Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Approaches to classification of spa-centerСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Strachkova N. V., Rakova O. S.
Taurida National V.I. Vernadsky University, Simferopol, Russia E-mail: natastrachkova@rambler.ru
The main criteria of classification of the SPA centers are considered. The growing diversification of similar services causes the necessity in system development by criterion of classification of the SPA centers. By functional organizational principle allocate club (Wellness-clubs, the fitness centers and beauty shops) and resort (stationary and cruise) the centers. The club centers are located to the centers of the maximum consumer demand, the resort centers are guided by existence of natural medical resources.
By cultural geographically principle it is possible to allocate a row national and regional models of the SPA centers. Characteristic features of the American, Austrian, French-Italian, German, east and Slavic models are distinguished from similar models.
On a functional sign allocate one-day, country, hotel and resort, on mineral sources and the target SPA centers. Depending on a set of procedures, especially from existence of medical base, allocate Medical Spa and Wellness Spa. Taking into account basic location it is possible to allocate the SPA centers at hotels in the city and in the country, according to other approach – city SPA hotel, SPA hotel of country type, resort and medical complexes. Today there is a set of classifications which open the types of the SPA centers and types of SPA services provided in hotels as independent, and additional service. Research of the SPA centers as integral part of the market of recreational services acquires special relevance and the social importance.
Keywords: market of SPA services, SPA center, classification of the SPA centers, modelsof the SPA centers.
References
1. Kuskov A.S. Gostinichnoe delo. Uchebnoe posobie / A.S. Kuskov. – M.: Dashkov i Ko, 2009. – 328 s.
2. Lojko O.T. Turizm i gostinichnoe hozjajstvo. Uchebnoe posobie / O.T. Lojko. – Tomsk: Izda-tel'stvo TPU, 2005. – 152 s.
3. Mal'skaja M.P. Gostinichnyj biznes: teorija i praktika / M.P. Mal'skaja, I.G. Pandjak. - K.: Centr uchebnoj literatury, 2009. – 472 s.
4. Reshetnikov D.G. Sovremennye tendencii razvitija mirovoj spa-industrii / D.G. Reshetnikov, A.G. Traskevich // Materialy X Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "Belarus' v so-vremennom mire". - Minsk, 28 oktjabrja 2011 g.– Minsk, 2011. – S.210–211.
5. Najdina E.I. Strategicheskie prioritety razvitija sanatorno-kurortnoj otrasli Kryma / E.I. Najdina, L.I.
Страчкова Н. В., Ракова О. С.
Baranova // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. - 2012. - №229. - S.59-61.
6. Burenina N.B. Perspektivy razvitija rekreacionnoj dejatel'nosti v Krymu / N.B. Burenina, Z.N. Komurdzhieva // Jekonomika Kryma. – 2010. – № 1. – S. 191-194.
7. Levkovskaja L.M. Sostojanie i perspektivy razvitija turizma i sanatorno-kurortnogo kom-pleksa v Krymu / L.N. Levkovskaja // Jekonomika Ukrainy. - 2009. - №4. - S.11-14.
8. Kuchminskij S.A. Osobennosti sozdanija med-SPA v gostinice, raspolozhennoj v kurortnoj mestnosti /
9. Rutinskij M. SRA-kurort kak innovacionnyj vid rekreacionnyh zavedenij i obshhestvenno-geograficheskie tendencii razvitija seti SPA-kurortov / M. Rutinskij. - [Jelektronnyj re-surs]. - Rezhim dostupa: http: // tourlib. net / statti_ukr / rutynsky2.html
10. Sovremennye modeli SPA: [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.tourbus.ru/archive/42.html
11. Rynok SPA-uslug.[Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://cosmetology-info.ru/2913/news-Rynok-spa-uslug-zhdet-moda-na-vostochnye-protsedury-i-personalizatsiyu-uslug/
12. Kuchminskij S.A. Spa v gostinichnom biznese: real'nost' i perspektivy / S.A. Kuchminskij. -
13. Nikitina O.A. Voroncova G.G. Diversifikacija sanatorno-kurortnoj dejatel'nosti i oso-bennosti razvitija spa-segmenta v industrii gostepriimstva / O.A. Nikitina, G.G. Voroncova // Fundamental'nye issledovanija. - 2014. - № 8 (chast' 1). - S. 244-253.
Поступила в печать 15.09.2014
Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского
Серия «География». Том 27 (66), № 3. 2014 г. С. 41–51.
УДК 911.3:338.48 (477.75)
АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПЛЯЖЕЙ НА
ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЬ
Яковенко И. М., Лазицкая Н. Ф., Яковенко Е. В.
Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, Симферополь E-mail: yakovenko-tnu@yandex.ru
Апробирована методика социологических исследований в мониторинге качества пляжей. Разработана карта пляжных ресурсов г. Севастополь. Выявлены географические особенности в восприятии качества пляжей жителями и гостями г. Севастополь.
Ключевые слова: мониторинг, восприятие качества пляжей, социологические методы исследования,оценка степени удовлетворенности.
ВВЕДЕНИЕ
Мониторинг качества пляжей является информационным базисом реализации концепции сбалансированного (устойчивого) развития рекреационного природопользования, а также начальной функцией управленческого цикла в региональном туризме. Под мониторингом пляжей мы понимаем систему сбора, обработки, хранения и передачи информации о состоянии пляжей как объектов рекреационного природопользования, о состоянии пользователей пляжей и их взаимодействии с целью последующей оценки (контроля), прогноза и управления.
В научно-методической литературе хорошо известны методы мониторинга и оценки восприятия качества пляжей на основе социологических опросов и интервьюирования, изложенные в работах В. Дюват [1], В.С. Семеошенкова и А.Т. Вильямс [2], В. Марин, Ф. Палмисани, Р. Ивалди, Р. Дурси, М. Фабиано [3], Э. Рока, М. Вилларес, М.И. Ортего [4]. В то же время в отечественной практике использования пляжей данная методика пока не применялась.
Целью данной статьи является апробация существующих научно-методических подходов к восприятию качества пляжей на примере рекреационных районов г. Севастополь.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
Принципы и содержание рекреационного мониторинга были изложены И.М. Яковенко в вышедшей в 2003 г. монографии «Рекреационное природопользование: методология и методика исследований» [5]. Согласно этому подходу, в ходе мониторинговых исследований отслеживаются: ь текущее состояние пляжных ресурсов региона;
ь протекание рекреационного процесса с использованием пляжных ресурсов (масштабы, тип, интенсивность рекреации, режим и функционирование пляжей);
ь изменения в использовании пляжей;
ь изменения количественных и качественных параметров пляжей под влиянием природных и антропогенных факторов;
ь восприятие туристами рекреационной среды, формирующейся на основе
Яковенко И. М., Лазицкая Н. Ф., Яковенко Е. В.
пляжных угодий.
Мониторинг пляжей включает несколько направлений. В рамках
ландшафтного направления мониторинга выявляются природные характеристикипляжей в составе природного комплекса региона, а также изменения вышеизложенных количественных и качественных параметров пляжей под влиянием естественных и антропогенных факторов. Социальный мониторинг предусматривает, с одной стороны, выявление объема и структуры рекреационного спроса на пляжные объекты и, с другой стороны, оценку степени удовлетворенности качеством пляжного отдыха и качеством услуг. Экономический мониторинг пляжей должен отслеживать,в первую очередь,экономическиерезультаты деятельности пляжа как хозяйствующего субъекта: изменение величины туристских потоков, загрузку пляжа, выручку от реализации основных и дополнительных услуг, расходы на поддержание качества пляжных ресурсов, финансовые вложения из региональных бюджетов, частные и частно-государственные инвестиции на развитие объектов туристской инфраструктуры, расходы на подготовку персонала и др. Экологический мониторинг пляжей связанс выявлением превышений реальной рекреационной нагрузки на пляж и прилегающую акваторию над расчетной рекреационной емкостью, обусловленной естественной устойчивостью природного комплекса и способностью к восстановлению.
Методика мониторинга качества пляжей и мест массового отдыха в Севастопольском регионе была апробирована в курортный сезон 2014 г. Алгоритм исследования включал пять этапов:
I. В рамках ландшафтного направления мониторинга были описаны природные характеристики пляжей и осуществлен расчет единовременной емкости пляжей (рис. 1). По критериям средней ширины пляжа, состава пляжных наносов, слагающей породы клифов и среднего уклона берегового склона наибольшей привлекательностью отличаются пляжи Ласпи, «БО ЧФ», «Парк Победы», Учкуевки, «БО ЧФ». Абразионно-обвальный тип пляжей, представленный на побережье от п. Кача до м. Керменчик и включающий узкие пляжи, прислоненные к осыпному уступу, сложенному красно-бурыми глинами, опасен для организации пляжного отдыха и нуждается в специальных защитных инженерных мероприятиях.
Малая ширина пляжей и наличие высоких обрывов на большей части береговой линии территории Севастопольского городского округа не позволяет в полной мере развить пляжно-купальную рекреацию.Единовременная емкость пляжей и мест массового отдыха на Черноморском побережье в границах Севастополя (без учета несканционированно используемых участков береговой полосы) при существующих нормативах рекреационной нагрузки (5 кв. м на 1 чел.) оценивается в 51 тыс. 662 чел.
II. В соответствии с целями и методами социального мониторинга были определены среднестатистический портрет посетителя пляжей города, определена аттрактивность пляжных объектов г. Севастополь и выявлены особенности восприятия целевой аудиторией качества пляжей.
АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПЛЯЖЕЙ НА
ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЬ
Рис.1. Пляжные ресурсы г. Севастополь. Составлено И.М. Яковенко, Н.Ф. Лазицкой, 2014 г.
Яковенко И. М., Лазицкая Н. Ф., Яковенко Е. В.
Для выявления предпочтений рекреантов в отношении пляжей Севастопольского региона были использованы результаты социологического исследования, проведенного в курортный сезон (май-сентябрь) 2012 г. [6]. В анкетировании приняло участие 1022 чел.
Анализ потребительской аудитории показал, что наиболее многочисленной возрастной группой отдыхающих в Севастополе являются лица в возрасте 16-45 лет (863 чел., или 84,4%), соотношение мужчин и женщин в которой составляет 55,6% и 46,4% соответственно. Среди опрошенных преобладают лица, имеющие высшее (71%) и среднее специальное (20,4%) образование; на долю респондентов, имеющих незаконченное высшее и среднее образование, приходится 6,1% и 2,5%. Значительным сегментом спроса являются семьи с детьми: на долю респондентов, имеющих семью, приходится 64,3% от общего числа опрошенных; имеющих детей
– 62,9%, при этом, количество детей в возрасте до 16 лет составляет 63,8% от общего числа детей респондентов.Таким образом, основной целевой аудиторией Севастополя являются семьи с детьми; в структуре отдыхающих большой удельный вес составляют дети.
По уровню доходов респонденты распределились следующим образом: наиболее значительную группу (53,9% от общего числа опрошенных) представляют лица с уровнем дохода на 1 члена семьи от 101 до 200 долл. США; 33,8% – от 201 до 500 долл. США; 11,2% – более 500 долл. США и 1,1% – от 50 до 100 долл. США. Следовательно, основной маркетинговой позицией Севастополя являются среднеобеспеченные слои населения.
81,4% туристов прибывают в Севастополь в 3-й и более раз, что свидетельствуют об устойчивости целевой аудитории, рассматривающей отдых в Севастопольском регионе как семейную традицию. В структуре контингента рекреантов заметно влияние военной специализации города (более 12% посетителей составляют военнослужащие.
Анализ мотивационной структуры прибытий показал, что приоритетной целью посещения г. Севастополя является оздоровительная рекреация с использованием пляжных ресурсов региона (97% ответов опрошенных). 30,2% сочетает отдых с культурно-развлекательными целями, 12,9% – с культурно-познавательными.
Высокий сезон продолжается в Севастополе с мая по сентябрь, однако наибольшей массовостью рекреационного потока отличаются июль и август (более 97% предпочтений). На зимний сезон приходится не более 0,1 % прибытий. В географической структуре опрошенных иностранных граждан с большим перевесом лидировали жители Российской Федерации и Беларуси.
Для получения информации о возможностях проведения отдыха на пляжах Севастополя респонденты использовали различные источники: 55,1% опрошенных опирались на информационные ресурсы Интернет; 38% получили информацию в туристических агентствах и туристско-экскурсионных бюро; 17,1% использовали туристские путеводители, атласы, справочники. 80,1% от общего числа опрошенных формируют представления о качестве пляжных ресурсах, полагаясь на отзывы родственников и знакомых. Реклама в СМИ обеспечивает лишь 5% используемой респондентами информации.
АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПЛЯЖЕЙ НА
ПРИМЕРЕ Г. СЕВАСТОПОЛЬ Главными критериями выбора места отдыха для всех групп туристов явились местоположение района отдыха (90,6% ответов респондентов), экологическое состояние акваторий и пляжей (84,8%) и живописный ландшафт (65,7%) (рис. 2). Сравнительно меньшее значение придается возможности пройти курс лечения (8,7%), наличию собственного пляжа (5,8%), популярности, имиджу курорта (1,1%).
Аттрактивность севатопольских пляжей в значительной мере связана с их транспортной доступностью, санитарным состоянием, степенью инфраструктурной обеспеченности (рис. 3). Анкетирование выявило предпочтения респондентов, в т.ч. приезжих отдыхающих и местных жителей, относительно выбора пляжных районов города. В Нахимовским административном районе наиболее популярны пляжи, расположенные на Северной стороне, в т.ч. пляжи Любимовки (36,6% от общего числа опрошенных респондентов), городской пляж «Учкуевка» (37,1%), пляжная зона ТОК им. Мокроусова (15,3%), отличающиеся лучшим естественным качеством (относительно широкие песчаные пляжи) и существенным улучшением пляжной инфрастрктуры. В Балаклавском районе выделяются пляжи «Яшмовый» (Фиl
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.011 с.) |