Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что собой представляет основной этап психологической консультации

Поиск

Основной этап психологического консультирования – это непосредственно работа консультанта с проблемами клиента.

Цель: создание энергоинформационной модели проблемы клиента.

На этом этапе психологического консультирования происходит исследование проблемной ситуации, прояснение трудностей клиента, строится гипотеза, затем формулируется проблема, т.е. ставится психологический диагноз. На этом этапе активно работает процедура так называемого эмпатического слушания, а также процедуры активизации мышления и памяти клиента, процедуры подкрепления, прояснения мысли клиента и психодиагностические процедуры.

 

33. В чем состоит завершающий этап консультирования

Этот этап направлен на то, чтобы помочь клиенту присвоить те изменения, которые произошли в нем в течение сессии, и связать их с той жизненной реальностью, в которой находится клиент. Эту часть процесса консультативного взаимодействия еще называют заземлением.

Цель: собрать клиента в «кучку», закрыть душу, сделать резюме, суммирование и поставить символическую точку (Как вы себя чувствуете? Что вам было важно?), сделать свое резюме.

 

34. Понятие эмпатии

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. Термин «эмпатия» введен Э. Титченером, обобщившим развивавшиеся в философской традиции идеи о симпатии с теориями вчувствования Э. Клиффорда и Т. Липпса. Различают эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.), и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание — переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним, и сочувствие — переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого. Важной характеристикой процессов эмпатии, отличающей ее от других видов понимания (идентификации, принятия ролей, децентрации и др.), является слабое развитие рефлексивной стороны, замкнутость в рамках непосредственного эмоционального опыта. Установлено, что эмпатическая способность индивидов возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта; эмпатия легче реализуется в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов.

 

35. Эмпатия как состояние и как процесс

Введением в психологический обиход понятия эмпатии психотерапевты и консультанты обязаны Карлу Роджерсу. Он выделял три основных условия успешной терапии: искренность(конгруэнтность), безусловное положительное отношение и эмпатию. Вначале К.Роджерс говорил об эмпатии как о состоянии: «Быть эмпатичным – значит воспринимать внутреннюю систему координат человека, сохраняя точность, эмоциональные компоненты и значения, принадлежащие этому человеку, как будто сам им являешься, но при этом ни в коем случае не забывая об условии «как будто».

Затем Роджерс отказался от понятия «состояние эмпатии» и стал говорить об эмпатии как о процессе. «Процесс эмпатии предполагает проникновение в личный мир восприятия другого и переживание го как своего. Он означает быть чувствительным мгновение за мгновением к изменениям переживаемых смыслов, протекающих в другом человеке, к страху или ярости, или нежности, или замешательству, или к чему-то еще, что он может испытывать…»

Эмпатия — это процесс безоценочного сопереживания одного человека реальным и актуальным переживаниям другого при соблюдении эмпатирующим условия «как если бы» и при его невмешательстве в процесс осознания своих переживаний эмпатируемым.

 

36. Особенности взаимодействия этики и эмпатии в процессе психологического консультирования

Задачей этики является доказывать, что является добром, а что — злом. Этическое есть общее, этика отвечает на вопрос, что является добром вообще и что является правильным вообще, и это является обязательным для всех и для каждого. Этика ко всем относится в равной степени. В терапевтической ситуации естественная этическая, нравственная реакция трансформируется, и ее место занимает эмпатический отклик. Нравственный закон, могущий при иных обстоятельствах вызвать в нас этическую оценку, здесь заменяется эмпатическим откликом, этическое правило заменяется состраданием.

37. Основные «ловушки» консультанта

Когда впервые звучит тема «ловушек», начинающий консультант сразу становится в оборонительную стойку. Возможно, при слове «ловушка» у него возникает образ коварного и изощренного клиента, который ловит в свои сети простодушного консультанта. На самом деле никто не может загнать нас в ловушку, кроме самих себя.

Консультант может сколько угодно рассуждать о распределении ответственности между клиентом и консультантом, о сферах ответственности, о том, что он специалист не по решению проблем, а по человеческим отношениям, что не даем советов. Но вот в трубке звучит раздраженный и требовательный голос: «Я все поняла. Значит, ничего конкретного вы мне посоветовать не можете?» Консультанту хочется защититься от этой женщины, сказать ей, что она не имеет права от нас этого требовать, или, сохраняя лицо, принять свое поражение как консультанта, чтобы потом, после разговора, долго сохранять во рту привкус яда самобичевания.

Что произошло? Консультант оказался в ловушке. В какой-то момент он оказался выбитыми из профессиональной позиции консультанта, перестал быть с клиентом и его переживаниями, сосредоточились на себе, стал себя защищать. Консультант начинаем защищать себя, но не от клиента, а от самих себя. Какая-то часть личности всегда готова откликнуться на представление ситуации общения двух людей как соперничества, борьбы, которую один выигрывает, а второй проигрывает. Да, консультант остается человеком со всеми своими сильными и слабыми сторонами. Поэтому честнее всего признаться себе, что каждый из нас, как начинающих, так и опытных консультантов может загнать себя в ловушку. Никто от этого не застрахован. У каждого консультанта свои ловушки. И знания о них с опытом расширяются. Невозможно предусмотреть все, но если овладеть принципом поиска, можно дальше уже двигаться по этому пути самостоятельно. И может быть, задуматься над тем, какие наши проблемы делают нас наиболее уязвимыми к определенным словам клиента — склонность легко формировать чувство вины, желание быть совершенным, страх неодобрения. Проработка этих проблем — задача личной терапии консультанта. Конечно, невозможно разработать варианты ответов на разные высказывания клиентов, но размышлять об этом необходимо. Если консультант ограничится осознанием, не озвучит свою реакцию, есть опасность возникновения как бы молчаливого соглашения с клиентом — стать «последней соломинкой», «чудотворцем» или метаться на узком пятачке, обложенным красными флажками. Клиент может нападать на консультанта, угрожать, льстить, шантажировать, но нам важно понимать, что за всеми этими непривлекательными реакциями стоит боль, страх и бессилие страдающего человека. Если консультант научится отвечать именно на эти чувства, он убережет и себя и клиента от попадания в ловушку.

 

 

38. Треугольник Карпмана (жертва-спасатель-агрессор) в аспекте психологического консультирования

Одним из примеров, объясняющих попадание в ловушку, является схема «Драматический треугольник», она была предложена Стефаном Карпманом. С. Карпман показал, что все многообразие ролей, лежащее в основе «игр, в которые играют люди», может быть сведено к трем основным — Спасателя, Преследователя и Жертвы. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь, постоянную смену и блестяще иллюстрирует то, как, двигаясь по этому заколдованному кругу, люди попадают в ловушку вечной игры.

39. Каким образом контракт может использоваться как лучший инструмент избегания «спасательства»?

Наилучшим инструментом, позволяющим избежать Спасательства, является хороший контракт. Основными элементами терапевтического контракта, так же как и юридического, является проговоренное взаимное соглашение и вознаграждение. Соглашение предусматривает:

1. Запрос на терапию со стороны клиента.

2. Предложение терапии со стороны терапевта.

3. Принятие терапии клиентом.

Терапевт должен прояснить ситуацию клиента: что заставляет клиента чувствовать себя несчастным, неудовлетворенным? Что должно произойти, чтобы он почувствовал себя более счастливым? Проблема должна быть очерчена отчетливо, просто, должна быть сформулирована в терминах наблюдаемого поведения, так, чтобы это было понятно и ребенку. Если не будет проделана это первоначальная работа, невозможно будет определить, разрешилась ли проблема, достигнут ли результат.

Когда отрабатывается один контракт, возникает вопрос: надо ли завершать терапию или начинать заключать новый контракт? Это должен решить клиент. Итак, для того чтобы избежать Спасательства, не нужно брать на себя больше того, что составляет вашу часть работы, и не делать того, что не хочется делать. Делать свою часть работы не означает просто оставаться отчужденным, это гораздо более тонкий процесс.

40. Что происходит на стадии выявления «вторичного» запроса?

Рабочий запрос принимается специалистом (поскольку соответствует его профессиональной позиции) и определяет направление консультативной работы. Остается обсудить ряд формальных условий: частоту встреч, время каждой сессии, финансовые вопросы, место и т. п. Рабочий запрос или вторичный запрос относится к третьему шагу процесса построения отношений в психологическом консультировании. При рабочем запросе так же формулируется цель, происходит более точная формулировка проблемы и построении гипотезы.

 

 

41. Перечислите и раскройте составляющие психологического контракта

Когда есть разделяемое представление о психологической проблеме клиента, определена цель дальнейшего взаимодействия (для чего?), прояснены вопросы о том, какова роль каждого из участников, и сформулированы условия, можно сказать, что заключен договор. Такой договор мы называем контрактом. Однако контрактом мы называем не только сформулированные положения, т. е. результат, но и этап процесса взаимодействия между клиентом и консультантом, который к этому приводит.

Психологический контракт:

4. Организационные условия (как часто, место консультирования, время)

5. Этическая составляющая (конфиденциальность, уважение)

6. Распределение ответственности (за результат, за процесс)

Контракты должны быть открыты для пересмотра обеими сторонами. Консультант не может обязать клиента заключить контракт. Некоторые проблемы клиента могут не слишком подходить для контрактной системы. Контрактный способ работы с проблемами сосредоточивается на внешнем поведении. Даже если выполненная работа идеально соответствует условиям контракта, клиент может не достичь проникновения в суть проблемы или не изменить восприятие. Наконец, начальная привлекательность контракта ограничена. Клиентам, которые заинтересованы в изменении и которые находят идею контракта свежей и привлекательной, со временем может надоесть подобная система.

42. Назовите приемы, мешающие процессу консультирования, и раскройте их содержание

1. Приверженность определенной теории и/или конкретным методам и техникам.

2. Привязанность к собственным представлениям о клиенте, возникшим до настоящей сессии.

3. Невозможность отрешиться от своих проблем.

4. Идентификация (слияние) с клиентом.

5. Проявление неосознанных мотивов. Консультант должен постоянно осознавать, зачем он делает то, что делает, для чего задает тот или иной вопрос, зачем обращает внимание клиента на невербальные проявления, для чего говорит клиенту то, что говорит, и т. д.

6. Сосредоточенность на содержании того, что говорит клиент, при отсутствии внимания к тому, как он говорит.

7. Давать совет.

8. Критика.

9. Оценивать.

10. Преждевременное построение гипотезы.

11. Перебивать.

12. Когда задаётся вопрос “Почему?”

13. Вести за собой, т.е. консультант в основном активная сторона.

43. Назовите основные принципы клиент-центрированной терапии К.Роджерса

1) гипотеза о том, что определенные установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности;

2) основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»);

3) терапевтический процесс ориентирован на изменения в переживаниях, на достижение способности более полно жить в данный момент;

4) внимание в большей степени к процессам изменения личности, а не к статической структуре;

5) гипотеза о том, что одни и те же принципы психотерапии применимы ко всем людям, независимо от того, к какой клинической категории они отнесены — к лицам, страдающим психозами, невротикам или к психически здоровым людям;

6) интерес к философским проблемам, вытекающим из практики психотерапии.

 

 

44. Раскройте понятие терапевтического пространства

Одним из главных аспектов взаимодействия консультанта и клиента является то, что обозначают как "структурирование пространства". Уже происходящее при первой встрече оказывает влияние на психологическое самочувствие клиента. Встреча начинается со знакомства. При этом следует придерживаться определенного этикета: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Чтобы клиент почувствовал непринужденность, консультант с первых минут знакомства должен предстать вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно без излишнего напряжения.

Структурирование консультативного пространства, — это расположение консультанта и клиента. Если консультант и клиент сидят на противоположных сторонах стола, то между ними сохраняется социальная дистанция, и атмосфера консультирования будет скорее всего официальной. Беспокойным клиентам подходит именно такая позиция — стол служит барьером общению. Для консультирования, наоборот, благоприятна позиция расположения консультанта и клиента за столом на одной стороне. В этих условиях консультанту доступна вся невербальная информация, исходящая от клиента, кроме того, он может менять (и позволяет менять клиенту) расстояние между ними в зависимости от ситуации консультирования или при изменении консультативного контакта. Расположение друг против друга позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Дистанция между консультантом и клиентом отражает известный в социальной психологии феномен "личного пространства". Личное пространство изменяется в зависимости от отношений участников беседы, обсуждаемой темы, культурных различий. Из-за неправильно выбранной дистанции в консультировании (например, несоразмерность социального или возрастного аспекта личного пространства) некоторые темы вообще не могут быть затронуты. С проблемой дистанции тесно связан вопрос о терапевтическом смысле и возможности физического прикосновения к клиенту. Прикосновение означает очень близкий, интимный контакт. Физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при:

· консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов;

· консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких;

· стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку.

В любом случае прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним.

 

45. Особенности консультирования в психоаналитическом направлении

Основные аспекты: Сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три инстанции: ид, эго и суперэго. Поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции. Цель консультирования: Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность. Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого.

 

 

46.Особенности консультирования в гуманистическом направлении

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Гуманистическое, или экзистенционально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направления, — мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В гуманистическом направлении психологии особое место занимает гештальттерапия. Техники гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» — авторитарной, директивной, и «нижней собаки» — пассивной с чувством вины, ищущей прощения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Используются техники перемены отношения; парадоксальные намерения; переключение; метод убеждений (призыва).

Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начинать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психолога — это работа с конкретной индивидуальностью человека. В том числе и с собственной индивидуальностью — составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в развитии личных понятий.

 

47. Особенности консультирования в экзистенциальном направлении

Основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирать свою судьбу, ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Экзистенциальный подход характеризуется свободным отношением к методам работы. «Подход к людям только как к объекту применения методов обязательно подразумевает манипулирование ими». Методы, используемые в данном направлении консультирования всегда индивидуализированы и могут быть заимствованы из любой теории и практики консультирования. Методологической основой выступает способность консультанта быть открытым и честным по отношению к клиенту и новому опыту. Кроме того, экзистенциальные консультанты часто используют метод конфронтации. Клиент сталкивается с необходимостью принять идею персональной ответственности каждого за свою жизнь. Цель консультирования: Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

 

48.Особенности консультирования в поведенческом направлении

Основные аспекты: Человек – продукт среды и одновременно ее творец. Поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения. Цель консультирования: Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению. Цели поведенческого консультирования: а) должны быть сформулированы так, чтобы их можно было излагать по-разному при работе с разными клиентами; б) должны быть совместимыми с ценностными установ­ками консультанта, хотя они не обязательно должны полностью соответствовать им; в) должны быть таковы, что о степени их достижения можно было бы судить по вне­шним проявлениям. Типы целей: - изменение неадекватного поведения; - научение принятию решений; - предотвращение проблем.

Поведенческая оценка: Поведенческое консультирование неизменно начинается с поведенческой оцен­ки или, в соответствии с другим определением, с функционального анализа проблем­ных зон клиентов. Одной из главных целей такой оценки является определение целей лечения в поведенческих терминах. Происходит уточнение проблемных зон клиентов и определение наиболее подхо­дящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведен­ческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовав­шие реакциям, с которыми им нужно справиться, в то время как в результате неадек­ватных поведенческих оценок консультанты могут прибегнуть к неправильным мето­дам и применить их к неправильно определенным проблемам. При поведенческом анализе следует стре­миться к высокой степени конкретности. Поведенческую оценку можно производить как в рамках консультационного интервью, так и вне этих рамок. Кроме того, важна самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консуль­танта.

 

49. Особенности консультирования в когнитивном направлении

Целью когнитивного консультирования является «побуждение заново "к действию"» системы проверки реальности». При работе с когнициями консультанты обучают клиентов: 1) контролю отрица­тельных автоматических мыслей; 2) осознаванию связей между когнициями, эмоция­ми и поведением; 3) исследованию и проверке аргументов «за» и «против», искажен­ных автоматических мыслей; 4) замене основанных на предубеждениях когниций бо­лее реалистическими интерпретациями; 5) идентифицированию и изменению убежде­ний, которые способствуют возникновению предрасположенности к искажению опыта. Когнитивное консультирование наиболее эффективно при работе с клиентами, ко­торые могут сосредоточиваться на автоматических мыслях и брать на себя ответствен­ность за оказание помощи самим себе. К когнитивному консультированию не рекомен­дуется прибегать, если у клиентов снижена способность проверки реальности или если у клиентов значительно сни­жены память и способность логически мыслить. Кон­сультанты стремятся к созданию эмоционального климата, характеризующегося под­линной теплотой, отсутствием осуждения и безусловным принятием. Консультанты относятся к клиентам уважительно, объясняют им суть как всего подхода в целом, так и каждой предлагаемой методики. Кроме того, консультанты де­лятся с клиентами ответственностью за то, что происходит в ходе консультирования, обсуждая концептуализацию случая и привлекая клиентов к составлению плана заня­тий и к определению целей.

 

 

50. Особенности управленческого консультирования.

«Консультирование – это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений»

Сущность управленческого процесса консультирования:

· консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

· консультирование помогает обучать новому поведению

· консультирование способствует развитию личности

· в консультировании акцентируется ответственность клиента

· сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.

Основные цели, задачи и принципы управленческого консультирования.

Основная цель управленческого консультирования- это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом- консультантом должен помочь человеку в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.

Несколько основных задач управленческого консультирования:

· способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью

· развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

· Обеспечить эффективное принятие жизненоважных решений

· Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения

· Облегчить реализацию и повышение потенциала личности

Цели консультанта и клиента в конечном счете соприкасаются, но каждый консультант должен помнить главную задачу управленческого консультирования - помочь клиенту понять что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать и актуализировать свои способности.

Основные принципы управленческого консультирования:

· доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, которое подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку

· ориентация на нормы и ценности клиента,которая подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент

· запрет давать советы

· анонимность означает, что любая информация сообщенная клиентом психологу, не может стать достоянием общественности ни при каких обстоятельствах.

· Разграничение личных и профессиональных отношений.

· Включенность клиента в процесс консультирования

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.119 (0.015 с.)