Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины девиантного поведения

Поиск

 

Девиантное поведение – это одно из нарушений социально-поведенческих норм. К сожалению, в последнее время эта проблема становится все более актуальной.

Изучением девиантного поведения и причин его возникновения занимаются психологи, медики, социологи, правоохранительные службы.

Я. И. Гилинский определил норму поведения как сформировавшийся в процессе исторического развития предел, некую меру поведения, допустимую в данном обществе (как для конкретного человека, так и для группы людей).

Девиантное поведение может возникнуть под воздействием ряда причин, о чем нам говорят социологи, занимающиеся проблемами его возникновения.

Так, например, по мнению Р. Мертона, первой причиной возникновения девиантного поведения является изменение социальных устоев общества, когда прежние нормы становятся вовсе не актуальными, а правила нового поведения еще не сформировались. Это происходит во время революций, войн, когда прежний мир со своими устоями и укладами перестает существовать.

Все, что было прежде, отвергается как неверное и не достойное продолжения или соблюдения. Человек теряется и просто не знает, как себя вести, у него теряется ориентир действий. Причинами девиантного поведения могут стать и общественные требования. Когда общество ставит перед человеком определенные цели, не давая ему возможности их достижения, или те средства, которые оно может предложить, слишком малы, человек начинает искать новые пути решения поставленных перед ним задач.

Второй причиной являются различные нормы поведения, свойственные разным культурам. В каждой культуре есть свои определенные особенности.

Правила и нормы складывались в процессе исторического развития и прочно усвоились носителями этой культуры. Попадая в новое общество и новую для себя среду, человек невольно теряется и не может соответствовать всем требованиям, предъявляемым другой культурой.

Я. И. Гилинский говорил о том, что причиной девиантного поведения может быть неудовлетворенность людей тем, что у одних есть больше возможностей, чем у других (социальное неравенство).

Для всех причин возникновения девиантного поведения свойственна одна закономерность, когда соединяются формы проявления девиации.

В качестве примера можно привести асоциального человека (хулигана, преступника), который под действием алкоголя начинает в большей степени проявлять отклоняющееся от нормы поведение.

 

 

СТАНДАРТНАЯ УСТАНОВКА ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА

 

Старение – это биологический процесс, который характерен для всего живого. И. И. Мечников выделил патологический и физиологический процессы старения.

В этот период у человека наблюдается спад всех психических функций: замедляется процесс мышления, менее активными становятся познавательные процессы, страдают восприятие, память, сенсорика. Физическое состояние человека ухудшается: нарушается обмен веществ, снижается работоспособность отдельных систем и органов.

Человек, вступая в пожилой возраст, подвержен изменениям личности. Пожилые люди становятся пассивными, менее эмоциональными. На первый план выступает семья, забота о ней. Пожилые люди становятся очень внушаемыми и беспомощными. Они сосредоточивают внимание на своем здоровье. Желая окружить себя заботой близких, начинают жаловаться на реальные и мнимые болезни.

Порой пожилые люди настолько изолируют себя от окружающего мира, что сводят свою жизнь к удовлетворению основных физиологических потребностей, перестают испытывать спады и подъемы настроения, оно становится стабильным. Чаще всего они находятся в спокойном и уравновешенном состоянии. Для некоторых характерны! стойкие отклонения в проявлении настроения: они могут быть беспричинно подавленными или возбужденными.

С возрастом у людей может появиться обидчивость. Человек, не имея доступа к новым впечатлениям, углубляется в воспоминания. Он вспоминает события прошлых лет, связанных сними людей. Прежние обиды волнуют его с новой силой, отсюда появляется обидчивость, свойственная людям пожилого возраста. При длительности этого момента и остроте переживаний у человека может начаться невроз или иные болезненные состояния.

Для этого возраста характерно появление новых страхов, достаточно остро переживаемых человеком.

Для пожилого человека важно найти себе увлечение, занятие, приносящее радость и удовлетворение. При занятии новой деятельностью он не найдет ни времени, ни желания предаваться грустным воспоминаниям. К тому же активная (по мере сил и возможностей организма) деятельность поможет в сохранении самооценки и уведет человека от ощущения одиночества.

Нередко в этот период человек пытается реализовать свой творческий потенциал, который не был востребован в течение жизни, либо поделиться богатым жизненным опытом. При этом возрастает самооценка и укрепляеся жизненная позиция пожилого человека.

 

 

КЛИНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

 

Принято считать, что главной причиной возникновения расстройств психики в зрелом и пожилом возрасте являются атрофические процессы, происходящие в коре головного мозга. Психозы и старческое слабоумие считают сложными в лечении, поэтому специалисты (психиатры, невропатологи, терапевты) чаще проводят лечение симптоматическое. В пожилом возрасте человек проходит через множество изменяющихся факторов, его психика распадается, что приводит к маразму и другим болезненным состояниям.

Причины их возникновения:

1) процесс старения организма, органические нарушения или изменения функционирования мозга: сужение сосудов, резкие скачки давления, атрофические процессы, нарушение обменных процессов. Все это мешает нормальному функционированию мозга;

2) нежелание, неприятие человеком своего возраста и неизбежности смерти. Человек начинает терять социальные позиции, к которым он стремился всю жизнь, друзей, прежний круг общения и т. д. Обостряет ситуацию понимание человеком неизбежности и близости смерти. Психологические защитные функции организма, защищая человека от болезненных переживаний, блокируют их доступ к сознанию, становясь причиной нарушения психики.

Эмоции, переживаемые человеком, проходят определенный этап своего измененного развития. Сначала у него появляется тревожное состояние, пытаясь преодолеть которое, человек впадает в состояние болезненного недоумения (его может спровоцировать стрессовая ситуация). Он становится задумчивым и молчаливым, после чего это состояние (или аффект) переходит в душевную боль, выразить которую словами человеку очень сложно. Это состояние называется психалгией.

Неспособность человека выразить свое состояние словами приводит его к новому этапу – алекситимии. В этот период человек достигает стадии регресса, причем как эмоций, так и основных психических функций (мышления, речи, сознания).

Постепенно регрессия начинает углубляться, что приводит к физиологическим изменениям и переходу к психобиологическому конфликту. Именно это становится причиной появления заболеваний психосоматического характера.

Психопатии:

1) параноидный тип;

2) шизоидный тип;

3) диссоциальное расстройство;

4) эмоционально неустойчивое расстройство личности;

5) истерическое расстройство личности;

6) ананкастное расстройство личности;

7) тревожное расстройство личности;

8) расстройство типа зависимой личности.

 

 

ТЕОРИЯ ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

Интенциональность – это направленность человеческого сознания на определенный предмет.

Разработкой теории интенциональности занимался Э. Г. Гуссерль. Он говорил о том, что сознание человека всегда направлено на определенный предмет.

Интенциональное сознание вовсе не статично, это изменяющийся процесс, а сама по себе интенциональность – это не просто данность, нечто существующее, а работающее, функционирующее сознание. Предмет, на который направлено сознание, функционирует, т. е. человек использует его в своей предметной деятельности.

Сознание человека и окружающий мир всегда тесно связаны. Сознание можно назвать субъектом, а внешний мир – объектом. Сознание человека в качестве интенции стремится к чему-то. Оно не существует само по себе, а определяется предметом своего стремления. Сознание не может быть чем-то постоянным, некой субстанцией. Оно не имеет внутреннего содержания, а находится в постоянном стремлении к чему-то, как бы убегая от себя. Этот беспрерывный процесс и определяет его как сознание. Также Э. Г. Гуссерль говорил о том, что сознание не может быть само по себе, оно всегда о чем-то. Для существования ему необходимо быть в постоянном движении, быть направленным на какой-то предмет окружающего мира. Как только сознание начинает бездействовать (существовать как бы само по себе без определенной направленности), оно засыпает. Интенциональностью Э. Г. Гуссерль называл невозможность существования сознания в состоянии покоя, не будучи занятым, направленным на определенный предмет извне.

Основным условием его появления является деятельность людей, осуществляемая с помощью каких-либо орудий и регулируемая посредством речевого общения. Эта деятельность должна выступать в качестве некой цели, достижение которой очень важно для всех участников.

Индивидуальное сознание формируется в процессе совместной деятельности. Оно стало необходимым для построения четких действий в процессе достижения целей.

Значимой для развития и становления сознания на данный момент является деятельность.

Чем продуктивней и интересней она будет, тем более развитым будет сознание. Посредством сознания человеком понимается не только окружающий мир, но и он сам как личность, как индивидуальность. Осознать себя человек может при помощи своей деятельности (например, через творчество). Возникающие мысли и образы человек переносит в деятельность (например, пишет картины), изучая которую, познает себя.

Существует два этапа развития человеческого сознания:

1) рефлексивный;

2) понятийный.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.233 (0.007 с.)