Анализ историко-культурного потенциала Ардатовского района 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ историко-культурного потенциала Ардатовского района



История

Археологические находки на территории Ардатовского края говорят о том, что с VI—VII века край населяли мордовские племена, в основном эрзя, в меньшей степени мокша и небольшие группы волжских булгар. Местами их оседлого жительства были поймы рек Тёши, Лемети, Иржи. С X—XII веков в этих местах появляются славянские переселенцы. Они научили мордву земледелию, изготовлению железных орудий труда и оружия. На эти богатые лесом, рыбой и зверем места с востока претендовали булгары, а с севера и запада — русские князья. Ардатовские земли видели поход Святослава на усмирение Волжской Булгарии, монголо-татарские полчища, проходившие в 1237 году на Русь, поход Ивана IV Грозного на Казань в 1552 году. Через территорию района проходила Царская сакма — государственная посольская дорога из Москвы в Золотую Орду и Астраханское ханство. Название Ардатов связано с легендой о проводнике войск Ивана Грозного Ардатке.

После похода 1552 года мордовские земли были отданы царём в поместное владение русским князьям, боярам, татарским и мордовским мурзам и служивым людям, в основном свияжским жителям. (Свияжск — русская крепость под Казанью).

В 1779 году В ходе административной реформы Екатерины II образован Ардатовский уезд, состоящий из 40 волостей. По количеству населения он занимал четвертое место, а по площади — третье место в Нижегородской губернии.

В 1923 году уезд был ликвидирован, в 1929 году создан Ардатовский район. Ардатов утратил значение города и стал селом — районным центром. Первые колхозы организовались в 1928 году. Всего за 1928—1935 годы было создано 90 колхозов.

Троицкая церковь в с. Андреевка является памятником архитектуры(рисунок 1). Здание построено в 1751 году помещиком П. П. Ермоловым с двумя престолами - главным холодным во имя Живоначальной Троицы и теплым в честь Казанской иконы Божией Матери. Есть деревянная часовня. С 1886 года существует церковно-приходская школа.

В начале XX века насчитывалось более 1 500 прихожан в Андреевке и в деревне Кельвядни.

Церковь в годы советской власти была единственной действующей на территории района.

Рисунок 1 – Троицкая церковь (с.Андреевка)

Ардатово г.п.

Народное предание донесло до наших дней легенду о возникновении города Ардатова (рисунок 2). После завоевания Иваном Грозным Казани для охраны русских границ от набегов ногайских орд началось строительство сторожевой линии. На перекрестке торговых дорог и возник в середине ХVI века острог с крепостными воротами. Ворота назвали Ардатовскими.

Рисунок 2

Происхождение названия города объясняется по-разному. Самое распространенное предание гласит следующее: "Оно происходит от имени мордвина Ордатки, который провел через глухие леса войско Ивана Грозного во времена третьего (1552 г.) похода на Казань. За эту важную услугу царь подарил Ордатке землю, на которой возникло поселение, названное его именем.

Первое упоминание об Ардатове в письменных документах встречается лишь в 1624 г. В 1688 году деревня Ардатово получила название Ново-Троицкое - по церкви. В 1721 г. вновь переименовано в Ардатов. Жители Ардатова принимали участие в крестьянских восстаниях под предводительством Степана Разина (1669 - 1671 г.г.) и Емельяна Пугачева (1773 г.).

С образованием Симбирского наместничества 15 сентября 1780 года Екатерина П подписала указ, по которому Ардатов был переведен в разряд уездных городов и ему был "высочайше пожалован герб: две копны сена на серебряном поле в знак великого изобилия сена".

В 1804 году Александр I собственноручно утвердил "Геометрический план г.Ардатова", согласно которому город должен был застраиваться дальше (рисунок 3). На плане город представлял собой прямоугольник, разбитый на 35 кварталов по 15-20 домов в каждом. Украшением города был величественный Троицкий собор, включавший 2 церкви и колокольню. Неповторимый колорит городу придавали ещё 3 церкви: Сергиевская, Рождественская, Ильинская. Население Ардатова занималось земледелием, торговлей, мелкими промыслами. В 1800 году в Ардатове было 26 купеческих лавок, 5 мучных мельниц, 3 церкви, соляные амбары, винный магазин, тюрьма.

Рисунок 3 – «Геометрический план г. Ардатова»

Ардатов был одним из отдаленных уголков царской России, но жители горячо откликались на все события внутренней и международной жизни страны. Во время Отечественной войны 1812 года Ардатовский уезд выделил более тысячи ополченцев. Особенно отличились в боях с французами и награждены командиры Дурасов А.Я., братья Бекетовы, братья Бестужевы, Муравьев-Быков С.П. и другие.

«Встрепенул» народ Емельян Пугачев, чей путь из Казани (после неудачной ее осады) лежал через Алатырь и Ардатов. В отряд Пугачева влилось много восставших из с. Ардатова. Но восстание было жестоко подавлено.

Революционное движение в 1917-м. Услышав весть о свержении царя, о Временном правительстве, 1 марта ардатовцы разоружили полицию и выслали из города исправника. 8 марта на Базарной площади собралось до 5000 человек - избрали исполком. А 22 марта иногородний отдел Петроградского Совета зарегистрировал Ардатовский Совет рабочих и солдатских депутатов, 15 июня того же года этот Совет объединился с Советом крестьянских депутатов. 1 сентября состоялся первый уездный съезд рабочих и крестьянских депутатов. 19 ноября в Ардатове большевики установили власть Советов. Но через несколько недель им пришлось подавлять контрреволюционные мятежи. В ликвидации их огромную роль сыграли ардатовские коммунисты и сочувствующие им. Трудными для города и уезда были годы гражданской войны, коллективизации, но именно в годы Советской власти город приобрел свое лицо, помолодел, стал расти и развиваться.

В историческом центре г. Ардатова сохранились здания, построенные в 18-19 вв.: здание бывшего уездного казначейства(сейчас краеведческий музей), отделение агропромбанка, двухэтажное здание (редакция районной газеты и типография); монументальное здание бывшего укома и у исполкома (1918-1928 гг.), где ныне размещается районная администрация, вокзал станция Ардатов (рисунок 4).

Рисунок 4 – Станция

 

Сегодня Ардатов – малый город с развитой экономической инфраструктурой, несколькими предприятиями, культурными и медицинскими учреждениями. Есть краеведческий музей. Сохранилось много примет старины, в том числе деревянная гражданская архитектура. Население смешанное, русско-мордовское, более 10000 тысяч человек.

В настоящее время в Ардатовском районе функционируют: МБУ «Ардатовский районный Дом культуры», МБУК «Центр культуры и отдыха Тургеневского городского поселения», МБУК «Ардатовская центральная районная библиотека им.Н.К.Крупской», МБУДОД «Ардатовская детская школа искусств № 1», МБУДОД «Тургеневская детская школа искусств № 3». Это свидетельствует о достаточно высоком культурном потенциале района и позволяет решать актуальные задачи отрасли. Одной из важных тенденций, характеризующей развитие культуры в районе является создание новых творческих коллективов, выставочных центров. В целях обеспечения культурного досуга жителей района, приобщения населения к культуре и искусству, развития и продвижения массовой культуры в районе проводится в год более 20 массовых праздничных мероприятий, культурных акций и проектов: Новогодние и Рождественские гуляния, День Победы, День Города; мероприятия, посвященные праздничным и календарным датам, День защиты детей.

В целях возрождения национальной культуры и приобщения к культурным традициям народов, проживающих на территории района, проводятся национальные праздники: «Сюкпря теть, сияньлисьмаприне!» (с. Кельвядни), Св. Троицы с мордовским обрядом «Окликание невест» (с. Урусово), русские проводы зимы «Масленица», «Рождественские гуляния», пасхальные празднования и др. С 1975 г. в Ардатове работает краеведческий музей, насчитывающий более 18 тысяч экспонатов (рисунок 5).

Рисунок 5 - Музей кукол

В Ардатовском районе продолжается возведение религиозных объектов, повышающих духовность верующих жителей. В 2014 году начато строительство Епархии в г.Ардатов (рисунок 6) – за 2014-2015 г.г. освоено 25 млн.рублей.

Рисунок 6 – Епархия

В 2015 году начато строительство центра культурного развития в г.Ардатов (42 млн.рублей).

В 2016 году планируется произвести капитальный ремонт ДК в с. Кученяево, а в с. Баево реконструкцию ДК под национальный центр культуры на 150 мест.

В аварийном состоянии находится здание Редкодубского ДК. Его реконструкция на 2000 мест будет начата в 2017 году.

Здания ДК в п. Тургенево планируется реконструировать в 2018 году, а на 2019 год намечено 3 реконструкции ДК, это в сёлах: Каласево, Солдатское, п. Октябрьский

Разработана Программа организации туристического маршрута по Ардатовскому району (рисунок 7) с посещением Казанской Ключевской пустыни, музея Эрьзи в с.Баево, Ардатовского краеведческого музея, музея валенок в с.Урусово, с.Кельвядни, а также урочища Шмелева пруда.

Рисунок 7

 

В соответствии с приказом № 15 от 9 марта 2016 года «Об утверждении Порядка и условий направления средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, организациям, осуществляющим кинопоказ» МБУ «Ардатовский Дом культуры» направило комплект документов на переоборудование кинозала кинотеатра «Прогресс», необходимый для участия в отборе на получение средств в сумме 5,0 млн.рублей в Федеральный Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии.

Первый храм во имя Живоначальной Троицы был построен в Ардатове или в 1886 году, когда был дан об этом приведенный указ или в следующем 1687 году. Был ли в этой церкви и придел святого Сергия ни письменных сведений, ни преданий не сохранилось. Этот храм был, вероятно, деревянный, так как скоро в то время выстроить каменную церковь было в полудиком краю нелегко. Место на котором была выстроена первая церковь, нужно полагать, было то самое, на котором и теперь находится соборный храм Живоначальной Троицы. В 1769 году первоначальная церковь была заменена, как гласит летопись Ардатовского -Троицкого собора, новою, каменною, о пяти главах, с каменною же колокольнею, премыкавшею к самой церкви с западной стороны. В этой церкви главный храм освящен также во имя Святой Троицы, а придел во имя архангела Гавриила. Антиминс в приделе древний, полотняный, освящен в 1743 году епископом Нижегородским и Алатырским Димитрием. Этот храм последствие носил в общежитии название холодного, или летнего.

Второй соборный тёплый храм во имя святителя Николая существует, основываясь на данных ведомостей, с 1809 года. Этот храм также каменный, но более обширный, чем первый. Антиминс для этого храма был освящен в том же 1809 году архиепископом Казанским Павлом, и заменён за ветхостью в 1868 году новым.

С восточной стороны в стене ограды имеется построенная в 1841 году каменная часовня вместо бывшей на этом месте деревянной и, быть может, той самой часовни, о которой упоминается в указе царей.

В дальнейшем существовании подвергся существенным перестройкам и пристройкам только летний собор. Так с 1873 по 1876 год была построена, взамен старой, новая каменная колокольня, отдельно от того и другого храма. Высота новой колокольни 24 сажени. Построена на средства прихожан особым усердием и старанием бывших соборных старост Ивана Васильевича Татаринова и Льва Ивановича Мурашкинцева. Постройка колокольни обошлась, при постройке хозяйственным способом, до 25000 рублей.

В 1880 году произведена пристройка летнего собора в длину около 5 сажень и обошлась, при хозяйственном ведении дела, до 14000 рублей.

В летний храм занимает площадь около 75 квадратных сажень: длина храма 18 сажень 2 аршина и ширина настоящей 4 сажени 2 аршина. Зимний собор занимает площадь около 90 квадратных сажень: длина храма 18 сажень, ширина в алтаре 4 сажени и настоящей и трапезы 5 сажень.

Ограда около соборов и колокольни каменная; устроена в 1877 году; стоимость постройки составила до 1500 рублей. Внутри ограды посадили насаждения акации и небольшое количества берёз.

В 1896 году была открыта церковно-приходская школа, разместившаяся в церковной сторожке.

В советские годы был закрыт. В 1990 годы возвращён Церкви и полностью восстановлен.

30 мая 2011 года решением Священного Синода была образована Ардатовская епархия, после чего Никольский храм стал её кафедральным собором (рисунок 8).

Рисунок 8– Никольский собор

Восстанавливаются: церкви Косьмы и Дамиана в с. Кечушево. Всего на территории района к середине 1999 года было открыто 16 приходов.

В годы Великой Отечественной войны из района ушли на фронт 7196 человек. Более 4 тысяч из них, т. е. свыше половины участвовавших в боях, погибли.

Героями Советского Союза стали Муравьев Алексей Тимофеевич, Макаров Константин Васильевич, Моисеев Николай Семенович и Панков Александр Иванович.

Добровольцем пошел на фронт секретарь школьной комсомольской организации Виктор Щепалин. Он повторил подвиг Н. Гастелло.

Из среды ардатовцев вышли два крупных военачальника: Маряхин Сергей Степанович и Зуев Иван Васильевич.

Большую роль в укреплении обороноспособности страны в годы войны сыграл Самарин Александр Яковлевич, академик с мировым именем, специалист по созданию высокопрочной танковой брони.

С первых дней Великой Отечественной войны самоотверженно работали труженики тыла, в основном женщины. В 1942 году 6 женщин работали председателями колхозов, 14 — секретарями сельских Советов, 66 — зав. фермами, 570 — звеньевыми. Более 75 проц. работ в МТС выполняли женщины.

В фонд обороны жителями района внесено вколо 2 млн. рублей, приобретено облигаций государственных военных займов на 19 млн. рублей, билетов денежной лотереи — на 2 млн. 800 тыс. рублей.

Из личных запасов колхозники района сдали в фонд Красной Армии 15 000 пудов хлеба и 66 000 пудов картофеля. За самоотверженную работу в тылу в годы войны орденами и медалями награждены 1740 ардатовцев.

В первую военную суровую зиму большая помощь оказана фронтовикам теплыми вещами, К 24-й годовщине Красной Армии (февраль 1942 г.) было собрано 222 меховых полушубка, 529 пар валенок, 1690 овчин, 250 пар варежек, 530 пар суконок.

Память об ардатовцах, геройски проявивших себя на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу, увековечена в названиях улиц райцентра и населенных пунктов района (рисунок 9).

Рисунок 9 – Памятник погибшим ВОВ 1941-1945г.

Кирпичная кладбищенская церковь (рисунок 10), построенная в 1829. Была приписана к Знаменскому собору. Центрический ротондальный храм, усложнённый прямоугольными притворами и алтарём. Приделы Феодора Стратилата и Всех Святых. Закрыта не позже 1930-х. В 2000-х возвращена верующим, ремонтируется.

Рисунок 10 - Церковь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"

Крупный кирпичный храм в формах провинциального классицизма, сооружённый в 1802 (рисунок 11). Четырёхстолпная постройка, украшенная портиками из полуколонн и увенчанная крупным центральным барабаном с арочными окнами и четырьмя глухими угловыми барабанами. Трапезной соединён с колокольней в три яруса. Боковые приделы Предтеченский и Никольский. Закрыт не позже 1930-х, венчания сломаны, занят заводским цехом. Возвращён верующим в 1994, отреставрирован.

Рисунок 11 - Собор иконы Божией Матери "Знамение"

Впервые деревянная Никольская церковь упоминается в 1616 году. Современная каменная двухпрестольная церковь построена в 1822 году (рисунок 12). Главный придел был освящен во имя Святой Живоначальной Троицы, а другой — во имя Святителя Николая.

В 1920 году за помощь дивеевским сестрам был расстрелян священник храма иерей Михаил Критский. На обвинение он ответил властям так: «Дивеевским сестрам я стал помогать из чувства ответственности перед Богом на Страшном Суде». При восстановлении храма, когда делали отмостку, была обнаружена его могила. Троицкий храм был закрыт осенью 1936 года и использовался как мельница и зернохранилище.

Церковь передана монастырю в сентябре 1992 года.

При посещении Патриархом Алексием II скита летом 1992 года, он дал ему название Никольский — в честь Святителя Николая.

26 декабря 1993 года митрополитом Николаем освящён престол Никольского придела. 21 октября 2006 года архиепископом Георгием вновь освящён главный алтарь в честь Святой Живоначальной Троицы.

Рисунок 12 - Свято-Никольский скит

Рисунок 13 - Церковь Николая Чудотворца. с. Атемасово

В Ардатовском районе сохранился бывший жилой купеческий дом, который так же является памятником архитектуры второй половины XIX в. Дом одноэтажный, расположен в центре города по улице К. Маркса, 104 (рисунок 14).

Рисунок 14 – Купеческий дом

Кечушевское с.п.

В селе Кечушево восстанавливают старую (начала XX в.) Космодамиановскую церковь (рисунок 15). Надстроили невысокую колокольню, покрыли часть крыши, восстановили окна, установили купола... И церковь заработала, хотя впереди еще очень много дел. Уроженец села, ныне живущий в Москве, помог купить колокола. Так, глядишь, общими усилиями и восстановят.

Рисунок 15 - Космодамиановская церковь

Безводинское с.п.

Село Безводное совсем небольшое, но впечатления от его посещения остались замечательные. Хорошая дорога, широкие улицы, ухоженные дома с окошенной территорией вокруг, отсутствие привычного строительного мусора.

В селе есть часовня (рисунок 16), освященная в честь святого князя Александра Невского, и памятник погибшим воинам(рисунок 9).

Рисунок 16 – Часовня

Рисунок 17 – Памятник погибшим воинам

Баевское с.п.

Основано не позднее XVI века. В переписях мордвы Алатырского уезда (1624г.) впервые упоминается как Баева Старая на речке Пирлей Парасельского беляка.

Название-антропоним: имена Баюшка, Боюшка, Биюшка, Байка встречаются в «Атемарской десятне 1667—1670 гг.» и других актовых документах 17—18 вв.

В «Списке населённых мест Симбирской губернии» (1863г.) Баево — село казённое из 89 дворов Алатырского уезда. Традиционно село славится плотниками, столярами, украшающими резьбой дома.

По сведениям 1913 г., в Баево был 191 двор (1415 чел.), церковь (1896) и церковно-приходская школа (1897).

В начале 1930-х гг. образован колхоз «Ударный», с 1959 г. — «Россия», с 1991 г. — им. С. Д. Эрьзи, с 1997 г. — СХПК, специализировался на выращивании зерновых и зернобобовых культур, сахарной свёклы.

В настоящий момент СХПК не существует земли обрабатывает агрофирма "АгроАрдатов" и фермеры.

Почти в самом центре современного Баева находится филиал МРМИИ имени С.Д.Эрьзи – мемориальный дом-музей С. Д. Эрьзи, открытый к 100-летию со дня рождения мастера, в 1976 году. Настоящий дом-музей С.Д.Эрьзи располагается в доме, построенном недалеко от того места, где стояла изба Нефедовых (рисунок 18).

Рисунок 18 – Дом – музей С.Д.Эрзи

С.Д.Эрьзя (Нефедов) – великий сын мордовской земли, мордвин по национальности, самобытный и яркий скульптор XX века, не имеющий себе равных в своеобразной «соавторской» манере работы с деревом. Имя скульптора Эрьзи широко известно и в нашей стране и за рубежом. Мордвин Степан Дмитриевич Нефедов взял себе псевдонимом название одной из этнографических групп мордовского народа - эрзи. Это не просто дань уважения народу, давшему ему жизнь, но и признание того, что истоки его таланта, неиссякаемая жизнеутверждающая мощь произведений - в их национальной самобытности и исконной народности. Его искусство все человечно по глубине психологизма созданных им образов, силе раскрытия непреходящих жизненных ценностей.

На родине скульптора ежегодно проводится межрегиональный фестиваль – конкурс резчиков по дереву «Поющее дерево». В нем принимают участие резчики из разных уголков страны: Рязанской, Ульяновской областей, Коми республики, Чувашии и Мордовии.

Урусовское с.п.

Рисунок 19 – Памятник погибшим воинам

Кельвядинское с.п.

Статус и границы сельского поселения установлены Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года № 115-З «Об установлении границ муниципальных образований Ардатовского муниципального района, Ардатовского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения, городского поселения и муниципального района».

Урусовское с.п.

В с.Урусово открылся Музей валенок (рисунок 20). Музей расположился в одном из классов школы. Около ста пар валенок разместились повсюду – белые, чёрные, мужские, детские, сувенирные, вышитые мордовским узором. Валенки на заборе, на печке, на бревнах, свисают с коромысла эрзянки в старинном уборе, валенок застрял в паутине под потолком. Тут же все необходимые инструменты.

Чтобы воздать хвалу истинным мастерам, и открылся в Урусове этот удивительный музей. Он прославляет не угасшее ремесло, а живое дело. Пусть теперь страна узнает об уникальном мастерстве, и приезжают сюда посетители за валенками и за опытом.

Рисунок 20 – Музей валенок

Тургеневское г.п.

Тургеневская Казанская Ключевская (в честь иконы Божией Матери Казанской) мужская пустынь располагается в восточной части Мордовии, в Ардатовском р-не, близ п. Тургенево и входящего в его состав с. Четвертаково (отсюда — второе ее наименование: Тургеневская). По преданию, основание пустыни было положено во второй пол. XVIII в. по случаю явления в источнике чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Географически место для пустыни оказалось весьма удобным: русские владельческие села Тургенево и Четвертаково располагались на почтовом тракте Саранск-Алатырь, уездная столица Ардатов рядом, в пяти верстах, еще один уездный центр, Алатырь — в 18 верстах (рисунок 21). С момента основания пустынь мыслилась как загородный двор Троице-Сергиевой Лавры и приписанного к ней Алатырского Свято-Троицкого монастыря. В 1708 на Ключе была построена первая деревянная Казанская церковь. Простояв 60 лет, она сильно обветшала, поэтому в 1767 ее по благословению епископа Нижегородского Феофана заменили на другую, тоже деревянную.

Третий храм, каменный, строился с 1806 уже не на источнике, а выше его, на холме. Алатырский архимандрит Авраамий, заложивший эту церковь, опирался на местную благотворительность, на приходы с. Тургенева и Четвертакова, считавших Ключ частью своего духовного мира. Освящение летней части храма состоялось в 1807 по благословению епископа Казанского Павла. В начале 1840-х четверик храма был дополнен трапезной, увеличившей его площадь почти вдвое.

Рисунок 21 – Ключевская пустынь

В конце XIX в. в Казанской пустыни собралась иноческая община, которая прошла официальную регистрацию и была признана монашеским братством, приписанным к Алатырскому Свято-Троицкому монастырю. В первой пол. XIX почитание явленной Казанской иконы Божией Матери распространилось на соседние уезды. В 1848, во время эпидемии холеры, алатырцы потребовали от настоятеля Свято-Троицкого монастыря перенести образ в город, и архимандрит Иезекииль подчинился мнению общественности. Икона с крестным ходом отправилась в Алатырь, чтобы остаться там навсегда. Знаменитый образ обнесли с крестным ходом вокруг всего города, вскоре болезнь начала стихать. В память об этом знаменательном событии ежегодно 9 августа в Алатыре проводился крестный ход, а в Ключевской пустыни служился благодарственный молебен. По специальному расписанию икону в сопровождении монахов и под охраной полиции носили «в дома» и отправляли в путешествия по уезду. Бывшая деревянная церковь над родником превратилась в часовню. В XIX веке ее перестраивали дважды, а после революции уничтожили большевики. За последние несколько десятилетий Казанская церковь пришла в аварийное состояние: во многих местах кладка оказалась разрушенной протечками, внутреннее пространство деформировано, росписи испорчены, глава снесена, кровля наполовину сорвана. Однако почитание святого источника продолжалось и в эпоху вульгарного атеизма. С учреждением Саранской епархии был поставлен вопрос о возрождении Ключевской пустыни: в 1993 году в Тургеневе была открыта мужская обитель, вскоре получившая широкую известность не только в Мордовии. Пустынь возглавляет архимандрит Иларион. Сегодня в пустыни подвизается около 20 человек. Храм, славящийся своим благолепием, восстановлен и украшен, возведена колокольня, два деревянных корпуса, каменный келейный корпус с домовой церковью. Имеются гостиничные номера для паломников, число которых постоянно растет. Над источником поставлена деревянная часовня с купальней. На праздники в Тургенево съезжаются массы паломников со всех райнов Мордовии, из Чувашии, Ульяновской и Нижегородской областей.

Рисунок 22 – Памятник В.И.Ленину



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 1508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.084 с.)