Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. «наука и ее роль в современном обществе. Наука и ее роль в современном обществе»

Поиск

Лекция 3. Основные методы и этапы исследовательского процесса

Сложность, многогранность и междисциплинарный статус любой научной проблемы приводят к необходимости ее изучения в системе координат, которая задается разными уровнями методологии науки.

Методология - учение о правилах мышления при создании теории науки.

Сущность методологии довольна сложна, поскольку именно это понятие толкуется по-разному. Много зарубежных научных школ не разграничивают методологию и исследовательские приемы. В отечественной научной традиции методологию рассматривают как учение о научном методе познания или как систему научных принципов, на основе которых базируется исследование и осуществляется выбор совокупности познавательных средств, методов, приемов исследования. Чаще всего методологию толкуют как теорию исследовательских приемов, создание концепций, как систему знаний о теории науки или системе исследовательских приемов. Методику понимают как совокупность приемов исследования, включая технику и разнообразные операции с фактическим материалом.

Методология выполняет такие функции:

• определяет способы получения научных знаний, которые отображают динамические процессы и явления;

• направляет, предусматривает особый путь, на котором достигается определенная научно-исследовательская цель;

• обеспечивает всесторонность получения информации относительно процесса или явления, которое изучается;

• помогает введению новой информации в фонд теории науки;

• обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в науке;

• создает систему научной информации, которая базируется на объективных фактах, и логико-аналитический инструмент научного познания.

Эти признаки понятия "методология", которые определяют ее функции в науке, дают возможность сделать такой вывод:

методология - это концептуальное изложение цели, содержания, исследовательских приемов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о процессах и явлениях.

Методологическая основа исследования, как правило, не является самостоятельным разделом диссертации или другой научной работы, однако от ее четкого определения в значительной мере зависит достижение цели и задач научного исследования. Кроме того, в разделах основной части диссертации подают изложение общей методики и основных исследовательских приемов, а это требует определение методологических основ квалификационной работы.

Под методологической основой исследования следует понимать основное, исходное положение, на котором базируется научное исследование. Методологические основы данной науки всегда существуют вне этой науки, за ее пределами и не выводятся из самого исследования.

Методология - учение о системе научных принципов, форм и способов исследовательской деятельности - имеет трехуровневую структуру. Ныне различают фундаментальные, общенаучные принципы, которые составляют собственно методологию, конкретнонаучные принципы, которые лежат в основе теории той или иной дисциплины или научной области, и систему конкретных методов и техник, которые применяются для решения специальных исследовательских задач.

Философская, или фундаментальная, методология является высшим уровнем методологии науки, который определяет общую стратегию принципов познания особенностей явлений, процессов, сфер деятельности.

Развитие методологии - одна из сторон развития познания в целом. Сначала методология основывалась на знаниях, которые диктовала геометрия как наука, где помещались нормативные указания для изучения реального мира. Потом методология выступала как комплекс правил для изучения вселенной и перешла в сферу философии. Платон и Аристотель рассматривали методологию как логическую универсальную систему, средство истинного познания.

Продолжительное время проблемы методологии не имели надлежащего места в науке из-за механистичности или религиозности тех или иных взглядов на мир. Образцом познания были принципы механики, разработанные Г. Галилеем и Ф. Декартом. Эмпиризм на протяжении многих столетий выступал исходной позицией при рассмотрении всех проблем.

Идеалисты Кант и Гегель дали новый толчок развитию методологии, попробовали рассмотреть закономерности в самом мышлении: восхождение от конкретного к абстрактному, разногласия развития бытия и мышления.

Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости реального мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук, при изучении любых проблем познания и практики.

Диалектика как метод познания природы, общества и мышления, рассмотренная в единстве с логикой и теорией познания, является фундаментальным научным принципом исследования многоплановой и противоречащей действительности во всех ее проявлениях. Диалектический подход дает возможность обосновать причинно-следственные связи, процессы дифференциации и интеграции, постоянное разногласие между сущностью и явлением, содержанием и формой, объективность в оценивании действительности. Опыт и факты являются источником, основой познания действительности, а практика - критерием истинности теории. Диалектика как фундаментальный принцип и метод познания имеет огромную объяснительную силу. Однако она не подменяет конкретнонаучные методы, связанные со спецификой исследуемой сферы. Диалектика проявляется в них и реализуется через них соответственно требованиям наследственности и непротиворечия в методологии.

Философская методология выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимосвязь с другими сферами деятельности, то есть рассматривает науку относительно практики, общества, культуры человека. Это - философская проблематика. Методология не является особым разделом философии: методологические функции относительно специальных наук выполняет философия в целом. Во-вторых, методология решает задачу усовершенствования, оптимизации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опирается на разработанные ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и постулаты.

Итак, фундаментальные принципы базируются на обобщающих, философских положениях, которые отражают важнейшие свойства объективной действительности и сознания с учетом опыта, приобретенного в процессе познавательной деятельности человека. К ним относятся принципы диалектики, которые отражают взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности, детерминизма - объективной причинной обусловленности явлений, изоморфизма - отношений объектов, которые отражают тождественность их построения и др. Безусловно, содержательная интерпретация этих принципов варьируется соответственно специфике исследуемого материала (сравним, например, понимания изоморфизма в математике, геохимии и языковедении, естественных науках). От толкования философских принципов зависит обоснование методологического подхода в исследовании той или иной области.

Философские учения, ведущими идеями которых являются философские концепции научного познания, диалектический метод и теория научного творчества, определяют общий подход к изучению проблемы, направлены на решение стратегических, а не тактических задач исследования и связанные с ним опосредованно.

Общенаучная методология.

Общенаучная методология используется во всех или в подавляющем большинстве наук, поскольку любое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, является причиной критического просмотра принятого до сих пор понятийного аппарата, факторов, предпосылок и подходов к интерпретации материала, который изучается.

К общенаучным принципам исследования относятся:

исторический, терминологический, функциональный, системный, когнитивный (познавательный), моделирование и др.

Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность явлений и процессов, которые изучаются. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения его в возникновении и развитии, то есть применение исторического подхода к его изучению.

Прежде чем изучать современное состояние, необходимо выучить генезис и развитие определенной науки или сферы практической деятельности.

Известно, что новые научные и накопленные знания находятся в диалектическом взаимодействии. Лучшее и прогрессивное от старого переходит в новое и предоставляет ему силы и действенность. Иногда забытое старое снова возрождается на новой научной основе и живет второй жизнью в другом, совершенном виде.

В этой связи особое значение приобретают изучение исторического опыта, анализ и оценка исторических событий, фактов, предыдущих теорий в контексте их возникновения, становления и развития. Итак, исторический метод дает возможность исследовать возникновение, формирование и развитие процессов и событий в хронологической последовательности с целью выявления внутренних и внешних связей, закономерностей и разногласий.

Любое теоретическое исследование требует описания, анализа и уточнения понятийного аппарата конкретной области науки, то есть терминов и понятий, которые их обозначают.

Терминологический принцип предусматривает изучение истории терминов и обозначаемых ими понятий, разработку или уточнение содержания и объема понятий, установление взаимосвязи и субординации понятий, их места в понятийном аппарате теории, на которой базируется исследование. Решить эту задачу помогает метод терминологического анализа и метод операционализации понятий.

Определение понятий следует формулировать, базируясь на толковых и профессиональных словарях. Определение объема и содержания понятия дают через родовой признак и ближайшее видовое отличие. Как правило, сначала называют родовое понятие, к которому понятие, которое определяется, входит как составляющая. Потом указывают на тот признак понятия, который отличает его от всех подобных, причем этот признак должен быть важнейшеим.

Существуют определенные правила определения понятий. Правило размерности требует, чтобы объем понятия, которое определяется, отвечал объему понятия, которое определяет, то есть эти понятия должны быть тождественными. Второе: новое понятие не должно быть тавтологией. Третье: понятие должно быть четким и однозначным. Если при определении понятия тяжело указать один признак, называют несколько признаков, достаточных для раскрытия специфики его объема и содержания. Действительно научное определение сложных явлений и фактов не может ограничиваться формально-логическими требованиями. Оно может содержать оценку фактов, объектов, явлений, которые определяются, органически войти в действующую терминосистему науки.

К общенаучной методологии следует отнести системный подход, применения которого требует каждый объект научного исследования. Сущность его состоит в комплексном исследовании больших и сложных объектов (систем), исследовании их как единого целого с согласованным функционированием всех элементов и частей.

Каждую конкретную науку, деятельность, объект можно рассматривать как определенную систему, которая имеет множество взаимосвязанных элементов, компонентов, подсистем, определенные функции, цели, состав, структуру. К общим характеристикам системы относят целостность, структурность, взаимосвязь с внешней средой, иерархичность, целеустремленность, самоорганизацию. С позиций системного подхода можно рассматривать любую сферу. Ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязи элементов и явлений, их соподчинение, иерархия, функционирование, целостность развития, динамика системы, сущность и особенности, факторы и условия) оправданна тогда, если есть задача исследовать сущность явления, процесса.

В системном исследовании объект, который анализируется, рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых предопределяет целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении разнообразия связей и отношений, которые имеют место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимодействии с внешней средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммарными свойствами его отдельных элементов или подсистем, сколько спецификой его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями исследуемого объекта.

Системный принцип дает возможность определить стратегию научного исследования. В его границах различают структурно-функциональный, системно-действенный, системно-генетический и прочие подходы.

Сущность структурно-функционального подхода состоит в выделении в системных объектах структурных элементов (компонентов, подсистем) и определении их роли (функций) в системе. Элементы и связи между ними создают структуру системы. Каждый элемент выполняет свои специфические функции, которые "работают" на общесистемные функции. Структура характеризует систему в статике, функции - в динамике. Между ними есть определенная зависимость.

Общенаучной методологией изучения объекта исследования является системно-действенный подход, который значительно распространен в современных научных разработках. Этот подход указывает на определенный компонентный состав человеческой деятельности. Среди важнейших его компонентов: потребность - субъект – объект - процессы - условия - результат. Это создает возможность комплексно исследовать любую сферу человеческой деятельности.

Содержание системно-генетического подхода состоит в раскрытии условий зарождения, развития и преобразования системы.

Познавательный, или когнитивный, принцип связан с общефилософской теорией познания и является методологической базой для многих наук; в особенности эффективный в изучении динамики науки и ее соотношение с обществом, в обосновании ведущего значения знания в поведении индивида. Следует иметь в виду, что для анализа формирования знания необходимо изучение практической и теоретической деятельности человека в соотношении с его социальным аспектом. В центре исследуемых проблем находится человек как член социума, представитель этноса, психологический субъект, языковое лицо, коммуникант.

Познавательный принцип в методологии не имеет четко очерченных границ, возможности его использования определяются спецификой области. Особое место занимает исследование уровня когнитивных структур социальных групп и их мотивированность при определении информационно-познавательных потребностей.

Для изучения внутренних и внешних связей объекта исследования существенное значение имеет моделирование. С его помощью изучаются те процессы и явления, которые не поддаются непосредственному изучению. Метод моделирования зарекомендовал себя как эффективное средство выявления существенных признаков явлений и процессов с помощью модели (концептуальной, вербальной, математической, графической, физической).

Под моделью понимают мысленную или материальную систему, которая, отображая или воссоздавая объект исследования, может заменить его так, что его изучение дает новую информацию об этом объекте.

Метод моделирования имеет такую структуру:

а) постановка задачи;

б) создание или выбор модели;

в) исследование модели;

г) перевод знаний из модели в оригинал.

Книги

Однотомное издание

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Сведения об издании (информация о переиздании, номер издания). – Место издания: Издательство, Год издания. – Объем. – (Серия).

Примеры:

1. Если у издания один автор, то описание начинается с фамилии и инициалов автора. Далее через точку «.» пишется заглавие. За косой чертой «/» после заглавия имя автора повторяется, как сведение об ответственности.

Лукаш, Ю.А. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица [Текст] / Ю.А. Лукаш. – Москва: Книжный мир, 2002. – 457 с.

2. Если у издания два автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой «/» после заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй автор.

Бычкова, С.М. Планирование в аудите [Текст]/ С.М. Бычкова, А.В. Газорян.-Москва: Финансы и статистика, 2001. – 263 с.

3. Если у издания три автора, то описание начинается с фамилии и инициалов первого автора. За косой чертой «/» после заглавия сначала указывается первый автор, а потом через запятую – второй и третий авторы.

Краснова, Л.П. Бухгалтерский учет [Текст]: учебник для вузов /Л.П. Краснова, Н.Т. Шалашова, Н.М. Ярцева. – Москва: Юристъ, 2001. – 550 с.

4. Если у издания четыре автора, то описание начинается с заглавия. За косой чертой указываются все авторы.

Лесоводство [Текст]: учебное пособие к курсовому проектированию/З.В. Ерохина, Н.П. Гордина, Н.Г. Спицына, В.Г. Атрохин. – Красноярск: Изд-во СибГТУ, 2000. - 175 с.

5. Если у издания пять авторов и более, то описание начинается с заглавия. За косой чертой указываются три автора и др.

Логика [Текст]: учебное пособие для 10-11 классов / А.Д. Гетманова, А.Л. Никифоров, М.И. Панов и др. – Москва: Дрофа, 1995. – 156 с.

6. Если у издания есть один или несколько авторов, и также указаны редакторы, составители, переводчики и т.п., то информация о них указывается в сведении об отвественности, после всех авторов перед точкой с запятой «;».

Ашервуд Б. Азбука общения [Текст] / Б. Ашервуд; пер. с анг. И.Ю.Багровой и Р.З. Пановой, науч. ред. Л.М. Иньковой. – Москва: Либерея, 1995. – 175 с.

7. Если у издания нет автора, но указаны редакторы, составители, переводчики и т.п., то описание начинается с заглавия. За косой чертой после заглавия сразу пишутся редакторы, составители и т.п. с указанием функции.

Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2002. – 680 с.

8. Если у издания нет автора, редакторов и т.п., то после заглавия сразу идет информация об издании после точки и тире «. -».

Иллюстрированный словарь английского и русского языка с указателями [Текст]. – Москва: Живой язык, 2003. – 1000 с.

Многотомные издания

Автор. Заглавие издания: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / Сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об ответственности (редакторы, переводчики, коллективы). – Город издания: Издательство, Год начала издания – год окончания издания.– (Серия).

Обозначение и номер тома: Заглавие тома: сведения, относящиеся к заглавию. – Год издания тома. – Объем;
Обозначение и номер тома: Заглавие тома: сведения, относящиеся к заглавию. – Год издания тома. – Объем. и т.д.

или:

Автор. Заглавие издания: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле) / Сведения об ответственности (авторы); последующие сведения об отвественности (редакторы, переводчики, коллективы). – Город издания: Издательство, Год начала издания – год окончания издания. – Количество томов. – (Серия).

Примеры:

Горожанин, А.В. Российская полиция на страже имперской государственности: монография [Текст]: в 2-х т. / А.В. Горожанин; Мин-во юстиции РФ, Самар. юрид ин-т. – Самара, 2004. – 91 с.

Т. 1: Полиция как столп российской имперской государственности (XVIII – первая половина XIX в.) – 258 с.

Т.2: Российская империя и ее полиция: рассвет и закат – 166 с. или

Горожанин, А.В. Российская полиция на страже имперской государственности: монография [Текст]: в 2-х т. / А.В. Горожанин; Мин-во юстиции РФ, Самар. юрид. ин-т. – Самара, 2004. – 91 с. – 2 т.

Неопубликованные документы

Диссертации

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (автор); последующие сведения об ответственности (коллектив). – Место написания, Дата написания. – Объем.

Примечания:

В сведениях, относящихся к заглавию, приводят сведения о том, что данная работа представлена в качестве диссертации, а также сведения об ученой степени, на соискание которой представлена диссертация. Сведения приводят в сокращенном виде.

Например:

дис...... канд. пед. наук

дис.......д-ра техн. наук

Примеры:

Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в XIII-XIV вв. [Текст]: дис.....канд. ист. наук: 07.00.02: защищена 22.01.02: утв. 15.07.02 / Белозеров Иван Валентинович. – Москва, 2002. – 215 с.

Автореферат диссертации

Автор. Заглавие: сведения, относящиеся к заглавию (см. на титуле): шифр номенклатуры специальностей научных работников: дата защиты: дата утверждения / сведения об ответственности (коллектив). – Место написания. -Объем.

Примечания:

В сведениях, относящихся к заглавию, приводят сведения о том, что данная работа представлена в качестве автореферата диссертации на соискание ученой степени. Сведения приводят в сокращенном виде.

Например:

автореф. дис......канд. физ. наук

автореф. дис......д-ра пед. наук

Примеры:

Александров, А.А. Анализ и оценка оперативной обстановки в республике, крае, области (правовые и организационные аспекты) [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. юрид. наук (12.00.11) / Александров Александр Александрович; Акад. упр. МВД России. – Москва, 2004. – 26 с.

Электронные ресурсы

Электронный ресурс локального доступа (CD)

Автор. Заглавие [Электронный ресурс]: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об отвественности (авторы); последующие сведения об отвественности (редакторы, переводчики, коллективы). – Обозначение вида ресурса («электрон. дан.» и/или «электрон. прогр.»). – Место издания: Издательство, Год издания. – Обозначение материала и количество физических единиц. – (Серия).

Примечания:

1. Описание электронного ресурса в области «Автор»' и «Сведения об ответственности» осуществляется по правилам описания книжного издания.

2. Обозначение материала приводят сразу после заглавия в квадратных скобках: [Электронный ресурс]

Примеры:

Родников, А.Р. Логистика [Электронный ресурс]: терминологический словарь. – / А.Р. Родников. – Электронные данные. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD- ROM).

Энциклопедия классической музыки [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Москва: Комминфо, 2000. – 1 эл. опт. диск (CD- ROM).

Составные части документов

Сведения о статье // Сведения об источнике статьи. – Сведение о местоположении статьи в документе.

Статья из книги

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие книги: сведения, сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы книги); последующие сведения об отвественности (редакторы, переводчики, коллективы). – Место издания: Издательство, год издания. – Местоположение статьи (страницы).

Примечание:

Сведения об издательстве в области выходных данных книг можно упустить.

Иванов, С.А. Маркетинг и менеджмент [Текст] / С.А. Иванов // Статьи о классиках. – Москва, 2002. – С. 12-34.

Статья из сборника

Думова, И.И. Инвестиции в человеческий капитал [Текст] / И.И. Думова, М.В. Колесникова // Современные аспекты регионального развития: сб. статей. – Иркутск, 2001. – С. 47-49.

Баданина, Л.А. Расчет процесса фильтрации жидкости в древесине при автоклавной пропитке [Текст] / Л.А. Баданина // Наука – Северному региону: сб. науч. тр. / АГТУ. – Архангельск, 2005. – Вып. 62. – С. 8-12.

Статья из газеты

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название газеты. – Год выпуска. – Число и месяц выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Николаева, С. Будем читать. Глядишь, и кризис пройдет…[Текст] / С. Николаева // Северный комсомолец. – 2009. - № 13. – С. 9.

Рысев, В. Приоритет – экология [Текст] / В. Рысев // Волна. – 2004. – 4 марта. – С. 13.

Статья из журнала

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примечание:

Если статья размещены в двух и более журналах, то сведения о ее местоположении в каждом из номеров отделяют точкой с запятой.

Примеры:

Тарасова, Н.Г. Смена парадигм в развитии теории и практики градостроительства [Текст] / Н.Г. Тарасова // Архитектура и строительство России. – 2007. - № 4. – С. 2-7.

Казаков, Н.А. Запоздалое признание [Текст] / Н.А. Казаков // На боевом посту. – 2000. - № 9. – С. 64-67; № 10. – С. 58-71.

Статья из продолжающихся изданий

Автор. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Заглавие издания. Название серии. – Год издания. – Номер выпуска: Заглавие выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примеры:

Белох, Н.В. Доходы, предложение и цены – проблема сбалансированности [Текст] / Н.В. Белох, Н.Я. Петраков, В.П. Русаков // Известия АН СССР. Сер. экономическая. – 1982. - № 2. – С. 71-77.

Белова, Г.Д. Некоторые вопросы уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства [Текст] / Г.Д. Белова // Актуальные проблемы прокурорского надзора /Ин-т повышения квал. рук. кадров Генер. прокуратуры Рос. Федерации. – 2001. – Вып. 5: Прокурорский надзор за исполнением уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Организация деятельности прокуратуры. – С. 46-49.

Рецензия

Автор рецензии. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы). – Рец. на кн.: Описание книги.

или

Описание книги. – Рец. Заглавие статьи: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности (авторы статьи) // Название журнала. – Год выпуска. – Номер выпуска. – Местоположение статьи (страницы).

Примечание:

Описание издания, на которое написана рецензия, осуществляется по правилам описания книжного издания.

Примеры:

Воскресенский, С.В. В помощь учителю и ученику [Текст] // Северный край. – 1999. – 30 сент. – Рец. на кн: Карта Ярославской области. География. История [Карты] / отв. Ред. Е.Ю. Колобовский. – Ярославль, 1999.

Пономаренков, В.А. Особенности расследования «цыганских» преступлений: учебное пособие / В.А. Пономаренков, И.А. Пономаренкова. – Москва: Изд-во МГПУ, 2002. – 76 с. – Рец. Наумова, Н.А. О необычном пособии для правоохранительных органов [Текст] / Е.А. Наумова // Вестник Моск. гор. пед. ун-та. – 2003. - № 2. – С. 273.

2) Чтение научной литературы

Чтобы успешно работать с учебной и научной литературой,

необходимо владеть культурой чтения. Культура чтения включает в себя: регулярность чтения, скорость чтения, виды чтения, умение работать с информационно-поисковыми системами и каталогами библиотек, рациональность чтения, умение вести различные виды записей.

Чтобы овладеть как можно большим пластом литературного материала, необходимо уметь быстро читать. Скорость чтения — не самоцель. Она обязательно должна сопровождаться качеством усвоения содержания текста, его воспринимаемостью, осмыслением и запоминанием самой существенной информации.

Для исследователя важно уметь определять цели чтения, владеть различными видами чтения.

Различают следующие цели чтения:

¾ информационно-поисковая — найти нужную информацию  усваивающая — понять информацию и логику рассуждения;

¾ аналитико-критическая — осмыслить текст, определить к нему свое отношение;

¾ творческая — на основе осмысления информации дополнить и развить ее.

Чаще всего специалисты говорят о трех основных видах чтения:

1. Поисковое (просмотровое, ориентировочное): используется для предварительного ознакомления с книгой (статьей). Главная задача – обнаружить, есть ли в книге необходимая информация. Для этого, обычно просматривается оглавление, аннотация, предисловие, заключение. Иногда такого чтения бывает вполне достаточно, чтобы составить представление о книге, об основных идеях автора, некоторых особенностях работы.

Если попытаться определить последовательность действий при этом виде чтения, то получиться следующее:

а) выделите заголовки и pубpики для того, чтобы получить общее представление о содержании и стpуктуpе текста. Заголовок или pубpику можно представить в виде вопроса. Напpимеp, заголовок "Система воспитания как условие развития личности" можно пpеобpазовать в вопpос "Какова должна быть система воспитания, чтобы сфоpмиpовать растущего человека как личность?";

б) пpосмотpите первый и последний абзацы с тем, чтобы получить общее представление о содержании;

в) бегло пpосмотpите весь текст;

г) поставьте вопросы к тексту, который предстоит прочитать: "Что мне известно по данной теме?", "Что мне предстоит узнать?" Благодаря пpосмотpу подзаголовков и pубpик и пpеобpазования их в вопросы, ваше чтение становится активным, становится понятной цель чтения, появляется связь между новой информацией и имеющимися знаниями.

2. Выборочное чтение (ознакомительное, конспективное) используется при вторичном чтении, если есть необходимость более подробно уяснить какую-то определенную информацию. В этом случае мы обращаем внимание только на те разделы книги (текста), которые нам необходимы.

3. Углубленное чтение (изучающее, аналитическое, критическое) – его главная задача – понять и запомнить прочитанное. При этом мы обращаем внимание на детали, анализируем информацию, даем ей оценку, критически осмысливаем и оцениваем прочитанное. Это самый серьезный вид чтения, требующий вдумчивого отношения.

Для эффективного чтения можно предложить такую последовательность действий:

1. Обзор и просмотр: пpосмотpите введение, оглавление, pезюме для того, чтобы получить общее пpедставление.

2. Анализ - задумайтесь над тем, для чего вы читаете именно эту книгу, чем мотивиpован ваш выбоp.

3. Активное чтение - по мере чтения выделяйте основные мысли, сфоpмулиpуйте их письменно. Запишите возникающие вопpосы.

Закончив работу, пpовеpьте, насколько хорошо вы усвоили прочитанное.

4. Развитие мысли - попытайтесь изложить свою собственную точку зрения относительно прочитанного.

Все виды чтения взаимосвязаны между собой и нужно уметь читать по- разному. Результативность чтения определяется степенью усвоения материала и количеством затраченного на это времени. Читать быстро –немаловажное умение для исследователя. Средней скоростью чтения считается 200-250 слов в минуту. Однако истории известны люди, которые читали очень быстро, (О.Бальзак, А.Эдисон и др.). Джон Кеннеди, например, читал со скоростью примерно 1200 слов в минуту. Для того, чтобы читать быстро, нужна тренировка по специальным упражнениям. Но уже сегодня вы можете повысить скорость, если обратите внимание на следующие рекомендации. Они помогут избежать некоторых недостатков, которые мы часто допускаем при чтении:

¾ читайте без артикуляции, не пpоговаpивайте слова, внутpенняя pечь значительно снижает скоpость чтения;

¾ читайте сверху вниз, скользя глазами по центру страницы, а не по строчкам;

¾ читайте не словами, а целыми строками, расширяя перефирийное зрение;

¾ читайте без регрессий, т.е не возвращайтесь к уже прочитанным словам, фразам;

¾ читайте внимательно, отсутствие внимания пpи чтении пpиводит к тому, что чтение происходит механически и смысл пpочитанного не доходит до сознания;

¾ читайте с интересом, легко читается и запоминается то, что нам интересно, поэтому мотивируйте себя при чтении.

2) Методы фиксации полученной информации

Информация становится ресурсом, если она может распределяться во времени и пространстве, использоваться для решения определенного круга задач. Информация становится ресурсом с момента фиксации ее на носителе (бумажном, электронном).

Первичная фиксация информации может быть сделана следующим образом: подчеркивания в книге, пометки на полях. Для пометок на полях можно воспользоваться такой системой обозначений:

! – очень важно;

? – вызывает сомнение, не понятно;

v – основное, обратить внимание;

= - вывод, резюме, итог;

В – выписать и др.

Фиксировать информацию можно и в виде записей: планов, тезисов, конспектов.

План - это краткая пpогpамма какого-нибудь изложения; совокупность кpатко сфоpмулиpованных мыслей-заголовков в сжатом виде представляет

смысловую структуру текста. План — это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как вид записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей. Записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного. Однако, необходимо отметить, что план, как правило, говорит лишь о чем сказано в источнике, но не дает сведений о том, что и как сказано, т. е. скупо упоминает о фактическом содержании, о схеме его расположения. Составляя план при чтении текста, прежде всего, старайтесь определить границы мыслей. Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки, формулируя соот-ветствующий пункт плана. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Достоинства плана заключаются в том, что это самая кpаткая запись, котоpая отpажает последовательность изложения и обобщает пpочитанное; восстанавливает в памяти содеpжание источника; заменяет конспекты и тезисы; помогает составлению записей и т.п.

Фоpмулиpовка плана только называет то, о чем нужно сказать. То, что нужно сказать может быть сфоpмулиpовано в тезисе.

План может быть простым, когда фиксируются основные мысли в пунктах плана, и сложным, с детализацией каждого пункта подпунктами.

Действия пpи составлении плана могут быть следующими:

1. Пpосмотpите текст и pазделите его на законченные отpывки. Ориентиром могут служить абзацы текста, хотя не всегда смысловая граница проходит по ним.

2. Опpеделите основную мысль каждой части, опираясь на ключевые слова и фразы, и сфоpмулиpуйте ее.

3. Уточните формулировки и последовательно их запишите. Если вы поставите к каждой смысловой части вопрос и запишите его, у вас получится вопросный план.

Пpоследите на пpимеpе фpагмента из книги Ильина Е.Н. "Искусство общения" как опpеделяется основная мысль отpывка и фоpмулиpуется пункт плана.

Фрагмент книги Пункт плана "Отметки по литеpатуpе совсем не такие, как, пpедположим, по физике, Этика отметки химии. Учусь слушать ученика по- толстовски, т.е.слышать его и свой внутpенний голос...У



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.245.44 (0.013 с.)