Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения науки.

Поиск

История возникновения науки.

Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деят-ти, кот сложился в области познания природы в 17 в, а в области познания общ-ва и чел-ка в конце 19 в. Познания осущ-ся не только в научной форме, но и в формах повседневного практически специализированного (политика, право, искусство) и финансового знания. Интегральной до научного знания была античная философия. Философы античности сформировали чрезвычайно ценные идеи о природе, общ-ве, чел-ке, познания, политике и т.д. Они открыли такие фундаментальные составляющие знания о мире и чел-ке как:

1.атомизм в физич. Мире (Демокрит,Эпикур)

2. природу понятия и познания (Платон)

3. политич. Сущность чел-ка (Аристотель)

Тем не менее эти знания явл. Интегрально филосовскими и по своей сути донаучными. К периоду появления классич. Науки (17 в), предшествоваль наличие рецептурного знания не имеющего теоретич. Основы и направленного всего на конкретное решение опред. практич-х задач.

В период Нового времени возник. экспериментальное и теоретич. естествознание, кот. обеспечивало фундаментальное познание природы, ее закономерностей не зависимо от практич. нужд. На его основе строится прикладная наука, применяемая на практике.

Многие типы знания находят свое применение в приактич. задач, н-р: экспертиза в экологии наход-ся на пересечении научной теории и различ. видов специализирован. деят-ти чел-ка. Наиболее разработанной типологией выступает выделение классич., неклассич., и постнеклассич-й стадии в развитии науки, задающих соответствующий тип научного знания и понимания истины.

Согласно концепции Степина разные типы научности следовали за революцион. изменениями в науке:

1.научная революция 17 в.- привела к становлению классич. естесвознания. Она представляло собой с-му норм исследования в кот. доминировал механич. подход.

2.научная революция произошла в конце 18 в-нач.19 в. Она разрушила универсальность механистич. картины мира, т.е. изменились филосовские основания любой науки.

3. научная революция конец 19 в.-середина 20 в, сформирована неклассич. науки. Этому способствовали открытию физики. неклассич. наука хар-ся признанием относительной истинности возможности нескольких теоретич. описаний одной и той же реальности.

В целом наблюдается переход от классич. идеалов научности утверждающих назначения науки как отражения объективного мира в сознании субъекта к неклассич, учитывающим роль познават-х средств и к постнекласси, в кот. принимается во вниманиипрактич-ая направленность знания.

Постнеклассич. этап в соц0но гуманитарной науки вступили несколько раннее, чем естествознание(н-р, направленность марксизма и либератизма на применение науки для изменения устоев общ-ва).

Современная дисциплинарная стр-ра науки возникла в Западной Европе в 19 в под влиянием либеральный идей, отделяющих гос-во от экономике и общ-ва и разделяющих общ-во на сферы и изучающие их науки: политика, экономика, юриспруденция и т.д. Зародившись на Западе наука Нового времени получило глобальное распространение и воздействие. Национальные специфики научных школ лишь воплощают общую признанность науки и знания.

Научное знание как с-ма, его особенности и стр-ра.

Существенным признаком научного познания явл. его системность, т.е. объединение отдельных знаний в целостную органич.-ю с-му на основании опред-х теоретич. принципов. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание, описание и обобщение фактов доводиться до уровня их включения в с-му понятий в основу теорий.

Научное познание, есть целостное развивающаяся с-ма, имеющая довольно сложную стр-ру, кот. выражает собой единство устойчивых взаимосвязей м/ду эл-ми данной с-мы.

К числу общих закономерностей в науке относится то, что познавательный пр-с описывается в терминах «объект,предмет,субъект» познания, в рез-те их взаимодействия обеспечиваются возможности науки, как специализирован. деят-ти ориентированной на получение истинных знаний.

Отношение субъекта к объекту можно назвать отношением ученного к изучаемому им объекту. Под объектом понимается все то, на что направленынаучные познания(в экологии экос-ма). Понятие «предмет» обозначает ограниченную целостность выделенную из мира объектов в пр-се человеч-й деят-ти и познания. Оно может быть использовано для выражения с-мы з-нов, свойственных данному объекту(предметом экологич. Исследований явл. жив-е орг-мы, в том числе и чел-к)

Именно проблема взаимоотнош. Объекта и рпедмета науки явл. определяющей для разделения научного знания на естествен, технич. науки и науки об общ-ве и чел-ке. Один и тот же объект может изучаться разными науками и каждая из них будет конструировать свой предмет изуч-я.

Методология науки - учение о методах познания и практики.

М-ды,кот. она изучает и обобщает рассчитана на фиксацию данного без примеси субъективных наслоений.

В современ. методологии наиболее сильно развита абстракция (отвлечение) или демаркация(разграничение) от индивидуальных психич. коллективитских историч и культурных условий.

Сфера методологии - это устойчивая среда, в кот. арсенал средств, м-дов,принципов и ориентаций имеется в наличии, готов к применению, а не создается для каждого случая отдельно.

Поэтому метадологию отождестляют с предельной рацианализацией мировоззрения.

Наука имеет свой специфич. язык как естествен, так и искусственный(знаки, символы,формулы, уравнения)

Развитие экологического сознания в архаичную эпоху.

С тех пор как сущ-ет на земле чел-ч он непрерывно взаимодействует с окр. Его природой. Наиболее специфическим и значимым для людей явл. апосредованный способ взаимодействия с природой благодаря применению различ. технич. приспособлений, начиная от каменного зубила, кончая современ. атомным реактором. Чел-к никогда не находился в полной гармонии с природой и не довольствовался только приспособлений к ней и не вышел бы из животного состояния.

Трудовая деят-ть дав чел-ку колоссальные рества в борьбе за выживании по сравнению перед остальными жив-ми в то же время поставило его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природ. Среду своей собственной жизнью.

История развития отношений чел-ка с природой началась в архаичную эпоху. На ранней стадии социогенеза чел-к не выделял себя из о.с., представлял ее как созданный сверхестествен. силами живой орг-м. Все непознанноевызывало у чел-ка суверенный страх. Зависимость от природ. Сил была еще достаточно велика. Знания накапливались медленно и преимущественно через житейский опыт переданный предыдущими поколениями и через собствен-е ошибки. Формирование речи позволило передавать инф-цию, позволяющую не только выжить преуспеть улучшении своего уровня жизни. С тех пор естествен. Отбор стал утрачивать свою ф-цию совершенствования вида. Научившись пользоваться огнем и как следствия более совершенным и орудиями труда, ч-к уже в меньшей степени зависел от климата местности и ареал его обитания знач-но расширился. Так возникла цивилизация.

Познания природы приобрело практич-е значения, каждый должен был иметь опред. знания об о.с. Более чем за 600 поколений до появилось, кот. и предопределило будущее чел-ва.

С началом оседлого образа жизни связаны становления обществен-ой формации, государственности и в то же время обеднение доступных чел-ку природ. ресурсов их видоизменение(1 экологич. кризис). Впервые чел-к задумался своей роли и последствиях своего вмешательства в жизнь природы.

Т.О.можно сказать, что локальные разрушения значительных уч-ков биосферы происходили издавна и около половины пустынь на планете это рез-т разрушительной для природы деят-ть чел-ка. Почти все антропоген. Пустыни, где сущ-ли древние цивилизации.

Метод и методология

Конечный результат деятельности людей в любой ее форме зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода. Метод - "путь к чему-либо", способ деятельности субъекта в любой ее форме. Понятие "методология" имеет два основных значения: -система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); - учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.

Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод представляет собой систему предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности.

Ф. Бэкон стремился создать такой метод, который мог бы быть орудием познания. Таким методом он считал индукцию, которая требует от науки исходить из эмпирического анализа, наблюдения и эксперимента с тем, чтобы на этой основе познать причины и законы.

Р. Декарт методом называл "точные и простые правила", соблюдение которых способствует приращению знания, позволяет отличить ложное от истинного.

Методология как общая теория метода формировалась в связи с необходимостью обобщения и разработки тех методов, средств и приемов, которые были открыты в философии, науке и других формах деятельности людей. Исторически первоначально проблемы методологии разрабатывались в рамках философии: диалогический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, диалектический метод Г.Гегеля и т.д. Поэтому методология тесно связана с философией - особенно с такими ее разделами как гносеология (теория познания) и диалектика. Из нефилософских дисциплин методология наиболее тесно смыкается с логикой. Традиционно-логические средства применялись в основном к анализу структуры научного знания, затем центр методологических интересов сместился на проблематику роста, изменения и развития знания.

Начиная с Нового времени (ХVI-ХVIIвв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в механике, физике, химии, истории и др.

В самой науке все более четко выделяются два взаимосвязанных направления: исследование свойств объектов (традиционное направление) и исследование способов и форм научного познания".

Любой научный метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает в роли его необходимой предпосылки.

Однако любой метод - лишь один из многих факторов творческой деятельности человека, которая помимо сферы познания включает в себя и другие факторы - силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т.д.

Основные различия теории и метода состоят в следующем:

• теория - результат предыдущей деятельности, а метод - исходный пункт и предпосылка последующей деятельности;

• главные функции теории - объяснение и предсказание (с целью отыскания истины, законов, причины и т.п.); метода - регуляция и ориентация деятельности;

• теория - система идеальных образов, отражающих сущность, закономерности объекта; метод - система правил, предписаний, выступающих в качестве орудия дальнейшего познания и изменения действительности;

• теория нацелена на решение проблемы: что собой представляет данный предмет; метод - на выявление способов и механизмов его исследования и преобразования.

Таким образом, теории, законы, категории и другие абстракции еще не составляют метода. Чтобы выполнять методологическую функцию, они должны быть преобразованы из объяснительных положений теории в регулятивные принципы метода (требования, предписания, установки).

Каждый метод обусловлен предметом исследования и должен изменяться в своем содержании вместе с предметом, на который он направлен, т.е. истинным должен быть не только конечный результат познания, но и ведущий к нему путь.

Однако любой метод - лишь один из многих факторов творческой деятельности человека, которая помимо сферы познания включает в себя и другие факторы - силу и гибкость ума исследователя, его критичность, глубину воображения, развитость фантазии, способность к интуиции и т.д.

Классификация методов

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает широкий спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым различным основаниям (критериям). Прежде всего, следует выделить методы духовной (в том числе научной) и методы практической, материальной деятельности.

Существует несколько оснований деления методов науки на группы. В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т.п.

В современной философско-методологической литературе различают несколько аспектов метода как такового. Считается, что каждый метод имеет три основных аспекта:

объективно-содержательный - выражает обусловленность метода предметом познания через посредство теории;

операциональный - фиксирует зависимость содержания метода не столько от объекта, сколько от субъекта познания, от его компетентности и способности перевести соответствующую теорию в систему правил, принципов, приемов;

праксеологический - эффективность, надежность, конструктивность ясность, метода.

К числу характерных признаков научного метода чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.

По степени общности и широте применения все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы:

I. Философские методы - задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания. Наиболее древними являются диалектический и метафизический методы.

 

II Общенаучные подходы и методы исследования - выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К общенаучным понятиям относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "оптимальность", "вероятность" и др

К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика - теория самоорганизации и развития открытых целостных систем - природных, социальных, когнитивных (познавательных).

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего "промежуточного характера" они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

III. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке, соответствующей данной основной форме движения материи. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук.

IV. Дисциплинарные методы - система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфический предмет и свои своеобразные методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования как совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ.

Таким образом, методология не есть простая сумма отдельных методов, их "механическое единство". Методология - сложная, динамичная, целостная, субординированная система способов, приемов, принципов разных уровней, сферы действия, направленности, эвристических возможностей, содержаний, структур и т.д.

 

История возникновения науки.

Под наукой сегодня понимается тот вид специализированной познавательной деят-ти, кот сложился в области познания природы в 17 в, а в области познания общ-ва и чел-ка в конце 19 в. Познания осущ-ся не только в научной форме, но и в формах повседневного практически специализированного (политика, право, искусство) и финансового знания. Интегральной до научного знания была античная философия. Философы античности сформировали чрезвычайно ценные идеи о природе, общ-ве, чел-ке, познания, политике и т.д. Они открыли такие фундаментальные составляющие знания о мире и чел-ке как:

1.атомизм в физич. Мире (Демокрит,Эпикур)

2. природу понятия и познания (Платон)

3. политич. Сущность чел-ка (Аристотель)

Тем не менее эти знания явл. Интегрально филосовскими и по своей сути донаучными. К периоду появления классич. Науки (17 в), предшествоваль наличие рецептурного знания не имеющего теоретич. Основы и направленного всего на конкретное решение опред. практич-х задач.

В период Нового времени возник. экспериментальное и теоретич. естествознание, кот. обеспечивало фундаментальное познание природы, ее закономерностей не зависимо от практич. нужд. На его основе строится прикладная наука, применяемая на практике.

Многие типы знания находят свое применение в приактич. задач, н-р: экспертиза в экологии наход-ся на пересечении научной теории и различ. видов специализирован. деят-ти чел-ка. Наиболее разработанной типологией выступает выделение классич., неклассич., и постнеклассич-й стадии в развитии науки, задающих соответствующий тип научного знания и понимания истины.

Согласно концепции Степина разные типы научности следовали за революцион. изменениями в науке:

1.научная революция 17 в.- привела к становлению классич. естесвознания. Она представляло собой с-му норм исследования в кот. доминировал механич. подход.

2.научная революция произошла в конце 18 в-нач.19 в. Она разрушила универсальность механистич. картины мира, т.е. изменились филосовские основания любой науки.

3. научная революция конец 19 в.-середина 20 в, сформирована неклассич. науки. Этому способствовали открытию физики. неклассич. наука хар-ся признанием относительной истинности возможности нескольких теоретич. описаний одной и той же реальности.

В целом наблюдается переход от классич. идеалов научности утверждающих назначения науки как отражения объективного мира в сознании субъекта к неклассич, учитывающим роль познават-х средств и к постнекласси, в кот. принимается во вниманиипрактич-ая направленность знания.

Постнеклассич. этап в соц0но гуманитарной науки вступили несколько раннее, чем естествознание(н-р, направленность марксизма и либератизма на применение науки для изменения устоев общ-ва).

Современная дисциплинарная стр-ра науки возникла в Западной Европе в 19 в под влиянием либеральный идей, отделяющих гос-во от экономике и общ-ва и разделяющих общ-во на сферы и изучающие их науки: политика, экономика, юриспруденция и т.д. Зародившись на Западе наука Нового времени получило глобальное распространение и воздействие. Национальные специфики научных школ лишь воплощают общую признанность науки и знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.118.221 (0.008 с.)