Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сатори — внезапное пробуждение (озарение).

Поиск

Любая методика нуждается в философской базе. Фило­софия — мать всех наук, и наука рукопашного боя не ис­ключение. Для того чтобы понять способы формирования избранной техники, чтобы понять направление её разви­тия, безусловно, следует знать, под воздействием каких фак­торов она формировалась, какие методические и психоло­гические приемы свойственны в процессе традиционного тренинга. Осмысление традиционных методик позволяет выявить систематику формирования бойца, а уяснив систе­му, поняв её отправные точки, мастер получает возмож­ность конструировать новые, оригинальные формы обуче­ния, опирающиеся тем не менее на традиционные методи­ки. Крайне интересны в процессе тренинга приемы, при­меняемые в обучении дзенских монахов. Приведу несколь­ко мыслей из практики Дзен, имеющих, на мой взгляд, от­ношение к преподаванию рукопашного боя:

· Наш мир — совокупность, скорее, процессов, чем сущностей... • Я — это не просто то, что я делаю сейчас. Я — это то, что я уже сделал. Ведь то, что я есть, — так мимолетно, неосязаемо, а то, чем я уже был, является фиксированным и окончательным.

· Центральное зрение вызывает осмысление, искажая эмоциями и мыслями бессознательное — объективное — отражение реальности, периферийное зрение охватывает слишком много и не имеет возможности цепляться за обра­зы, оно не будоражит мысли и чувства. Зеркалу безразлич­но, что отражать, поэтому оно не лжёт.

· Пространные объяснения вызывают ответные эмоции, эмоции искажают «зеркало» сознания. «Один раз показать — лучше, чем сто раз объяснить», попробуйте объяснить словами, как завязывать галстук!

· Спонтанность ребёнка — это его способ познания, заго­няя его в рамки этики поведения, мы лишаем его инструмен­та объемного осмысления, подсовывая взамен конвенции ус­тоявшиеся стереотипы, то есть вместо изучения комплекса «вещь в движении» мы подсовываем ему словесный символ этой вещи. Куда исчезает кулак, когда я раскрываю ладонь?!

· Умение пользоваться периферийным умом напоминает использование периферийного зрения. Ум следует отпустить, позволив ему, уподобясь ментальному зеркалу, отражать без искажений окружающие его процессы, не концентрируясь на чём-то конкретном.

· Гораздо чаще важные решения зависят от «наития» — иначе говоря, от «периферийного зрения» ума. Ситуацию следует «ощущать».

· Как ни усиливай работу мускулов рта и языка, вкус пищи не станет от этого острее! Не надо стараться и не надо желать что-то сделать, надо просто делать. Стараться быть естественным уже означает быть искусственным, не надо стараться — надо просто быть.

· Умение принять спонтанное решение предоставляет уму возможность действовать самому по себе, это и есть «у-вей» (ненапряженность, нестремление).

· Умом следует пользоваться, как глазами.

· Истина не выразима словами.

· Сатори. Если его трудно достичь, то лишь потому, что всё слишком просто.

· В движении не должно быть насилия ума (у-вей)

· Как можно, полируя камень, сделать его зеркалом? Как можно, сидя в медитации, стать Буддой?

· Естественное, спонтанное поведение человека и есть ум Будды.

· Популярность (школы боевых искусств в том числе) по­чти всегда неминуемо ведёт к снижению качества и превра­щается из неофициального духовного движения в стабиль­ный общественный институт.

· Систему коан разработала дзен-буддийская школа Линь-чжи (Ринзай). Коан — это диалог типа внезапный (порази­тельный) вопрос — спонтанный ответ.

· В 1191 году японский монах школы Тен-тай Эйсай (1141 — 1215) положил начало школе Ринзай в Японии.

· Бусидо — представляет собой Дзен, применённый к искусству войны.

· В японском Дзэн применяется практика медитации в действии, этот принцип позволяет превратить в разновид­ность практики Дзэн обычные занятия искусством, чайную церемонию, игру на флейте, живопись тушью, стрельбу из лука, фехтование и Будо.

· Достигнуть чего-то — всегда означает что-то потерять, ведь чем большего ты достиг, тем настоятельней необходи­мость достичь ещё большего. Есть — значит жить для того, чтобы снова проголодаться.

· В Дзэн выбирать — абсурдно, ибо выбора нет. Выбор означает решение, решение означает размышление, размышление — это мысли и чувства, а они — это всего лишь пыль на зеркале разума. Решение должно быть спонтанным. «Труд­ные дела надо делать легко. Лёгкие дела следует делать серь­ёзно...». «Принятие решения не должно занимать более 7 вдохов...», за это время разум успевает почувствовать ситуа­цию, но не успевает подумать о ней в «полной мере».

· Человеческое переживание уподобляется феномену «луна-в-воде», в котором вода есть субъект, а луна объект. Если нет луны или нет воды, то в равной степени нет «луны-в-воде». Но когда восходит луна, вода не ждёт, чтобы при­нять её образ.

· Не надо думать о будущем, его нет, хотя бы потому, что там никто не был. Прошлое важно своим опытом, настоящие слишком призрачно на дороге в прошлое, вот и выходит, что для нас гораздо важнее то, что было, чем то, что есть, и уж тем более то, что будет. Но ничего, кроме настоящего, не существует, и если человек не может жить в настоящем, он вообще не сможет жить нигде. Мечты — это всего лишь разновидность искушений, эгоизм, пытающий­ся проникнуть в «Завтра», для того чтобы его изменить. «Зав­тра» (будущее) никогда не наступает, «Сегодня» переходит в «Сегодня», как можно изменить то, чего никогда не было и не будет?

· Нет ничего ошибочнее, чем представлять себе Дзэн, как некую систему самоусовершенствования.

· Сидишь — и сиди себе; идёшь — и иди себе. Главное — не суетись попусту.

· Представление человека о самом себе часто неверно, так как оно неподвижно, хотя человек изменяется безоста­новочно.

· Реакция на ситуацию должна быть мгновенной, как звук, следующий за хлопком ладоней.

· Мастер должен задавать вопросы, на которые ученик не может знать ответы, а ученик не имеет права медлить с ответом, лишь в этом случае возможно спонтанное мышле­ние (сатори).

· То, что тебе рассказывает другой, — это не твоё соб­ственное знание. Любой самостоятельно пережитый опыт навсегда твой.

· Один из методов овладения релаксацией мышц заклю­чается в том, чтобы начинать с увеличения мышечного на­пряжения и таким образом ясно почувствовать, чего не надо делать.

· Если между двумя действиями остаётся щель толщи­ной хоть в волосок — это уже задержка.

· Если бы тигр думал, как ему прыгнуть и убить свою жертву, он бы запутался в своих лапах. Всё дело в том, что, когда тигр должен прыгнуть и убить, он просто прыгает и убивает.

Уяснив систему взглядов основоположников Дзэн, мас­тер получает возможность почувствовать алгоритм созда­ния той или иной техники, затем этот проверенный веками алгоритм возможен к переносу и тактико-технической адап­тации в современные условия.

Крайне интересны древние формы преподавания, пред­ставьте себе занятие по «продвинутой технике», на котором мастер не проронил ни слова. Смею вас заверить, дисцип­лина и внимание будут полными. Эта методика называется «прямое указание» (чжи-чжи) и означает открытое выраже­ние с помощью несимволических действий или слов (в на­шем случае с помощью обычной демонстрации тех. дей­ствий).

Дзэн отвергает насильственные меры, он достигает сво­их целей невмешательством (у-вей), следовательно, есте­ственность движения и есть критерий оценки его так назы­ваемой техничности.

Отработка и постановка ударов и связок крайне важна в начальном, базовом, периоде обучения, и важна прежде всего для понимания внутренних ненасильственных связей меж­ду действиями. Именно уяснение этих алгоритмов позволя­ет в дальнейшем перейти к спонтанному ведению поедин­ка. Чем более продвинут боец, тем более естественны его действия, тем менее предсказуемо его поведение, а это и есть подлинное мастерство, лишённое внешнего блеска, но наполненное внутренним покоем и чистотой — озарением, просветлением — сатори.

Следуй своей природе, Двигайся вперёд и перестань беспокоиться,

Если твои мысли связаны, ты портишь то, что подлинно...

Сэн-цань (умер в 607 г.)

 

 


вторичные факторы формирования

Индивидуальной манеры

Ведения поединка

Ступив на избранный путь, не оглядывайся назад...

Стратегия, а затем психотактикаэто первичные, гла­венствующие факторы создания стиля боевого поведения бойца какуто каратэ «Кои но такинобори рю».

Первичные факторы — это базис, основа, на которую опирается весь дальнейший путь обучения. Но личная ма­нера ведения боя складывается из индивидуальных особен­ностей бойца. Перечислим некоторые из них, причём клас­сифицировав по степени значимости:

1. Отношение к жизни и смерти. Настоящий мужчина не может позволить себе зависимость от чего-либо, в том числе от желания жить. Когда мы появлялись на свет, нас никто не спрашивал о нашем желании, смерть такое же естественное событие, как и рождение, так с чего мы взяли, что у нас есть право выбора. Отсутствие выбора облегчает сам выбор. Устраняет зависимость, следовательно, даёт сво­боду. «...В ситуации или/или без колебаний выбирай смерть. Это нетрудно. Исполнись решимости и действуй. Только ма­лодушие оправдывает себя рассуждениями о целесообразнос­ти, на самом деле выбора нет. Я постиг, что Путь Самурая - это смерть». («ХагакурэСокрытое в листве». Кодекс чести самурая).

2. Индивидуальный (предыдущий) боевой (прикладной) опыт формирует столь мощные стереотипы, что порой про­ще принимать их во внимание, чем исправлять.

3. Социальная среда формирования личности. То, что происходит с человеком после 15 лет, крайне не существен­но в формирующем личность плане... «Жизнь человека — это преодоление детских комплексов.» Зигмунд Фрейд. Труд­ности и лишения нельзя делить на детские и взрослые, для ребёнка любая драка с соседским мальчишкой является го­раздо большим стрессом, чем бой за звание чемпиона мира во взрослой жизни. Детская бескомпромиссность воспри­нимает подобные схватки, как смертельную битву, и чем большее количество «шишек» мужчина набьёт в детстве, тем меньше ошибок совершит в зрелые годы. Нельзя довлеть над подростком, занимаясь элементами социальной дрес­суры, в случае когда родители насаждают позитивные сте­реотипы поведения, они совершают грубейшую ошибку. В период полового созревания любое, даже с самыми благи­ми целями, насилие вызывает неадекватную реакцию, единственный способ формирования поведения подростка в этот период — это метод самоуправления. Мальчик по гормо­нальным причинам требует признания прав своей личнос­ти, и самое удивительное — чем более значительны его притязания в этот период, тем мощнее будет личность в дальнейшем. Преподавание основ поведения в этот период должно носить совещательный характер, в процессе кото­рого ребёнок подталкивается линией разговора к собствен­ным оценкам критических ситуаций. В конце «разговора по душам» следует отметить ответственность в первую очередь перед собой и декларировать уважение к любому выбору ребёнка, это единственный способ, не ущемляя свободу и не травмируя психику нотациями, добиться своих воспита­тельных целей, причём «засунув воспитателя непосредствен­но в голову» будущего мужчины. К сожалению, эта методи­ка действует только в случае адекватности собственного поведения родителей с их нравственными декларациями. А также при условии обоснованного, не поддающегося об­суждению уважения к личности мужчины-отца, который не опускается до воспитательных истерик, но всегда оценива­ет (вербально) поступки сына, а если того требует ситуация — наказывает физически. Главное для воспитателя — иметь всегда чёткую позицию, не приемлющую исключений. Взрос­лая жизнь не прощает ошибок, ребёнок должен научиться отвечать за себя сам, тем более, он этого хочет.

4. Характер складывается не только под воздействием окружения, огромное значение имеет генетическая пред­расположенность, беседа с родителями может многое про­яснить в боевом поведении обучаемого.

5. Растяжка — это очень спорная часть подготовки бой­ца, хотя она, безусловно, является одним из вторичных фак­торов формирования индивидуального стиля ведения по­единка. Растяжка должна быть не основой техники, как это принято считать, а всего лишь ещё одной степенью свобо­ды. Зависимость от чего бы то ни было всегда негативна, зависимость от растяжки подразумевает биомеханически не­верные траектории ударов. Ещё раз утверждаю — растяжка обязательно нужна как ещё одна степень свободы, а не как базовая составляющая типичной техники.

6. Форма одежды бойца обуславливает те технические и тактические приёмы, которые максимально позволяют реа­лизовать её типичные признаки. Сравните манеру и техни­ку борьбы борца вольного стиля и самбиста.

В данном разделе мы рассмотрели лишь небольшую часть формирующих факторов. Большинство вторичных факторов формирования индивидуальности бойца закладывается в период появления вторичных половых признаков. Выяв­ление на ранних ступенях обучения индивидуальности по­зволяет избежать методического абстрагирования и вести занятия с учётом ключевых особенностей каждого обучае­мого.

 


отношение к болевым ощущениям

КАК ФАКТОР, ФОРМИРУЮЩИЙ

СИЛУ ЛИЧНОСТИ БОЙЦА

 

На основе многочисленных экспериментов, опроса спорт­сменов и тренеров, личного прикладного опыта попытаемся вывести зависимость проигрыша поединка от недостаточной терпимости к боли.

В полноконтактном поединке, с возможностью борьбы в партере и ударами в голову, болевые ощущения носят доми­нирующий — тактический характер, так как при определён­ной силе вызывают досрочную сдачу противника. Для при­кладных разделов боль — это одна из тактических целей.

После многочисленных экспериментов (проводимых на авторе) удалось установить, что сами болевые ощущения и то, что мы о них думаем и ожидаем, это далеко не одно и тоже. Подчас, мысля стереотипно, спортсмен сдаётся не от болевого или удушающего приёма, а от сознания, что ему его проводят. Ступор как проявление страха это практичес­ки 100%-ная смерть, моральная или физическая, в зависи­мости от вида поединка. Ужас, охватывающий бойца от пред­видения боли, гораздо более опасен, чем сами болевые ощущения. Во-первых, страх гипертрофирует любые нега­тивные ощущения до фантастических величин, а учитывая скоротечность поединка, эти величины умножаются на ско­рость происходящего. К тому же, показав противнику, чего стоит бояться, можно легко выполнять другой более опас­ный, но и более сложный приём, успех выполнения будет обеспечен. Предполагаемая боль — сильнейший отвлекаю­щий фактор.

Какого рода эксперименты интересны в индивидуаль­ной отработке?

• Выявление болевого порога. Комбинируется реальный болевой либо удушающий приём, после этого партнёр мед­ленно наращивает усилие, следя за вашим состоянием, вы будете удивлены своей терпеливостью в состоянии покоя. Уп­ражнение носит крайне опасный характер, требует присут­ствия преподавателя и компетентных действий партнёра. Повышение болевого порога должно происходить постепен­но, рекомендовал бы подобный тренинг в дни проведения спаррингов, в конце тренировки.

• После некоторой адаптации к боли интересны контрмеры силового характера против болевых и удушающих приёмов. Ста­тичное ожидание болевых ощущений — это ещё одна разно­видность ступора, следовательно, крайне негативная практика, с которой следует бороться. Идеомоторно продумайте алгоритм защитных действий, не забывая при этом, что двигаться следует (уход из захвата) по движению, а не против. Затем партнёр про­изводит атакующее действие болевого характера, постепенно наращивая усилие, останавливаясь на среднем уровне. Испы­тывая значительные болевые ощущения, проведите намечен­ное контрдвижение по выходу из захвата.

Психологическая адаптация подобного рода позволяет не терять присутствия духа даже в таких серьёзных ситуациях, как захваты с болевыми и удушающими приёмами.

Сдача в поединки вообще вещь придуманная, противо­естественная, в реальных условиях сдача невозможна, что значительно упрощает выбор. Какая разница, задушат тебя сопротивляющегося (если ещё получится задушить) или за­давят, как безвольную кошку (извините за сравнение). Нео­днократно был свидетелем ситуаций, когда спортсмен, не реагирующий на боль, подавлял противника презрительным отношением к чьим-то потугам нанести ему урон. Никто никогда не имеет права подчинить вас себе, боль — это фак­тор подчинения. Слабость привлекает, сила, особенно пси­хическая, подавляет. Можно «уничтожить» человека одним лишь пренебрежительным отношением к его действиям, нельзя отступать (пусть натыкается на вас), можно даже не защищаться (крайне мало ударов действительно опасны). Не знаю, что посоветовать конкретно для атаки. Скорее, нужно даже не победить, а смести, раздавить, растоптать «То», что пытается вас ударить, вот и весь секрет, который я открыл 20 лет назад, и всё эти годы подтверждают пра­вильность этого подхода. Мои неудачи в бою доказывают правоту этого вывода больше, чем успехи. Побеждаешь всегда чем-то особенным, нет одинаковых побед, проигрываешь только по одной причине — не был безжалостен к себе!

Воздействие ударной техники также изобилует болевы­ми ощущениями. Тактика силового доминирования подра­зумевает особое акцентирование именно на болезненность и тяжесть каждого удара, а это, в свою очередь, подразуме­вает тренинг повышения болевого порога. Приведу несколь­ко примеров подобного тренинга:

• Обмен ударами Маваси-гери по корпусу обоюдно, по­переменно, без пауз, с усилием ~ 80%, без защиты руками.

• Обмен прямыми ударами, попеременно, в корпус обо­юдно, со средней дистанции, без защиты руками с усилием ~ 100%.

• Обоюдная, свободная работа руками с максимальной скоростью и силой ударов, в голову и грудь. Руки бинтуются, бойцы садятся на лавку напротив друг друга, на средней дистанции (колено в колено). Задание длится 15 — 30 сек. Из-за высокой плотности ударов защитой следует пренеб­речь. Самое интересное заключается в том, что такое жёст­кое задание редко приводит к значительным травмам именно благодаря высокой плотности ударов (руки «вязнут»).

• «Катание на партнёре» — один лежит на полу руки-ноги вытянуты, второй стоит на нём, третий поддерживает второго. Первый начинает крутиться, перекатываясь по полу, второй переступает по корпусу мелкими шагами, третий по­могает сохранить равновесие второму. Очень тяжёлое уп­ражнение, укрепляющее пресс и мышцы корпуса.

Именно благодаря тактической составляющей задание на повышение болевого порога максимально приближается к ре­альной боевой задаче, что отвечает требованиям методики боевого каратэ до «Кои но такинобори рю».

 

 


тематика прикладного раздела

 

Цель данного раздела показать необходимость и возмож­ность создания общей методики тренинга специальных под­разделений и коммерческих служб безопасности. В настоя­щее время в мире идет активизация локальных конфликтов и войн, для которых характерно применение стрелкового либо легкого артиллерийского вооружения, что, в свою оче­редь, вносит новые требования к физическому состоянию и индивидуальной тактической грамотности военнослужащих. Нестабильная международная обстановка, острая внутри­политическая ситуация, как никогда, нуждаются в сдержи­вании силовыми структурами государства, которые, в свою очередь, вынуждены использовать спецподразделения, к которым в связи с явным прогрессом в области боя на кри­тической дистанции предъявляются новые более жесткие требования. Банки, крупные фирмы, корпоративные и хол­динговые объединения вынуждены в целях обеспечения безопасности организовать и лицензировать вооруженную охрану. Новые требования предъявляются к службам ин­кассации и связи. Все эти причины вызвали, как следствие, повышенный интерес потенциальных «потребителей» к но­вым методикам обучения личного состава. Причём если раньше в большей степени интересовали показатели под­разделения в целом, то теперь, исходя из технической, так­тической, психологической и т. п. оснащенности, большее внимание уделяется персональной пригодности потенци­ального исполнителя, его адаптации к конкретным услови­ям, а при необходимости анализу перспектив роста, перио­дичности сквозного тестирования. В настоящее время в России нет единой методической базы для обучения при­ёмам обращения с оружием, рукопашному бою и спецпри­ёмам. Это вызвано разобщённостью и конкуренцией:

— силовых структур;

— родов войск;

— коммерческих организаций.

Создание методик, выбор оружия, определение такти­ческих приёмов и действий, как правило, жестко конкрети­зировано и поставлено в прямую зависимость от анализа предполагаемых задач. В итоге каждое заинтересованное ве­домство вынуждено:

1. Содержать учебно-тренировочную базу;

2. Создавать ведомственную методику.

Крайне вредны попытки создания универсальной техни­ческой системы без учёта субъективных особенностей обучаемого. Существует универсально лишь стратегия и такти­ка! Не учитывается и тот фактор, что большинство «уни­версальных» техник требует длительного обучения в специ­альных условиях с отрывом от службы (работы). После про­хождения курса обучения крайне затруднительно опреде­лить пригодность обучаемого, его рейтинг, перспективные направления обучения. Исходя из всего вышесказанного, попытаюсь концептуально изложить «Систему периодичес­кого тренинга». Всю методику разобьем на четыре раздела:

1. Специальная физическая подготовка;

2. Огневая подготовка;

3. Рукопашный бой;

4. Спецприёмы, психологическая подготовка.

Перед составлением методического плана инструктор со­вместно с представителем заказчика уясняют задачи, сто­ящие перед обучаемыми, проводят анализ работы подраз­деления. При необходимости проводят в подразделении:

— анкетирование;

— архивирование;

— собеседование;

— тестирование;

— агентурную разработку;

— характеристику непосредственного начальника.

Первичное анкетирование включает:

— пол;

— возраст;

— этническая группа;

— социальное происхождение;

— образование;

— социальное окружение;

— материальные запросы;

— общественный строй в стране, когда респонденту было от 10 до 18 лет;

— политическая ориентация;

— самооценка подготовленности;

— рост;

— вес;

— спортивный опыт;

— боевой опыт;

— самооценка психического типа личности (при необхо­димости псих. тестирование).

Уточняют тактические особенности работы подразделе­ния, принимают решение:

1. Вести обучение в целом всей группы;

2. Разделить группу:

а) согласно штатному расписанию;

б) исходя из подготовленности;

в) из тактических или психологических соображений;

3. Вести индивидуальные занятия.

После этого начинается подбор тем для занятий из всех четырёх разделов, согласно:

— тактике подразделения;

— рейтингу обучаемых;

— номеру курса;

— перспективному направлению обучения;

— личному пожеланию заказчика.

Планирование осуществляется при помощи тематичес­кого плана. Длительность каждого курса 7 дней по 10 часов. Периодичность — каждые 2 — 3 месяца. Помимо периоди­ческого тренинга в программе обучения должен быть УТРЕННИЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЧАС (курс повышения ква­лификации), на котором отрабатываются поэтапно все темы предыдущих курсов, причём одна тема на занятие. Каждый обучаемый оценивается по 10-балльной системе, причём каждое занятие подводятся итоги, выводится общий и час­тный рейтинг обучаемого. На каждом занятии должен при­сутствовать стойкий раздражитель:

— физическая усталость;

— моральное подавление;

— чрезмерная жёсткость руководителя;

— акцентирование персональной ответственности;

— жесткое время исполнения;

— тактические вводные реактивного типа;

— строгая субординация;

— негативные внешние воздействия.

Внешние воздействия тем жёстче, чем выше курс обуче­ния. При выполнении задания руководитель не вмешивает­ся. Разбор и объявление оценок в конце занятия — 10 ми­нут. Основа обучения — самостоятельная работа после ос­мысления полученной информации. Экстремализация на­грузок позволяет:

1. Максимально обострить восприятие;

2. Приблизить обучение к реальным условиям;

3. Значительно сокращает время обучения;

4. Проверяет подразделение на всё формы совместимо­сти.

Все обучение проходит в той форме, которая присуща данному подразделению. В случае работы и обучения спец­подразделений строго сохраняется режим секретности, со­гласно нормативным документам, в связи с этим обучаемые получают порядковый номер, занимаются в масках, в обезличенной форме. В группе назначается старший, к ко­торому инструктор обращается по всем дисциплинарным вопросам. В течение курса обучаемые пишут контрольные работы на 1 — 2 минуты, которые оцениваются по 10-бал­льной системе и имеют свой ценз, в дальнейшем всё мате­риалы прошиваются, нумеруются и опечатываются (хранятся в подразделении). Аудио- и видеозапись по согласованию с инструктором, но не приветствуется.


специальная физическая подготовка

 

Особенности специальной физической подготовки вы­текают из тактики рода деятельности обучаемых, и, как пра­вило, в каждом подразделении есть неплохие наработки в этой области. Инструктор в процессе уяснения обязан выя­вить эти наработки и использовать их в учебном процессе, но только после адаптации к условиям данного тренинга. Помимо традиционных методов тренинга считаю целесо­образным использовать статические упражнения, сформи­рованные для каждой группы индивидуально, но имеющие одну методическую базу. Статика позволяет:

1. Правильно расходовать силы;

2. Значительно повысить выносливость;

3. Значительно сузить работу мышечных групп — улуч­шить технику;

4. Не использовать спортивное оборудование, проводить занятия в любых условиях.

5. Укреплять волю, чувствовать свой потенциал, повы­шать ответственность за выполнение задания.

6. За короткое время дать обучаемым значительные на­грузки, максимально близкие к их тактическим задачам.

огневая подготовка

 

Включает:

1. Уяснение типов вооружения для данной группы.

2. Способы доводки стандартного оружия и боеприпа­сов.

3. Способы ношения и хранения оружия, согласно дол­жностной инструкции.

4. Методики индивидуального подбора оружия.

5. Материальную часть.

6. Стрелковый тренинг:

— Хватка, «сухая стрельба». положения для стрельбы:

а) стоя, «спортивным способом»;

б) стоя в боевой стойке «оперативным способом»;

в) с колена;

г) лежа;

д) в движении.

— Одиночная стрельба.

а) стоя, «спортивным способом»;

б) стоя в боевой стойке «оперативным способом»;

в) с колена;

г) лежа;

д) в движении.

— Стрельба двойками «флэш».

— Сериями по одной и нескольким мишеням.

— Тесты.

В отличие от других разделов огневая подготовка, как вид технический, сопряжённый с повышенной опасностью, проводится строго по утвержденному плану с жёсткими мерами безопасности. Продвижение по курсам в большей степени касается изменения тестов.

 

Рукопашный бой

 

Основной ошибкой большинства методик является за­щитная доминанта, то есть схема изучения раздела РБ: за­щита — контратака.

Опыт работы с группами контактного каратэ, спецпод­разделениями МО России, специалистами для бодигардинга и самообороны позволяет утверждать, что для уяснения способов защиты абсолютно необходимо умение жёстко ата­ковать. Только поняв технику и динамику удара, можно проанализировать предполагаемые защитные действия. Ру­копашный бой — самый субъективный раздел. Дело в том, что, обладая индивидуальной биомеханической моделью, имея (или не имея) собственный прикладной или практи­ческий боевой опыт, обучаемый обязан опираться на него. То есть нет универсальной техники на всё случаи жизни, есть лишь «универсальные» условные рефлексы, позволяю­щие адекватно реагировать на изменения обстановки.

Цель рукопашной подготовки — выработать и закрепить верное тактическое поведение применительно к поставлен­ной задаче. Обучаемый обязан уяснить для себя индивиду­альность своих технических действий. Учитывая высокие травмирующие свойства рукопашного боя, следует вводить в тренинг следующие ограничения:

— уменьшение скорости;

— ослабление силы удара;

— работа только руками;

— работа только ногами;

— использование протекторов.

Ограничения необходимы для понижения травматизма, но крайне вредны при создании стереотипов поведения. В осо­бенности негативно сказывается ослабление ударов и использование протекторов, так как искажает восприятие опас­ности, исходящей от противника, и не позволяет объективно оценить свои технические действия. Введение ограничений на тренировке ведет к бессознательному повторению искажённой техники в реальной боевой обстановке, что недопус­тимо.

Темы по рукопашной подготовке для каждой группы вы­бираются в связи с ее тактической задачей.

Стратегия же всегда одна — начинать следует первым и подавлять противника неожиданно, с максимальной жес­токостью.

Что отличает спортивную тактику от специальной?

1. В спорте противник всегда явный.

2. Поединок ограничен правилами.

3. Как правило, противники физически тождественны (вес, спортивный опыт).

Специальная тактика не подразумевает никаких ограни­чений и есть возможность для внезапной атаки.

Любой качественно выполненный удар имеет минимум две из трех составляющих:

1. Сила.

2. Скорость.

3. Внезапность.

Исходя из составляющих, удары классифицируются на:

— быстрый и сильный (явный);

— быстрый и внезапный (без приложения всей силы);

— мощный и внезапный (без достаточной скорости, но с приложением максимальной силы и специфической техни­ки (траектории).

Это разделение по типам ударов достаточно относитель­но и всегда оппонируется индивидуальной техникой, но оно позволяет определить различия между спортивной и специ­альной тактикой, которые сводятся к тому, что:

1. В боевых условиях нет ограничений или они крайне несущественны.

2. Физически противник может быть и гораздо крупнее, и более опытным.

3. Поставленная задача требует выполнения вплоть до уничтожения противника, включая тактические особеннос­ти (без оружия, в закрытом пространстве и т. д.). Исходя из вышесказанного, предполагаю, что явное противостояние в боевой обстановке либо при выполнении служебных обязан­ностей негативно, потому что потеря элемента внезапности ведет за собой исключительно силовое единоборство, и нет гарантии, что ваш противник слабее вас физически или нео­пытнее.

Поэтому тактику рукопашного боя устраивают два типа ударов:

— скорость + внезапность;

— сила + внезапность.

Тактическая схема боя имеет следующую последовательность:

1. Оценка ситуации (тем короче по времени, чем выше квалификация исполнителя).

2. Неявное сближение на критическую дистанцию, кон­троль (прикосновение).

3. Шокирующий удар.

4. Захват и выведение из равновесия.

5. Добивание или задержание.

6. Обыск, конвоирование (исходя из тактической зада­чи).

Самое главное — это понять, что рукопашный бой — это всего лишь пауза перед тем, как вынуть оружие, если, конечно, не стоит других задач. Отдельной темой должен проходить курс работы с холодным оружием. Тактика при этом остается типичной для данной группы.

Внезапность — это всегда половина победы. Дальней­шие действия всего лишь проявление профессионализма либо его отсутствие.

 

 


спецприемы

и психологическая подготовка

 

Под специальным и приемами подразумеваются действия, свойственные в тактическом плане именно этой группе обу­чаемых. Проигрываются вводные, обучаемые самостоятельно (при контроле инструктора) реализуют свои навыки для выполнения поставленной задачи. Под спецприемами сле­дует понимать:

1. Выявление критических точек.

2. Наблюдение и контрнаблюдение.

3. Система связи и управления.

4. Способы группового взаимодействия.

5. Индивидуальные тактические приёмы.

6. Парамедицина.

7. Спецтехника, исходя из рода деятельности.

8. Мимикрия и корректная коммуникабельность. Психологическая подготовка проходит через всё разделы и призвана формировать индивидуальную и групповую от­ветственность за выполнение поставленной задачи.

Целью является условно-рефлекторное реагирование на типичные раздражители, заложенные в процессе обучения.

Средством является психологический прессинг с акцен­том на подавление ЭГО обучаемого, а после достижения первичного результата — зомбирование на заданную тему. Помимо прессинга проводится адаптация обучаемых к опас­ности. Огромное значение имеет внушение возможности гибели обучаемого с последующей адаптацией к этой мыс­ли, что, в свою очередь, снижает последствия стресса, воз­можного при исполнении служебных обязанностей, связан­ных с риском для жизни. Во время всего тренинга должно быть так тяжело (морально и физически), как, возможно, не будет в реальной обстановке. Это позволяет:

— реализовать скрытые резервы организма;

— приучить обучаемых к постоянной опасности;

— отрабатывать действия неосознанно (рефлекторно), с максимальной силой, скоростью, а если необходимо — с максимальной жёсткостью.

Собеседование при проведении психической подготов­ки: перечислив примерные способы работы подразделений, выявить объективно слабые точки и обосновать трудность либо невозможность их устранения. Привести примеры из других подразделений, случаи из практики. После этого подвести обучаемых к мысли о большой вероятности их ги­бели. После этого подчеркнуть, что, по вашему мнению, позволит им выжить и выполнить поставленную задачу с максимальной долей вероятности. Максимальную жёсткость приёмов обосновать невозможностью проявления слабос­ти.

Вывод: исходя из вышеизложенного, считаю необходи­мым провести исследования в данных направлениях мето­дик с целью их конкретизации и универсализации для ши­рокого применения в учебных программах.


Методика многоборья



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.206 (0.02 с.)