В воспитании мелочей не бывает. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В воспитании мелочей не бывает.



 

Вместо эпилога

(Почему я решила написать эту книгу?)

 

Хочу поделиться личными переживаниями по поводу изложенных здесь знаний о характерах. В формальном образовании психолога в то время, когда я училась в университете (сталинская эпоха), эта тема отсутствовала, и мое знакомство с ней пришло позже — через личный интерес и поиск литературы (не всегда легко доступной). Тема сразу увлекла как «открытие» нового знания. К тому времени довелось совершить много ошибок, в том числе в собственной жизни, которых, как стало ясно, можно было избежать, имей я эти знания раньше. По личному ощущению, они прибавили больше терпимости, помогли лучше понимать других людей, в том числе близких, особенно то, что вызывало удивление или несогласие в их поведении, а также оглянуться на себя. Легче стало понимать своих детей.

Особенную пользу этих знаний я увидела, когда в Московском Институте Усовершенствования Учителей мне предложили читать лекции по психологии. Четырехчасовая лекция о характерах шла на ура! По лицам слушателей-учителей из разных концов страны было видно точное узнавание в описании какого-нибудь типа конкретного ученика в своем классе.

В Московском университете и других вузах теперь читаются спецкурсы по психологии характера, опубликованы книги, специальные главы и отдельные выпуски хрестоматий. Материал этот — результат работы не одного поколения блестящих умов в области философии, медицины, физиологии и психологии — глубокий и сложный, в нем много дискуссионных или не совсем решенных вопросов, не всегда все понятно. Но научно-популярных книг на эту тему мало.

Имея опыт общения с родителями и людьми разных возрастов и профессий через преподавание, книги и встречи, я решила восполнить этот пробел. Делаю это с полным сознанием важного жизненного смысла этих знаний для каждого — эту важность, как я уже сказала, пережила в свое время сама!

В то же время, хочется сказать и немного о другом, вернее, о большем. А именно, о том, как к этому знанию относиться. Характер — это далеко не все в человеке и о человеке. Наша жизнь наполнена содержанием — мы любим кого-то, во что-то верим, размышляем о жизни, делаем трудные выборы, хотим чего-то добиться, растем, мечтаем жить более насыщенно и интересно. Через все это наш характер «просвечивает», как через полупрозрачную пленку, на самой же пленке пишется главное содержание жизни в виде некоторых «узоров». Характер как «фон» подсвечивает или окрашивает эти узоры в различные цвета разной интенсивности.

Этой метафорой мне хочется передать то, как я понимаю место и значение характера. Да, характер важен, но часто дело совсем не в нем! Какие бы разные характеры у меня и близкого человека не были, мы с ним едины в горе и радости, в заботе и долге. Это же можно сказать и про все человечество, со всеми мыслимыми различиями в характерах: оно едино в заботе и горе, радости и человечности.

Получается такая «диалектика»: характер важен, а где-то он и ни при чем! Отчего это так? Наверно, оттого, что, как говорит герой Ф. М. Достоевского, «человек широк», и мы не можем его описать, или охватить, с какой-то одной стороны. У Достоевского есть и продолжение этих слов: «Широк, слишком широк человек. Я бы сузил!»

Видеть в человеке в основном его характер — значит «сузить» его. Но так посмотреть можно, если «фон» своей силой забивает штрихи на пленке, или сами они довольно слабые. И наоборот, во многих случаях впечатление о человеке решают именно «узоры» — его дела и творения, неважно, какой «фон» (характер) за ними стоит, а иногда он и вообще невидим!

В описаниях своих героев Достоевский не раз показывает нам и эту узость и эту широту. Первую — через почти патологические характеры, вторую — через божественные «узоры» некоторых личностей.

В романе «Идиот» мы встречаем Рогожина и князя Мышкина.

Парфен Рогожин — воплощение напряженно-аффективного характера. Это человек одной страсти. «Я тогда… через Невский перебегал, — рассказывает он князю, — а она из магазина выходит, в карету садится. Так меня тут и прожгло». На следующий день он тратит десять тысяч отцовских денег, чтобы купить ей серьги; добивается ее, сметая все на своем пути, при этом не считаясь с ее чувствами, растерзанным внутренним миром. «Ты вот жалостью, говоришь, ее любишь, — замечает он князю. — Никакой такой во мне нет к ней жалости». Его страсть постоянно окрашивается злобой, гневом и ревностью. Повсюду князь ловит его тяжелый, горячечный взгляд. «Я, — признается Рогожин, — как тебя нет перед мною, то тотчас же к тебе злобу и чувствую… Так бы тебя взял и отравил чем-нибудь!» Кончается тем, что он выходит на князя с ножом, и только чудом тот остается жив. Склонность к физическому насилию распространяется и на Настасью Филипповну. В один прекрасный день он ее избивает и, в конце концов, убивает.

Мы видим полный хрестоматийный набор до крайности обостренных черт напряженно-аффективного характера — силу примитивных влечений; «волю, питаемую неистощимым аффектом»; эгоизм; пренебрежение к чувствам и интересам окружающих; гневливость, злобность, мстительность, cклонность к насильственным действиям, вплоть до «скамьи подсудимых». Рогожин — воплощенный характер, можно сказать, в каждом действии он его отправляет.

Полная противоположность — князь Мышкин. Спросим себя, какой у него характер? Прослеживая его поведение на протяжении всего романа, особенно в острых ситуациях, обнаруживаем, что не можем определенно ответить на этот вопрос. Он, конечно, не «бесхарактерный», но в то же время его нельзя оценить как человека упрямого или уступчивого, вспыльчивого или спокойного, решительного или боязливого, тревожного или замкнутого.

На пощечину Гани он, бледнея, говорит: «О, как вы потом об этом пожалеете!», увидев нож Рогожина, восклицает: «Парфен, не верю!», в сцене с горящими в камине ста тысячами (кругом крики и обмороки) с грустью и сочувствием смотрит на Настасью Филипповну. На языке свойств какого-то определенного характера его поступки невозможно описать. Они глубоко идейны, и в этом их суть. Иными словами, князь Мышкин у Достоевского — это образ личности «per se» (в чистом виде)!

Вывод, к которому я со временем пришла, и которым хотела бы поделиться: хорошо смотреть на человека широко, видеть и ценить в нем все сразу. Что же касается характера, то он сродни тому, что философы прошлого называли страстями, и, как мне кажется, человек призван его обуздывать, смягчать и облагораживать.

 

Приложение

 

При описании характера нам не раз пришлось говорить о степени выраженности его черт. Этому «измерению» характера уделяется большое внимание в научной литературе. Клиницисты и психологи разрабатывали тесты, обсуждали поведенческие корреляты, выявляли связь с адаптацией и дезадаптацией человека к социальной жизни. Не желая перегружать читателя научными понятиями и данными, я решила вынести этот дополнительный, но очень ценный материал в Приложение.

Из описаний характеров мы уже знаем, что есть люди с заметно выраженными чертами характера, а про других говорят, что у них характер ровный, как бы сбалансированный.

Давайте представим себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характера. На ней выделим следующие три зоны: «нормальных» характеров, выраженных характеров («акцентуаций») и резко выраженных, или аномальных, характеров. Эти последние называются «психопатиями».

 

 

Границы между этими зонами не определены точно, тем не менее, зоны эти существуют, и их важно знать. Первая и вторая зоны относятся, в широком смысле, к норме, третья зона — к области патологии характера.

Акцентуации — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера усилены, как бы подчеркнуты. То, что описывается как типы характера, и есть его акцентуации. Им в этой книге уделено основное внимание. Мы уже отмечали, что акцентуанты составляют больше половины населения, а среди трудных подростков их преобладающее большинство. В результате многие проблемы в воспитании детей и в отношениях между взрослыми порождаются неучетом «острых углов» и «слабых мест» характера. Слабые места у каждого характера — свои, и мы обсудили их при описании каждого типа.

Психопатии — это сильные отклонения характера от «нормы». Психопатии надо отличать от психозов. Психоз — это болезнь, а психопатия — это аномальный, или патологический, характер. Только очень тяжелых психопатов приходится помещать в больницу, а остальные живут среди нас. Конечно, возникает вопрос: как узнать, человек психопат или нет? Существуют признаки, по которым можно это определить.

Таких признаков, или критериев, три (они известны как критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова).

Первый признак: характер можно считать патологическим, то есть расценивать как психопатию, если его особенности относительно стабильны во времени, т. е. мало меняются в течение жизни. Этот первый признак хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку».

Второй признак — тотальность проявлений.

При психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, среди близких, знакомых, и незнакомых, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а на людях другой, то он не психопат.

Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Дезадаптация значит разлад, плохая приспособленность, постоянные проблемы, жизненные трудности и конфликты. При этом проблемы испытывает либо сам психопат, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой, житейский и в то же время вполне утвердивший себя в научной литературе критерий.

 

● Чем отличаются акцентуации от психопатий?

 

Это важный вопрос, ведь он о том, как отличить патологический характер от нормального, хотя и подчеркнутого. И на этот вопрос существует ответ, он следующий: в случае акцентуаций перечисленных выше трех признаков психопатий либо нет, либо они не присутствуют все сразу.

Так, акцентуированный характер, в отличие от психопатии, не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, и с переходом к взрослости сглаживается.

Второй признак — тотальность проявлений — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в условиях нагрузки на «слабое место» данного характера, которые описаны в каждом типе.

Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. Она проходит со сменой обстановки, при оказании помощи или преодолевается самим человеком.

 

Библиография

 

Бурно М. Е. О характерах людей. М., 2005.

Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М., 1964. М., 2006.

Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.

Дукаревич М. З. Лекции по характерологии. М., 2006.

Корчак Я. Как любить ребенка. М., 2009.

Леонгард К. Ростов-на-Дону, 2000.

Личко А. Е. Психопатии и у подростков. М., 1977

Психология индивидуальных различий / Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. М., 2006.

Юнг К. Г. Психологические типы. СПб.—М., 1995.

Юнг К. Г. Феномен одаренности // Собрание сочинений. Конфликты детской души. М., 1997.

 

Тексты этих и других авторов собраны в хрестоматии: Психология индивидуальных различий / под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. М., 2006.

 


[1]См. библиографию в конце книги.

 

[2]Об этом см. также в приложении.

 

[3]Здесь и дальше для других типов я буду приводить также и научные названия на случай, если читатель обратится к специальной литературе.

 

[4] Кречмер Э. Строение тела и характер М. — Пг., С. 161–162.

 

[5]См. пример из воспоминаний Л. Чуковской на с. 41–42.

 

[6]Родителям: как быть ребенком. Хрестоматия / сост. и авт. коммент. Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 2010.

 

[7]Прибавим открывшиеся моральные дефекты человека — высокомерие, самовосхваление, склонность ко лжи, неблагородство (ложные и недостойные отзывы о жене!). Личностные свойства прямо не связаны с характером, но зато от них зависит благополучие (да и «счастливость») отношений. Обычно в полной мере качества личности раскрываются несколько позже, чем характер, по мере того, как пара проходит через жизненные трудности и испытания.

 

[8]Этому посвящены мои книги: Общаться с ребенком. Как? М., 2010; Продолжаем общаться с ребенком. Так? М., 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.02 с.)