Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подвижной состав на Линдовской железной дороге

Поиск

 

В 2006 году на станции «Линдов город» имелось 3 маневровых тепловоза: ТГМ4Б-0102 1990 года выпуска, ТГМ4-1225 1979 года выпуска, ТГМ23В-48 1988 года выпуска. Имелось 3 крана: КЖДЭ25-534 1992 года выпуска, КЖДЭ16-1528 1991 года выпуска и ЕДК20-80/3-7031 1985 года выпуска. Также на станции «Линдов город» имелись: двухплунжерный снегоочиститель СДПМ-1395 1965 года выпуска, мотодрезина 1950 года выпуска, полувагон и 4 платформы 1971 года выпуска.

На территории завода им. Тарасова до сих пор можно наблюдать 2 крана КЖДЭ. Раньше заводу принадлежал маневровый тепловоз ТГМ23, но его вывезли ещё в начале 2000-х годов.

На бывшей территории кранового завода «Сокол» также имеются остатки как минимум одного крана.

Остатки козлового крана, располагавшегося на разъезде близ улицы Санфировой, можно наблюдать и поныне. Теперь это закрытая территория по адресу: улица Санфировой, 104.

На действующем участке Линдовской ветки работа­ют тепловозы ТГМ4-1002 и ЧМЭ3Т-7143.

 

 

Обслуживаемые предприятия и территории

 

№ п/п Завод / Предприятие / Объект Адрес Продукция Годы работы
  Завод «Металлург» Ул. Алма-Атинская, 29 Металлические ленты, рулоны, листы, прутки, профили, пане­ли, тру­бы, в т. ч. окрашенные.  
  Самарская (Куйбышевс­кая) ТЭЦ Пр. К. Маркса, 495Б Производство тепла и электро­энергии для 80% населения г. Куйбы­шева (Самары) С 2007 г. вместо угля работает на газу, в качестве резервного сырья используется мазут. с 1972
  Шоколадная фабрика «Россия» Пр. Кирова, 257 Производство шокола­да, конфет, прочих кондитерских изделий с 1970
  Безымянлаг (ГУЛАГ) Пр. К. Маркса / Ул. Воронежская Заключённые осу­ществ­ляли строитель­ство жилых масси­вов, заводов, фабр­ик, и труди­лись на них 1940 – 1946
  Завод им. Тарасова (Куйбышевс­кий завод автотрактор­ного электро­оборудования и карбюраторов – КАТЭК) Ул. Ново-Садовая, 311 Карбюраторно-арматурное производ­ство, свечи зажигания. В 1950-х гг. выпуска­лось элек­тро­­оборудо­вание и карбю­ра­торы для автомоби­лей ГАЗ-51, ЗИС-150, ГАЗ-М20 «Победа». С 1955 г. выпускали только пять изделий: генераторы, стар­теры, династар­теры, магне­то, свечи. С 1967 г основной постав­щик ВАЗ’а с 1934
  Металлобаза Ул. Санфировой, 95В Склады металлических труб и катушек с металлопрокатом  
  Авторемонтный завод 4-й проезд, 66 (ныне – комплекс зданий на ул. Революцион­ная, 70) Автомобили скорой медицинской помощи на шасси Газель; кон­тей­неры, спецфур­го­ны; ремонт узлов, агре­гатов, запчастей к ним  
  Завод кранового оборудования «Сокол» (Механический завод №1) Ул. Революцион­ная, 101 Производство и ремонт подъёмных кранов всех типов: автомо­биль­ных, железнодо­рож­ных, на гусеничном ходу, с гидравлическим приводом, предназна­чен­ных для работы в различных климатичес­ких усло­виях. А также производство и ремонт узлов, агрегатов и запас­ных частей к ним. 1941 – 2012
  4-й ГПЗ Территория между Московским шоссе, ул. Мичурина, ул. Челюс­кинцев, ул. Луначарс­кого В годы ВОВ – танковые под­шип­ники. В после­военные годы – станко­ремонтное и станко­стро­ительное произ­водство. С 1948 г приборные и мини­атюр­­ные подшипники, с 1967 г. производство моторных, тяжело­нагруженных подшипников. 1941 –2007
  Завод авиационных подшипников Ул. Мичурина, 98А Производство высо­коточных подшипников для самолётов и верто­лётов (шариковых и роликовых). с 1996 (вышел из состава ГПЗ-4)
  «Первый объект метрополии­тена» Пересечение пр. Ленина и ул. Ново-Садовой Был выбран первый ковш зем­ли на пере­гоне между станци­ями «Проспект Ленина» (ныне станция «Рос­сийская» возле Дома Культуры 4-го ГПЗ) и «Октябрьская» (буду­щая станция «Ала­бинская»). Однако тоннели были постро­ены и за­кон­сер­вированы – строи­тель­ство перенесли поближе к Юнгородку, к заводам. 1980 – 2015
  Завод им. Масленникова (ЗИМ) Ул. Ново-Садовая, 106, между Аннаевским и Постниковым оврагами Алюминиевые трубки и капсульные втулки для трёх­дюймовых скоро­стрельных пушек, взрыватели для артиллерийских снарядов. В годы ВОВ – снаряды для зна­ме­ни­тых «Катюш», боеприпасы для всех родов войск. С 1937 г. производство наручных часов, в т.ч. часов «Победа». С 1959 г. серийное производство элек­трон­ных приборов для прибо­ро­строительной промышлен­ности, с 1959 по 1961 гг. стан­ко­строительное произ­водство и произ­водство фотозатворов, в 1970-х гг. был нала­жен выпуск медицин­ской техники и электро­пультовой аппаратуры, а в 1980-х гг. — выпуск бытовых швейных ма­шин, элект­ро­дви­­гателей и ряда изде­лий для автомобиле­строения. 1911 – 1918 и 1923 –1990-е гг.
  Силикатный завод (у Ладьи) Ул. Кузбасская, 1 Производство силикатного кирпича 1929 – 2012

 

 

Эксплуатация Линдовской железной дороги

 

Ввиду своего географического положения в плане города, Линдовская железная дорога использовалась не только для доставки заключённых во времена ГУЛАГа, не только для доставки на заводы сырья и материалов и вывоза готовой продукции. По этим путям в Куйбышев (Самару) доставлялись грузы и для нужд города.

Изначально, использовалась паровозная тяга. Тепловозы стали ходить по Линдовской железной дороге только в 1960-е годы.

Движение поездов осуществлялось круглосуточно. Преимущественно, движение осуществлялось ночью. И совсем не в целях конспирации. Дело в том, что ещё в 1960 – 1970-е годы в Куйбышеве, по советским меркам, было огромное количество автотранспорта, а движение считалось интенсивным. И это не смотря на то, что в наши дни автотранспорта на дорогах Самары в десятки раз больше, чем в то время. А поскольку Линдовская железнодорожная ветка пересекала сразу несколько главных транспортных артерий города, движение поездов создавало помехи движению общественного и автотранспорта. Но, на завод им. Масленникова поезда ходили исключительно в ночное время.

Пассажирское движение по Линдовской железнодорожной ветке отсутствовало. Ветка никогда не была электрифицирована.

В начале 2000-х годов шестивагонные (иногда длиннее) поезда на участке от проспекта Кирова до станции «Линдов город» проходили по нескольку раз в день. Особенно, под вечер и ранним утром. Этот участок поезда преодолевали чуть более, чем за час, стояли на станции «Линдов город» около 15 минут и отправлялись в обратный путь.

 

 

Линдовская железная дорога и общественный транспорт

 

Линдовскую железнодорожную ветку пересекали линии городского общественного транспорта:

  • Улица Олимпийская – пересечение с автобусом;
  • улица Алма-Атинская – пересечение с автобусом;
  • улица Ташкентская (Советская) – пересечение с трамваем;
  • проспект Кирова – пересечение с автобусом и троллейбусом;
  • улица Ново-Вокзальная – пересечение с автобусом и трамваем;
  • улица Советской Армии – пересечение с автобусом
  • улица Авроры – пересечение с автобусом и троллейбусом;
  • улица Врубеля (Четвёртый проезд) – пересечение с трамваем;
  • улица Революционная – пересечение с автобусом;
  • Московское шоссе – пересечение с автобусом и троллейбусом;
  • улица Мичурина – пересечение с автобусом и троллейбусом;
  • проспект Ленина – пересечение с трамваем;
  • улица Ново-Садовая – пересечение с автобусом (ранее ещё и с трамваем).

Также, подъездной путь завода им. Тарасова (КАТЭК) имел пересечение с автобусом и троллейбусом.

По трассе Линдовской ветки на участке от Московского шоссе до проспекта Ленина в настоящее время проходит первая линия самарского метрополитена (перегон «Московская» – «Российская»).

В настоящее время функционируют переезды по улицам Алма-Атинской (автобус) и Ташкентской (трамвай).

 

 

Начало конца

 

До начала строительства второй очереди метрополитена поезда ходили на 4-й ГПЗ и ЗИМ. При строительстве метро в 1992 году был разобран участок путей от 4-го государственного подшипникового завода до завода им. Масленникова (по улице Луначарского и улице Соколова). При этом остатки путей на улице Соколова можно было наблюдать до начала 2000-х годов, а на улице Луначарского – до 2014 года.

Но, не все пути были разобраны. Рельсы, что шли по улице Соколова вдоль колледжа, были закатаны в асфальт. По состоянию на апрель 2016 года, возле пустующего офисного здания по улице Соколова, 36, виднеются оба рельса. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что первоначально рельсы демонтировали, а уже потом благоустроили территорию. Газон, что близ колледжа, выступает на пути не более, чем на 10 см. Остальные рельсы были сданы в пункты приёма металлолома. Шпалы, возможно, были использованы жителями частных домов в качестве дров.

Таким образом, с 1992 года Линдовская железнодорожная линия стала действовать на участке от станции «Средневолжская» до станции «Линдов Город».

В 1990-х и до середины 2000-х годов станция «Линдов город» вместе с подвижным составом относилась к железнодорожному цеху ОАО «Завод авиационных подшипников», но железнодорожные пути оказались бесхозными. Это произошло потому, что в начале 1990-х годов приватизации (акционированию) подлежало всё, кроме железнодорожного хозяйства страны. Тогда завод авиационных подшипников ещё входил в состав 4-го Государственного Подшипникового Завода, который был государственным, железнодорожные пути к нему тоже. И никто не решился включить их в план приватизации. А ОАО «РЖД» эти пути оказались ненужными, так как никогда у них не числились, поскольку не относились к путям общего пользования.

 

 

Последний поезд

 

17 февраля 2006 года, примерно в 15:30, в путь по Линдовской ветке отправился последний состав, состоящий из железнодорожного крана «Сокол», грузовой платформы, тепловоза ТГМ-4Б и снегоочистителя во главе. Двигался этот состав по городу со скоростью примерно 5 км/ч, проехав улицу Врубеля в 15:50, а улицу Авроры около 16:00. Всю дорогу состав сопровождался сотрудниками ДПС на машине, которые заранее подъезжали к каждой пересекаемой веткой улице и вручную закрывали и открывали шлагбаумы.

Снегоочиститель во главу состава поставили по причине того, что до этого дня движения по Линдовской ветке на участке от проспекта Кирова до станции «Линдов Город» не было, по крайней мере, с начала зимы.

По некоторым данным, поезда продолжали ходить и в 2007, и в 2008 годах, но, явно только до шоколадной фабрики «Россия». Согласно некоторым источникам, движение по Линдовской ветке закончилось ещё в 1990-е годы.

 

 

Демонтаж «нулевых»

 

В 2003 году был частично разобран подъездной путь завода им. Тарасова. В частности, путей не стало в окрестностях остановки транспорта «Торговый городок». Этот путь был разобран за ненадобностью, так как даже в советское время практически не использовался. Пути всегда были занесены грязью и песком летом и снегом зимой.

В 2007 году, в связи со строительством автомагистрали «Центральная», было принято решение демонтировать пути. Но, в том же году, были обновлены пересечения с трамвайными путями. А в январе 2008 года городские власти поменяли своё мнение относительно линии. Был разработан проект городской электрички, согласно которому в 2008 году должны были начаться реконструкция ведомственных путей и строительство посадочных площадок для пассажиров. Планировалось изменить трассировку линии после проспекта Кирова, вместо территорий Самарской ТЭЦ и завода «Металлург» пустить рельсы по улице Алма-Атинской. Но по какой-то причине проект не был реализован.

В июле 2008 года рельсов в районе Дома печати, улицы Санфировой, 9-го микрорайона уже не было. В районе Дома печати остались только шпалы. Пути на заводы также разобраны, осталась только связь станции «Линдов Город» с заводом «Сокол». В апреле 2009 года было принято официальное решение приостановить эксплуатацию Линдовской ветки на участке от проспекта Кирова до станции «Линдов город» с демонтажем железнодорожных переездов и проведением ремонта дорожного полотна. В этом же месяце пути в районе улицы Авроры – улицы Революционной были закатаны в асфальт. В июле 2009 года начался демонтаж 7 переездов. Фактически, линия стала действующей только на участке от станции «Средневолжская» до шоколадной фабрики «Россия». Официально же линия, согласно советской терминологии, «законсервирована» и считается рабочей до станции «Линдов город».

В ноябре 2009 года оставшуюся железнодорожную технику на станции «Линдов город» стали разбирать, но тепловоз ТГМ4Б-0102 не тронули.

Вполне возможно, что демонтажные работы, выполненные бригадами «вторчермета», были незаконными. То есть, железнодорожные пути не демонтировали, а попросту разворовали.

 

 

Призраки и духи

 

В будке на улице Советской Армии по ночам горел свет, работал чёрно-белый телевизор. А впоследствии была установлена спутниковая антенна. Будка на улице Ново-Вокзальной была покрашена, в ней была установлена металлическая дверь. В будке на проспекте Кирова по ночам часто горела свеча, а в 2008 году будку побелили, а воротца покрасили в красно-белый. Однако, шлагбаумы не красили.

Тепловоз ТГМ-4Б-0102 на станции «Линдов город» по утрам (примерно в 8:00) заводили, включали прожектор (для проверки, работает ли он ещё), хотя тепловоз никуда не ехал, и ехать не мог, поскольку пути были отрезаны.

Всё это происходило с 2008 по февраль 2010 года, когда станция «Линдов город» перестала находиться под охраной.

В интернет-сообществе в связи с этими событиями был пущен шуточный слух, мол, всё это – проделки Духа железной дороги. Реальное объяснение этим происшествиям заключается в том, что хотя движение на этом участке Линдовской железнодорожной ветки отсутствовало, железнодорожный цех завода авиационных подшипников ещё не был расформирован, поэтому его сотрудники продолжали исполнять свои трудовые обязанности.

 

 

Робинзон Крузо»

 

В феврале 2010 года, несмотря на отсутствие охраны в станционных постройках, светотехника на тепловозе была цела. В сентябре 2011 года с окон и фар тепловоза вандалами была снята защита. Тепловоз постепенно уничтожали.

В конце 2011 года по неподтверждённой информации тепловоз со станции «Линдов город» был продан. В феврале 2012 года в связи с полной разборкой путей от шоколадной фабрики до улицы Революционной, тепловоз был «расконсервирован», запущен и самостоятельно совершил поездку от станции «Линдов город» до переезда на улице Революционной (50 метров), где был разобран и вывезен в неизвестном направлении. Остальная техника со станции «Линдов город» была разобрана здесь же и одна её половина была транспортирована вместе с тепловозом, а другая отправлена прямиком на свалку.

 

 

Остатки сладки

 

В июле 2010 года, начиная от переезда на улице Революционной и до улицы Советской Армии, пути разобраны, рельсов нет, а, кое-где и шпал. Не доходя порядка 300 метров до улицы Советской Армии, сохранилось шпальное стяжение, по которому шёл стрелочный перевод на ответвление к заводу им. Тарасова. Трасса Линдовской ветки поросла бурьяном. Остатки подъездного пути завода им. Тарасова проходили уже по территории строительной площадки. А на пересечении улиц Советской Армии и Стара-Загора остатки шпал использованы в качестве фундамента для табачного киоска.

Переезд через улицу Советской Армии давно снесен, заасфальтирован, на трассе железной дороги – автостоянка. По другую сторону – бурьян, но след шпал всё ещё довольно ясный, местами даже пахнет креозотом. Дальше по Карла Маркса до Ново-Вокзальной по самой трассе не пройти, поросло бурьяном, застроено гаражами, завалено мусором. Местами остатки железной дороги уходят на несколько метров глубже местности – там свалки мусора. Но на поперечных тропинках трасса опознаётся.В районе улицы Воронежской и до проспекта Кирова также всё завалено мусором, однако, гаражей заметно меньше. На участке от проспекта Кирова до Самарской ТЭЦ линия также демонтирована, действующий участок находится за забором шоколадной фабрики «Россия». Сохранился стрелочный перевод.

На начало 2015 года от Линдовской линии мало что осталось. Большая её часть застроена гаражами и автостоянками. А та часть, которая не застроена – поросла кустами и деревьями. Станцию «Линдов город» решено демонтировать совсем. Однако, по состоянию на 4 декабря 2015 года, в станционных постройках есть жизнь. У входа в станционную будку (со стороны проспекта К. Маркса) стоял автомобиль «Лада», а из трубы шёл дым. Около окон (со стороны Московского шоссе) стояли 2 человека и о чём-то разговаривали между собой.
По состоянию на апрель 2016 года, на участке от станции «Линдов город» до завода им. Масленникова, разобранном в 1992 году, уже ничто не напоминает о проходивших здесь когда-то путях, если не считать фрагмента рельсов около здания по улице Соколова, 36 и единственной шпалы на улице Мусоргского, чудом сохранившейся в куче мусора. Капитальный ремонт улицы Луначарского, производящийся с 2014 года, полностью уничтожил все следы проходившего здесь железнодорожного пути.

 

 

Жизнь кипит

 

Близ платформы «Средневолжская» имеется улавливающий тупик. Примерно через 2 километра главный ход на Линдовскую железнодорожную ветку сходится с неиспользуемым ныне путём, на котором имеются остатки электрификации. Старая контактная сеть нависает над главным ходом Линдовской железной дороги на протяжении порядка 200 метров, затем электрифицированный путь остаётся в стороне, а Линдовская железнодорожная ветка уходит влево.

С этого момента появляются заросли кустов и деревьев. Примерно через 100 метров пути расходятся. Чуть дальше, на переезде на улице Олимпийской, имеется будка дежурного. Здесь расположены пути к цехам завода «Металлург». Дальше ещё одна будка, уже на территории Самарской ТЭЦ. И ещё одна будка дежурного на действующем участке находится на улице Ташкентской, при пересечении с трамвайными путями.

Буквально не доходя 500 метров до проспекта Кирова, имеется стрелочный перевод. Но стрелки уже не переводят, поскольку основная трасса Линдовской железной дороги разобрана. Пути идут на шоколадную фабрику «Россия», на территории которой отстаиваются тепловозы и вагоны-рефрижераторы. Также на территории имеется здание, стоящее прямо на путях, предположительно, весовой пункт. В отличном состоянии

Действующий участок Линдовской линии, от станции «Средневолжская» до шоколадной фабрики «Россия», жив и продолжает эксплуатироваться. Летом 2013 года даже обновили шпалы в окрестностях переезда на улице Ташкентской (а возможно, на протяжении всего действующего участка).

На действующем участке Линдовской ветки поезда, обычно, проходят 1 – 2 раза в день. Но перед Новым Годом движение «оживает» и поезда проходят здесь уже не реже 6 – 8 раз в день. Движение поездов сказывается на работе общественного транспорта. Так, из-за проходящих поездов, трамваи стоят на переезде с улицей Ташкентской по 10 – 15 минут.

 

 

Интересные факты

 

Протяжённость Линдовской железной дороги составляла 11,5 километров. Это была самая протяжённая из всех когда-либо существовавших в Куйбышеве (Самаре) железных дорог.

Линдовская железная дорога пересекалась с трассами следования всех видов городского общественного транспорта кроме метро, линия которого в настоящее время частично совпадает с трассировкой бывшей железной дороги.

Линдовская железная дорога пересекала 18 улиц, 3 проспекта, 3 проезда и 1 шоссе, в том числе, 12 оживлённых магистралей.

Линдовская железная дорога обслуживала 9 заводов и 1 фабрику, а, также, 1 ТЭЦ, 1 металлобазу и 1 комплексный объект в системе исправительных учреждений СССР.

С Линдовской железной дорогой связано множество легенд, мифов, баек и интересных историй и воспоминаний.

Линдовская железная дорога делила город на 2 почти равные части.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.160.29 (0.009 с.)