Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Генетика и селекция.

Поиск
Разделы (этапы) практики Содержание раздела (этапа)   Код компетенции   Трудо-емкость (в часах) Формы текущего контроля
  Сортовая и видовая прополка Видовая прополка- удаление из сортового посева примесей, относящихся к другим видам и родам растений. Сортовая прополка- удаление из посева основного сорта примесей других сортов и разновидностей той же культуры. ПК-1, ПК-3, ПК-7   Проверка дневника
  Гибридизация (на примере пшеницы, ячменя) Техника гибридизации складывается из подготовки соцветия (растения) к гибридизации, кастрации и опыления ПК-1, ПК-3, ПК-7   Все данные по гибридизации заносят в книгу скрещиваний или журнал по гибридизации
  Полевая апробация (на примере люпина) Апробация (сортовой контроль) определение пригодности сортовых и гибридных посевов для использования урожая с них на семенные цели. ПК-1, ПК-3, ПК-7   Промежуточный отчет
  ИТОГО по РАЗДЕЛУ 1., часов      

Раздел 2. Физиология растений.

Разделы (этапы) практики Содержание раздела (этапа) Код компетенции   часы Формы текущего контроля
1. Изучение водного обмена растений 1.Дневной ход транспирации и устьичных движений растений;   . ПК-1, ПК-3, ПК-4, ПК-7     Проверка дневника, рабочей тетради
2.   Углеродное питание растений   1. образование крахмала в зеленых листьях на свету. Фотография на листьях (проба Сакса) (Обухова Г.А.)   ПК-1, ПК-2, ПК-4         Проверка дневника, рабочей тетради
  3.   Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды 1. Определение жароустойчивости разных с.х. культур методом Мацкова     ПК-1, ПК-4, ПК-13   Проверка дневника, рабочей тетради
  ИТОГО по РАЗДЕЛУ 2., часов      
  Оформление отчета по практике     Консультации по подготовке и оформлению отчета по учебной практике
  ИТОГО часов     зачет

Студенты работают звеньями по 2-3 человека, ведут наблюдения за физиологическими показателями выбранных ими культур.

Каждый студент ведет индивидуальный дневник (Рабочая тетрадь с методикой выполнения заданий), записей наблюдений, всех расчетов, оформление результатов собственных наблюдений и записывает также готовые результаты других звеньев, заполняет таблицы, вычерчивает графики

Все опыты и наблюдения проводятся параллельно на растениях различных экологических групп и разных с.х. растений.

I день. 1. Организация практики. Цели и задачи практики. Распределение индивидуальных заданий. Инструктаж по технике безопасности.

 

 

 

Тема. Водный режим растений

Задание: 1. Дневной ход транспирации и устьичных движений растений

II день

Тема. Углеродное питание растений

Задание: 1. образование крахмала в зеленых листьях на свету. Фотография на листьях (проба Сакса) (Обухова Г.А.)

III день

Тема. Устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды

Задание: 1. Определение жароустойчивости разных с.х. культур методом Мацкова

IV день.

Задание: 1.Обработка, анализ, и оформление результатов в виде таблиц, графиков, диаграмм. и выводов.

V день Конференция по результатам практики: «Растение и окружающая среда». Зачет по практике

Форма отчетности по практике

Составление и защита отчета, конференция на тему «Растения и окружающая среда»: обсуждение результатов исследований по докладам студентов, в сравнении различных видов сельскохозяйственных растений, изученных в период прохождения практики с постановкой экспериментов по всем разделам программы практики.

В каждом разделе представлены все материалы, полученные в ходе практики: краткие теоретические вступления, таблицы, рисунки, карты, диаграммы, описательный материал, выводы, рекомендации и т.д.

После принятия преподавателем письменного отчета, с каждым студентом проводится зачетное собеседование, где он должен показать удовлетворительные знания.

На основании суммы показателей студент получает дифференцированный зачёт по практике.

Фонд оценочных средств по практике

Для оценки полученных знаний по учебной практике «Генетика и селекция, физиология растений» применяются следующие критерии оценки:

Критерии оценки

 

«отлично» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«хорошо» -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«удовлетворительно» -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
«неудовлетворительно» - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

9. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

ФОС для оценки учебной полевой практики включать в себя:

- типовые учебно-профессиональные задания для оценки результатов освоения практического опыта, общих и профессиональных компетенций;

- образцы выполнения работы;

- критерии оценки.

задание представлено:

*в форме ситуационной задачи с выполнением практической части;

Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций

 

РАЗДЕЛ 1. Генетика и селекция

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое сортовая прополка?

2. Что такое видовая прополка?

3. В чем заключается гибридизация ячменя?

4. Как проводят гибридизацию пшеницы?

5. Что такое апробация?

6. Как проводят расчет показателя сортовой чистоты?

7. Перечислите нормы сортовой чистоты люпина белого.

 

Вопросы к промежуточной аттестации

  1. Различие предмета генетики и селекции
  2. Синтез знаний об естественном и искусственном отборе
  3. Основные формы дефицита информации при проведении генетического анализа на селекционных данных.
  4. Математическое моделирование расщепления по фенотипу с учетом нормальности распределения эффектов модификационной изменчивости
  5. Многомерные статистические методы – оптимальный математический аппарат реализации системного подхода к решению задач селекции
  6. Первичные групповые образования в пределах популяции (природной или искусственной), с которыми может оперировать отбор.
  7. Гетерозис как генеральное направление эволюции природных популяций и перспективное направление селекции.
  8. Развитие представлений о генетических механизмах гетерозиса и проблема его закрепления.
  9. Методы оценкиОКС и СКСпо итогам диаллельных скрещиваний
  10. Эффективность морфометрического анализа в селекции
  11. Понятие молекулярного маркера
  12. Комплекс ДНК-технологий молекулярной биологии

Макет рабочей тетради учебной практики

«Генетика и селекция, физиология растений»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ

 

Для студентов агрономической специальности

 

Методические рекомендации по выполнению заданий студентов в период прохождения учебной практики

 

 

Рабочая тетрадь для прохождения учебной практики с методикой выполнения и оформления результатов

 

Отчетный документ

 

 

Ф.И.О. студента_________________________

 

­­­­­­ Группа_____________

 

 


РАЗДЕЛ 1. ГЕНЕТИКА И СЕЛЕКЦИЯ

ТЕМА 1. СОРТОВАЯ И ВИДОВАЯ ПРОПОЛКА

Цель работы: ознакомление с организацией проведения видовых исортовых прополок на семеноводческих посевах зерновых культур и получить практические навыки.

Содержание:

Видовая прополка – удаление из сортового посева примесей, относящихся к другим видам и родам растений.

 

Сортовая прополка – удаление из посева основного сорта примесей других сортов и разновидностей той же культуры.

 

При выращивании суперэлиты и элиты, а также на семенных посевах

 

в хозяйствах необходимо соблюдать ряд обязательных правил и проводить регламентированные мероприятия в целях получения высококачественных семян.

 

При выращивании на одном поле разных культур, сортов самоопыляющихся культур или разных репродукций и категорий одного сорта их разделяют посевом викоовсяной смеси или пропашной культуры шириной в один проход сеялки.

Для предотвращения возможного биологического засорения сортов перекрестноопыляющихся культур соблюдают пространственную изоляцию (для ржи и гречихи — 200 м).

 

При многообразии культур, сортов, репродукций и категорий необходимо выполнять ряд мероприятий при размещении, транспортировке семян, посеве, уходе за посевами, уборке, послеуборочной обработке, хранении семян. Например, посев следует начинать с семян высших репродукций икатегорий. Не рекомендуется выезжать за границы поля, участка. После посева его края обрабатывают и засевают теми же семенами.

 

На семенных посевах необходимо ежегодно проводить видовые и сортовые прополки.

Одной из главных причин выбраковки посевов зерновых и зерновых бобовых культур является засорение другими видами, сортами, а также трудноотделяемыми сорняками. Удаление примесей путем прополки можно считать профилактической мерой. Как правило, при размножении механическая примесь нарастает очень быстро. К таким опасным засорителям относятся: в посевах твердой пшеницы — мягкая пшеница; ячменя — овес, овсюг, редька дикая; гороха посевного — горох полевой; озимой ржи — кострец ржаной и т. д.

 

Основной способ борьбы с редькой дикой — обработка гербицидами. Чтобы избежать засорения озимой ржи кострецом ржаным, не следует размещать ее семенные посевы на переувлажненных полях. Внутрихозяйственные организационные мероприятия во многом способствуют предупреждению засорения посевов озимой пшеницы озимой рожью, твердой пшеницы мягкой, ячменя овсом, овса ячменем. К ним относятся размещение се-меноводческих посевов этих культур в разных производственных подразделениях, послеуборочная обработка семян на разных поточных линиях и т. д. Система агротехнических мероприятий позволяет свести к минимуму опасность засорения посевов ячменя и овса овсюгом.

 

Видовые и сортовые прополки являются обязательным мероприятием в первичных звеньях семеноводства, питомниках размножения 2-го года и последующих лет, посевах суперэлиты и элиты. Перед началом работ составляют таблицу трудноотделимых сорняков и культурных растений, а также гербарий для инструктажа рабочих.

 

Достаточно эффективны видовые и сортовые прополки, проводимые в фазе колошения, например удаление растений озимой ржи из посевов озимой пшеницы, ячменя — из посевов овса и наоборот, остистых форм пшеницы из посевов с безостым колосом и наоборот. Проведение сортовых прополок перед уборкой не всегда целесообразно. На больших массивах площадью несколько сотен гектаров и более практически невозможно проводить сортовые прополки полегших посевов. Очень трудно четко выделить в посевах элиты овса примесь по форме метелки. Подавляющее большинство современных сортов зерновых культур относится к небольшому числу (разновидностей: мягкой пшеницы — лютесценс, альбидум, эритроспермум ячменя — нутанс, эректум, медикум; овса — мутика, ауреа. Очень часто два сорта одной культуры, возделываемые в одном хозяйстве относятся к одной разновидности или отличаются друг от друга только по окраске зерна или по зазубренности остей. Достаточно четко можно удалять остистые формы пшеницы из посевов сортов с безостым колосом и наоборот, красноколосые формы в посевахсортов с белым колосом и наоборот. У ячменя к ясно выраженной сортовой примеси можно отнести многорядные формы - среди двурядных сортов и двурядные — среди многорядных.

 

Эффективность сортовых прополок довольно невысокая. Самое лучшее средство избежать засорения — исключение систематических источников засорения при посеве, уборке, транспортировке, послеуборочной обработке, хранении семян.

 

При сортовой прополке зерновых культур удаляют растения, пораженные болезнями: у пшеницы и ячменя — твердой и пыльной головней, ржи — спорыньей и стеблевой головней, овса — пыльной головней, у гороха — аскохитозом.

 

Сроки прополки, например, стеблей пшеницы и ячменя, пораженных пыльной головней, ограничены. Их надо удалять только до цветения, так как запаздывание с этой работой может привести к возрастанию заражения посевов в будущем.

Высокий процент поражения указанными выше болезнями свидетельствует о несоблюдении технологии предпосевной обработки семян

 

— основного мероприятия в борьбе с ними.

 

ТЕМА 2. ГИБРИДИЗАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПШЕНИЦЫ И ЯЧМЕНЯ)

 

Цель работы: ознакомиться с техникой гибридизации Содержание: техника гибридизации многообразна,но в большинстве

 

случаев складывается из подготовки соцветия (растения) к гибридизации, кастрации и опыления.

 

У пшеницы гибридизацию проводят следующим образом (рис.1). Выбирают хорошо развитые колосья материнского сорта, только что вышедшие из влагалища листа с еще зелеными пыльниками и нераспушившимися рыльцами.


 

Рис 1. Последовательность подготовки

к гибридизации и кастрация колоса пшеницы


 

В сухую жаркую погоду пыльники и рыльца созревают быстрее, и поэтому для кастрации берут колосья, еще находящиеся во влагалище листа, высвобождая их из него. Удаляют верхние, хуже развитые колоски, перерезая маленькими ножницами колосовой стержень, а затем нижние колоски, обрезая их или обламывая пинцетом.

 

Оставляют колоски в средней части колоса: в зависимости от


 


его размера – от 6 до 12 колосков. В этих колосках пинцетом вырывают верхние цветки, оставляя только наиболее развитый первый и второй цветки. У остистых сортов обрезают ости. Некоторые селекционеры срезают верхнюю часть цветковых чешуи, чтобы облегчить кастрацию. Однако отмечено, что эта операция, особенно в жаркую сухую погоду, может уменьшать процент завязывания, а гибридное зерно, завязавшееся в таких колосьях, оказывается щуплым. В условиях жаркого сухого климата (например, в Казахстане) даже удаление остей ведет к неблагоприятным последствиям.

 

Подготовив колос, приступают к удалению пыльников (кастрации). Начиная с нижнего колоска одной из сторон колоса последовательно удаляют все три тычинки из каждого цветка, пока не дойдут до верхнего колоска. Затем то же самое повторяют с другой стороны колоса. Строгая последовательность в кастрации цветков необходима для того, чтобы не пропустить ни одного цветка, иначе работа будет испорчена. Колос держат кончиками пальцев левой руки, пинцет — в правой. Сомкнув концы пинцета, вводят его сверху и сбоку между наружной и внутренней чешуями цветка или, если верхушки чешуи срезаны, в отверстие между ними сверху, опуская затем вниз до уровня пыльников. Разведя концы пинцета, раскрывают цветок и, захватив верхушки пыльников, удаляют их целиком, желательно все три пыльника сразу. В противном случае извлекают их из цветка поочередно. Нужно каждый раз подсчитывать число удаленных пыльников. Удалять пыльники следует осторожно, чтобы не повредить рыльце.

 

Закончив кастрацию, колос изолируют. В зависимости от способа опыления применяют различные изоляторы. Обычно пользуются групповыми изоляторами из пергаментной бумаги размером 25 X 10 см или близким к нему. В такой изолятор помещают 2—4 кастрированных колоса. При опылении методом «твел» пользуются малыми одиночными изоляторами. В такой изолятор помещают один колос. Соломину (или соломины всех колосьев, помещенных под изолятор) в нижней части обертывают ватой и изолятор в этом месте обвязывают суровой ниткой, которой его привязывают свободным узлом к тычине. В верхней части изолятор также привязывают к ней ниткой свободным узлом. Если используют тычины из толстой проволоки, верхний конец их должен быть загнут, чтобы исключить возможность травмы острым концом. Одиночный изолятор бывает настолько легким, что его можно не привязывать к тычине, а закреплять на соломине канцелярской скрепкой. На изоляторе простым карандашом пишут название материнской формы (ставят знак ♀), дату кастрации и фамилию работника, выполнившего эту операцию.

 

Опыление проводят, когда рыльца распушатся и будут готовы к прорастанию пыльцы. Это происходит на 2—3-й день после кастрации(если очень жарко и сухо, то на следующий день). При запоздании с опылением процент удачи снижается, так как рыльца постепенно теряют жизнеспособность. Предельный срок, когда еще можно получить гибридные семена,— 7—10 (в прохладную погоду) дней после кастрации.

 

Опыление проводят различными способами. Наиболее результативно, но в то же время и наиболее трудоемко принудительное опыление. Собирают пинцетом пыльники из колосьевОТЦОВСКОГОсорта,укоторых начали цвести единичные цветки или находятся накануне цветения. Берут желтые пыльники, но еще не вскрывшиеся. Помещают их в бюкс или бумажный стаканчик. Не следует собирать большое количество пыльников, на это уходит много времени, и жизнеспособность пыльцы снижается. Пыльцу собирают в утренние часы и хранят в холодильнике. Снимают изолятор с колосьев материнского сорта и проводят опыление, захватывая пинцетом пыльник и вкладывая его в кастрированный цветок. При этом стараются набрать на пыльник пыльцу, которая имеется в стаканчике, так как часть пыльников там растрескивается. Иногда вкладывают по два пыльника в цветок — это улучшает опыление. Хорошие результаты дает опыление «из колоса в колос», когда пыльник извлекают из колоса отцовской формы, сорванного на делянке, и сразу же вкладывают в цветок кастрированного колоса материнской формы. Закончив опыление, вновь надевают изолятор. После каждой комбинации опыления пинцет обрабатывают спиртом.

 

Гораздо производительнее ограниченно свободное опыление. При этом способе срезают колосья отцовской формы,готовые к цветению, с длинной соломиной. Снимают изолятор с кастрированных колосьев и помещают колосья отцовской формы несколько выше (наполовину колоса) колосьев материнской. На один колес материнской формы берут обычно два колоса отцовской. Вновь надевают и завязывают изолятор, а концы соломин отцовских колосьев помещают в емкость (пробирку, банку) с водой. Помимо высокой производительности, этот способ хорош тем, что допускает использование неодинаковых по готовности к цветению отцовских колосьев: незрелые дозревают под изолятором. Необходимо время от времени доливать воду в пробирки или банки и в первые 2—3 дня встряхивать изоляторы 2—3 раза в день, чтобы опыление шло лучше.

 

Разновидностью ограниченно свободного опыления является метод «т вел», предложенный Н.Борлаугом.В этом случае,как было сказановыше, используют одиночные изоляторы. Чешуи при подготовке материнского колоса к кастрации подрезают. Колос отцовской формы, который вот-вот должен зацвести или у которого уже раскрылись один-два цветка, срезают, подрезают чешуи (при этом удаляют и ости) и, согревая в руках или просто воткнув соломину в землю на солнце, ждут, когда начнется цветение. Тогда раскрывают изолятор в верхней части, не снимая его с колоса (удобно, если верхушка изолятора просто загнута и скреплена канцелярской скрепкой), туда вводят зацветший колос и вращают его над колосом материнской формы так, чтобы осыпать его пыльцой. Затем колос вынимают, углы изолятора загибают, чтобы закрыть отверстие, и скрепляют канцелярской скрепкой. Колосья для опыления можно оставлять в изоляторе, при этом повышается процент завязываемости.

 

Произведя опыление, на изоляторе пишут название отцовской формы (ставится знак ♂), дату опыления и фамилию работника, выполнившего эту операцию. Изоляторы через 15 дней снимаются и на растения навешиваются этикетки с указанием отцовской и материнской формы.

Свободное опыление не требует изоляции.При этом экономится время, но возникает некоторый риск участия в опылении пыльцы незапланированных форм. Чтобы уменьшить его, посевы материнских форм в виде площадок размещают в массиве отцовской формы. Желательно, чтобы отцовская форма цвела на 2— 3 дня позднее материнских. Кастрируют колосья материнских форм. Колосья, не используемые для кастрации, удаляют. Все данные о кастрации пишут на бумажных этикетках, которые навешивают на кастрированные колосья. Можно ограничиться одной этикеткой для всей площадки.

 

Гибридизацию других зерновых злаков проводят в основном так же, как и гибридизацию пшеницы. Однако имеются особенности.

 

Колос ячменя начинает цвести еще во влагалище листа. Поэтому для кастрации берут колосья, ости которых только показались из влагалища листа, и осторожно высвобождают их. При подготовке колоса к кастрации нужно удалить, помимо верхних и нижних, боковые колоски, поскольку даже у двурядного ячменя они способны давать пыльцу. Колосья ячменя опыляют, как правило, принудительно, но хорошие результат получали и при использовании метода «твел» и свободного опыления. Чтобы повысить процент завязывания, прибегают к повторному принудительному опылению тех цветков, в которых оплодотворения не произошло и цветковые чешуи вследствие этого открыты. Повторные опыления проводят через2—3 дня после первого опыления.

 

Метелку овса, так же как и колос ячменя, для кастрации приходится высвобождать из влагалища листа. Это делают, когда из влагалища показалось несколько колосков. Обрезают мелкие колоски, оставляя 10—15 наиболее крупных на верхушке метелки на концах длинных веточек. У оставленных колосков удаляют все цветки, кроме первого. Если во время кастрации обнаружатся цветки с желтыми пыльниками, их нужно удалить. В противном случае на пинцет может попасть зрелая пыльца, и произойдет самоопыление. Овес опыляют, как правило, принудительно. Рыльца его цветков очень чувствительны к действию солнца, а также сухого теплого воздуха. Поэтому гибридизацию лучше проводить вечером или утром, а также в пасмурные дни.

 

Цветки гороха кастрируют в состоянии бутонов, когда они достигли конечной величины, но еще не приобрели свойственной цветку окраски. Острым концом пинцета или иглой разрезают лодочку вдоль киля и раздвигают ее концы. Удаляют пинцетом все 10 тычинок и возвращают лодочку на место. Можно лодочку не разрезать. Отгибают парус и крылья, отворачивают лодочку (беря за киль пинцетом) к чашечке. При этом обнажаются тычинки, которые удаляют. Все части цветка после удаления тычинок возвращают на место. На растении оставляют 2—3 цветка (на узле не более одного), остальные удаляют.

 

Пыльца у гороха обладает способностью сохранять жизнеспособность 2—3 суток, поэтому можно производить опыление сразу же после кастрации. Пыльцу собирают в бюкс и наносят кисточкой, пинцетом или ученическим пером или срывают только что раскрывшийся цветок отцовского сорта и проводят его пыльниками несколько раз по рыльцу кастрированного цветка. Кастрированные цветки можно не изолировать, но для гарантии чистоты скрещивания их изолируют марлевыми изоляторами или обертывают тонким слоем ваты.

 

Гибриды ржи можно получить, если посеять скрещиваемые сорта чередующимися рядами. Чтобы предохранить такой посев от попадания пыльцы других сортов, его нужно разместить в массиве другой культуры или заключить отдельные площадки в бязевые изоляторы (деревянные или проволочные каркасы, обтянутые плотной тканью — бязью). Можно до цветения надеть пергаментные изоляторы на колосья скрещиваемых сортов. После того как пыльники вскроются и в изоляторах накопится пыльца, их перевешивают с колосьев одной формы на колосья другой. Делать это нужно быстро, чтобы пыльца других форм не попала на рыльца цветков скрещиваемых образцов.

 

Можно получать гибридные семена у ржи с кастрацией для гарантии гибридности. Кастрацию проводят так же, как у пшеницы. Пыльники у ржи длинные и часто ломаются при извлечении их из цветка. Нужно следить за тем, чтобы они были целыми. Если пыльник поврежден, лучше такой цветок удалить.

 

Кастрация облегчается, если подготовку колоса к ней вести по методу бывшей Харьковской селекционной станции, т. е. с подрезанием цветковых чешуи. В этом случае пыльники еще до созревания выходят верхушками за пределы среза и легко захватываются пинцетом при кастрации.

 

Опыление можно проводить всеми способами, которые описаны при работе с пшеницей.

 

 

У другой перекрестноопыляющейся культуры — кукурузы — растения однодомные, но цветки раздельнополые: мужские собраны в метелку на верхушке побега, а женские — в початок в пазухе листа Гибриды легко получить, высевая родительские сорта (или линии) чередующимися рядами и обрывая у материнского сорта метелки. Нужно следить, чтобы не осталось метелок на боковых побегах.

 

Если материнская линия обладает цитоплазматической мужской стерильностью (ЦМС), то метелки не обрывают. Однако, чтобы гибриды были фертильными, нужно использовать отцовский компонент, обладающий способностью восстанавливать фертильность. Эта система применяется при массовом получении гибридных семян кукурузы для выращивания в производстве гетерозисных гибридов.

 

При скрещиваниях в селекционных целях на початок материнской формы и на метелку отцовской надевают пергаментные изоляторы (метелку следует предохранить от попадания на нее пыльцы других форм, которая могла бы принять участие в опылении). Когда нити (столбики с рыльцами) покажутся из обертки початка, снимают изолятор с метелки, наклоняя ее так, чтобы пыльца высыпалась в изолятор, и надевают его на початок, стараясь осыпать пыльцой рыльца. Изолятор с початка предварительно снимают. Можно срезать метелку и изолятор вместе с нею надеть на початок.

 

Точно так же проводят самоопыление при получении самоопыленных линий. Перенос пыльцы в этом случае осуществляется в пределах растения. Самоопыление можно выполнять кишиневским способом. В этом случае пергаментный изолятор представляет собой как бы открытый с обоих концов длинный рукав. Одним концом его надевают на початок, другим — на метелку, изогнув верхушку стебля так, чтобы приблизить метелку к початку. Пыльца из метелки попадает на нити початка. Перенос изолятора с метелки на початок отпадает.

 

Все данные по гибридизации заносятся в книгу скрещиваний или журнал по гибридизации:


 

 

  скрещивания
 
     

 

 

Родительские формы и их ха-

 

рактеристика

 

материнская отцовская
       

 

Цель скрещивания Дата скрещивания Способ(методскрещивания) Год скрещивания Число опыленных цвет-ков Число полученныхзерен(плодов) Процент завязываемости ФИО, проводившегоскрещивание Примечание
                 

 


ТЕМА 3. ПОЛЕВАЯ АПРОБАЦИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛЮПИНА)

 

Цель работы: определить пригодность сортовых и гибридных посевов для использования урожая с них на семенные цели

Содержание:

Апробация (сортовой контроль) – определение пригодности сортовых и гибридных посевов для использования урожая с них на семенные цели.

 

ТЕХНИКА АПРОБАЦИИ СОРТОВЫХ ПОСЕВОВ ЛЮПИНА

 

Определение сортовых качеств семян люпина осуществляется методами апробации и лабораторного сортового контроля.

 

Апробация — полевое обследование семенного посева с целью определения его сортовой чистоты или типичности растений, засоренности, пораженности болезнями и поврежденности вредителями.

 

В настоящее время технология возделывания семенных посевов люпина совершенствуется. В процессе научных исследований выявлено,

 

что экологически чистым и экономически наиболее выгодным является возделывание узколистного люпина в смешанных со злаковыми культурами посевах. По другим видам эти исследования продолжаются. В связи с этим назрела необходимость корректировки методики проведения апробации с тем, чтобы не возникало проблем с сертификацией партий семян люпина, выращенных в смешанных посевах и доведенных в процессе сортировки до кондиционного по чистоте состояния.

 

Апробация сортовых посевов узколистного, желтого и белого люпинов, высеянных как в чистом виде, так и в смеси со злаковыми культурами, состоит из полевого обследования посевов в период цветения растений без отбора апробационного снопа и взятия амбарной пробы семян для проверки их по морфологическим признакам и алкалоидности после уборки и сортировки.

Для сортов желтого и белого люпинов, склонных внутри своих видов к перекрестному опылению, апробатор до начала апробации устанавливает соблюдение пространственной изоляции. На расстоянии не менее 200 м от апробируемого участка не должны находиться посевы сортов тех же видов, а также посевы апробируемого сорта, посеянные семенами, содержащими более 3% примесей алкалоидных семян. О наличии примесей алкалоидных семян в посевах апробатор судит по акту апробации или сортовым документам на высеянные семена.

 

В случае несоблюдения пространственной изоляции, ус-тановленной для сортов этих видов люпина, апробатор обязан предложить хозяйству скосить или запахать до цветения посевы, которые могут вызвать перекрестное опыление.

 

Пространственная изоляция между сортами узколистного люпина,

а также между сортами этого и других видов не требуется, так как они между собой в естественных условиях не переопыляются.

 

Разделительная полоса между ними должна быть такой, чтобы не допустить механического смешивания их посевов и семян при проведении сельскохозяйственных работ, так как они являются видовой и сортовой примесью.

 

При полевом обследовании посевов желтого, белого и узколистного люпинов апробатор проходит участок посева по диагонали, просматривая подряд в 50 точках, без выбора, по 5 растений (всего 250), устанавливает поражение их болезнями и повреждение вредителями. Данные просмотра он заносит в журнал. После подсчета больных и поврежденных растений апробатор отмечает в акте апробации степень поражения посева фузариозом, антракнозом и вирусными болезнями (а также характер и степень повреждения вредителями с указанием их видов) по следующей шкале: поражение (повреждение) отсутствует, поражены (повреждены) единичные растения, поражено (повреждено) от 5 до 20% растений, от 20 до 50%, более 50% растений. Засоренность посева люпина сорными растениями апробатор визуально устанавливает по 4х-бальной шкале: 0 - чистый посев, 1 - единичные сорняки, 2 - средняя засоренность, 3 - сильная засоренность.

 

 

После уборки урожая с обследованного участка и очистки семян апробатор отбирает из них две средние пробы по методике, установленной ГОСТ 12036-85. Одну из них апробатор направляет в государственную семенную инспекцию для анализа на содержание алкалоидных семян, где по установленной методике определяют процентное содержание алкалоидных семян и результаты анализа сообщают апробатору.

 

В семенах сортовых посевов люпинов желтого, белого и узколистного I категории (включая оригинальные и элиту) допускается содержание алкалоидных семян не более 0,5%, II категории - 2% и III категории - 3%.

Вторую среднюю пробу апробатор тщательно перемешивает и из нее подряд, без выбора отсчитывает дважды по 1000 семян. Каждую партию он анализирует отдельно, выделяя по морфологическим признакам (форме, размеру, окраске и т.д.) внешне нетипичные для данного сорта семена. По окончании анализа апробатор подсчитывает содержание примесей других сортов (видов) люпина и устанавливает среднеарифметический процент содержания семян основного сорта.

 

Пример. Расчет показателя сортовой чистоты.При анализе первойпробы внешне нетипичных для данного сорта оказалось 20 семян. Сортовая чистота пробы:

 

100020100 98,0% 1000

 

Во второй пробе внешне нетипичных - 26 семян. Сортовая чистота пробы:

100026100 97,4% 1000

 

 

По результатам анализа двух проб сортовая чистота будет равна:

 

98,0  97,4 97,7% 2

 

В зависимости от сортовой чистоты (табл.1) и содержания алкалоидных семян посев люпина кормового относят к соответствующей категории.

 

Таблица 1 - Нормы сортовой чистоты

 

Культура Ориги- Сортовая чистота %,  
    не менее    
  нальные се-      
         
  мена, элита Репродукционные посевы, категория  
           
    I II III  
Люпин желтый 99,0 99,0 97,0 95,0  
           
Люпин белый 99,5 99,5 98,0 95,0  
           
Люпин узколистный кормо- 99,0 99,0 97,0 95,0  
вой  
         
Люпин узколистный горький - I - II репро- III - IV ре- послед. ре-  
дукция продукция продукция  
     
           

 

Если посев не соответствует хотя бы одному из установленных по-казателей, то его выбраковывают и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.157.231 (0.02 с.)