности, идеалы, символические представления, научные обобщения - лучше исследовать с помощью заданных шкал; явления, понятия, которые непосредственно связаны с индивидуальным социальным опытом и потребностями личности (например, семья), лучше исследовать с привлечением выявленных шкал. 6) Направленность шкалы (в бланке С.Д. необходимо использовать как шкалы, образованные оппозициями от положительного полюса к отрицательному, так и шкалы, имеющие обратную направленность). Эта мера применяется для пресечения позиционного стиля ответов респондента, когда через некоторое время респондент начинает давать одинаковые ответы. 7) Дублирующие шкалы (для избежания случайных ответов в ряде случаев (не всегда) целесообразно ввести дублирующие друг друга шкалы, отличающиеся, например, направленностью). 8) Неуместные шкалы (включение в С.Д. шкал, которые должны казаться респондентам абсолютно не подходящими к исследуемым объектам). С помощью таких шкал в ряде случаев можно несколько замаскировать цель исследования и поколебать респондентов в намерении давать преимущественно социально желательные, по их мнению, оценки. Оцениваемыми понятиями могут быть самые разные объекты: люди, явления, события, слова, изображения и т.п. В большинстве исследований в качестве объектов брались существительные, реже прилагательные и глаголы. Существует ограничение на сочетание шкал и оцениваемых объектов. Каждая шкала - это признак, который может быть объективно присущ или не присущ объекту. С.Д. составляется таким образом, чтобы ограничить количество сочетаний шкал и объектов, при которых ответы будут буквальными (например, "отец - мужчина"). В список объектов оценивания нужно включать те из них, которые отвечают целям и задачам исследования и репрезентируют выборку. Плюсы и минусы С.Д. Преимущества метода С.Д.: 1) Использование метафорических шкал в С.Д. освобождает субъективную оценку респондента от ограниченности реальными свойствами оцениваемого объекта. 2) Исследователь может сам задавать широту оценки объектов и в зависимости от наполнения шкал ориентировать метод как на выделение оценочных (коннотативных) признаков, так и более предметных (денотативных). 3) Пяти- или семибалльные шкалы дают возможность индексировать не только качество, но и интенсивность значения. 4) Метод С.Д. дает квантифицированную информацию о слабоструктурированных аспектах индивидуального сознания. 5) Использование классического варианта С.Д. дает возможность сопоставлять данные, полученные при различных исследованиях. 6) Данные, полученные с использованием шкал С.Д., легко кодируются. Как и всякий другой метод, С.Д. имеет ряд недостатков: 1) Ошибочное и неполное представление исследователя об объекте результирует в составлении нерепрезентативного С.Д. 2) Переход к пространству признаков меньшей размерности связан с потерей информации. 3) Исследователи интерпретируют факторы на основе содержательных и во многом субъективных, а не формальных соображений. 4) С.Д. более "чувствителен" к общим эмоциональным, а не частным оценкам. 5) По заданной точке семантического пространства невозможно определить без дополнительной информации, какой объект оценивался. 6) С.Д. часто критикуется за то, что он имеет слабый прогнозный потенциал: выявленное субъективное отношение к объектам часто расходится с реальным поведением респондентов. 7) С.Д. не обеспечивает однозначности и релевантности шкал: все объекты оцениваются по шкалам, которые имеют по крайней мере два значения - прямое и метафорическое. Вследствие этого часть респондентов будет сознательно давать объектам экстремальные оценки (противоположные полюса шкал) или, напротив, придерживаться нейтральной позиции. 8) В модели С.Д. более надежен фактор "Оценка", менее - "Активность". "Оценка" может являться также и уязвимым местом С.Д.: в исследованиях социальных установок, стереотипов и т.п. данные, полученные по шкалам "Оценки" могут быть несколько "скошены" из-за эффекта "социальной желательности" в ответах респондента. Исследователи, работы которых имеют непосредственное отношение к развитию метода С.Д. и изучению его измерительных возможностей. Виды социограмм. По способу построения различают произвольные, круговые, концентрические социограммы. В круговых социограммах все члены коллектива располагаются по окружности, внутри которой указываются выборы и отклонения. Концентрические или мишеневые социограммы располагают всех членов группы на концентрических окружностях, каждая из которых соответствует групповым позициям: звезды, предпочитаемые, принятые, изолированные, отвергаемые. Она удобна для анализа отношений в многочисленных группах (35-40 чел.). Однако, она не всегда позволяет достаточно полно раскрыть взаимосвязи и образование подгрупп. Во внутр. Круг социограммы попадают «звезды», а следующий за ним – предпочитаемые, далее – принятые, изолированные.Если в исследовании использ-ся отриц-ый критерий, то можно нарисовать ещё один внешний круг для отвергаемых. Однако при построении кругов возникают сложности, особенно если члены группы имеют полож-ыу и отриц-ые выборы. В такой ситуации явно проявляется ограниченность мишеневой социограммы, из всех видов она наименее предпочтительная. Локограммы – представляют собой такие социограммы, которые располагают на плоскости членов группы так, чтобы это моделировало деятельность, расположение в помещении.
Анализ различных аспектов структуры. Различные аспекты социальных связей изображаются при помощи организационных схем, формалограмм, неформалограмм, специальных социограмм (коммуникограмм, проблемограмм и т.д.) Формалограмма – диаграмма, представляющая данные о том, как воспринимаются членами коллектива их формальные отношения. При этом различаются два типа формалограмм – «вертикальная» и «горизонтальная». Для построения первой используются данные опроса об отчетности, ответственности и т.п. Основанием для построения «горизонтальной» формалограммы служат данные опроса относительно того, кто из членов организации стоит на той же иерархической ступени, что и опрашиваемых. Неформалограммма – диаграмма, представляющая структуру неформальных отношений в коллективе. Коммуникограмма – диаграмма, представляющая систему связей в организации, как они воспринимаются и сообщаются членами организации. Проблемограмма – это специальные социограммы, представляющие структурные отношения членов коллектива в различных процессах – при обмене информацией, принятии решения и т.д. · Вопрос Индивидуальные и групповые социометрические индексы Социометрические индексы представляют собой число выборов, какого либо определенного вида, пронумерованных (для возможности сравнения с аналогичными индексами, полученными в результате экспериментов с другими коллективами) как общее количество возможных выборов данного типа. Различают два типа социометрических индексов – индивидуальные и групповые. Индивидуальные индексы можно классифицировать также на объективные (содержащие информации о числе выборов, полученных данным членом коллектива от остальных), субъективные (содержащие информацию о числе выборов, сведанных данным членом коллектива), и смешанные (сконструированные из данных, характеризующих количество как отданных и полученных выборов). Индексы: Положительный статус индивида = число индивидов, выбирающих i / N-1 Отрицательный статус индивида = число индивидов, отклонивших i / N-1 Положительная экспансивность = число выборов, произведенных i-индивидом / N-1 Экспансивность группы = Общее число выборов, произведенных группой / N
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.120 (0.021 с.) |