Методы психологического познания человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического познания человека.



Как все естественные и общественные науки, психология располагает двумя методами получения фактов, подлежащих дальнейшему анализу, - методами наблюдения и эксперимента, в свою очередь имеют ряд модификаций, не изменяющих их сущности.

Наблюдение становится методом психологического изучения лишь в том случае, если оно не ограничивается описанием внешних явлений, а осуществляется переход к объяснению природы этих явлений. Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.

Регистрация фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения, ввиду того, что они бесчисленны и в качестве критерия имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Житейские психологические наблюдения аккумулируются в пословицах, поговорках.

Научное психологическое наблюдение в отличие от житейского предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого факта поведения к объяснению его внутренней сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Её проверка или опровержение – дело дальнейших наблюдений. Существенно важным требованием к психологическому наблюдению является наличие чёткого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидность наблюдения – психологический анализ продуктов деятельности. В этом случае как будто изучается не сама деятельность, а лишь её продукт, но по существу объектом изучения оказываются психические процессы, реализующиеся в результате действия. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.

Основной инструмент получения новых психологических фактов и объективного научного познания – это экспериментальный метод. В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Так, исследователь создаёт условия, в которых психический факт может отчётливо выявиться, может быть изменён в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода: лабораторный и естественный.

Характерный признак лабораторного эксперимента – не только то, что его проводят в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры и что действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним идёт эксперимент. С помощью эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д. В настоящее время лабораторный эксперимент нередко строят таким образом, что в нём оказались смоделированными некоторые психологические стороны деятельности, которую выполняет человек в привычных условиях (так, в эксперименте могут быть смоделированы ситуации значительного эмоционального напряжения, в ходе которых испытуемый, лётчик по профессии, должен принмать осмысленные решения, выполнять сложные, требующие высокой степени координированности движения, реагировать на показания приборов и т.д.).

Естественный эксперимент (предложен А.Ф. Лазурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, а перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра и т.д.).

Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования, называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся при различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых вопросов. Устный опрос применяется в том случае, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведении исследования. Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространённая форма –анкета. Но её недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание её вопросов и, исходя из этого изменить их. Свободный опрос – разновидность устного или письменного опроса, при котором перечень вопросов заранее не ограничен определёнными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест – задание. Тест –опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно проверенных с точки зрения их валидности и надёжности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это – их положительная сторона. Недостаток в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того данные тесты неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознаёт или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Например, отрицательные личностные качества и мотивы поведения.

В этих случаях применяются проективные тесты. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательно характера он им приписывает.

Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограничение их применимости. Кроме того, такие тесты требуют большой специальной подготовки и высокой профессиональной квалификации со стороны самого психолога.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего явления путём простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении (закон Бугера-вебера, Вебера-Фехнера и Стивенса). Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению (перцептроны). Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики (компьютерные программы). Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной.

 

 

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных

Основной метод Вариант основного метода
Наблюдение Опрос Тесты Эксперимент моделирование Внешнее (наблюдение со стороны) Внутренне (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включённое Сторонее Устный Письменный Свободный Стандартизироный Тест-опросник Тест-задание Проективный тест Естественный Лабораторный Математическое Логическое Техническое кибернетическое

 

Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии применяются различные способы и приёмы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются разнообразные методы математической статистики, методы качественного анализа.

Структура психологического исследования

1 этап – формулировка проблемы;

2 этап – выдвижение гипотезы;

3 этап – проверка гипотезы – получение данных эмпирических и обработка их;

4 этап – интерпретация результатов проверки – соотнесение полученных результатов с исходной гипотезой, выводы о достоверности гипотезы и дальнейшее соотнесение её с теорией, в рамках коей формировалась гипотеза; при необходимости пересмотр определённых положений, что порождает новые проблемы, новые гипотезы.

Проблема надёжности в психологическом исследовании

Надёжность – характеристика теста, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов к действию случайных факторов. Чем выше надёжность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерения.

Результат психологического исследования обычно подвержен влиянию большого количества неучитываемых факторов (например, эмоциональное утомление, если они не входят в круг исследуемых характеристик, освещённость, температура и другие особенности помещения, в котором проводится исследование, уровень мотивированности испытуемых на исследование и др.).

Определение надёжности теста бывает связано с понятием внутренней состоятельности теста; это выражается в расчленении теста на части с последующим сопоставлением результатов частей. Надёжность теста определяется также методами анализа дисперсионного и факторного.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.011 с.)