Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы воздействия убеждений на нашу жизньСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Они управляют восприятием и интерпретацией поступающей извне информации так, чтобы она сообразовывалась с тем, во что мы верим. 2. Они создают наши ожидания. Имейте в виду, что ожидание - это убеждение, которое проецируется на некий момент будущего. Поскольку нельзя ожидать того, чего мы не знаем, можно считать ожидание знанием, проецированным в будущее. 3. Все действия, на которые мы решаемся, равно как и все внешние проявления поведения сообразны нашим убеждениям. 4. Наконец, убеждения провоцируют чувства, возникающие у нас в связи с результатами действий.
При всем разнообразии видов деятельности человека непросто отыскать функцию, в которой убеждения не играли бы первой скрипки. В моей первой книге «Дисциплинированный трейдер» приведен пример, прекрасно иллюстрирующий различные функции убеждений. Весной 1987 года по частному телеканалу шла программа под названием «Попался, Чикаго» (Gotcha Chicago). Местные знаменитости подшучивали друг над другом. В одном из эпизодов на углу Мичиган авеню (Michigan Avenue) стоял нанятый телекомпанией человек с плакатом в руке, на котором было написано: «Бесплатные деньги. Только сегодня» (тем из вас, кто незнаком с Чикаго, скажу, что на Мичиган авеню находятся дорогие магазины и бутики). Телекомпания снабдила пикетирующего гражданина солидной суммой наличных, которые он должен был раздавать всем желающим. С учетом того, что Мичиган авеню является одной из самых оживленных улиц города, как вы полагаете, много ли было желающих воспользоваться щедрым предложением из числа тех, кто прочитал плакат? Только один человек отреагировал: «Прекрасно! Можешь дать мне 25 центов, а то не хватает на автобусный билет?» Остальные прохожие не обратили на плакат никакого внимания. Со временем человек впадал во все большее отчаяние, так как редакционное задание было на грани срыва. В конце концов он перешел на крик: «Эй, вообще нужны деньги?! Пожалуйста, возьмите их у меня!» Поток прохожих был индифферентен, как будто его и не существовало. Я заметил, что нескольким людям пришлось даже скорректировать курс движения, чтобы избежать близкого контакта. Увидев человека в костюме и с портфелем в руках, выполняющий задание бросился к нему со словами: «Не желаете ли денег?» Но в ответ услышал: «Не сегодня» Совсем отчаявшись и решив биться до конца, он продолжал наседать: «А чем сегодняшний день хуже любого другого? Пожалуйста, возьмите хоть немного!» Человек с портфелем коротко отрезал «нет» и удалился. Что произошло на чикагской улице? Почему никто, за исключением человека, которому не хватало мелочи на автобусный билет, не захотел взять деньги? Если допустить, что почти все прохожие могли прочитать надпись на плакате но, тем не менее, не приложили никаких усилий для получения наличных, единственно возможным объяснением будет их равнодушие к деньгам. Поверить в такое чрезвычайно трудно, ведь большую часть жизни нам приходится проводить в погоне за деньгами. А если деньги крайне важны для них, тогда что могло помешать им взять наличные? Среда вдруг них предложила нечто, о чем большинство людей может только мечтать: деньги просто так, да еще сколько угодно! А люди проходили мимо и не замечали возможности из разряда сказочных. Должно быть, они были не в состоянии понять, что им предлагается. Не в состоянии понять? В это трудно поверить, ведь на плакате было черным по белому выведено «Бесплатные деньги. Только сегодня». Давайте вспомним о приверженности большинства людей убеждению (заряженному энергией представлению о том, как устроен мир), согласно которому бесплатных денег не существует. Если бесплатных денег действительно не существует, каким образом можно преодолеть явное противоречие между этим убеждением и содержанием надписи на плакате? Нет ничего проще: надо решить, что человек с плакатом сумасшедший - а кто еще способен на такой нелепый поступок, если бесплатных денег реально не существует в природе? Проследить логический ход мысли не составляет труда: «И дураку известно, что в этой жизни деньги дарят нечасто. Тем более незнакомцы, торчащие на тротуаре одной из самых оживленных улиц в мире. Ведь если этот тип действительно раздавал бы деньги, то по нему уже давно прошлась бы катком толпа. На самом деле, действуя так легкомысленно, он рискует жизнью. Это настоящий сумасшедший. Лучше обойти его, а то кто его знает, на что он способен?» Заметьте, что каждый аспект описываемого мыслительного процесса согласуется с убеждением о том, что бесплатных денег не существует. 1. Восприятие и интерпретация слов «бесплатные деньги» никак не коррелировали с возможностью, которая существовала на тот момент. 2. Мысль о психической ненормальности человека с плакатом привела к ожиданию опасности или, по крайней мере, к выводу о том, что осторожность не помешает. 3. Изменение направления движения с намерением избежать контакта с держащим плакат человеком соответствует ожиданию опасности. 4. Каковы были мысли людей касательно результата? Судить об этом трудно, не имея представления о личности каждого из прохожих, но с большой степенью обобщения можно допустить, что все они почувствовали облегчение, сумев уйти от столкновения с душевнобольным.
Чувство облегчения, испытанное после ухода от контакта, можно охарактеризовать как душевное состояние. Помните то, что и как мы чувствуем (относительная степень струящейся сквозь наши физические тела позитивно или негативно заряженной энергии), всегда является абсолютной истиной. В то же время приводящие к тому или иному душевному состоянию убеждения вполне могут быть неистинными, с точки зрения окружающей среды. В данной ситуации испытанное после удаления от держателя плаката чувство облегчения нельзя считать единственно возможным результатом. Вообразите, насколько иной оказалась бы реакция, верь они в существование бесплатных денег. Описанный выше процесс был бы тем же самым, но на место убеждения в бесспорности положения о том, что свободных денег в природе не существует, заступило бы убеждение в аксиоматичности утверждения о том, что свободные деньги в природе существуют. Хорошим примером может служить человек, попросивший 25 центов на автобусный билет. Попрошайка всегда верит в существование бесплатных денег, поэтому его восприятие и интерпретация надписи на плакате были именно такими, на которые рассчитывали авторы телепередачи. Его ожидания и поведение были сообразны убеждению в существование бесплатных денег. Каким оказался для него результат? Заполучив свои 25 центов, он, полагаю, испытал чувство удовлетворения. Бедняге было невдомек, что можно было сорвать куда более крупный куш. У нашего сценария есть еще один вариант развития событий. Рассмотрим гипотетический пример человека, который верит в существование бесплатных денег, но –допускает варианты «а что, если...?». Иными словами, некоторых людей настолько интригует возможный результат, что они временно приостанавливают действие убеждения о невозможности бесплатной раздачи денег. Благодаря временной приостановке эффекта воздействия убеждения они получают возможность выйти по ту сторону очерченных им границ и проверить, что из этого получится. Поэтому вместо того чтобы проигнорировать человека с плакатом, такой человек подходит к нему и просит десять долларов. И тут же получает их. Что происходит в этот момент? Как чувствует себя тот, кого вдруг посещают неожиданные переживания, полностью противоречащие устоявшемуся убеждению? У большинства людей процесс формирования убеждения, согласно которому бесплатные деньги в нашей жизни не водятся, сопровождается, мягко говоря, неприятными обстоятельствами. Многим еще в детстве доводится услышать слова о невозможности приобретения чего-либо вследствие дорогой стоимости. Сколько раз к типичному ребенку обращаются со словами «ем ты себя воображаешь? Деньги не растут на деревьях!»? Другими словами, это негативно заряженное убеждение. Поэтому, нежданно-негаданно получив ни за что деньги, человек, скорее всего, испытает состояние эйфории. На самом деле в такой ситуации большинству людей будет трудно удержаться от того, чтобы не поделиться своей удачей со всеми знакомыми. Представляю, как они, придя домой или в офис, первым делом сообщат всем подряд: «Вы не поверите, что со мной случилось сегодня!» Впрочем, несмотря на искреннюю радость и отсутствие фальши в глазах, вряд ли им поверят. Почему? Потому что убеждение слушателей в том, что бесплатных денег не существует, заставит их истолковать рассказ о происшедшем в ключе, отрицающем его реальность. Продолжив гипотетическое развитие примера, представим, что произошло бы с душевным настроением человека при мысли о том, что дело могло не ограничиться десятью долларами. Он пребывает в состоянии полной эйфории. Но лишь только в мозгу всплывает мысль об упущенных деньгах, или кто-то из тех, с кем он поделился радостью, высказывает предположение о том, что сумма могла быть намного больше, душевный настрой резко меняется и переключается на негативно заряженное состояние сожаления или отчаяния. Почему? Он подключился к негативно заряженному представлению об упущенной возможности. В результате вместо ощущения счастья его обуревают негативные эмоции, ассоциирующиеся с упущенной возможностью.
Убеждения против истины
Во всех трех приведенных примерах (включая и гипотетический) люди переживали свои собственные, сугубо индивидуальные, версии происходящего. Каждый из них считал, что пережитое и прочувствованное им является единственно верной версией события. Противоречия, имеющиеся между тремя этими версиями, свидетельствуют о наличии серьезной психологической проблемы, которая требует разрешения. Если убеждения ограничивают нашу способность воспринимать генерируемую физической средой информацию, если все воспринимаемое должно обязательно соответствовать нашим убеждениям, то как мы узнаем, что есть истина? При ответе на вопрос необходимо принять во внимание четыре следующих положения. 1. Проявления окружающей среды бесконечно многообразны. Комбинация сил природы, взаимодействующих со всем, что создано человеком, с силами, порожденными людским стремлением к самовыражению, дает астрономическое число возможных вариантов. 2. Пока мы не овладеем способностью воспринимать все мыслимые способы самовыражения реальности, наши убеждения всегда будут представлять собой ограниченную версию возможного. 3. Если вы не согласны с высказанной в предыдущем параграфе мыслью, задумайтесь вот над чем: абсолютно точное стопроцентное отражение нашими убеждениями физической действительности неизбежно ведет к полной материализации всех ожиданий. Постоянная материализация ожиданий означает вечное переживание чувства совершенного довольства жизнью. Действительно, можем ли мы испытывать что-то кроме счастья, радости и ликования, если все трансформации физической реальности идеально отражают наши ожидания? 4. Если вы не возражаете против вышесказанного, то должны согласиться и с тем, что отсутствие удовлетворенности означает действие на основании убеждения или убеждений, которые не в полной мере соответствуют условиям окружающей среды. Иными словами, мы на практике постоянно убеждаемся в неистинности наших ожиданий, но продолжаем формировать все новые и новые и умудряемся упорно за них цепляться.
Приняв в расчет эти четыре положения, я могу ответить на вопрос о том,что есть истина. Истина - то, что работает. Если убеждения накладывают ограничения на то, что воспринимается нами в качестве возможного, а среда способна выражать себя бесчисленным количеством способов, то убеждения могут быть истинными лишь относительно того, что мы пытаемся совершить в тот или иной момент времени. Выражаясь иначе, об относительной степени истинности наших убеждений следует судить по их пригодности. У каждого из нас имеются генерируемые во внутренней сфере силы (любознательность, побуждения, желания, цели и устремления), побуждающие или мотивирующие к взаимодействию с физической средой. Конкретная последовательность шагов, предпринимаемых с целью удовлетворения любознательности, побуждений, желаний, целей и устремлений является функцией того, во что мы верим как в истину в тех или иных обстоятельствах. Эта истина, какой бы она ни была, определяет: 1) воспринимаемые возможности относительно действительных; 2) интерпретация воспринимаемого; 3) принимаемые нами решения; 4) ожидания результата; 5) предпринимаемые действия; 6) то, что мы чувствуем в отношении результатов наших усилий. Испытывая в любой данный момент времени состояние благополучия, счастья или удовлетворенности в отношении того, что мы пытаемся совершить, мы вправе считать полезным принимаемое нами за истину (то есть убеждения, на основании которых предпринимаются действия), поскольку процесс оказался работающим и приносит плоды. Воспринятое оказалось не только соответствующим поставленной цели, оно также соответствовало всему, что предлагалось средой. Наше истолкование воспринятой информации результировалось в решения, ожидания и действия, которые гармонировали с обусловленными окружающей обстановкой обстоятельствами и ситуацией. Ни среда, ни наше собственное сознание не оказали сопротивления и не породили противодействующей силы, которые могли повлиять на результат, которого мы добивались. Как следствие, мы испытали чувство счастья, благополучия и удовлетворенности достигнутым результатом. С другой стороны, ощутив эмоции неудовлетворенности, разочарования, стыда, отчаяния, сожаления и безнадежности, мы можем сказать, что относительно обстоятельств и ситуации убеждения, на основании которых нами принимались решения и совершались действия, не сработали или сработали плохо, и поэтому они бесполезны. Проще говоря, истина есть функция положительного результата (то, что срабатывает относительно того, чего мы стараемся добиться в тот или иной момент времени).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.01 с.) |