Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и функции экономической теории

Поиск

Предмет и функции экономической теории

Меркантелисты считали предметом деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики английской полит.экономии рассматривали экономическую теорию как науку о богатстве.

В учении К.Маркса основное внимание уделялось изучению социально- экономических отношений между людьми.

неоклассики делают упор на исследование организационно – экономических отношений, отвергая при этом рассматривать соц.-экономич.отношения.

Пол Самуэльсон, представитель неоклассич.синтеза, так определял основные проблемы любой экономической системы: Что? Как? Для кого производить?

 

определении предмета эконом.теории можно выделить:

- объективный подход, то есть предмет– это объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в процессе общественного производства

- субъективный подход, то есть предмет– поведение людей, действующих как экономический человек в процессе выбора им наиболее рациональных способов использования ограниченных эконом.ресурсов с целью максимизации удовлетворения потребностей,

Таким образом, эконом.теория изучает экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе выбора ими оптимальных способов использования имеющихся ограниченных экономических ресурсов. Объектом эконом.теории является человек, общество, взаимодействие между людьми.

Функции эконом.теории:

- познавательная функция - глубоко изучить производство, распределение, обмен и потребление эконом.благ. Реализацией данной функции является сбор и первичная обработка информации.

- прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, перспектив развития экономики

- практическая функция состоит в разработке принципов и методов рац.хозяйствования

- методологическая функция означает, что формируются методы исследования, также разрабатывается категориально-понятийный аппарат

Экономическая наука в ретроспективе: Аристотель, меркантилизм, физиократия

В трудах древнегреческих философов есть зачатки эконом.теории. Особый интерес представляют взгляды Аристотеля. Внимание он уделял проблеме товарного хоз-ва. Выдвигал две идеи:

- обмениваемые товары должны быть равны

- обмен должен возмещать ущерб, наносимый продажей вещи

Представление Аристотеля – товары соотносятся друг с другом как труд, затраченный на их производство.

Аристотель различал 2 вида хоз.деятельности: экономию и хриматистику.

Экономия – это хозяйство ради самообеспечения

Хриматистика – это хозяйство с целью обогащения

Аристотель считал справедливым экономию, основанную на натуральном хозяйстве, так как она составляет основу античного общества

Первой экономической школой являлась меркантелизм(16-18 века). В развитии меркантилизма выделяют 2 стадии: ранний и зрелый меркантилизм. Суть раннего меркантилизма состоит в разработке мероприятий по удержанию денег в стране(золото). Деньги – это богатство общества. Ранние меркантелисты выступали за активное регулирование экономики гос-вом. Суть зрелого меркантилизма заключалась в том, что источник обогащения общества следует искать не в накоплении сокровищ, а в развитии внешней торговли. Представители зрелого меркантилизма допускали вмешательство гос-ва в экономику с целью охраны прав собственности. Объектом изучения мер-тов являлась торговля.

На смену меркантилизму приходит физиократизм, основоположник Ф. Кенэ(17-18века). Физиократы в отличие от мер-тов объектом изучения рассматривали произ-во. Однако их интересовало не всякое прои-во, а только с/х, так как в нем создается чистый продукт труда. Труд в других областях непроизводственный.

Кенэ выделял в обществе 3 класса:

- производительный класс. Все земледельцы, создающие чистый продукт

- класс земельных собственников, которые присваивают чистый продукт в виде арендной платы

- бесплодный класс: промышленники

- создано учение о капитале. К вещественным эл-там капитала относил с/х орудия, инвентарь, скот. Кенэ считал, что деньги не являются сами по себе капиталом, так как капитал – это приобретенные на деньги средства произ-ва.

 

Английская полит экономия: Адам Смит, Давид Рикардо.

Значительных успехов эконом.теория достигла с классиками полит.экономии.

Представители: А.Смит, Д.Рикардо(18 – первая половина 19 века)

Основные положения:

- объектом изучения является сфера материального прои-ва. здесь кроится источник богатства общества

- хозяйственная деятельность рассматривается в виде произ-ва, распределения, обмена и потребления, то есть развивается теория общественного воспроизводства

- классики не ограничивались простым описанием экономических явлений и процессов. Они выявили закономерности экономического развития.

- заложены основы трудовой теории стоимости, согласно которой стоимость задается трудом, и товары соизмеряются между собой по стоимости

- заложены основы теории прибавочной стоимости, согласно которой источником доходов является неоплаченный труд наемных работников

- исследована такая категория, как З/П

- сделан анализ разделения труда в обществе и выявлены факторы повышения производительности труда

- создано учение о прибыли, земельной ренте и ссудном проценте

В представлении классиков рыночная экономика является саморегулирующейся, базирующейся на господстве частной собственности. Классики выступали за политику свободной торговли.

 

 

Кейнсианство, неоклассическое направление (монетаризм, экономика предложения, теория рациональных ожиданий), институционально-социологическое направление, маржинализм.

В последней трети 19 века в Австрии, США, Англии возникает маржинализм и неоклассическое направление, для которых характерно:

- большое внимание уделяется вопросам экономической практики

- изменяется название науки, полит.экономия заменяется на экономикс – наука об использовании людьми ограниченных эконом.ресурсов для удовлетворения потребностей

- в противовес трудовой теории стоимости создана концепция предельной полезности эконом.благ

- в противовес теории прибавочной стоимости создается учение о предельной производительности факторов произ-ва

- исследуется механизм ценообразования как процесс взаимодействия спроса и предложения

 

К современным направлениям эконом.теории относятся:

1. неоклассическое направление было представлено:

1) Монитаризм (Фридман), идеи:

- деньги как решающий фактор эконом.развития

- следует сократить вмешательство гос-ва в рыночную экономику

2) Экономика предложения (Лаффе), идеи:

- экономику следует ориентировать не на спрос, а на предложение

- необходимо снижать налоги

- сокращение дефицита гос.бюджета будет способствовать оздоровлению экономики

3) Теория рациональных ожиданий (Лукас), идеи:

- следует анализировать результаты предшествующего этапа развития экономики, прогнозировать, определять уровень цен, размер З/П, уровень безработицы

- нецелесообразно вмешательство гос-ва в экономику, так как эконом.агенты способны быстро приспосабливаться к меняющимся условиям

Кейнсианское направление

Основано Кейнсом, который впервые обосновал необходимость и возможность гос.регулирования рыночной экономики. создан теорию эффективного спроса. Он считал, что следует в экономике стимулировать спрос, а это позволит стимулировать хозяйственную деятельность. Создал общую теорию занятости. В 50-е годы 20 века неокейнсианцы исследовали проблемы эконом.динамики. Прежде всего их интересовала проблема темпов эконом.роста и факторов эконом.роста. П. Самуэльсон пытался соединить рыночные методы с гос.регулированием. В 50-60-е годы 20 века посткейнсиансы дополняют идеи Кейнса взглядами Рикардо:

- ограничение рыночной конкуренции

- создание мер борьбы с инфляцией

Типы рыночных структур

Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы 1 из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайний случай - чистая монополия, когда в отрасли господствует только 1 фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают. Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти- монополистическая конкуренци Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию. Когда сталкиваются монопсонист - покупатель с монополистом - продавцом, мы имеем двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то это частный случай олигополии - дуополия.

*В условиях Совершенной конкуренции в долгосрочном периоде MR = МС = АС = Р. Конечно, в течение короткого отрезка времени в условиях с.к фирма может получать сверхприбыли/нести убытки. Для длительного периода такая предпосылка нереальна: в условиях свободного входа и выхода из отрасли слишком высокая прибыль привлекает в нее др. фирмы, а убыточные фирмы разоряются и уходят из отрасли.

Фирмы будут производить максимально возможное кол-во продукции до тех пор, пока MC< > P.При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Если (АС > Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль Если бы (АС < Р), то кривая AC пересекала бы кривую спроса, и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет.

Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции.

 

*В условиях Чистой монополии отрасль состоит из одной 1 фирмы. Чистая монополия возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, выпускаемый продукт уникален. Это в полной мере можно отнести к естественным монополиям, когда увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Типичным примером естественной монополии являются муниципальные коммунальные службы. В этих условиях монополист обладает реальной властью над продуктом, контролирует цену и может влиять на нее, изменяя количество товара. Монополия возникает там, где велики барьеры для вступления в отрасль.

 

* Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, определяя свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления: легкая и пищевая промышленность, сфера услуг. В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют

ограничения для вступления в нее. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии или торговые

марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются товары-субституты.

 

Монопсония на рынке труда.

Совершенная конкуренция на рынке труда скорее исключение, чем правило. Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция Ее крайний случай представляет монопсония Такая ситуация нередко встречается в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании), то складываются условия, близкие к чистой монопсонии. В данном случае фирма выступает главным (а фактически единственным) покупателем на местном рынке труда, а потому обладает возможностями влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников.

В результате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня. Проиллюстрируем это графиком (рис. 9—9). В случае совершенной конкуренции равновесие устанавливается в точке С — точке пересечения кривых спроса и предложения труда. Заработную плату w получило бы Lc работников Так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу труда, кривая предложения является кривой средних издержек Привлечение дополнительных работников означало бы повышение заработной платы выше средней, поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой предложения. Пересечение ее с кривой предельного продукта труда в денежном выражении и определит размеры занятости. В условиях монопсонии MRPL = MRCL. Это означает, что, сократив число рабочих с Lc до Lm, монопсония понизит заработную плату с wc до wm. Таким образом, монопсоническая власть обусловливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработной платы и одновременно увеличивает прибыль монопсонии на величину, равную площади AHMwm.

В качестве примера монопсонии можно привести профессиональный спорт Национальные футбольная и бейсбольная лиги, национальная баскетбольная ассоциация в США довольно часто фигурируют в качестве типичных примеров монопсонии.

 

Для нормальных благ

Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и PY. Касание бюджетной линии кривой безразличия U1 в точке Е1 характеризует оптимум потребителя, который отражает объем потребления благ X в количестве X1. При неизменном денежном доходе I и при понижении X до РХ1 бюджетная линия займет положение КL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление блага X в объеме Х2. Следовательно, общий результат понижения цены блага X выражается в росте его потребления с X1 до Х2.

построим вспомогательную бюджетную линию K'L' (линия Хикса), параллельную линии КL1, которая одновременно является касательной к кривой безразличия U1 в точке Е3, соответствующей объему потребления блага Х3. сдвиг от Е1 к Е3 отражает эффект замены блага Y относительно подешевевшим благом X. Он равен разности Х3 - Х1, а эффект дохода составит Х2 - Х3.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу. Цена X снижается

Изменение цены блага вызывает реакцию потребителя как суммарный результат действия эффекта замещения и эффекта дохода. Первый проявляется в реакции потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, что приводит к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие. Что касается второго, то он определяет увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода.

Если для нормальных товаров эффект замещения и эффект дохода суммируются, то для низкокачественных товаров они вычитаются.

 

Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Её свойства

бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I — доход потребителя, Рх — цена блага X, Рy — цена блага Y, а X и Y количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:

I = РхХ + PyY Бюджетная линия соединяет все наборы благ, которые достапны для потребителя в рамках данного бюджета

Px/Py – наклон бюджетной линии, его величина показывает норму замещения товаров при условии, что сумма затраченных денег останется неизменной.

При Х=0, Y=I/P, то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0, Х=1/Рх, то есть мы находим количество

блага X, которое потребитель может купить по цене Рх.


 

 

Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя.

несколько кривых безразличия — U,, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.

Мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2, однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.

 

Свойства бюджетной линии:

Изменение дохода

При росте дохода I линия бюджетного ограничения сместится вправо. Сокращение дохода перемещает линию влево параллельно самой себе.

Изменение цены

Изменение цены одного товара при неизменной цене другого приводит к движению бюджетной линии против (или по) часовой стрелки, если цена товара падает (растет), т.е. потребитель сможет купить данного блага больше (меньше).

Если цены снижаются пропорционально (растут), то линия смещается вправо (влево). Потребление Х растет, если цена на него падает, при фиксированной цене У

 

 

 

Лидерство в ценах

Фирма-лидер и другие фирмы. Лидер задает цену, а другие фирмы воспринимают ее как данную.

Q=QL+QF

4.Издержки +

Фирма прибавляет процентную надбавку к предполагаемым средним издержкам произ-ва:

P=AVC+m(AVC)

MR=P(1+1/Ed)

Поскольку для максимизации прибыли MR=MC, то MC=P(1+1/Ed)

Т.к МС можно принять равными AVC, то: P=AVC|Ed/(1+Ed)|

m= |-1/(1+Ed)|. Чем эластичнее спрос на товар, тем меньше процент надбавки.

 

Картели

Цель – установить такой объем произ-ва и цены, чтобы максимизировалась прибыль для всей группы договаривающихся компаний. Далее этот объем делится между участниками картеля с помощью определения доли или путем географического распределения.

Препятствия:

1) Различие в спросе и издержках

2) М.б большое число фирм

3) Мошенничество

4) Спады произ-ва

5) Возможные вступления других фирм

6) Антитрестовое законодательство

 

 

Дифференциальная рента

а) Iая рента (возникает в рез-те разности плодородий почв и местоположению к рынку сбыта)

б) IIая рента (возникает в рез-те разной отдачи на вложенный капитал)

2) Абсолютная рента (возникает из-за наличия частной собственности на землю)

 

w=c+v+m

c - постоянный капитал (не изменяет своей стоимости в процессе производства)

с=стоим износа оборудования+предметы труда

 

vпеременный капитал (изменяет свою стоимость в процессе произ-ва. (з/п рабочих))

 

k=c+vавансированный капитал

m – прибавочная стоимость. Реализованная прибавочная стоимость превращается в прибыль.!Не всегда совпадает с размером прибыли:

1) Цена>стоимости -> Приб > прибав стоимости p>m

2) Цена <стоимости -> Приб < прибав стоимости p<m

3) Цена=стоимости -> Приб = прибав стоимости

р - прибыль

p’ (норма прибыли) = m/k *100%

В с/хоз из-за нехватки продовольствия цена устанавливается по стоимости произ-ва на худших землях.

 

Причиной дифф ренты I выступает монополия на землю как на объект хозяйствования.

Условия: 1)разница в плодородии почтв

2)местоположение рынков сбыта

3)труд наемных рабочих

Причиной дифф ренты II – монополия на землю как на объект хозяйствования

Условия: Разная отдача на равный вложенный капитал.

Возникает благодаря улучшению плодородия земли. Источник- труд наемных рабочих.

 

Дифф рента I присваивается собственникам земли, а дифф рента II тем, кто провел работу по улучшению земли.

 

Абсолютная рента

Причина – монополия частной собственности на землю. Взимается со ВСЕХ участков земли – плата хозяину земли. (революция в России избавила от абсолютной ренты).

Абсолютная рента по теор Маркса объясн разницей в органическом строении капитала.

Органическое строение – это структура произ-ва, т.е какое кол-во средств сложено в постоянный капитал, а какое пошло на з/п.

 

m’ (норма прибавочной стоимости)= m/v * 100% - показывает степень эксплуатации работников.

 

Из-за частной собственности на землю прибыли в с/хоз не участвуют в переливе капитала. Поскольку владелец земли изымает избыток над средней прибылью в качестве абсолютной ренты, т.к он является частным собственником земли.

 

Вывод: Революции всегда первым делом выступают за отмену частной собственности на землю.

 

 

Внешние эффекты.

Внешние эффекты – ущерб (выгода) третьих лиц, не участвующих непосредственно в сделке.

Анализ внешних эффектов с помозья частных и соц издержек и выгод

Соц.издержки состоят из частных издержек и внешних издержек.

SC=PC+EC

MSC — предельные социальные издержки

МРС—предельные частные издержки

МЕС—предельные внешние издержки

 

Если мы имеем отрицательный внешний эффект, то фирма производит слишком много продукции с точки зрения полезности общества.

Положительные внешние эффекты с точки зрения общества производят меньше, чем необходимо.

 

MSB = МРВ + МЕВ

где MSB — предельные социальные выгоды

МРВ—предельные частные выгоды

МЕВ—предельные внешние выгоды

 

Корректирующий налог — налог на выпуск экономических благ, приближающий (за счет повышения) предельные частные издержки к уровню предельных общественных издержек и снижающий размер отрицательных внешних эффектов. При достижении размера корректирующего налога отрицательные вешние эффекты трансформируются во внутренние

· P=P+T – пушальный налог

· Р=Р+t*Р – акцизный налог

 

Корректирующая субсидия — субсидия производителям экономических благ, приближающая (за счет повышения) предельные частные выгоды к предельным общественным выгодам и снижающая размер положительных внешних эффектов. При достижении размера корректирующей субсидии положительные внешние эффекты трансформируются во внутренние.

Государственное регулирование внешних эффектов

Следствием отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем предложения блага в сторону оптимального.

Для решения этой задачи используются различные методы.

Стандарты по вредным выбросам — это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Практика установления стандартов принята почти во всех странах. Однако она имеет свои очевидные недостатки.

Стандарты разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества. При установлении единых для страны норм не учитывается разная степень остроты экологических проблем в разных регионах.

Другим методом корректировки отрицательного внешнего эффекта являются налоги как платежи за наносимый ущерб. Они взимаются с предприятий за каждую единицу выбросов, загрязняющих окружающую среду, и повышают предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Действие положительного внешнего эффекта выражается в более низком объеме производства и потребления блага по сравнению с эффективным. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального. суть регулирования данного эффекта сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага. Это увеличит спрос на благо, а следовательно, и производство (предложение).

Наиболее распространенным методом регулирования положительных внешних эффектов являются субсидии, представляющие собой платежи потребителям или производителям экономических благ. талоны на продукты питания; денежные выплаты бедным слоям населения; предоставление стипендий на образование; бесплатные вакцинация и медицинский осмотр.

 

Общественные блага

 

общественное благо - благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

 

Св-ва:

1) потребление общественного благо одним человеком не уменьшает его доступности для других.

2) Никто не может быть не допущен к потреблению блага

 

Потребление чисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна.

 

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром Такая ситуация получила название проблемы безбилетника,

«зайца» .

 

Предмет и функции экономической теории

Меркантелисты считали предметом деятельность, связанная с внешней торговлей и притоком денег в страну. Классики английской полит.экономии рассматривали экономическую теорию как науку о богатстве.

В учении К.Маркса основное внимание уделялось изучению социально- экономических отношений между людьми.

неоклассики делают упор на исследование организационно – экономических отношений, отвергая при этом рассматривать соц.-экономич.отношения.

Пол Самуэльсон, представитель неоклассич.синтеза, так определял основные проблемы любой экономической системы: Что? Как? Для кого производить?

 

определении предмета эконом.теории можно выделить:

- объективный подход, то есть предмет– это объективно складывающиеся отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ в процессе общественного производства

- субъективный подход, то есть предмет– поведение людей, действующих как экономический человек в процессе выбора им наиболее рациональных способов использования ограниченных эконом.ресурсов с целью максимизации удовлетворения потребностей,

Таким образом, эконом.теория изучает экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе выбора ими оптимальных способов использования имеющихся ограниченных экономических ресурсов. Объектом эконом.теории является человек, общество, взаимодействие между людьми.

Функции эконом.теории:

- познавательная функция - глубоко изучить производство, распределение, обмен и потребление эконом.благ. Реализацией данной функции является сбор и первичная обработка информации.

- прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, перспектив развития экономики

- практическая функция состоит в разработке принципов и методов рац.хозяйствования

- методологическая функция означает, что формируются методы исследования, также разрабатывается категориально-понятийный аппарат



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.013 с.)