Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статья 2. Осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности

Поиск

Статья 2. Осуществление правосудия в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности

Правосудие в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности осуществляется хозяйственными судами по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в хозяйственных судах, путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных, земельных, финансовых и иных публичных правоотношений, и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 3. Цели судопроизводства в хозяйственных судах

Целями судопроизводства в хозяйственных судах являются:

обеспечение законного разрешения споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в возможно короткие сроки в пределах, установленных законодательными актами;

справедливое судебное разбирательство компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Статья 4. Задачи судопроизводства в хозяйственных судах

Задачами судопроизводства в хозяйственных судах являются:

правильное и своевременное рассмотрение хозяйственными судами дел;

защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также прав и законных интересов Республики Беларусь, административно-территориальных единиц Республики Беларусь, государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов и должностных лиц в указанной сфере, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – организаций, не являющихся юридическими лицами, и граждан;

содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

исполнение установленных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах судебных постановлений и актов иных органов;

содействие становлению и совершенствованию партнерских деловых отношений, достижению примирения сторон, формированию обычаев и этики делового оборота;

укрепление авторитета судебной власти.

Статья 5. Законодательство о судопроизводстве в хозяйственных судах

Судопроизводство в хозяйственных судах регулируется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Судопроизводство в хозяйственных судах ведется по законодательству, действующему во время разрешения спора, рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения исполнительных документов.

Статья 6. Право на обращение в хозяйственный суд

В хозяйственный суд в целях защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом, вправе обращаться:

юридические лица;

индивидуальные предприниматели;

организации, не являющиеся юридическими лицами (в том числе коллективы работников), – в случаях, предусмотренных законодательными актами;

граждане – в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Право на обращение в хозяйственный суд в целях защиты государственных и общественных интересов, а также интересов лиц, указанных в части первой настоящей статьи, в случаях, предусмотренных законодательными актами, имеют прокурор, государственные органы, органы местного управления и самоуправления, иные органы.

Если законодательными актами для определенной категории споров или договором установлен досудебный порядок урегулирования спора, спор может быть передан на рассмотрение хозяйственного суда лишь при условии соблюдения такого порядка, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи.

Лица, указанные в части второй настоящей статьи, имеют право на обращение в хозяйственный суд без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Статья 7. Формы обращения в хозяйственный суд

Обращение в хозяйственный суд осуществляется в форме:

искового заявления – по хозяйственным (экономическим) спорам и иным вопросам, возникающим из гражданских правоотношений;

заявления – по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, а также по делам об экономической несостоятельности (банкротстве); об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о возбуждении приказного производства; о признании недействительным постановления; о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам; о возбуждении исполнительного производства; о выдаче судебного приказа на принудительное исполнение решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь; о признании и приведении в исполнение решений судов иностранных государств, принятых ими по спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (далее – решение иностранного суда), и решений иностранных международных арбитражных (третейских) судов, принятых ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности (далее – иностранное арбитражное решение);

жалобы (апелляционной, кассационной, в порядке надзора и др.) – в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

протеста – в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

ходатайства (о вступлении в дело в качестве третьих лиц; об обеспечении иска; о совершении иных процессуальных действий и др.) – в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

представления о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам;

в иных формах, предусмотренных законодательными актами.

Обращение в формах, указанных в части первой настоящей статьи, может быть дополнительно передано в хозяйственный суд в электронном виде в порядке, установленном законодательством.

Статья 8. Способы судебной защиты

Хозяйственный суд в пределах своей компетенции и подсудности осуществляет защиту прав и законных интересов участников гражданских, административных и иных правоотношений способами, предусмотренными Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Статья 9. Судебные постановления

Хозяйственный суд принимает судебные постановления в форме решения, постановления, определения хозяйственного суда.

Судебное постановление, принятое хозяйственным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением хозяйственного суда.

Судебные постановления, принятые хозяйственными судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций по результатам рассмотрения апелляционных, кассационных жалоб (протестов) и протестов в порядке надзора, именуются постановлениями хозяйственного суда.

Иные судебные постановления, принимаемые в ходе ведения судопроизводства, именуются определениями хозяйственного суда.

Судебные постановления должны быть законными и обоснованными.

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СУДОПРОИЗВОДСТВА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ

Статья 10. Осуществление правосудия только хозяйственным судом

Правосудие в хозяйственном судопроизводстве осуществляется только хозяйственным судом.

Дела рассматриваются судьями хозяйственного суда, назначенными в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 19. Состязательность

Судопроизводство в хозяйственном суде осуществляется на основе состязательности.

Лица, участвующие в деле, обязаны обосновать свои требования и возражения.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства в хозяйственный суд и другой стороне по делу, а также обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои мнения и доводы, давать пояснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Хозяйственный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, создает лицам, участвующим в деле, условия для представления доказательств, активного участия в их исследовании и сопоставлении, в установлении фактических обстоятельств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.

Статья 23. Диспозитивность

Лица, участвующие в деле, имеют право свободно распоряжаться принадлежащими им материальными и процессуальными правами, не нарушая при этом права и законные интересы других лиц и государства.

Дела в судопроизводстве в хозяйственном суде возбуждаются только по исковым заявлениям, заявлениям, жалобам, протестам и ходатайствам заинтересованных лиц и рассматриваются лишь в отношении заявленных требований, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Статья 28. Судебный надзор

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь осуществляет судебный надзор за законностью судебных постановлений в порядке, установленном настоящим Кодексом.

ГЛАВА 3
СОСТАВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА.
СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ – ПОМОЩНИК СУДЬИ

Статья 58. Стороны

Сторонами в хозяйственном процессе являются истец и ответчик.

Истцами являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, которые предъявили иск в целях защиты своих законных интересов или в целях защиты интересов которых иск предъявлен.

Ответчиками являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, к которым предъявлен иск.

Стороны пользуются равными процессуальными правами.

Статья 59. Заявители

Заявителями являются юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели и граждане, подавшие в хозяйственный суд заявления и (или) жалобы в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами о судопроизводстве в хозяйственных судах, и вступившие в хозяйственный процесс на основании этих заявлений и (или) жалоб.

Заявители пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 70. Эксперт

Экспертом в хозяйственном суде может выступать лицо, обладающее специальными познаниями в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимыми для дачи заключения, наделенное в порядке, установленном законодательством, полномочиями на проведение экспертизы и назначенное хозяйственным судом в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Лицо, назначенное экспертом, обязано явиться по вызову хозяйственного суда и дать объективное заключение по поставленным вопросам.

Если представленных материалов недостаточно для подготовки заключения или поставленные вопросы выходят за пределы специальных познаний эксперта, он обязан сообщить хозяйственному суду о невозможности дать заключение.

Эксперт вправе отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны или он не обладает знаниями, необходимыми для исполнения возложенных на него обязанностей.

Эксперт, если это необходимо для дачи заключения, имеет право:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов для дачи заключения;

участвовать в судебных заседаниях хозяйственного суда, задавать вопросы, относящиеся к предмету проводимой им экспертизы.

Эксперт, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Статья 71. Специалист

В качестве специалиста в хозяйственном суде может выступить лицо, обладающее познаниями эксперта, но не наделенное в установленном законодательством порядке полномочиями на проведение экспертизы.

Вызов хозяйственным судом специалиста налагает на руководителя организации, где работает специалист, обязанность обеспечить ему возможность явиться в хозяйственный суд для выполнения своего долга.

Хозяйственный суд вправе вызвать специалиста, если разъяснение вопросов, связанных с рассмотрением дела, требует специальных познаний, в том числе для дачи заключения.

Специалист, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

Статья 72. Свидетель

Свидетелем может быть лицо, которому известны сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела хозяйственным судом.

Сведения, сообщенные свидетелем, не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности.

Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано сообщить его фамилию, собственное имя, отчество и место жительства.

Лицо, вызванное в качестве свидетеля, обязано явиться в хозяйственный суд в назначенное время и сообщить известные ему сведения об обстоятельствах дела.

Свидетель обязан давать правдивые показания, отвечать на вопросы хозяйственного суда (судьи хозяйственного суда) и лиц, участвующих в процессе.

За отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний свидетель несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Свидетелями не могут быть:

представители по гражданскому и хозяйственному делу и лица, исполняющие обязанности защитников по уголовному делу, – в отношении фактов, которые стали им известны в связи с исполнением обязанностей представителя или защитника;

представители сторон, участвовавшие в примирительной процедуре, и примирители – в отношении фактов, которые стали им известны в связи с участием в примирительной процедуре, за исключением случаев, когда стороны дали на это свое письменное согласие;

священнослужители – в отношении фактов, сведения о которых они получили во время исповеди;

лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факты или воспроизводить сведения о фактах и давать о них показания;

другие лица – в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Никто не должен понуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

Статья 74. Переводчик

Переводчиком является лицо, владеющее языками, знание которых необходимо для письменного или устного перевода, и привлеченное судом в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом.

Участники хозяйственного процесса не вправе принимать на себя обязанности переводчика, хотя бы они и владеют необходимыми для перевода языками.

Участники хозяйственного процесса вправе предложить хозяйственному суду кандидатуру переводчика.

Переводчик обязан явиться по вызову хозяйственного суда, точно и полно выполнить порученный перевод, подтвердить достоверность перевода своей подписью в протоколе судебного заседания или на переведенном документе, отказаться от участия в производстве по делу, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода.

Переводчик вправе задавать вопросы присутствующим при переводе участникам хозяйственного процесса в целях уточнения смысла переводимых слов и выражений, знакомиться с протоколом судебного заседания, в котором он участвовал, и делать замечания, подлежащие занесению в протокол.

Переводчик, являющийся иностранным гражданином, лицом без гражданства или гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, вправе знакомиться с материалами дела, содержащими сведения, составляющие государственные секреты, после получения допуска в порядке, установленном законодательными актами.

За отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей, а также за сделанный заведомо неправильный перевод в суде переводчик несет ответственность, установленную Уголовным кодексом Республики Беларусь.

Статья 75. Понятой

В качестве понятых приглашаются не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела, для удостоверения хода и результатов процессуального действия в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Понятой имеет право:

делать по поводу процессуального действия, в котором он участвовал, заявления и замечания, подлежащие занесению в протокол;

знакомиться с протоколом процессуального действия, в котором он участвовал, и требовать внесения в него исправлений и дополнений.

Понятой обязан:

принимать участие в процессуальном действии;

удостоверять своей подписью в протоколе процессуального действия факт совершения этого действия, его ход и результаты.

Понятой может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с совершением процессуального действия, участником которого он был.

Понятыми не могут быть:

лица, не достигшие совершеннолетия;

лица, признанные в установленном законом порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;

лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать факт совершения процессуального действия, его ход и результаты;

работники суда, правоохранительных или контролирующих органов.

ГЛАВА 7
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ

Статья 76. Представители

Юридические лица ведут свои дела в хозяйственном суде через свои органы, действующие в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также учредительными документами.

Представлять интересы юридического лица в хозяйственном суде вправе адвокат, руководитель либо работник юридического лица по делам этого лица, иные лица в случаях, предусмотренных законодательными актами.

От имени ликвидируемого юридического лица в хозяйственном суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Индивидуальный предприниматель и гражданин вправе вести свои дела в хозяйственном суде лично или через представителя. Личное участие в деле индивидуального предпринимателя и гражданина не лишает их права иметь по делу представителя. Представителями индивидуального предпринимателя и гражданина могут быть адвокаты, законные представители, близкие родственники, супруг (супруга), иные лица, осуществляющие представительство в случаях, предусмотренных законодательными актами.

В хозяйственном суде дела Республики Беларусь и административно-территориальных единиц Республики Беларусь ведут уполномоченные в установленном законодательством порядке представители государственных органов, органов местного управления и самоуправления и граждане.

Статья 78. Оформление полномочий представителя

Представители допускаются хозяйственным судом к участию в деле только при наличии соответствующих полномочий.

Доверенность, выданная представителю, должна быть подписана лицом, правомочным выдавать такие доверенности, и оформлена в соответствии с законодательными актами.

Доверенность, выданная представителю индивидуальным предпринимателем или гражданином, должна быть удостоверена в нотариальном порядке либо:

руководителем юридического лица, где работает или учится представляемый;

организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, по месту жительства представляемого;

учреждением социальной защиты населения;

больницей или другим стационарным лечебно-профилактическим учреждением, в котором представляемый находится на излечении;

командиром соответствующей воинской части, если доверенность выдается военнослужащим, работникам этой части или членам их семей.

Доверенность, выданная представителю лицом, находящимся в местах лишения свободы, удостоверяется администрацией соответствующего исправительного учреждения.

Полномочия адвоката удостоверяются в порядке, установленном законодательными актами.

Законные представители представляют в хозяйственный суд документы, подтверждающие их право представлять интересы подопечных.

Статья 94. Заключение эксперта

Заключение эксперта излагается в письменной форме и подписывается экспертом (экспертами), которому было поручено проведение экспертизы.

В заключении эксперта должны быть указаны:

время и место проведения экспертизы;

лицо (фамилия, собственное имя, отчество, образование, специальность, занимаемая должность), проводившее экспертизу;

основания проведения экспертизы;

образцы и материалы, используемые экспертом;

подробное описание проведенных исследований, вопросы, поставленные хозяйственным судом перед экспертом, мотивированные ответы на них;

выводы по результатам проведения экспертизы.

Если при проведении экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по которым ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

Заключение эксперта исследуется в судебном заседании и оценивается наряду с другими доказательствами.

Заключение эксперта оглашается в судебном заседании. По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе хозяйственного суда эксперт может быть вызван в судебное заседание.

Эксперт, явившийся в судебное заседание, после оглашения его заключения обязан дать по нему необходимые пояснения, а также ответить на вопросы хозяйственного суда и лиц, участвующих в деле. Ответы эксперта на вопросы заносятся в протокол судебного заседания.

Статья 97. Допрос свидетеля

Свидетель может быть допрошен об известных ему фактах, подлежащих доказыванию по делу.

Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать хозяйственному суду факты, которые свидетель может подтвердить или опровергнуть, а также его фамилию, собственное имя, отчество и место жительства.

Перед допросом свидетеля хозяйственный суд:

удостоверяется в личности свидетеля;

разъясняет свидетелю его право отказаться от дачи показаний в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодательными актами;

предупреждает свидетеля об уголовной ответственности за отказ либо уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний.

Статья 121. Заключение мирового соглашения

Мировым соглашением является соглашение сторон о прекращении судебного спора на основе взаимных уступок.

Мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии судопроизводства в хозяйственном суде, а также при достижении примирения в порядке, установленном главой 17 настоящего Кодекса.

Хозяйственные суды принимают меры к урегулированию спора и заключению сторонами мирового соглашения.

Мировое соглашение может быть заключено по любому делу, вытекающему из гражданских правоотношений, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Мировое соглашение не может быть направлено против прав и законных интересов других лиц либо противоречить законодательству.

Статья 122. Форма и содержание мирового соглашения

Мировое соглашение заключается сторонами в письменной форме и подписывается ими или их представителями.

Представитель вправе заключить мировое соглашение при наличии на это полномочия, специально предусмотренного в доверенности.

Мировое соглашение должно содержать согласованные сторонами сведения об условиях, размере и сроках выполнения обязательств друг перед другом либо одной стороной перед другой, а также о последствиях его неисполнения в добровольном порядке.

Мировое соглашение может также содержать условия о (об):

отсрочке или рассрочке выполнения обязательств;

уступке права требования;

признании долга или уменьшении его размера;

удовлетворении требований иными способами, не противоречащими законодательству.

В мировом соглашении может быть предусмотрено распределение судебных расходов между сторонами, его заключившими. Если в мировом соглашении такое указание отсутствует, хозяйственный суд решает этот вопрос в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Один экземпляр мирового соглашения представляется в хозяйственный суд и приобщается к материалам дела.

Статья 128. Цена иска

Цена иска определяется:

по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;

по искам о признании не подлежащими исполнению исполнительного документа или иного документа, по которым взыскание производится в бесспорном порядке, – исходя из оспариваемой суммы;

по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества;

по искам об истребовании земельного участка – исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.

В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени) и проценты.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

В случае неправильного указания цены иска она определяется хозяйственным судом.

Статья 129. Исключена

Статья 130. Исключена

Статья 141. Содержание судебной повестки и иных извещений хозяйственного суда

В судебной повестке и иных извещениях хозяйственного суда указываются:

наименование хозяйственного суда и его адрес;

время и место явки;

наименование дела, по которому осуществляется вызов;

лицо, вызываемое в хозяйственный суд, его адрес, а также в качестве кого это лицо вызывается;

последствия неявки.

Одновременно с судебной повесткой судья направляет ответчику копию искового заявления, а при необходимости – копии документов, приложенных к заявлению.

Статья 191. Вопросы, решаемые при принятии решения

При принятии решения хозяйственный суд:

оценивает доказательства;

определяет, какие имеющие значение для дела обстоятельства установлены и какие не установлены;

решает, на основании каких законов или иных нормативных правовых актов подлежит разрешению данный спор;

устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле;

решает, подлежит иск удовлетворению или не подлежит;

распределяет судебные расходы.

При принятии решения хозяйственный суд решает вопросы о сохранении действия мер по обеспечению иска или об отмене обеспечения иска, об обеспечении исполнения решения (при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения), о распоряжении вещественными доказательствами, находящимися в суде, а также иные вопросы, возникшие в ходе судебного разбирательства.

Статья 193. Содержание решения хозяйственного суда

Решение хозяйственного суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части решения хозяйственного суда указываются наименование и состав хозяйственного суда, принявшего решение; наименование и номер дела; дата и место вынесения решения; фамилии, собственные имена, отчества (наименования) лиц, участвующих в деле; предмет спора; фамилии и инициалы присутствующих в заседании лиц с указанием их полномочий; фамилия и инициалы лица, которое вело протокол судебного заседания.

Описательная часть решения хозяйственного суда должна содержать краткое изложение искового заявления, отзыва на него, других объяснений. Включение в описательную часть заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле, обязательно только в случаях, если они сделаны по сути дела и влияют на рассмотрение дела по существу.

В описательной части решения хозяйственного суда указывается об изменении истцом основания, предмета или размера иска, о признании или непризнании иска ответчиком.

Мотивировочная часть решения хозяйственного суда составляется:

по делам об экономической несостоятельности (банкротстве);

по делам о признании недействительным (в целом или части) ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

если лицом, участвующим в деле, является иностранное лицо;

если настоящим Кодексом установлено, что решение не подлежит обжалованию (опротестованию) в апелляционном порядке;

в связи с обжалованием (опротестованием) решения в апелляционном порядке;

при рассмотрении дел, направленных на новое рассмотрение хозяйственным судом кассационной или надзорной инстанции;

по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов); о защите деловой репутации; о признании оспариваемой сделки недействительной; об установлении факта ничтожности сделки; о ликвидации юридических лиц и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

в иных случаях – по письменному заявлению лиц, участвующих в деле, которое может быть подано до удаления суда в совещательную комнату или в течение десяти дней со дня оглашения решения.

В мотивировочной части решения хозяйственного суда указываются:

обстоятельства дела, установленные хозяйственным судом;

доказательства, на которых основаны выводы хозяйственного суда об этих обстоятельствах;

доводы, по которым хозяйственный суд отклоняет те или иные доказательства и не применяет законодательные и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;

акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Резолютивная часть решения хозяйственного суда должна содержать выводы об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или его части или об отказе в удовлетворении.

В резолютивной части решения хозяйственного суда также указываются сведения о распределении между лицами, участвующими в деле, судебных расходов, право на обжалование и срок обжалования решения.

При полном или частичном удовлетворении первоначального и встречного исков в резолютивной части решения хозяйственного суда указывается сумма, подлежащая взысканию в результате зачета в целом или части.

В решении хозяйственного суда должно быть указано о применении закона и права по аналогии.

При участии в деле нескольких истцов и ответчиков в решении хозяйственного суда указывается, как разрешен спор в отношении каждого из них.

Если хозяйственный суд устанавливает порядок исполнения решения или принимает меры по обеспечению его исполнения, об этом также указывается в решении хозяйственного суда.

Принятие хозяйственным судом условных и альтернативных решений не допускается.

При отсутствии в решении хозяйственного суда мотивировочной части в нем должны содержаться вводная, описательная и резолютивная части. В этом случае описательная часть должна содержать указание обстоятельств дела, установленных хозяйственным судом, и ссылки на акты законодательства, которыми суд руководствовался при принятии решения.

Статья 199. Решение хозяйственного суда по делу о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц

По делу о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц в резолютивной части решения хозяйственного суда должны содержаться:

наименование, номер, дата издания, иные необходимые реквизиты акта и данные об органе, его издавшем;

указания о признании акта недействительным в целом или его части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя в целом или его части;

указание, с какого времени этот ненормативный правовой акт признан недействительным.

При удовлетворении требований о признании незаконными отказа в государственной регистрации или уклонения от регистрации в резолютивной части решения хозяйственный суд обязывает соответствующий государственный орган совершить такую регистрацию.

Статья 200. Решения хозяйственного суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), и по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении

При удовлетворении хозяйственным судом заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), в решении должен быть изложен установленный факт.

Решение хозяйственного суда об установлении фактов, имеющих юридическое значение (юридических фактов), служит основанием для регистрации таких фактов или оформления соответствующим органом прав, которые возникают в связи с установленными фактами.

В решениях по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении хозяйственный суд должен в случае удовлетворения жалобы обязать нотариуса или иное должностное лицо, которому в соответствии с законодательными актами предоставлено право совершать нотариальные действия, выполнить определенные действия, внести исправления в совершенное нотариальное действие, устранив допущенные при совершении нотариального действия нарушения, либо отменить совершенное нотариальное действие. В случае признания хозяйственным судом жалобы необоснованной в решении указывается об отказе в удовлетворении жалобы.

Статья 228. Содержание заявлений об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия)

Заявления об оспаривании ненормативного правового акта и об обжаловании действий (бездействия) должны соответствовать требованиям, установленным статьями 159 и 160 настоящего Кодекса, и содержать дополнительно:

в отношении оспариваемого ненормативного правового акта – наименование органа, должностного лица, издавших акт, дату его издания; указание, какие права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина нарушаются этим актом или его отдельными положениями, какому законодательному или иному нормативному правовому акту противоречит обжалуемый акт. К заявлению прилагается копия оспариваемого акта с указанием, в каком средстве массовой информации и когда опубликован



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 410; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.200.56 (0.016 с.)