Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая структура системы Trace Mode 6

Поиск

Общая структура системы Trace Mode 6

 

TRACE MODE 6 – это программный комплекс, предназначенный для разработки и запуска в реальном времени распределенных автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) и решения ряда задач управления предприятием (АСУП).

Для решения задач АСУП в TRACE MODE 6 интегрирован пакет T-FACTORY.

Комплекс программ TRACE MODE 6 можно разделить на 3 части.

· Интегрированная среда разработки проекта (ИС) – единая программная оболочка, содержащая все необходимые средства для разработки проекта.

Под проектом в TRACE MODE 6 понимается вся совокупность данных и алгоритмов функционирования распределенной АСУ (АСУТП и/или T-FACTORY), заданных средствами TRACE MODE.

Итогом разработки проекта в ИС является создание файлов, содержащих необходимую информацию об алгоритмах работы АСУ. Эти файлы затем размещаются на аппаратных средствах (компьютерах и контроллерах) и выполняются под управлением исполнительных модулей TRACE MODE.

· Исполнительные модули (мониторы, МРВ) – программные модули различного назначения, под управлением которых в реальном времени выполняются составные части проекта, размещаемые на отдельных компьютерах или в контроллерах.

Составная часть проекта, размещаемая на отдельном компьютере или в контроллере и выполняемая под управлением одного или нескольких исполнительных модулей TRACE MODE, называется узлом проекта.

В общем случае размещение узла на том же аппаратном средстве, на котором он должен исполняться под управлением монитора, не является обязательным – мониторы могут загружать узлы с удаленных аппаратных средств.

· Драйверы обмена – драйверы, используемые мониторами TRACE MODE для взаимодействия с устройствами, протоколы обмена с которыми не встроены в мониторы.

Trace Mode 6 содержит набор средств программирования промышленных контроллеров (Softlogic), создания систем телемеханики и операторского интерфейса (SCADA) и цифрового управления технологическими процессами (АСУ ТП). T-Factory 6 относится к классу MES-систем (manufacturing execution system) и решает такие задачи управления производственным бизнесом, как планирование и контроль исполнения производственных заданий, учет производственных затрат, сырья, энергии, производственных и людских ресурсов, расчет себестоимости выпускаемой продукции, материальных балансов, контроль отклонения фактических значений этих параметров от нормативов, учет и техническое обслуживание производственного оборудования, снижение его простоев, учет персонала и т. д. В иерархии информационных систем предприятия T-Factory 6 заполняет пробел между SCADA- и ERP-уровнями.

В Trace Mode 6 автоматически не только создается база каналов и выполняется настройка на контроллеры, но также автоматически строится графический интерфейс оператора и производится подбор алгоритмов управления оборудованием

Хочется подчеркнуть, что приложения Trace Mode 6 и T-Factory 6 разрабатываются в рамках единого проекта, который создается и поддерживается при помощи технологии автопостроения. Благодаря этому удается глубоко интегрировать задачи технологического и производственного управления предприятием. Любые изменения, сделанные в одном модуле, становятся доступными и в других.

Инструментальная система

Архитектура Trace Mode 6 оптимизирована для систем автоматики корпоративного уровня. Так как крупные системы создаются группами разработчиков, инструментальная система новой версии Trace Mode имеет клиент-серверную архитектуру и обеспечивает реальную многопользовательскую разработку проекта. Это значит, что системный интегратор может установить лишь одну копию Trace Mode 6 - сервер проекта, на котором можно одновременно разрабатывать несколько независимых проектов АСУ.

Предусмотрена возможность портировать при необходимости Trace Mode 6 на такие операционные системы, как Linux, UNIX, QNX и др. Многоплатформенность никак не снижает удобство работы программы на Windows-платформе, которая является основной для Trace Mode 6. При этом на Windows-платформе сохранилась поддержка всех популярных Windows-технологий - OPC, ActiveX, DDE и т. д.

В Trace Mode 6 включены все пять языков программирования международного стандарта IEC61131-3

При старте Trace Mode 6 предлагает выбрать один из трех способов проектирования - упрощенный, инженерный и технологический.

Начинающие разработчики смогут воспользоваться технологией упрощенного проектирования АСУ "от графики", реализующей лозунг "Не тратьте время на программирование - просто нарисуйте АСУ и запустите!". В новой версии системы значительно расширен набор технологий автопостроения проекта. Теперь не только автоматически создается база каналов и выполняется настройка на контроллеры, но также автоматически строится графический интерфейс оператора и даже производится подбор алгоритмов управления оборудованием.

Инженерный стиль разработки хорошо известен пользователям предыдущей версии системы - Trace Mode 5. Он удобен инженерам по АСУ ТП и КИПиА. При использовании этого способа сначала описывается аппаратная структура системы управления, включающая компьютеры, контроллеры и средства коммуникации.

Инженерный способ проектирования позволяет структурировать базу данных проекта, легко тиражировать готовые решения - подключать к работающему проекту новые контроллеры и компьютеры (или удалять их), а также без особого труда масштабировать проект. Пользователь, решивший прибегнуть к тому или иному подходу, выбирает только общую стратегию разработки - он всегда может переходить от одного способа к другому уже в процессе работы.

Распределенная многоуровневая АСУ ТП на базе Trace Mode

Третий способ проектирования - "от технологии" - является наиболее развитым методом создания систем управления. Он объединяет в себе оба предыдущих и добавляет в проект данные о производственном оборудовании, используемом на автоматизируемом предприятии. При применении этого метода в проекте задействуется не только информация о сигналах, контроллерах и операторских ПК, но также и об автоматизируемых технологических объектах: аппаратах, насосах, задвижках, моторах, резервуарах, мешалках и т. д.

Добавление технологической инфраструктуры в проект дает возможность достичь новых результатов.

Во-первых, появляется возможность применить технологию автопостроения технологических объектов, заключающуюся в том, что проект АСУ собирается не из отдельных сигналов или даже контроллеров и ПК, а из комплексных объектов, соответствующих автоматизируемой технологии. Таким объектом может быть насос, мотор, мельница, электрический трансформатор и др. Комплексный технологический объект включает в себя уже готовые алгоритмы управления, базу каналов, а также динамизированные графические изображения. Для автоматизации, скажем, насоса пользователю достаточно выбрать его изображение из библиотеки и перетащить на рабочее поле. Привязка техобъекта к контроллеру осуществляется путем совмещения его иконки с иконкой соответствующего контроллера методом перетаскивания.

Trace Mode 6 содержит библиотеки с более чем 1000 готовыми техобъектами, включающими не только динамизированную графику, но и алгоритмы управления. Кроме того, у пользователя есть возможности создавать собственные техобъекты самостоятельно.

Во-вторых, описание технологии в рамках проекта АСУ ТП служит основой для его интеграции в систему автоматизации бизнес-процессов (MES), создаваемую с помощью T-Factory 6.

Каналы

В TRACE MODE 6 определены каналы нескольких классов.

По функциональному назначению классы каналов можно сгруппировать следующим образом:

каналы для работы с данными (числовые каналы):

· HEX16 – для работы с 2-байтовыми целыми числами;

· HEX32 – для работы с 4-байтовыми целыми числами;

· FLOAT – для работы с 4-байтовыми вещественными числами (существуют две разновидности канала этого класса – с обработкой и без обработки в канале);

· DOUBLE FLOAT – для работы с 8-байтовыми вещественными числами;

· TIME – для работы со значениями времени (дата и время);

каналы для мониторинга:

· Событие – для мониторинга объекта с целью фиксирования возникновения/исчезновения на этом объекте некоторого события или ситуации (например, аварии). Канал хранит историю события и допускает его квитирование;

каналы для задания прав пользователей:

· Пользователь – для задания прав пользователя на разработку и/или запуск проекта;

· каналы T-FACTORY:

· Единица оборудования – для учета единицы оборудования, планирования и мониторинга ее техобслуживания;

· Персонал – для учета работника, а также планирования и мониторинга его участия в техобслуживании оборудования;

· M-ресурс – для учета складских ресурсов;

· D-ресурс – для мониторинга техобслуживания оборудования и ряда других задач;

· каналы многофункционального назначения:

· CALL – свойство вызов канала этого класса конфигурируется для выполнения различных функций. В ИС можно создать следующие каналы этого класса с предустановленным свойством вызов (при создании такого канала в соответствующем слое шаблонов создается шаблон, вызываемый каналом):

· Экран – канал с вызовом шаблона экрана;

· Программа – канал с вызовом шаблона программы;

· Документ – канал с вызовом шаблона документа;

· Связь с БД – канал с вызовом связи с базой данных.

Для всех классов канала в ИС имеется соответствующий.

Шаблоны

Шаблон можно рассматривать как функцию, которую вызывает основная программа (монитор) с передачей определенных значений. Шаблоны вызываются каналами класса CALL (шаблоны программ могут быть вызваны каналами других классов с настроенным свойством вызов) при их отработке монитором.

Значения в шаблон передаются через его аргументы. Эта передача настраивается в ИС с помощью привязки аргументов шаблона к каналам или источникам/приемникам в редакторе аргументов. Передача аргументов при вызове шаблона обязательна – другими словами, шаблон должен иметь хотя бы один аргумент.

В соответствующих слоях структуры проекта могут быть созданы следующие шаблоны (компоненты проекта):

· шаблон программы – разработка программ в соответствующем редакторе подробно рассматривается в разделе Программирование алгоритмов;

· шаблон экрана, графической панели, мнемосхемы – разработка графического интерфейса оператора в соответствующем редакторе подробно рассматривается в разделе Разработка графического интерфейса;

· шаблон документа – разработка документов (генерируемых отчетов) в соответствующем редакторе подробно рассматривается в разделе Генерация документов;

· шаблон связи с базой данных – конфигурирование связи с базой данных в соответствующем редакторе.

Источники/Приемники

Источники/приемники разбиты на предопределенные группы в слое Источники/Приемники.

Параметры источников/приемников задаются в соответствующих редакторах (за исключением моделей и встроенных генераторов TRACE MODE, которые не имеют редакторов).

Последовательные порты

Для описания параметров последовательного порта предназначен компонент COM-порт. Этот компонент может быть создан в узле в группе COM-порты.

Параметры последовательных портов задаются в ИС для узлов; при запуске узлов под управлением мониторов эти параметры устанавливаются для портов аппаратных средств, на которых размещены узлы.

Данный компонент имеет соответствующий редактор.

Словари сообщений

Сообщения, которые будут генерироваться по каналам в различных ситуациях при работе АСУ, могут быть определены в словарях. Эти сообщения могут быть отправлены в виде SMS-сообщений на указанный номер сотового телефона, переданы по сети консолям и т.д. Словари сообщений задаются в ИС для узла. Направление передачи сообщений задается в редакторах словарей, при этом во всех случаях сообщение заносится в отчет тревог (если отчет тревог для узла не задан, монитор не генерирует сообщений).

В дочерней группе Словари сообщений узла могут быть созданы следующие словари:

· Словарь для HEX16 – сообщения по каналам класса HEX16;

· Словарь для HEX32 – сообщения по каналам класса HEX32;

· Словарь для FLOAT – сообщения по каналам класса FLOAT;

· Словарь системный – сообщения по системным событиям;

· Словарь для персонала – сообщения по каналам класса Персонал;

· Словарь для оборудования – сообщения по каналам класса Единица оборудования;

· Словарь для каналов D-ресурс – сообщения по каналам класса D-ресурс;

· Словарь для каналов Событие – сообщения по каналам класса Событие;

· Словарь для каналов M-ресурс – сообщения по каналам класса M-ресурс;

· Пользовательский словарь – сообщения, генерируемые с помощью системной переменной @Message (группа СИСТЕМНЫЕ).

В отсутствие словарей в узле, а также в отсутствие связи канала со словарем, монитор генерирует собственные сообщения, которые, как правило, совпадают с сообщениями, заданными в словарях по умолчанию.

Клеммы

Эти компоненты описывают электрические контакты (например, монтажных шкафов) и являются элементами схемы электрических соединений АСУ. В редакторе для клемм задаются параметры подсоединенных проводов с указанием принадлежности проводов к жгутам.

 

Классификация слоев

Предопределенные слои структуры проекта имеют следующее назначение:

Ресурсы – для создания пользовательских наборов текстов, изображений и видеоклипов, а также графических объектов;

Шаблоны программ – для создания шаблонов программ;

Шаблоны экранов – для создания шаблонов графических экранов, графических панелей и мнемосхем;

Шаблоны связей с БД – для создания шаблонов связей с базами данных;

Шаблоны документов – для создания шаблонов документов (отчетов);

База каналов – этот слой является хранилищем всех каналов проекта. Выполнять операции с каналами (в том числе создавать их) можно в различных слоях, однако во всех случаях эти операции на самом деле реализуются в слое База каналов. В любом другом слое, где выполняется команда для совершения операции с каналом, ее результат только отображается – поэтому существуют команды удаления и уничтожения каналов;

Система – для конфигурирования узлов и их составляющих (узел создается как корневая группа этого слоя);

Источники/приемники – для создания встроенных генераторов, шаблонов каналов обмена с различными устройствами и программными приложениями, а также для конфигурирования системных переменных TRACE MODE 6,

Технология – для разработки проекта от технологии (т.е. с группировкой компонентов по признаку их принадлежности к технологическому объекту). В этом слое кодировка канала строится автоматически с наследованием кодировки всех объектов вышестоящего уровня, в которые канал входит (если установлен флаг Строить кодировку по технологии. При отладке проекта слой Технология может играть роль узла – для него определена команда Сохранить узел для МРВ. Кроме того, для этого слоя определены команды взаимодействия с технологической базой данных;

Топология – для разработки проекта от топологии (т.е. с группировкой компонентов по месту расположения);

КИПиА – для описания электрических соединений АСУ;

Библиотеки компонентов – для создания библиотек объектов – проектных решений отдельных задач. Этот слой содержит предопределенные группы Системные и Пользовательские. В группе Системные содержатся библиотеки, подключенные к ИС по умолчанию.

Классификация узлов

RTM

T-FACTORY

MicroRTM

Logger

EmbeddedRTM

NanoRTM

Console

TFactory_Console

EmbeddedConsole

Узлы проекта создаются как корневые группы слоя Система. Предопределенное название узла указывает на семейство мониторов, для которых данный узел предназначен. Узел может содержать только те компоненты, которые поддерживаются мониторами соответствующего семейства.

В общем случае, узлы могут выполняться под управлением различных мониторов.

Как правило, узел выполняется на отдельном аппаратном средстве. В случае запуска двух и более узлов на одном аппаратном средстве оно должно быть оборудовано соответствующим количеством сетевых карт.

Параметры узлов задаются в соответствующем редакторе.

RTM

Узел RTM предназначен для запуска на компьютере под управлением исполнительных модулей семейства RTM (МРВ) – мониторов с поддержкой отображения графических экранов оператора, поддержкой обмена по последовательному интерфейсу и сети с различным оборудованием и выполняющего пересчет каналов всех классов, кроме каналов T-FACTORY.

T-FACTORY

Узел T-FACTORY предназначен для запуска на компьютере под управлением исполнительных модулей семейства T-FACTORY – мониторов для решения задач АСУП.

MicroRTM

Узел MicroRTM предназначен для запуска на компьютере или в контроллере под управлением исполнительных модулей семейства Micro RTM. Основное отличие этих мониторов от МРВ – отсутствие поддержки отображения графических экранов.

Logger

Узел Logger предназначен для запуска на компьютере под управлением исполнительного модуля Logger (регистратор) – монитора, способного вести архивы по каналам всех узлов проекта.

EmbeddedRTM

Узел EmbeddedRTM предназначен для запуска на компьютере или в контроллере под управлением исполнительных модулей семейства Embedded RTM – мониторов с поддержкой графических панелей, поддержкой обмена с оборудованием по различным протоколам и выполняющего пересчет каналов.

NanoRTM

Узел NanoRTM предназначен для запуска в контроллере под управлением исполнительного модуля Nano RTM – монитора, аналогичного Micro RTM, но предназначенного для работы с малым числом каналов.

Console

Узел Console предназначен для запуска на компьютере под управлением исполнительных модулей, которые, в отличие от МРВ, не выполняют пересчет каналов, предназначенных для работы с данными. Консоли позволяют получать данные от других узлов проекта по сети, отображать их на графических экранах и управлять технологическим процессом из графики. Консоли не могут взаимодействовать с узлами T-FACTORY.

TFactory_Console

Узел TFactory_Console предназначен для запуска на компьютере под управлением исполнительных модулей, аналогичных консолям, но, кроме того, способных взаимодействовать с узлами T-FACTORY.

EmbeddedConsole

Этот узел выполняется под управлением мониторов, поддерживающих только графические панели.

 

Программирование алгоритмов в TRACE MODE 6

Для программирования алгоритмов функционирования разрабатываемого проекта АСУ в TRACE MODE 6 включены языки Техно ST, Техно SFC, Техно FBD, Техно LD и Техно IL. Данные языки являются модификациями языков ST (Structured Text), SFC (Sequential Function Chart), FBD (Function Block Diagram), LD (Ladder Diagram) и IL (Instruction List) стандарта IEC61131-3.

Программы и некоторые их компоненты (функции, шаги и переходы SFC и т.п.) могут быть разработаны на любом из встроенных языков в соответствующем редакторе, при этом языки для программы и ее компонентов выбираются независимо.

Для создания и редактирования свойств аргументов, переменных, функций и структурных типов программы, а также для использования в программе функций из внешних библиотек в интегрированную среду разработки проекта встроены специальные табличные редакторы.

TRACE MODE 6 имеет также средства для отладки программ.

Примерный вид интегрированной среды при редактировании программ показан на следующем рисунке:

 

Основным языком программирования TRACE MODE 6 является Техно ST. Программы, разработанные на языках Техно LD, Техно SFC и Техно FBD, перед компиляцией транслируются в Техно ST. IL -программы перед компиляцией частично транслируются в ST, частично – в ассемблер. Отсюда следует, например, что ключевые слова Техно ST являются таковыми и для всех других языков.

Редактирование FBD-программ

FBD-программа представляет собой цепочку (диаграмму) последовательно выполняемых функциональных блоков. На рисунке показан вид программы, состоящей из двух блоков, в FBD-редакторе.

Функциональный блок – это графическое изображение вызова встроенной функции Техно FBD (FBD-блока) или функции (функции-блока), определенной пользователем.

Вид FBD-блока показан на следующем рисунке.

В верхней части блока выводится обозначение функции, выполняемой блоком (X && Y на рисунке). Именованные отрезки слева (X и Y), обозначают входы блока (аргументы, переменные или константы функции). Отрезок без имени слева обозначает вход, управляющий выполнением блока (в дальнейшем – вход RUN). Блок выполняется, если RUN =0 (значение по умолчанию).

Отрезки, примыкающие к блоку справа, обозначают выходы блока (возвращаемые функцией значения).

Кроме входов/выходов, некоторые встроенные FBD-блоки имеют внутренние переменные, недоступные пользователю. Переменные FBD-блока (входы/выходы и внутренние) являются глобальными, т.е. сохраняют свое значение между вызовами программы, в том числе при RUN =1.

В нижней части блока выводится его номер и, после двоеточия, номер следующего выполняемого блока (2:1 на рисунке). Номера блоков задаются последовательно при их размещении в рабочем поле редактора; номера следующих выполняемых блоков определяются автоматически при соединении входов и выходов блоков (образовании диаграммы). На блоке, который выполняется первым в программе, после его номера отображается символ В; на блоке, который выполняется последним, – символ Е.

FBD-программа может выступать в роли основной программы, функции и функции-блока.

Для создания FBD-программы и подключения ее к проекту нужно выполнить следующие операции:

· разместить необходимые функциональные блоки в рабочем поле FBD-редактора;

· соединить нужные входы и выходы блоков, образовав единую диаграмму;

· задать аргументы, переменные и константы программы;

· привязать входы/выходы FBD-диаграммы к аргументам, переменным и константам программы;

· скомпилировать программу.

Размещение FBD-блоков в рабочем поле редактора

Рабочее поле FBD-редактора с помощью сетки разбито на участки. На одном участке можно разместить один функциональный блок.

Выбрать нужный функциональный блок для размещения можно с помощью специального навигатора, показанного на рисунке. Открыть/закрыть окно навигатора функциональных блоков можно с помощью кнопки панели инструментов FBD-редактора.

В нижней части навигатора находятся кнопки выбора группы блоков (Логические, Арифметические и т.п.), в рабочем поле навигатора отображаются блоки, которые входят в выбранную группу.

Чтобы получить справку о блоке, нужно дважды нажать ЛК на его изображении в навигаторе.

Чтобы поместить блок на участок рабочего поля FBD-редактора, нужно нажать ЛК на изображении блока в навигаторе и, удерживая кнопку нажатой, переместить курсор на нужный участок, после чего кнопку отпустить (метод drag-and-drop).

Редактирование диаграммы FBD-блоков

Для выделения элемента FBD-диаграммы (функционального блока, входа или выхода блока, связи между блоками, графического изображения привязки входа/выхода FBD-диаграммы к аргументу/переменной программы, метки) нужно с помощью мыши установить на него курсор, вид которого при этом меняется с на , и нажать ЛК. Выделенный элемент обозначается цветом, заданным в параметрах FBD-редактора. Для выделения группы элементов нужно с помощью мыши обвести их контурным прямоугольником (нажать ЛК в некоторой точке рабочего поля редактора и, удерживая кнопку нажатой, переместить курсор в направлении диагонали будущего прямоугольника, после чего кнопку отпустить).

Создание связей между блоками производится методом drag-and-drop (выделить вход/выход блока, нажать ЛК на изображении этого входа/выхода и, удерживая кнопку нажатой, переместить курсор на изображение выхода/входа другого блока, после чего кнопку отпустить). Созданная связь обозначается на диаграмме линией:

Блоки можно перемещать на другие участки рабочего поля FBD-редактора методом drag-and-drop, при этом созданные связи сохраняются. На рисунке показана предыдущая FBD-диаграмма после перемещения блока на другой участок:

Информация о блоке или связи может быть получена из всплывающей подсказки:

Кроме панели инструментов, для редактирования диаграмм FBD-редактор снабжен набором контекстных меню, доступных по нажатию ПК после выделения элемента диаграммы. Помимо типовых инструментов для редактирования, работы с буфером обмена и закладками, панель инструментов и меню включают следующие команды:

Привязать – перейти в режим привязки выделенного входа/выхода к аргументу/переменной программы;

Инвертировать – инвертировать вход/выход блока. На рисунке показано обозначение инвертирования входа X:

Создать метку – при выполнении этой команды для участка размещения выделенного блока создается метка (рисунок слева):

После выделения метки (рисунок справа) возможно ее удаление с помощью стандартного инструмента или контекстного меню.

Для перехода к редактированию метки нужно дважды нажать на ней ЛК.

Привязка входов и выходов FBD-диаграммы

Не участвующие в межблочных связях входы и выходы функциональных блоков (такие входы/выходы называются свободными) могут выступать в качестве входов и выходов FBD-диаграммы. Они могут быть привязаны к аргументам или переменным, заданным для данной FBD-программы с помощью табличных редакторов, а также к глобальным переменным.

Привязки могут быть заданы также для выходов, участвующих в межблочных связях.

FBD-диаграмма должна иметь по меньшей мере одну привязку.

Для привязки входа/выхода FBD-диаграммы нужно выделить этот вход/выход и нажать кнопку панели инструментов или нажать ПК и выполнить команду Привязать из контекстного меню. При этом возле выделенного входа/выхода выводится окно со списком доступных для привязки аргументов/переменных, показанное на рисунке ниже. Для входа в этом окне можно также задать постоянное значение (с помощью клавиатуры).

Вход/выход функционального блока называется определенным, если он участвует в межблочных связях или для него задана привязка. Вход, для которого задано постоянное значение, также является определенным.

На следующем рисунке показан вид диаграммы после привязки ее входов и выходов.

Данная диаграмма является графическим представлением следующей математической функции:

FUNCTION_000(ARG_000, ARG_001)=20*(ARG_000+ARG_001)

Эта FBD-функция может быть использована, например, в ST-программе:

// d = 20 * (VAR_000 + VAR_001)

d = FUNCTION_000(VAR_000, VAR_001);

Функция (SFC-условие) на языке Техно FBD не возвращает значений, если ни один из выходов FBD-диаграммы не привязан к имени функции (SFC-условия).

Описание FBD блоков.

 

Раздел 'Логические'

НЕ (!X)

ИЛИ (X || Y)

И (X && Y)

4 НЕ (!)

Логическое сложение четырех элементов (||)

Логическое умножение четырех элементов (&&)

На вход блоков этого раздела можно подавать числовые значения, а также значения типа BOOL или STRING. В последнем случае в операции участвует длина строки.

НЕ (!X)

O = NOT X

O =1, если X =0, во всех остальных случаях O =0.

ИЛИ (X || Y)

O = X OR Y

O =0, если одновременно X =0 и Y =0, во всех остальных случаях O =1.

И (X && Y)

O = X AND Y

O =1, если X и Y одновременно отличны от нуля, во всех остальных случаях O =0.

4 НЕ (!)

!A = NOT A

!B = NOT B

!C = NOT C

!D = NOT D

Выход равен 1, если соответствующий вход равен 0, во всех остальных случаях выход равен 0.

Если вход не определен, его значение принимается равным 0.

Логическое сложение четырех элементов (||)

O = A OR B OR C OR D

O =1, если хотя бы один из входов отличен от нуля.

O =0, если A=B=C=D=0.

Если вход не определен, его значение принимается равным 0.

Логическое умножение четырех элементов (&&)

O = A AND B AND C AND D

O =1, если все входы одновременно отличны от 0, во всех остальных случаях O =0.

Если вход не определен, его значение принимается равным 0.

Раздел 'Арифметические'

Сложение двух элементов (X+Y)

Сложение четырех элементов (A+B+C+D)

Вычитание (X-Y)

Умножение (X*Y)

Деление (X/Y)

Остаток от деления (X%Y)

Возведение в степень (X**Y)

Абсолютное значение (ABS)

Инверсия знака (-X)

Целая часть (FLOOR)

Обратная величина (1/X)

Квадратный корень (SQRT)

Возведение в квадрат (X**2)

Сумма квадратов (HYPOT)

Масштабирование (K*X+C)

Сложение двух элементов (X+Y)

O = X + Y

Сложение четырех элементов (A+B+C+D)

O = A + B + C + D

Вычитание (X-Y)

O = X – Y

Умножение (X*Y)

O = X * Y

Деление (X/Y)



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.013 с.)