Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие экологического сознания в архаичную эпоху.

Поиск

С тех пор как сущ-ет на земле чел-ч он непрерывно взаимодействует с окр. Его природой. Наиболее специфическим и значимым для людей явл. апосредованный способ взаимодействия с природой благодаря применению различ. технич. приспособлений, начиная от каменного зубила, кончая современ. атомным реактором. Чел-к никогда не находился в полной гармонии с природой и не довольствовался только приспособлений к ней и не вышел бы из животного состояния.

Трудовая деят-ть дав чел-ку колоссальные рества в борьбе за выживании по сравнению перед остальными жив-ми в то же время поставило его перед опасностью стать со временем силой, способной разрушить природ. Среду своей собственной жизнью.

История развития отношений чел-ка с природой началась в архаичную эпоху. На ранней стадии социогенеза чел-к не выделял себя из о.с., представлял ее как созданный сверхестествен. силами живой орг-м. Все непознанноевызывало у чел-ка суверенный страх. Зависимость от природ. Сил была еще достаточно велика. Знания накапливались медленно и преимущественно через житейский опыт переданный предыдущими поколениями и через собствен-е ошибки. Формирование речи позволило передавать инф-цию, позволяющую не только выжить преуспеть улучшении своего уровня жизни. С тех пор естествен. Отбор стал утрачивать свою ф-цию совершенствования вида. Научившись пользоваться огнем и как следствия более совершенным и орудиями труда, ч-к уже в меньшей степени зависел от климата местности и ареал его обитания знач-но расширился. Так возникла цивилизация.

Познания природы приобрело практич-е значения, каждый должен был иметь опред. знания об о.с. Более чем за 600 поколений до появилось, кот. и предопределило будущее чел-ва.

С началом оседлого образа жизни связаны становления обществен-ой формации, государственности и в то же время обеднение доступных чел-ку природ. ресурсов их видоизменение(1 экологич. кризис). Впервые чел-к задумался своей роли и последствиях своего вмешательства в жизнь природы.

Т.О.можно сказать, что локальные разрушения значительных уч-ков биосферы происходили издавна и около половины пустынь на планете это рез-т разрушительной для природы деят-ть чел-ка. Почти все антропоген. Пустыни, где сущ-ли древние цивилизации.

Восприятие природы в античном общ-ве.

Уже в антич. общ-ве природа воспринимается чкл-ком как сов-ть жив. существ, предметов, каждый из кот. заслуживает внимание и уважение. Жить в согласии с природой считается идеалом достойным мудрецам. Появление систематизир. знаний об окр.мире.

Эрастофен выдвинул и обосновал гипотезу геоцентричности с-мы мира.

Аристотель исследовал и классифицировал жив-х по образу жизни, способу пит-я; он по праву считается основателем многих естествен. Наук: гидрологии, метеорологии, океанологии и др.

Теофраст ученик и друг Аристотеля, автор свыше 200 трудов по естествознанию(физики, минералогии, физиологии и т.д.), философии и психологии. Он создал классификацию раст-й, исследовал зависимость развития раст-й от условий произрастания(влажность, t, освещенность, состав почвы), указал на возмижность их перерождения пырея в пшеницу.

Гиппократ в сочинение «О воздухе, водах и местностях», выдвинул идею о влиянии географич. условий и климата на особенности орг-ма, св-вах хар-ра жителей и обществен. устройство.

Если античным мыслителям Др. Греции присуще вдумчивое отношение к природе, то принявшее эстафету римляне проявляли, как правило, сугубо практич. интереск изуч-ю природы и ч-ка. Античный Рим можно смело назвать первым «обществом-потребления».

Среди мыслителей древнего Рима можно выделить след-х:

Тип Лукреций Кар-последователь атомистич. уч-я Демократа и Эпикура, выдвинул гипотезу об изменяемости жив. существ под влиянием естествен.причин.

Гай Плиний Старший подготовил 37 томную»Естествен. Историю» в кот. приводятся сведения по ботанике, зоологии, физиологии, медицине.

Клавдий Гален указал на связь м/ду строением и ф-цией органа, м/ду организацией жив-го и его образом жизни.

 

Состояние науки и экологич.сознания в эпоху Средневекавья.

Крушение Римской империи во многом было предопределено не только соц-экономич. изменениями, но и духовной деградации ее граждан. Завоевания империей варварами в 5 в. ускорило пр-сы ее распада и по сути дела забвения антич. науки и культуры на столетия.

Кризис позднего антич-го общ-ва содействовала усилению роли христианства, кот. 14 в. стало в Европе гос-ной религией. Помимо христианства в данный период окончательно оформляются многие религиозные конфессии, в том числе и ислам.

Завоевав Перенейский полуостров арабы основали в Кордове богатейшую библиотеку. Именно от сюда распространялись в Зап. Европу сочинения антич-х мыслителей, но уже на арабском языке. В 19 в. В Богдаде создается университет, ставший центром науки и культуры в Средней Азии. Т.О. в 9-13 в.в. на Востоке наметился значительный прогресс в таких областях науки как: матем, физика, астрономия, химия, география, медицина.

Особый интерес представляет личность Магомета Ибна Муса аль-Хорезми(780-8550), автораа по матем, кот. 4 столетия служили в Европе учебными пособиями. Через его «Арифметику» европейцы познакомились с десятичной с-мой вычисления и правилами выполнения четырех действий над числами(алгоритмами), аль- Хорезми была написана книга «об ал-докебра и ал-мукабала», целью кот. было изучить искуству решения ур-ний, необходимых в насущных жизнен. ситуаций(в случае раздела имущества, в торговле, при изменении земель и т.д.)

Аль-Бируни (973-1048) автор многочислен. трудов по истории, географии, филологии, философии, матем, астрономии. Описал более 100 минералов, их месторождения в разных странах, а также круговорот воды в природе

Ибн Сина (Авиценна)(980-1037)- филосов, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» представляет познавательный интерес и сегодня.

Омар Хайям (1004448-1122) не только поэт, но и математик, астроном, механик, филосов.

Ибн Рошд(Авероэс)(1126-1198)-филосов, естествоиспытатель. Знаток трудов Аристотеля. Познакомил европейцев с трудами Аристотеля.

 

Вклад выдающихся ученых Средневековья и Эпохи Возрождения в развитие экологии

 

В средние века в Европе произошел откат человеческой мысли далеко назад, Церковь в течение нескольких веков явилась тормозом развития всех естественных наук. Связь строения организмов со средой всецело приписывалась воле бога. Научные сведения содержатся в единичных работах и имеют прикладной характер; заключаются в описании целебных трав, культивируемых растений и животных. Известные ученые этого периода: Разес (850—923), Авиценна (980-1037). Но уже в позднее средневековье стали появились новые веяния в науке – зачатки экологии. Альберт Великий (Альберт фон Больштедт, ~1193-1280 гг.) в трудах о растениях придает большое значение условиям произрастания, в частности световому фактору – "солнечному теплу", рассматривает причины "зимнего сна". Появилась информация о дальних странах (Марко Поло (XIII век), Афанасий Никитин (XV век) и его известное "Хождение за три моря").

В первой половине XVIII века Карл Линней создал таксономическую систему животных и растений, которой ботаники пользуются и поныне.

Заслуги этого ученого перед миром столь велики, что на их перечисление не хватит и целой лекции. Его считают реформатором ботаники. Помимо бинарной номенклатуры он разработал терминологию, введя в систематику более 1000 терминов для разных органов растений и их частей. Линней много путешествовал по разным странам, сам открыл и описал более 1500 видов. Ботанический "хаос" был приведен в систему! И именно с этого времени ведется отсчет при установлении первенства в названиях отдельных видов. В основу данной работы Линней положил свои данные и все доступные ему гербарные образцы и публикации других авторов. Кроме флоры, он прекрасно знал фауну ("Фауна Швеции" 1746 г.) почвы, минералы, человеческие расы, болезни (Линней был первоклассным врачом), открыл целебные и ядовитые свойства многих растений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.115 (0.009 с.)