Искания Константина Левина в “Анне Карениной” 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искания Константина Левина в “Анне Карениной”



Один из героев романа Л. Н. Толстого “Анна Каренина” Константин Лёвин явился новым образом в русской и мировой литературе. Это образ не “маленького”, не “лишнего” человека. По всему своему складу, содержанию мучающих его общечеловеческих вопросов, цельности натуры, свойственному ему стремлению претворять идею в действие Константин Лёвин — мыслитель-деятель. Он призван к страстной, энергичной общественной деятельности, он стремится к преобразованию жизни на основе деятельной любви, общего и личного счастья для всех людей,

Образ отчасти списан с самого Толстого (о чем свидетельствует фамилия Лёвин — от Лёвы, Льва): герой думает, чувствует, говорит непосредственно от лица писателя. Лёвин — натура цельная, деятельная, кипучая. Он принимает только настоящее. Его цель в жизни — жить и делать, а не просто присутствовать при жизни. Герой страстно любит жизнь, а это означает для него страстно творить жизнь.

Лёвин и Анна — единственные в романе, кто призван к настоящей жизни. Как и Анна, Лёвин мог бы сказать, что любовь для него значит слишком много, гораздо больше, чем могут понять другие. Для него, как и для Анны, вся жизнь должна стать любовью.

Началом исканий Лёвина, можно, вероятно, считать его встречу с Облонским. Несмотря на то, что они приятели и симпатичны друг другу, с первого взгляда можно увидеть их внутреннюю разобщенность. Характер Стивы двойствен, ибо он делит свою жизнь на две части — “на себя” и “для общества”. Лёвин с его цельностью и яростной увлеченностью кажется ему чудаком.

Именно эта раздробленность, расколотость жизни современного общества заставляют Константина Лёвина искать какое-то общее, объединяющее всех дело. Значение семьи для Лёвина непосредственным образом связано с основной темой романа — единения и разъединения людей. Семья для Лёвина — самое глубокое, высшее единение, какое только возможно между людьми. Именно для того, чтобы создать семью, он появляется в чуждом ему городском мире, но получает жестокий удар. Та, выбранная им, от которой зависит его судьба, отнята у него, украдена чуждым миром. Именно украдена — ведь для Вронского Кити, еще не понявшая самое себя и свою любовь, всего лишь девочка, которой он вскружил голову.

Не зная, чем заменить утраченное, Константин Лёвин возвращается домой, надеясь найти там успокоение и защиту от мира. Но и эта мечта “своего мира” вскоре терпит крах. Лёвин пытается с головой уйти в работу, но безуспешно, это не доставляет ему удовольствия.

Постепенно он снова возвращается к мыслям об общем деле. Теперь, задумываясь конкретно над личным и общим благом, он начинает понимать что общее дело складывается из личных дел каждого. Понять это помогает работа с мужиками в поле. Здесь ему открывается связь между трудом и человечностью, трудом и любовью.

Для дальнейшего развития этого открытия имеют значения встречи Константина Лёвина с некоторыми людьми. Сначала это встреча со стариком крестьянином, в разговоре с которым Лёвина проясняет для себя тему независимого труда и семьи.

Позже происходит разговор у Свияжского о непроизводительности наемного труда, о крестьянском и помещичьем хозяйстве в целом. Свияжский объясняет Лёвину преимущества капиталистического хозяйства. Под влиянием всего этого Лёвин вскоре приходит к мысли об устройстве сельскохозяйственной артели на условиях взаимной выгоды. Так появляется новый тезис Лёвина — стимул личного счастья как главный двигатель человеческих действий, соединившийся с мечтой о торжестве общего, теперь, в мысли об артели, приобретает новое качество: оставаясь самим собой, то есть стремясь к личному счастью, он вместе с тем начинает стремиться к общему счастью, общим интересам. Это венец всех исканий Лёвина на путях конкретно-социального мышления, социальных решений. Это апогей его духовного развития.

Теперь его мечта заключается в том, чтобы перевернуть жизнь человечества! Следуя своей мечте, которая вскоре терпит крах, он хочет создать вселенскую артель. Реальность доказывает, что общее дело невозможно в условиях разъединенного общества.

Герой подумывает о самоубийстве. Но на помощь приходит любовь. Кити и Лёвин снова вместе, и жизнь для них обоих обретает новое значение. Он признает свою идею об артели несостоятельной и счастлив только любовью. Но потом Лёвин понимает, что не может жить только счастьем любви, только своей семьей, без связи со всем миром, без общей идеи, к нему снова возвращается мысли о самоубийстве. И спасают его только обращение к Богу, и примирение, вследствии этого с миром.

Отвергнуть все устои действительности, проклясть ее и в финале примириться с нею — пример глубокого противоречия в жизни и характере одного из интереснейших героев Л. Н. Толстого — Константина Лёвина.

 

34.

Роман "Воскресение", сюжет которого Толстому был подсказан известным адвокатом А. Ф. Кони, создавался в течение десяти лет. За это время Толстым был накоплен огромный материал, связанный с деятельностью революционеров. В эти годы Толстой сам участвовал в общественной деятельности по организации помощи голодающим. И хотя главные герои романа, Нехлюдов и Катюша Маслова, стоят как бы в стороне от происходящих событий, пассивно их созерцая, их жизнь в романе освещена горячим светом предреволюционной эпохи.

Примечательная особенность романа "Воскресение" состоит в откровенной критике современной писателю капиталистической действительно сти. Больше чем где-либо Толстой выступает в "Воскресении" и как моралист, и проповедник. Основная тенденция романа сводится к проповеди идеи всеобщей любви, к исполнению евангельской заповеди: "Ищите царства Божия и правды его, а остальное приложится вам". Но сила романа как раз не в этой проповеди, а в той живой плоти его, которая заставляла читателя думать о жизни и делать политические выводы. Произведение это возвещало о неминуемом общественном взрыве, о приближении революции. В этом смысле "Воскресение" является ее зеркалом, отражением ее существенных черт.

В последнее десятилетие своего творчества Толстой все больше ощущал необходимость приведения собственной личной жизни в соответствие с теми идеями, которые он проповедовал на протяжении трех десятилетий. Трагизм общественной жизни усиливался трагизмом его положения в семье, непониманием и недооценкой того, что он делал и что представлялось ему делом всей его жизни. "Все сильнее и сильнее стыжусь своего положения и всего безумия мира. Неужели это мой обман чувства и мысли, что продолжаться это не может? Нет, не может".

В произведениях этого периода, особенно в повести "Хаджи Мурат", в рассказах "За что?", "После бала", в драме "Живой труп", наряду с осуждением лжи, насилия и деспотизма Толстой рисует идеал жизни вольной, не стесненной условностями среды. Сам он мечтает о том, чтобы навсегда уйти из дома и поселиться где-либо на юге России или в Болгарии и наедине с собой, со своими мыслями дожить остаток жизни. Решение окончательно покинуть Ясную Поляну было роковым: здоровье восьмидесятидвухлетнего писателя не выдержало нелегкого пути.

Высокая оценка творчества Толстого была дана еще при жизни писателя. В произведениях писателя простой человек из народа впервые в истории мирового искусства осознал себя духовно и нравственно как силу, способную влиять на судьбы мира. Необычайное внимание к его психологии позволило углубить анализ социальных противоречий, расширить объем повествования за счет такого открытия, как "поток сознания", в основе которого лежат разнообразные связи героя с реальной действительностью.

Толстой проделал огромную работу на пути изображения народа как здоровой нравственной основы жизни. Образ "мужицкой" России в его произведениях впервые предстал в таких огромных масштабах не как аллегория, а в своих реальных и зримых очертаниях. Толстой усовершенствовал принцип "текучести" человеческих характеров, основные формы психологического анализа (внутренний монолог, диалог, психологический портрет) до такой степени, что его творчество в целом рождает ощущение необходимости перемен, насильственного искоренения отживающих форм жизни. Оно знаменовало собой новый этап в развитии критического реализма, изменения внутри этого метода.

Непреходящая художественная ценность произведений Толстого очевидна. Он много сделал для демократизации литературы и высшее ее предназначение видел в том, чтобы наслаждаться человеком. Толстой как художник навсегда останется образцом верности жизненной правде, образцом высокого служения своему народу.

 

Дети в романах Достоевского

Горячая любовь к детям — важнейшая черта духовного облика Достоевского. Писатель умел тонко вникать в душевную жизнь детей, раскрывать всю глубину, разнообразие и оригинальность их характеров. Долгие годы мечтал он написать роман о детях. В «Дневнике писателя» Достоевский замечает: “Я и прежде смотрел на детей, но теперь присматриваюсь особенно. Я давно уже поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях”. Этому замыслу не суждено было сбыться, но образы детей поразительной художественной правдивости и силы встречаются почти в каждом произведении писателя.

Известны слова Достоевского: “Человек — есть тайна”. И эту тайну ему помогает раскрывать ребёнок. Необычность обращения к этой теме у Достоевского в том, что она сопряжена с глобальными, “вечными” вопросами нравственного и философского уровня. Нет у писателя сколько-нибудь важной мысли, которая не соприкасалась бы так или иначе с темой детства. Каждый роман Достоевского — произведение педагогическое. Многие исследователи полагают, что у писателя была своя “концепция детства”. Ребёнок для Достоевского — это воплощение лучших душевных качеств человека, “ангельской” чистоты, невинности, доброты, открытости, так отделяющих его от взрослого человека: “Дети, пока дети, страшно отстоят от людей. Совсем будто другое существо, другое природой” (2; 112).

“Концепция детства” представлена во многих произведениях Достоевского: «Слабое сердце», «Мальчик у Христа на ёлке», «Ёлка и свадьба», «Подросток». Но с наибольшей полнотой она раскрыта в романе «Братья Карамазовы».

Ребёнок в творчестве Достоевского символизирует, по его словам, “капитальнейшие идеи: нравственное совершенство, высший суд, движение к гармонии, чистоту душевную” (2; 87). К тому же “детки — ведь это будущее, а любишь ведь только будущее, а об настоящем-то кто ж будет беспокоиться?” (3; 114).

Многие положения “концепции” детства отражены в словах старца Зосимы. Он говорит о детях так: “Деток любите особенно, ибо они безгрешны, яко Ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших. Младенцы пред Престолом Божьим дерзновенны. Даже и нет никого дерзновеннее в Царствии Небесном”.

Есть в мире Достоевского и такое понятие как “детскость”, обозначающее особое состояние души взрослого человека, не растерявшего в жизни свою душевную чистоту, целомудрие, доброту, открытость. Именно наличием “детских” свойств определяется “положительно прекрасное” в героях Достоевского. Детскость для него — мерило нравственного совершенства, оружие против фальши. Вопрос об идеальном человеке для Достоевского неразрывно связан с этим понятием: “Лучшие люди познаются не умом и образованностью, а наличием духовного света в душе, благоустроенностью сердца” (2; 91). Писатель искал таких людей и в жизни, и в творчестве и, быть может, нашёл в образе Алёши Карамазова.

В предисловии «От автора» Достоевский обращает внимание читателя на то, что Алёша является главным героем, а сам роман — его “жизнеописанием”. При этом мы знаем, что Алёша в самой интриге романа, в событиях принимает скромное участие. Тогда в чём смысл такого обособления героя?

Очевидно, в особой значимости образа Алёши, в той интенсивности переживаний, которая выпадает на душу юноши. События, происходящие в его душе, активны и значительны. Присутствие Алёши одних поднимает из смуты обыденности, других — облагораживает, очищает. Он незримо входит в жизнь каждого из неустроенных героев романа: помогает возродиться Грушеньке, жалея её; поддерживает Дмитрия; насаждает семена добра и любви в сердцах мальчиков. Даже на своего отца, духовно гибнущего человека, сумел повлиять Алёша: “Приезд Алёши как бы подействовал на него с нравственной стороны. Как бы что-то проснулось в этом безвременном старике из того, что давно заглохло в душе его” (1; 16). Сердечный труд Алёши является “духовным фондом” всего романа.

Алёша многим кажется ребёнком, чудаком, и “каждый, чуть узнавший его, уверен, что Алёша непременно из таких юношей, вроде как бы юродивых”. Для писателя это представляет форму выражения “главного ума”. “Ибо бывает так, что он-то и носит в себе иной раз сердцевину целого, а остальные люди его эпохи — все каким-либо наплывным ветром оторвались от него” (2; 74).

Алёше присуща целостность характера. Показательна в этом смысле аналитическая характеристика героя: “Алёше казалось даже странным и невозможным жить по-прежнему”. Сказано: “Раздай всё и иди за Мной, если хочешь быть совершен”. Алёша и сказал себе: “Не могу я отдать вместо «всего» два рубля, а вместо «иди за Мной» ходить лишь к обедне” (1; 17). Отсутствие в его чистом сердце меркантильных установок позволяет ему полнее понимать и сердечнее любить людей.

Детскости присуща открытость и искренность. Алёша в полной мере имеет эти качества. Он, как и чистый сердцем ребёнок, не лжёт, исполняя завет своего старца: “Главное — избегайте лжи, лжи в себе самом особенно”, “всяк возле сердца своего ходи, всяк себе исповедуйся неустанно” (1; 53). Алёша абсолютно искренен в своих чувствах и мыслях, именно это притягивает к нему окружающих.

Он является воплощённым примером воздействия детских впечатлений на жизнь человека. В памяти Алёши навсегда запечатлелся образ матери, плачущей и молящейся о нём, прижимающей его к своей груди и подносящей к иконе Божией Матери. Может быть, это воспоминание во многом повлияло на выбор Алёшей своего пути. И даже сам этот выбор — монашество — говорит о цельности и чистоте героя.

По словам Святых Отцов Церкви, задача и цель жизни монаха, инока — приобрести ангельскую чистоту на земле, отсекая свои страсти, работая над своей душой. Ребёнок уже имеет этот “духовный статус”, он ангелоподобен от рождения. “Дети безгрешны, яко Ангелы, и живут для очищения сердец наших”, — говорит старец Зосима. Алёша с чистой детской душой выбирает путь ещё большего совершенства — монашество. По словам Феофана Затворника, русского святого, замечательного мыслителя, “иноки — это жертва Богу от мира, который, предавая их Богу, из них составляет себе ограду” (4; 32).

Именно как к духовному “защитнику” обращаются к нему все уставшие от суеты герои. Неспроста и таким именем наделил его автор: Алексей — “защитник людей” (греч.). С ним рядом тепло и светло всем, потому что его детское чистое сердце умеет сострадать людям, жалеть их, “ходить за ними, как за малыми детьми”. Возникает и перекличка с именем одного из любимых русских святых — Алексия, человека Божия.

Качества, которыми Достоевский наделяет своего героя, такие как душевная чистота, целомудрие, чистое сердце, незлобие, ведут человека к святости, к особому состоянию духа, достичь которого можно, сохранив в себе детское сердце. Эта мысль писателя восходит к Евангелию: “Истинно, истинно говорю вам, если не будете как дети, не войдёте в Царствие Небесное”.

 

27. Автобиографическая трилогия Л.Н. Толстого. Открытие “Диалектика души”

Как и все произведения Л.Н.Толстого, трилогия “Детство. Отрочество. Юность” явилась, по сути, воплощением большого количества замыслов и начинаний. В ходе работы над произведением писатель тщательно оттачивал каждую фразу, каждую сюжетную комбинацию, старался подчинить все художественные средства четкому следованию общей идее. В тексте толстовских произведений важно все, мелочей нет. Каждое слово употреблено не случайно, каждый эпизод продуман.

Главной целью Л.Н.Толстого становится показ развития человека как личности в пору его детства, отрочества и юности, то есть в те периоды жизни, когда человек наиболее полно ощущает себя в мире, свою нерасторжимость с ним, и затем, когда начинается отделение себя от мира и осмысление окружающей его среды. Отдельные повести составляют трилогию, действие же в них происходит согласно идее, сначала в усадьбе Иртеньевых (“Детство”), затем мир значительно расширяется (“Отрочество”). В повести “Юность” тема семьи, дома звучит во много раз приглушеннее, уступая место теме взаимоотношений Николеньки с внешним миром. Не случайно со смертью матери в первой части разрушается гармония отношений в семье, во второй — умирает бабушка, унося с собой огромную моральную силу, и в третьей — папа вторично женится на женщине, у которой даже улыбка всегда одинаковая. Возвращение прежнего семейного счастья становится совершенно невозможным. Между повестями существует логическая связь, оправданная прежде всего логикой писателя: становление человека хоть и разделяется на определенные стадии, однако непрерывно на самом деле.

Повествование от первого лица в трилогии устанавливает связь произведения с литературными традициями того времени. Кроме того, оно психологически сближает читателя с героем. И, наконец, такое изложение событий указывает на некоторую степень автобиографичности произведения. Впрочем, нельзя сказать, что автобиографичность явилась наиболее удобным способом воплотить некий замысел в произведении, так как именно она, судя по высказываниям самого писателя, не позволила осуществить первоначальную идею. Л.Н.Толстой задумывал произведение как тетралогию, то есть хотел показать четыре этапа развития человеческой личности, но философские взгляды самого писателя в ту пору не укладывались в рамки сюжета. Почему же все-таки автобиография? Дело в том, что, как сказал Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой “чрезвычайно внимательно изучал типы жизни человеческого духа в самом себе”, что давало ему возможность “написать картины внутренних движений человека”. Однако важно то, что в трилогии фактически два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство, отрочество, юность. Сопоставление взглядов ребенка и взрослого индивида всегда было объектом интересов Л.Н.Толстого. Да и дистанция во времени просто необходима: Л.Н.Толстой писал свои произ- ведения обо всем, что в данный момент его волновало, и значит в трилогии должно было найтись место для анализа русской жизни вообще.

Каждая глава содержит в себе определенную мысль, эпизод из жизни человека. Поэтому и построение внутри глав подчинено внутреннему развитию, передаче состояния героя. Длинные толстовские фразы пласт за пластом, уровень за уровнем возводят башню человеческих ощущении, переживаний. Своих героев Л.Н.Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Герой трилогии оказывается перед лицом смерти, и тут все условности уже не имеют значения. Показываются взаимоотношения героя с простыми людьми, то есть человек как бы проверяется “народностью”. Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка, что может быть известно герою только по рассказам других людей, например война. Соприкосновение с чем-то неизвестным, как правило, оборачивается почти трагедией для ребенка, и воспоминания о таких мгновениях всплывают в памяти прежде всего в минуты отчаяния. К примеру, после ссоры с St.-Jerome. Николенька начинает искренне считать себя незаконнорожденным, припомнив обрывки чужих разговоров.

Разумеется, Л.Н.Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира. Чрезвычайно важна речевая характеристика героев трилогии. Изысканный французский язык хорош для людей comme il faut, смесь немецкого и ломаного русского языков характеризует Карла Иваныча. Неудивителен и тот факт, что задушевный рассказ немца написан по-русски с отдельными вкраплениями немецких фраз.

Итак, мы видим, что трилогия Л.Н.Толстого “Детство. Отрочество. Юность” построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писателя, безусловно, был анализ того, что же составляет сущность каждого человека. И в мастерстве осуществления такого анализа, на мой взгляд, Л.Н.Толстой не знает равных.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 2809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.182.45 (0.023 с.)