Пояснительная записка к курсу «Технология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пояснительная записка к курсу «Технология»



Класс, автор Е. А. Лутцева

(УМК «Начальная школа 21 века»)

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сто­ронами материального мира, объединенными общими зако­номерностями, которые обнаруживаются в способах реали­зации человеческой деятельности, в технологиях преобра­зования сырья, анергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологич­ность» и «технология», отражаются в отдельных видах дея­тельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

 

В связи с этим задачами курса являются:

• развитие личностных качеств (активности, инициа­тивности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (вни­мания, памяти, восприятия, образного и образно-логическо­го мышления, речи) и творческих способностей (основ твор­ческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

• формирование общих представлений о мире, создан­ном умом и руками человека, об истории деятель ноет но го освоения мира (от открытия способов удовлетворения эле­ментарных жизненных потребностей до начала техниче­ского прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохнoвения;

• воспитании экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса;

• овладение детьми элементарными обобщёнными технико – технологическими знаниями;

• расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта уч-ся их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры о роли техники в жизни человека.

Идея содержания курса – внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей.

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетаниях: урок – экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность уч-ся носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность на уроках технологии, направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельность, ответственность, организованность, умению не только проектировать, но и анализировать полученные результаты. На уроках уч-ся овладевают азами проектной деятельности, где тематика предлагается учителем, либо выбирается детьми,после изучения отдельных тем, или целого блока.

В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Оценка деятельности уч-ся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются:

  • качество выполнения изучаемых на уроке приёмов, операций и работ в целом;
  • степень самостоятельности;
  • уровень творческой деятельности, найденные технологические решения.

Предпочтение отдаётся оригинальности идеи, творческим находкам в процессе наблюдений, исполнений, размышлений, аккуратности выполнения.

 

Содержание программы

Из истории технологии (7 ч.)

Ключевые технические изобретения от средневековья до начала XX столетия. Изобретение колеса.

Изобретение телескопа и микроскопа. Изобретение фотоаппарата и кинокамеры. Изобретение часов.

Человек – строитель, созидатель, творец. Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Архитектурные памятники разных времён и народов. Отражение национальных особенностей в жилище, его обустройстве, убранстве, в быту и одежде людей.

Материалы и их свойства (3 ч.).

Натуральные и искусственные ткани, их особенности. Исходное сырьё, получение, применение синтетических тканей. Распространённые искусственные и синтетические материалы, их свойства (бумага, металлы, ткани).

Конструкция изделий (5 ч.).

Общие требования к различным конструкциям: полезность, прочность, эстетичность. Первая технологическая задача. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций.

Соединение деталей различными видами клея. Соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей. Использование для решения инженерных задач принципов жизнедеятельности живых существ животного мира (бионика).

Технология обработки материалов (17 ч.).

Плоские фигуры и объёмные формы. Линии чертежа: центровая, осевая. Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов). Чтение простейшего чертежа. Выполнение разметки развёртки. Изготовление объёмных форм. Изменение конструкции изделия по заданным условиям.

Изготовление изделий декоративно-прикладного искусства. Обработка сырья ремесленниками-мастерами.

Русский костюм. Отделка изделия (детали) косой строчкой и её разновидностями. Отделка изделия (детали) росписью. Отделка изделия (детали) кружевами. Отделка изделия (детали) тесьмой. Отделка изделия (детали) пуговицами. Творческий проект «Вышивка».

От посадки до урожая (агротехника) (4 ч.).

Размножение растений делением куста. Размножение растений отпрысками. Агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений.

Технология использования энергии. Технологические машины и механизмы (12 ч.).

Техника, как часть технологического процесса, технологические машины. Энергия природных стихий. Энергия огня. Энергия природных стихий. Энергия огня. Энергия ветра. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения важных проблем в разные исторические периоды. Использование энергии сил природы (вода, ветер, огонь) для повышения производительности труда.

Информация и ее преобразование (8 ч.).

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком.

Книга как древнейший вид графической информации. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Технология изготовления печатной книги. Источники информации, используемые в быту.

Знакомство с компьютером (8 ч.).

Основные устройства компьютера. Правила работы на компьютере. Информационные процессы: передача, хранение, обработка информации.

Создание рисунков (4 ч.).

Текст и текстовый редактор. Вставка графических объектов в текст. Основные операции при рисовании на компьютере.

Модуль «Практика работы на компьютере» в рамках предмета «Технология».

Учебная нагрузка – 12 часов в год.

Содержание блока:

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации (монитор, клавиатура, мышь и др.). Включение и выключение компьютера и подключенных к нему устройств. Общее представление о правилах клавиатурного письма;приемы работы мышью. Виды информационных объектов: текст, звук, графика, таблица, цифровое фото- и видеоизображение. Безопасные приемы труда при работе на компьютере.

Практические работы. Работа с наглядно представленными на экране информационными объектами: текстом, звуком, графикой,таблицей, цифровым фото- и видеоизображением. Простейшие действия в текстовом редакторе (набрать, удалить, вставить часть текста, изменить шрифт и др.). Набор небольших текстов, конструирование простых изображений. Вывод на печать.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.

В 3-4 классах в рамках учебного предмета «Технология» начинается освоение приемов работы на компьютере, что необходимо для изучения на ступени основного общего образования нового учебного предмета «Информатика и ИКТ».

Вводится как учебный модуль предмета "Технология" в 3-4 классах, где формируются общеучебные умения и навыки, такие как: овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки; представление материала в табличном виде; упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию); использование простейших логических выражений типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…»; элементарное обоснование высказанного суждения; выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

 

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

 

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

- о непрерывности процесса деятельностного освоения мира человеком и его стимулах (материальный и духовный);

- о качествах человека-созидателя;

- о производительности труда (не называя понятие);

- о роли природных стихий в жизни человека и возможностях их использования;

- о способах получения искусственных и синтетических материалов;

- о передаче вращательного движения; о принципе работы парового двигателя;

- о понятиях информационные технологии, графическая информация, энергия, паровой двигатель, электричество, электрический ток; электрическая цепь, изобретение, перевалка, пересадка.

Знать:

- что древесина не только природный материал, но и сырьё для получения искусственных материалов;

- названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);

- простейшие способы достижения прочности конструкций;

- последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- линии чертежа (осевая и центровая);

- косую строчку, её варианты, назначение;

- агротехнические приёмы пересадки и перевалки растений;

- размножение растений отпрысками и делением куста;

- назначение технологических машин;

- несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся);

- основные компоненты простейшей электрической цепи и принцип её работы; правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, газом;

- профессии своих родителей и сферы человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся.

Уметь:

- под руководством учителя коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;

- читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;

- соблюдать последовательность выполнения разметки развёрток (от габаритов – к деталям) и выполнять её с помощью контрольно-измерительных инструментов;

- выполнять практическую работу с опорой на инструкционную карту, простейший чертеж;

- изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

- подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приемы изготовления изделий;

- оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами;

- осуществлять перевалку и пересадку растений;

- выполнять простейшие работы по выращиванию растений из корневых отпрысков и делением куста;

- безопасно пользоваться бытовыми электрическими приборами и газом.

знать/понимать:

· основные источники информации;

· назначение основных устройств компьютера;

· правила безопасного поведения и гигиены при работе с компьютером;

уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· решения учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;

· поиска информации с использованием простейших запросов;

изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.

 

Список литературы.

Учебная литература:

  1. Е. А. Лутцева. Технология.- М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Е. А. Лутцева. Рабочая тетрадь «Учимся мастерству» для 3 класса. - М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. А. В. Горячев. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер). Учебник для учащихся 3 класса. – М.: Баласс, 2009.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.02 с.)