Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Решение логических задач на ПрологеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Целью всего предшествующего изложения была подготовка к данному разделу -решению содержательных логических задач на Прологе, т.е. задач невычислительного характера, в которых особенности Пролога и дескриптивной парадигмы программирования проявляются наиболее ярко. Рассмотрим пример: нарисовать конверт, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя два раза по одной и той же линии. Введем обозначения, как показано на рис. 3.17. Ребра графа обозначены буквами а, б, в... (литерные константы), вершины - цифрами 1, 2, 3... Опишем структуру графа предикатом вида «ребро (S, А, В)», что означает, что от вершины А к вершине В идет ребро S. Так как граф неориентированный, помимо предикатов вида «ребро (S, А, В)» нужны и предикаты «ребро (S, В, А)». Знания о структуре графа можно представить так, как это записано рядом с рис. 3.17. Рис. 3.17. Задача «конверт» Решением задачи должен явиться список пройденных ребер графа, причем длина его должна быть равна 8 и в нем не должно быть повторяющихся ребер, что можно описать так:
путь(Т,П): - длина(П,8), write_list(П),!.(1) путь(Т,П): - ребро(Р,Т,Н),не_принад(Р,П),путь(Н,[Р|П]).(2)
Переменная Т обозначает текущую вершину графа, а П - список пройденных ребер Правило 1 означает, что если длина списка П пройденных вершин становится равной 8, список П выводится на печать. Это правило ограничивает рекурсивный перебор вершин и ребер, проводимый правилом 2. Правило 2 является генератором перебора, оно перебирает предикаты «ребро()»и находит такое ребро Р из текущей вершины Т в новую Н, чтобы оно не принадлежало списку П, затем это ребро добавляется в качестве головы к списку П, и поиск дальнейшего пути производится уже из новой вершины Н. Нам потребуется программа, определяющая длину списка,
длина ([],()). длина ([А | В], N):- длина (В, М), N is M+1.
а также программа вывода элементов списка на экран
write_list([]). write_list([H | T]):-write(H),write_list(T).
Задание
?-путь(4,[]).
- искать путь, начиная с вершины 4 и пустого списка пройденных ребер. Ответ: з, ж, в, а, б, д, г, е.
На вопрос?-путь(1,[]) ответ-«НЕТ».
Аналогично решаются другие задачи, связанные с поиском пути в графе, удовлетворяющего каким-то дополнительным условиям, например задача о коммивояжере. Программа будет состоять 1) из базы знаний о структуре графа - вершинах и связывающихих ребрах(каждому ребру может сопоставляться набор весов); 2) из правил, выражающих дополнительные условия и ограничения на решения задачи и часто связанных с обработкой списков. 3) из рекурсивного правила - генератора перебора ребер и вершин с некоторым ограничивающим предложением, целевым условием; 4) из дополнительных процедур и промежуточных определений. Интересно, что большинство задач, которые считаются логическими, сводятся к задаче поиска пути в некотором графе - графе состояний задачи. К этому типу задач можно отнести и разнообразные игры. Характерными особенностями многих задач являются следующие: 1) наличие неких дискретных состояний, число которых конечно, и одноиз них принимается за начальное, а другое (или несколько других) за конечное (искомое); 2) определены правила перехода между состояниями; 3) для каждого состояния заданы определенные условия допустимости (оценки) этого состояния. При анализе предметной области задачи эти состояния, правила перехода и условия допустимости должны быть выявлены, получены соответствующие обозначения и затем записаны с помощью фраз Хорна. Рассмотрим задачу: имеются два сосуда - на 3 и на 5 литров. Как отмерить с их помощью 4 литра воды? В этой задаче состояния связаны с определенным количеством воды V в первом сосуде и W во втором. Начальным состоянием является V=0, \V=0, а конечным V=0, W=4. Переходы между состояниями можно записать в виде правил:
сосуды(V1, W1):- сосуды(V2, W2). Например, правило
сосуды(0, W):- сосуды(V, W).
означает, что вся вода из первого сосуда вылита. Обратим внимание на слово «вода» в условии задачи. Для предметной области, связанной с водой, характерно то, что воду можно просто выливать, и данное правило перехода между состояниями допустимо. Если бы задача решалась для молока, то его выливать было бы нельзя, и такое правило было бы недопустимым! Правило
сосуды(3, W):- сосуды(V, W). означает, что первый сосуд заполнен полностью.
Не разливая, жидкость можно перелить из одного сосуда в другой только так, что один станет пустым, а другой наполнится. Это можно записать в виде правил
сосуды(3,W):- сосуды(V,W-V+3). сосуды(V,0):- cocyды(V-W,W). сосуды(V,5): - cocуды(V-W+5,W). сосуды(0,W):- сосуды(V,W-V).
При решении данной задачи необходимо также избежать повторения одних и тех же состояний - «переливания из пустого в порожнее». Для этого в предикат «сосуды ()» следует добавить 3-й аргумент - список пройденных состояний П. Элементы в него будут добавляться парами:
сосуды(V1,W1,[V1,W1|П]):- не_принад(V1,W1,П), сосуды(V2,W2,П). Условие, ограничивающее рекурсию, должно иметь вид: сосуды(_,4,П):- write_list(П).
Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоят принципиальные различие процедурных и декларативных языков программирования? 2. Каковы этапы программирования на Прологе? 3. Какие типы данных допускает Пролог? 4. В чем существо операции сопоставления? 5. Как реализуются вопросы к программе на Прологе? 6. Приведите примеры рекурсий, отличные от данных в тексте. 7. Для чего служит предикат отсечения? 8. Для чего служат списки и как они задаются? 9. Опишите на Прологе: а) свою родословную, определите бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и т.д.; б) телефонную книгу; в) районы вашего города, республики, области, укажите численность их на селения, местные достопримечательности; г) европейские государства (население, площадь и т.д.); д) таблицу дат и событий русской истории; е) небольшой словарь для перевода с русского языка на иностранный язык, который вы изучаете; ж) ведомость зачета вашей группы; з) успеваемость вашей группы (дайте определение «отличника»); и) каталог книг в библиотеке. 10. Запишите на Прологе правила, являющиеся решением следующих заданий: а) даны два числа а и b, получите их сумму, разность, произведение; б) дана длина ребра куба, найдите объем куба и площадь его боковой поверхности; в) дан радиус основания r и высота цилиндра h, найдите его объем и площадь боковой поверхности; г) даны стороны а и b параллелограмма, а также угол между ними, найдите диагонали параллелограмма и его площадь; 11. Вычислите значения выражений: а)2х+3у+4 б) (2х+8у+4)/2 в) у-х^2 г) x^2+xy+y^2 д) х/2+5у е)x^2+3y^2 ж) 5(34х-у) 12. Напишите программы, выполняющие операции над списками: а) объедините два списка, найдите МАХ и удалите его; б) удалите из списка элемент, найдите длину оставшегося списка; в) добавьте к списку элемент, вычислите среднее арифметическое его элементов; г) обратите список, найдите последний и предпоследний элементы; д) исключите из списка заданный элемент во всех вхождениях, кроме первого, найдите длину оставшегося списка; е) проверьте, имеются ли в списке повторяющиеся элементы, и все их удалите; ж) удалите из списка все элементы, равные последнему, найдите длину оставшегося списка; з) объедините два списка, найдите MIN и удалите его; и) обратите список, найдите МАХ и удалите его; к) к списку добавьте обращенный второй список, найдите длину результата; л) отсортируйте список, используя метод пузырька. 13. Напишите программу, решающую задачу о волке, козе и капусте. 14. Напишите программу, решающую задачу, аналогичною задаче 13, о трех туземцах, трех миссионерах и двухместной лодке. 15. Напишите программу, решающею задачу об обходе препятствия. 16. Напишите программу, определяющую положение «шах королю». 17. Напишите программу, определяющую, как шахматному коню попасть с поля А на поле В. 18. Напишите программу, определяющую, как разлить 10 л молока по 5 л, пользуясь бидонами на 3, 7 и 10 л. 19. Напишите программу, аналитически дифференцирующую элементарную функцию. 20. Напишите программу, играющую в «крестики и нулики» на бесконечной плоскости. 21. Напишите программу, вычисляющую интервал между двумя датами одного года, например 7 марта и 9 сентября. 22. Напишите программу, решающую задачу о четырех ферзях на поле размером 4х4 клетки.
§ 8. ВВЕДЕНИЕ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.37.74 (0.009 с.) |