Автомобиль «Москвич-407» (окончание) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автомобиль «Москвич-407» (окончание)



 

 

На щите приборов большой круглый и четыре маленьких прямоугольных циферблата, замок зажигания (на многих машинах объединенный с включением стартера) и несколько кнопок.

Стрелка на большом циферблате показывает, с какой скоростью идет автомобиль, стрелки маленьких — сколько бензина в баке, как расходуется электроэнергия, какая температура воды в системе охлаждения двигателя, каково давление в системе смазки. А кнопки служат для включения разных ламп, стеклоочистителя, обогревателя кузова, радиоприемника, для регулирования состава и количества горючей смеси, поступающей в двигатель.

Рычаги и педали (кроме педали тормоза) связаны с подчиненными им механизмами через тяги и тросы. Подвинется педаль или рычаг — вслед за ними переместится тяга или натянется трос, а затем повернется одна из заслонок карбюратора, или отодвинется от маховика диск сцепления, или раздвинутся и прижмутся к тормозному барабану колодки стояночного тормоза, или передвинутся муфты в коробке передач.

Привод к тормозам (рис. 20) осуществлять тягами очень неудобно: ведь передние колеса поворачиваются вместе с тормозными барабанами. Здесь нужен какой-то гибкий привод. Им служат резиновые трубки, заполненные вязкой смесью масла и спирта и присоединенные одним концом к главному тормозному цилиндру около педали, а другим — к рабочему цилиндру у каждого колесного тормоза.

Нажимая педаль, водитель передвигает поршень в главном цилиндре и вытесняет жидкость в трубки. Под ее давлением поршеньки в рабочих цилиндрах расходятся, раздвигают колодки тормозов и прижимают их к внутренней поверхности вращающихся вместе с колесами барабанов. Между накладками на колодках и барабанами возникает трение. Накопленная при движении энергия расходуется уже не на вращение колес, а на трение, и автомобиль замедляет ход, а затем и останавливается. Когда торможение прекращается, колодки снова стягиваются пружинами, поршеньки сходятся, жидкость возвращается в главный цилиндр.

Заглянем еще раз под автомобиль. Кроме уже знакомых нам тормозов с их приводом, рычагов, поперечины, пружин и листовых рессор, рулевых тяг, мы увидим внутри пружин подвески и около рессор черные цилиндры. Ушки на их верхних концах присоединены к кузову, а нижние — к рычагам подвески и к заднему мосту. Это — телескопические амортизаторы (рис. 21).

Нижний стакан амортизатора плотно входит в верхний. Внутри нижнего стакана сделана перегородка с большим и малым отверстиями. Большое отверстие перекрыто клапаном, допускающим перетекание жидкости, которой заполнен амортизатор, только из верхнего стакана в нижний.

Когда колесо наезжает на бугор, рессора или пружина сжимается, нижний стакан вдвигается в верхний и жидкость перетекает вниз. Но вот колесо опускается. Теперь жидкость медленно просачивается через маленькое отверстие, тормозя опускание нижнего стакана и сдерживая рессору. Не будь амортизатора, рессора совершила бы после толчка несколько затухающих колебаний. Кузов раскачивался бы не только в момент переезда через бугор, но и после него, даже на ровной дороге. Амортизаторы прижимают колеса к дороге, удерживают кузов от качки, дают автомобилю устойчивость и хорошее сцепление колес с дорогой.

Как уже было сказано, передний и задний мосты с подвеской, двигатель и другие механизмы «Москвича» смонтированы на кузове. Кузов несет их на себе, так же как и полезную нагрузку — пассажиров. Поэтому его называют несущим кузовом (рис. 22), в отличие от кузовов грузовых и больших легковых автомобилей, у которых механизмы установлены на раме шасси. Несущий кузов, кроме «Москвича», сделан и у автомобилей «Победа», «Волга», Газ-12, у большинства автобусов. Прочная стальная скорлупа несущего кузова не только защищает пассажиров, но и работает — несет нагрузку. Это позволяет облегчить автомобиль, устранив раму. К грузовым автомобилям трудно применить несущую конструкцию кузова, так как у них нет общей жесткой скорлупы и к раме отдельно крепятся кабина, платформа, крылья, облицовка радиатора.

Мы начали осмотр автомобиля с колеса, но не уделили внимания важнейшей его составной части — шине (рис. 23). Присмотритесь к его ободу. Если из отверстия в ободе свободно высовывается клапан — вентиль шины, значит, на обод надета шина с камерой. Если вентиль плотно привернут к самому ободу, значит, шина бескамерная. Шина с камерой известна давно и широко применяется не только на автомобилях, но и на велосипедах и других средствах транспорта. Ныне она уступает место более совершенной бескамерной шине.

В первом случае воздух заключен в кольцеобразную камеру из тонкой резины, а покрышка, надетая на борта обода колеса, защищает камеру от износа и мелких повреждений. Во втором случае роль камеры играет сама покрышка. Ее края плотно — герметично — прилегают к ободу, и воздух не может просочиться между ней и ободом.

Такое упрощение конструкции шины, ставшее возможным после достижения большой точности в изготовлении шин и ободов, дает огромные преимущества. Во-первых, шина облегчается. Во-вторых, она не выходит полностью из строя в случае прокола: если из проколотой камеры воздух выходит через зазоры между покрышкой, камерой и ободом, то из проколотой бескамерной шины он может выйти только через маленькое отверстие прокола, к тому же закрытое виновником прокола — гвоздем. В-третьих, бескамерная шина менее подвержена нагреву во время движения — нет трения между камерой и покрышкой, а обод, непосредственно соприкасающийся с воздухом, хорошо отводит тепло.

Назначение шины — обеспечивать сцепление колеса с дорогой и поглощать толчки от мелких неровностей дороги. Наезжая на камень, шина проминается, сжимая находящийся внутри нее воздух, и толчок от камня передается на колесо и далее на подвеску и кузов ослабленным.

Пассажира оберегают от неровностей дороги пять защитников — шины, пружины или рессоры подвески, амортизаторы, мягкие прокладки крепления подвески к кузову и эластичные подушки сидений.

За рулем

 

 

Управлять машиной, мчащейся со скоростью 80, а то и 100 км/час и доставляющей на огромные расстояния пассажиров или груз, ощущать власть над десятками лошадиных сил мощности ее двигателя, видеть в раме ветрового стекла новые и новые картины — как это увлекательно! И главное — доступно всем. Больших усилий для этого не требуется.

На хорошей дороге водитель редко прибегнет к пользованию многими рычагами, педалями и кнопками. Он только поворачивает рулевое колесо, слегка нажимает педаль подачи топлива, время от времени тормозит или переключает передачи.

Новичок быстро усваивает все приемы управления и, становясь постепенно опытным водителем, управляет автомобилем почти автоматически.

Но роль водителя не только в том, чтобы «вертеть баранку». Есть у него обязанности и перед поездкой, и после нее. Чтобы автомобиль долго служил, бесперебойно и надежно работал, за ним нужен уход. Плох тот водитель, который перед началом рабочего дня или далекого рейса садится за руль, пускает двигатель и включает передачу. Предварительно он должен проверить, есть ли в баке бензин, в радиаторе — вода, в картере двигателя — масло. Необходимо посмотреть, каково давление в шинах, исправны ли все лампы и сигналы, плотно ли соединены трубопроводы, как действуют тормоза. На все это уходит не более пяти минут. И только тогда можно трогаться в путь.

На улицах городов и на дорогах много машин, и каждый водитель должен соблюдать строгие правила движения, решать на ходу задачи, напоминающие шахматные.

Замедлите ход при выезде, чтобы не помешать другим машинам, движущимся по улице. Каждому автомобилю предоставлено свое место на мостовой: легковые держатся ближе к середине улицы, грузовые и автобусы — ближе к тротуару. Скорость движения в городах доходит до 60 км/час — автомобиль для того и создан, чтобы двигаться быстро. Но водитель должен быть особенно осторожен на перекрестках, в местах скопления пешеходов, на крутых спусках, на поворотах, железнодорожных переездах — короче говоря, там, где может возникнуть опасность наезда, столкновения или необходимость в резком торможении. Если дорога скользкая, в тумане или темной ночью водитель должен быть осторожен вдвойне и вести машину на сниженной скорости.

В СССР, как и в большинстве стран мира, принято движение по правой стороне дороги. Идущий впереди автомобиль нужно обгонять слева. Если на перекрестке нет светофора или регулировщика, то из двух приблизившихся к перекрестку автомобилей право проезда первым имеет тот, кто находится справа от другого. Но бывает и так, что два автомобиля находятся в равных условиях, а проехать может только один, например на сужении дороги. Для таких случаев установлена очередность «по старшинству» — вернее, по значению каждого вида транспорта. Первым в ряду стоит трамвай, потом идут троллейбус, автобус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, мотороллер.

Вам нужно повернуть налево или направо — дайте об этом знать другим водителям и подведите автомобиль заранее к середине или к правому краю дороги, пропустите встречные автомобили и убедитесь, что ваши маневры никому не помешают. Сигнал поворота дается включением мигающих ламп (указателей поворота), а если их нет на автомобиле или они неисправны — взмахом руки, открыванием дверцы.

Такие правила позволяют вести машину без задержек и без помех для других машин. На улицах и дорогах с оживленным движением водителям помогают светофоры, линии на мостовой и дорожные сигнальные знаки.

Посредине улицы проходит осевая линия. Она делит встречные потоки автомобилей. Иногда осевая линия двойная: между двумя линиями остается резервная зона. По ней могут ездить только автомобили скорой помощи, пожарные и другой специальный транспорт. Осевую линию можно пересекать при выезде из двора или при развороте только в том случае, если она прерывистая. Заезжать на левую сторону улицы при движении прямо запрещается.

Линии «стоп» и линии пешеходных переходов подсказывают водителю, где остановить автомобиль перед перекрестком и где нужно быть особенно осторожным. «Островки безопасности» — участки, ограниченные тротуарными линиями, площадки около остановок транспорта — предоставлены пешеходам. Здесь автомобилям проезд не разрешен. А для стоянок автомобилей отведены особые места. На мостовой, особенно на площадях, нанесены стрелы. Они показывают, как проехать, не мешая другим.

Светофоры имеют три или четыре фонаря. Свет в зеленом фонаре означает «путь свободен»; свет в красном — «проезд запрещен»; желтый свет — предупредительный. Если до желтого свет был зеленый, значит, за желтым последует красный. Остановитесь и ждите зеленого света. После красного света тоже зажжется желтый. Пока он горит, включите передачу и подготовьтесь к троганию с места. Четвертый фонарь — тоже зеленый. Иногда его стекло имеет вид стрелки. Такой фонарь ставят на наиболее оживленных перекрестках. Здесь можно делать поворот влево или вправо только после появления света в четвертом фонаре светофора.

Сигналам светофора соответствуют определенные положения регулировщика. Если он стоит к вам лицом или спиной — проезд запрещен, если он стоит в профиль — путь свободен. Поднятый жезл, как и желтый свет, означает предупреждение. Вытягивая вперед руку с жезлом, регулировщик указывает вам направление движения. Ваше внимание приковано к дороге. Вам некогда искать среди домов школу или кинотеатр, чтобы определить место скопления людей. Вам трудно на ходу угадывать, где ворота слишком низки для проезда высоко груженного автомобиля, или где мост слишком слаб для большегрузной машины, или где удобнее поставить автомобиль. А какова дорога за поворотом?

Обо всем этом вам рассказывают дорожные сигнальные знаки. Их простые рисунки понятны каждому. Вот треугольные знаки. Они стоят главным образом на шоссе и предупреждают вас о приближении к железнодорожному переезду, к крутому повороту, к перекрестку, к крутому спуску. Круглые знаки — более строгие. Они запрещают въезд в улицу или сквозной проезд по ней, ограничивают движение того или иного вида транспорта, показывают допустимый полный вес автомобиля на мосту, допустимую высоту погрузки для проезда под аркой ворот или под пересекающей дорогу линией электропередачи. Есть знаки, запрещающие стоянку или остановку, обгон или подачу звуковых сигналов, ограничивающие скорость движения. Черные треугольники в желтом круге с белыми рисунками пешеходов, школьников, строительных рабочих, голубей говорят сами за себя. Черные стрелы на желтом фоне разрешают движение в том или ином направлении, а зеленые или красные кружки около стрелок показывают, при каком сигнале светофора разрешается делать поворот или ехать прямо.

У запрещающих знаков — красный ободок. Если ободок замкнут, знак действует в городе до ближайшей площади или большого перекрестка, а на шоссе — до конца населенного пункта. Если ободок не замкнут внизу, знак действует до любого ближайшего перекрестка. Иногда в разрыве ободка стоит число. Оно указывает в метрах или километрах расстояние, на которое распространяется действие знака (см. цв. рис., стр. 449).

Правила движения, линии на мостовой и знаки, светофоры и регулировщики оберегают и автомобилистов и пешеходов от опасности, дают возможность автомобилям двигаться быстро. И только покидая улицу и въезжая во двор или в гараж, вы можете действовать по вашему усмотрению. Впрочем, не совсем так: и здесь нужно соблюдать осторожность, не создавать шума.

Но вот автомобиль поставлен в гараж. Вне гаража он верно служит человеку. В гараже они меняются ролями. Если водитель не ленится регулярно и вовремя обслуживать автомобиль, то на это уходит, в конце концов, очень немного времени и сил, и они с лихвой окупаются бесперебойной работой машины. Вы уже знаете, что нужно сделать перед выездом. По возвращении в гараж осмотрите автомобиль, устраните неисправности, помойте машину.

Но это не все. Об автомобиле нужно заботиться через каждую тысячу километров пробега. Взгляните на счетчик — не пора ли проверить зазоры клапанов, состояние карбюратора и приборы зажигания, свободный ход педалей сцепления и тормоза, затяжку рулевых тяг? Не нужно ли подтянуть все соединения и места крепления приборов, смазать автомобиль, сменить масло в картере двигателя?

А после каждых 6 тыс. км пробега нужно не только проверить, но и отрегулировать все приборы и механизмы, почистить и промыть тормоза и карбюратор, сменить масляный фильтр, смазать петли и замки дверей, багажника и капота, отполировать кузов.

Два раза в год — весной и осенью — надо подкрашивать поврежденные места кузова, особенно тщательно подтягивать все крепления, промывать систему охлаждения двигателя и отопления кузова, сменять смазку в картерах коробки передач и заднего моста, в ступицах колес.

Чтобы облегчить водителю заботы об автомобиле, в гаражах и на станциях обслуживания устроены смотровые ямы, эстакады и подъемники, есть также моечные машины, компрессоры для накачки шин, пылесосы, приспособления для смазки. С таким оборудованием можно за 2-3 часа произвести весь объем работ по периодическому техническому обслуживанию автомобиля, а то и сменить неисправные механизмы и детали. И автомобиль поступит в ваше распоряжение умытый, подтянутый, смазанный, готовый к новым сотням и тысячам километров пробега.

Машины нашего неба

 

 

Соколами принято называть летчиков — хозяев неба. Сокол — красивое, звучное «звание», по доброй воле от него не откажешься. И все же, если стремиться к точности, присваивать покорителям воздушного океана имя этой быстрокрылой птицы — ошибка.

Сорок лет назад люди обогнали соколов в полете. Официальный рекорд скорости, поставленный в 1920 г., — 320 км/час. А самому быстрому из живых летунов — соколу сапсану никогда не удавалось развить скорость большую, чем 300-315 км/час.

Сорок лет двадцатого века — огромный срок. В наше время даже пассажирские самолеты успешно летают с тысячекилометровыми скоростями. А реактивные истребители — самые быстроходные самолеты — давно уже перегнали звук. 2500 км/час — официальное рекордное достижение.

Почему, однако, разговор об авиации начинается со скорости полета? Потому, что скорость, дающая авиации возможность уничтожать расстояние между странами и народами, соединять воздушными мостами континенты, делать далекое близким, в первую очередь определяет ценность летающих машин, созданных мечтой и гением человека.

Мечтой? Да, мечтой! Авиация началась с мечты. И в этом не может быть ни малейшего сомнения. Задолго до того, как были открыты естественные законы, позволившие построить первый, самый примитивный летательный аппарат, человек сложил волшебную легенду об Икаре. Мечта дала юноше Икару крылья из птичьих перьев, она подняла его к солнцу... Само название летательной машины — самолет — появилось прежде всего в сказках (вспомним ковер-самолет) и только много-много позже легло строгой подписью на листы инженерных чертежей.

Мечта помогла найти сотни смелых, порой неожиданных решений, позволивших человеку преодолеть притяжение нашей планеты, оторваться от Земли и завоевать самый безграничный из океанов — небо.

Мы легко привыкаем к новому. Уже стали привычными для нас спутники, запущенные советскими учеными. И кого, например, может удивить теперь карта регулярных маршрутов Аэрофлота, врезанная в стену Внуковского аэропорта столицы: Москва — Якутск, Москва — Дели, Москва — Владивосток, Москва — Прага, Москва — Париж!

Днем и ночью самолеты идут по сотням трасс, перебрасывая на огромные расстояния миллионы пассажиров и тысячи тонн грузов.

Давно уже самолет — рабочая машина. Никого она не удивляет, никого не приводит в трепет; более того, для жителя Чукотки или Камчатки воздушный корабль куда привычнее троллейбуса или трамвая.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.039 с.)