Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет и анализ, их возникновение и развитие.

Поиск

Бухгалтерский учет и анализ, их возникновение и развитие.

В развитии бухгалтерского учета можно выделить пять основных периодов:

1 период – с момента возникновения товарно-денежных отношений до конца XVII века. Для этого периода характерно: появление различных способов регистрации фактов хозяйственной жизни в учетных регистрах в виде систематических и хронологических записей; мануфактурное производство; сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений. Венцом периода становления бухгалтерского учета стало широкое использование метода двойной записи. В 1494 году итальянский профессор математики Лука Пачоли опубликовал «Трактат о счетах и записях», из которого явствует, что венецианские купцы делали записи в трех книгах: черновой, журнале и главной, не считая копировальной книги и инвентарной. Лука Пачоли рекомендовал для использования так называемую аналитическую запись. О значении этого трактата свидетельствует тот факт, что в течение нескольких веков им пользовались в Италии, Франции, Англии, Германии как основным руководством по бухгалтерскому дел. А способ двойной записи не потерял своего значения и поныне.

Автором, изложившим правила ведения записей в учетных книгах по двойной системе был также Бенедикт Котрульи, живший в XV веке. Эти правила были им сформулированы в работе «О торговле и частном торговце», однако издано это сочинение было лишь в 80-х годах XVI века.

2 период – конец XVII – конец XVIII веков. Для этого периода характерны единообразные подходы к основам систематизации бухгалтерских записей. Так, до середины XVIII века доминировала «Развитая итальянская форма счетоводства»; в дальнейшем Гельвигом (1774) была предложена «Мемориально-кассовая форма». Счетоведение рассматривается в основном как форма практической деятельности.

3 период – конец XVIII – конец XIХ веков. В этот период выходит большое количество работ по бухгалтерскому делу, возникают теории счетоводства: юридическая – во Франции, экономическая – в Италии, камеральная – в Германии. В этот период сформировались основные направления в науке счетоведения, по которым и пошло ее дальнейшее развитие.

4 период – конец XIХ – начало ХХ веков – период становления бухгалтерского учета как области научных знаний. Большинство авторов стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета, определить область тех явлений, изучение которых составляет объект этой науки.

5 период – начало ХХ столетия – до наших дней целесообразно разделить на две основные стадии:

- начало – середина ХХ столетия характеризуются разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно-правового положения самостоятельно хозяйствующего субъекта, отраслевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением государственной регламентации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности;

- с середины ХХ столетия до нашего времени – разрабатываются принципы оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений по извлечению будущих экономических выгод; разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.

 

Сущность, цели и виды хозяйственного учета

ХУ - это сложная система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации о хоз-ой деятельности, необходимой для управления производством на всех уровнях.

Задачи БУ:

1. Формирование полной и достоверной i о хоз. и фин. процессах, результатах деятельности хоз. субъекта, его структурных подразделений

2. Контроль за наличием и движением имущ-ва (только БУ в силу своей специфики может предоставлять достоверные данные о всех хоз. операциях для наблюдения за состоянием и рац. использованием мат., трудовых и фин. ресурсов предприятия. БУ должен не только выявлять нарушения и недостатки, но и предупреждать их)

3. Выявление и использование внутренних резервов: Посредством учета выявляются: степень рационального расходования средств, использование фондов, причины неправильного использования и намечаются мероприятия для устранения недостатков

4. Контроль за мерой труда и мерой потребления, выполнение обязательств перед гос. бюджетом, контроль за правильным распределением доходов

5. Подготовка данных для составления достоверной фин. отчетности, используемой инвесторами, поставщиками, покупателями, налоговыми и др. службами и лицами, заинтересованными рыночными и государственными структурами

6. Определение фин. результатов деятельности субъекта.

Хозяйственный учет делится на три вида: оперативный, статистический и бухгалтерский.

Оперативный учет осуществляется на местах совершения хозяйственных операций (в цехе, на складе, участке, в филиале). Поэтому его сведения ограничиваются рамками производства. Данные оперативного учета используются для повседневного текущего руководства и управления предприятием (учет численности работников, учет выработки, учет выпуска продукции, учет отгрузки и реализации продукции, наличия материальных запасов). Эти данные могут быть получены письменным образом, устно, по телефону. Оперативный учет непрерывен во времени.

Статистический учет (или статистика) изучает явления, носящие массовый характер в области экономики, культуры, образования, науки и пр. Она готовит и собирает информацию о состоянии экономики, движении рабочей силы, товарной массе, о численности и составе населения, складывающихся ценах на рынках труда, товаров, ценных бумаг с целью анализа и прогнозирования. Статистика применяет выборочный метод наблюдения и регистрации, проводит единовременный учет и перепись, использует данные оперативного и бухгалтерского учета.

Оперативный и статистический учет использует три вида измерителей:

1) натуральные измерители;

2) трудовые;

3) денежные.

Натуральные измерители определяют количество хозяйственных средств и выполненных работ (в килограммах, метрах, штуках и т. д.).

Трудовые измерители используются для соизмерения затрат рабочего времени (час, день, год и т. д.). На их основе нормируются задания, начисляется заработная плата, и рассчитывается производительность труда.

Денежный измеритель обобщающий, так как через рубли и другую валюту определяются объемы имущества предприятия, его затраты, ранее выраженные в натуральных и трудовых измерителях, составляются сметы, производственные задания, отчеты о балансе.

 

Понятие бухгалтерского учета, его задачи.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Основными задачами бухучета является:

1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;

2. осуществление контроля, соблюдений законодательства РФ при совершении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;

3. осуществления контроля за наличием и движений основных средств материалов, трудовых ресурсов, обязательств в соответствии с нормами, нормативами и сметами;

4. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления внутри хозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

 

 

Классификация счетов. План счетов.

По структуре и назначению счета подразделяются на: основные, регулирующие, операционные и забалансовые. Основные счета Отражаются все хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе средств организации или источников их образования или тех и других одновременно. Основные счета называются балансовыми, т.к. их остатки переносятся в баланс. Это счета: 1) основные активные. 2) основные пассивные. 3) основные активно-пассивные. (применяются операций, в результате которых возникает деб., либо кред. задолжность, а так же одновременно. Сальдо аналогично.) Регулирующие счета Предназначены для уточнения (регулирования) оценки средств предприятия (02, 05, и т.д.) Операционные счета Предназначены для учета производственных затрат, начисления себестоимости и выявления финансовых результатов деятельности организации. Подразделяются на: калькуляционные, распределительные, результатные. Распределительные счета предназначены для собирания отдельных расходов и распределения их между различными объектами учета. Они подразделяются на: 1) собирательно- распределительные (25, 26). Сальдо не имеют. По характеру отражения на них операций они относятся к активным счетам. 2) Бюджетно-распределительные счета. Предназначены для собирания расходов и списания их по назначению расходов и списания их по назначению в течение того бюджетного периода, за который они произведены. К ним относятся: 97, 96 (пассивный, «Резерв предстоящих расходов»).

Организации не зависимо от форм собственности и подчинённости осуществляют БУ в соответствии с ПЛАНОМ СЧЕТОВ утверждённым минфином. ПЛАН СЧЕТОВ представляет собой схему регистрации и группировки фактов хоз деятельности организации. Каждому счёту в плане присваивается шифр с 01 по 99. Для учёта специфичных операций организация может по согласованию с минфином вводить в план доп счета используя свободные шифры. Организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных СУБСЧЕТОВ исключать и объединять их, вводить доп субсчета. В конце плана приводятся за балансовые счета. Забалансовые счета шифруются по 3х значной системе 001-011. Принцип 2ой записи на забалансовые счета не распространяется, операции отражаются методом односторонней записи. В плане дана схема отражения тех или иных операций на конкретном счёте и приводится инструкция по применению каждого счёта. В случае возникновения хоз операций Криспонденция по которой не предусмотрено в типовой схеме организация может дополнить её соблюдая при этом единые принципы установленные инструкцией по применению плана счетов. Синтетические счета (01-99) – счета первого порядка Субсчета – счета 2ого порядка Порядок ведения аналитического учёта устанавливается организацией самостоятельно, исходя из инструкций по применению плана счетов, ПБУ (Полож по БУ) и других нормативных актов

 

Учёт нематериальных активов

Учет нематериальных активов понятие нематериальных активов, учитываемых отдельно от основных средств на счете 04 “Нематериальных активы” и 05 “Амортизация нематериальных активов” Данные счета предназначены для обобщения информации о наличии и движении средств труда, которые в соответствии с установленным порядком относятся к нематериальным активам.

Счет 04 предназначен для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности.

Аналитический учет по счету 04 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.

При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов значительной стоимости целесообразно для каждого вида активов, принятой в организации, например: 04-1 “Объекты интеллектуальной собственности”; 04-2 “Права пользования природными ресурсами”; 04-3 “Отложенные затраты”; 04-4 “Цена фирмы”; 04-5 “Прочие объекты”.

Организация аналитического учета нематериальных активов должна быть построена применительно к требованиям заполнения раздела 4 “Состав нематериальных активов на конец года” форма № 5 “Приложение к балансу предприятия” годового отчета по группам нематериальных активов.

Счет 04 “Нематериальные активы” корреспондирует со счетами:

по дебету:

08 Капитальные вложения
50 Касса
51 Расчетный счет
52 Валютный счет
55 Специальные счета в банках
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
87 Добавочный капитал
88 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

по кредиту:

06 Долгосрочные финансовые вложения
48 Реализация прочих активов
58 Краткосрочные финансовые вложения
87 Добавочный капитал Счет
05 “Амортизация нематериальных активов” предназначен для обобщения информации о накопленных амортизационных отчислениях по объектам нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности и по которым проводится погашение стоимости.

Счет 05 - (пассивный, регулирующий, контрарный) Аналитический учет по счет 05 ведется по видам и отдельным объектам нематериальных активов.

Счет 05 “Амортизация нематериальных активов” корреспондирует со счетами:

по дебету:

48 Реализация прочих активов

по кредиту:

08 Капитальные вложения
20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
29 Обслуживающие производства и хозяйства
31 Расходы будущих периодов
43 Коммерческие расходы
44 Издержки обращения
79 Внутрихозяйственные расходы
80 Прибыли и убытки.

Кроме того, для учета нематериальных активов предназначены счета:

19 - “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”, субсчет 2 – “НДС по приобретенным нематериальным активам”
48 – “Реализация прочих активов”.

Учет отгрузки продукции

Готовая продукция отгружается (отпускается) в порядке продажи в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю, в договорах на поставку продукции указываются следующие реквизиты:

  • наименование договора;
  • обозначения договаривающихся сторон;
  • характеристика предмета договора, цены и условия платежа;
  • сроки исполнения обязательств и возможность одностороннего отказа от договора;
  • условия упаковки, транспортировки и страхования продукции;
  • принципы перехода права собственности;
  • порядок возмещения убытков и т.д.

Если сроки поставки не установлены договором или не вытекают из его существа и целей, покупатель вправе требовать поставки в любое время.

Временем исполнения обязательств по одногородней поставке считается дата составления приемосдаточного акта или расписки в получении продукции, а при отгрузке продукции иногороднему покупателю — день сдачи этих документов транспортным организациям.

В договоре обязательно должно быть указано, за чей счет оплачиваются расходы по доставке продукции от поставщика до покупателя.

«Франко-станция назначения» означает, что расходы по доставке оплачивает поставщик и включает их в отпускную цену продукции.

«Франко-станция отправления» означает, что поставщик оплачивает расходы только по погрузке готовой продукции в вагоны. Остальные расходы по перевозке несет покупатель.

  • Если готовая продукция на каждое отдельное место (ящик, тюк и другую тару). Один экземпляр вкладывается вместе с товаром в упаковку, второй прилагается к счету-фактуре, третий остается на складе. Для учета движения товарно-материальных ценностей между структурными подразделениями организации применяются: прие-

отпускается на месте (со склада поставщика), получатель обязан предъявить доверенность на право получения груза. Отгруженная или сданная на месте изготовления продукция, расчетные документы на которую предъявлены покупателям (заказчикам) в момент приобретения, списывается со склада по учетным ценам или нормативной (плановой) себестоимости, что отражается бухгалтерской записью:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т 43 «Готовая продукция».

Однако если в договоре предусмотрен порядок перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией после ее оплаты, то используют активный счет 45 «Товары отгруженные». В этом случае отгруженная продукция отражается записью:

Д-т 45 «Товары отгруженные»
К-т 43 «Готовая продукция».

По мере оплаты расчетных документов поступившие платежи отражаются по:

Д-т 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т 90 «Продажи», субсчет «Выручка».

Одновременно делают запись:

Д-т 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж»
К-т 45 «Товары отгруженные».

Для определения фактической себестоимости отгруженной продукции (если ее учет на счете 43 «Готовая продукция» велся по нормативной или плановой себестоимости) необходимо определить средний процент отклонений между нормативной (плановой) и фактической себестоимостью.

Пример 2. На начало месяца нормативная себестоимость остатка готовой продукции на складе составила 1000 руб. Превышение фактической себестоимости над нормативной — 100 руб. В течение месяца выпущено: по нормативной себестоимости готовой продукции на сумму 30 000 руб., фактическая себестоимость составила 31 500 руб.; отклонение за месяц — 31 500 руб. - 30 000 руб. = 1500 руб. (перерасход). Средний процент отклонений (перерасхода) равен: (100 руб.+1500 руб.): (1000 руб.+ЗО 000 руб.) х 100% = 5,16%.

При наличии остатка на счете 45 «Товары отгруженные» на конец месяца по нормативной себестоимости в сумме 5000 руб. стоимость отгруженных по фактической себестоимости товаров составит: 5000 руб. х (100% + 5,16%): 100% = 5258 руб.

На счете 45 «Товары отгруженные» отражают также готовые изделия и товары, переданные другим организациям для продажи на комиссионных или других условиях.

Учет кассовых операций

 

 

Кассовые операции – это операции, связанные с приемом, хранением и расходованием различных денежных средств, поступающих в кассу организации из обслуживающего банка. Поступление денежных средств в кассу с расчетного счета в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет».

Первичная документация:

1) приходный кассовый ордер (для оформления операции поступления наличных средств в кассу по любым основаниям от одного лица);

2) расходный кассовый ордер (для оформления выдачи наличных денег из кассы одному лицу на любые нужды);

3) кассовая книга;

4) платежная ведомость;

5) журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;

6) книга учета принятых и выданных кассиром денег в подотчет общественным раздатчикам заработной платы и операциям кассирам.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера должны быть заполнены без помарок, четко и ясно. Книга кассира-операциониста должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена подписями главного бухгалтера и руководителя предприятия. Печать организации должна стоять на каждом кассовом документе.

Максимальная сумма, которая может находиться в кассе, определяется лимитом. Лимит централизованно устанавливается.

Все факты поступления и выдачи наличных денег в кассу учитываются в кассовой книге (типовая форма). Она должна быть пронумерована, прошнурована, опечатана сургучной печатью и заверена подписями директора и главного бухгалтера. Записи в ней ведутся в 2-х экземплярах под копировальную бумагу. Второй экземпляр (отрывной) – это отчет кассира, он передается в бухгалтерию с приходными и расходными документами ежедневно в конце рабочего дня.

Учет операций по расчетному счету

Прием, выдачу и безналичные перечисления банк производит по документам специфической формы. Основные документы:

1) при наличных расчетах:

а) чек денежный;

б) объявление на взнос наличными;

2) при безналичных расчетах:

а) акцептная форма (согласие на оплату) расчетов (расчеты платежными требованиями; действительно в банк 10 дней);

б) расчеты платежными поручениями;

в) аккредитивная форма расчетов (заявление на аккредитив), это перечисление по поручению предприятия аванса в банк для оплаты по предъявлении отгрузочных документов поставщиком в свой банк;

г) заявление об отказе от акцепта;

д) инкассовое платежное поручение – для безакцептного списания средств со счета предприятия в случаях, установленных законодательством;

е) мемориальный банковский ордер – служит для списания или зачисления на счет предприятия безналичных средств по распоряжению обслуживающего банка.

Основная форма безналичных расчетов – акцептная (расчет платежными требованиями). Поставщик при посредничестве банка получает деньги от плательщика на основании расчетных документов.

Инкассо – поручение банку на получение суммы с покупателя.

Акцепт – есть различные виды акцепта (предварительный, последующий и пр.). Если в 3-дневный срок плательщик не заявил об отказе от акцепта, платежное требование считается акцептованным, но отказ должен быть документированно обоснован.

Авизо – официальное банковское извещение о произведенной расчетной операции (о перемещении средств со счета плательщика на счет поставщика).

Типичные операции по поступлению и расходу наличных денежных средств:

1) получение из банка наличных денежных средств:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 51 «Расчетный счет»;

2) внесение подотчетным лицом остатка неиспользованных денежных сумм:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

3) погашение задолженности покупателя за товары, работы, услуги:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

4) погашение задолженности по недостачам и хищениям:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

5) оприходование излишков, выявленных в результате инвентаризации (ревизии) кассы:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

6) получение из банка наличных денежных средств в иностранной валюте:

Дебет счета 50 «Касса», Кредит счета 52 «Валютный счет»;

7) внесение подотчетным лицом остатка неиспользованных денежных средств:

Дебет счета 50 «Касса»,

Кредит счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

8) отражение выплат работникам из кассы (заработная плата, социальные пособия, доходы от участия в уставном капитале и т. д.):

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», Кредит счета 50 «Касса»

 

Бухгалтерский учет и анализ, их возникновение и развитие.

В развитии бухгалтерского учета можно выделить пять основных периодов:

1 период – с момента возникновения товарно-денежных отношений до конца XVII века. Для этого периода характерно: появление различных способов регистрации фактов хозяйственной жизни в учетных регистрах в виде систематических и хронологических записей; мануфактурное производство; сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений. Венцом периода становления бухгалтерского учета стало широкое использование метода двойной записи. В 1494 году итальянский профессор математики Лука Пачоли опубликовал «Трактат о счетах и записях», из которого явствует, что венецианские купцы делали записи в трех книгах: черновой, журнале и главной, не считая копировальной книги и инвентарной. Лука Пачоли рекомендовал для использования так называемую аналитическую запись. О значении этого трактата свидетельствует тот факт, что в течение нескольких веков им пользовались в Италии, Франции, Англии, Германии как основным руководством по бухгалтерскому дел. А способ двойной записи не потерял своего значения и поныне.

Автором, изложившим правила ведения записей в учетных книгах по двойной системе был также Бенедикт Котрульи, живший в XV веке. Эти правила были им сформулированы в работе «О торговле и частном торговце», однако издано это сочинение было лишь в 80-х годах XVI века.

2 период – конец XVII – конец XVIII веков. Для этого периода характерны единообразные подходы к основам систематизации бухгалтерских записей. Так, до середины XVIII века доминировала «Развитая итальянская форма счетоводства»; в дальнейшем Гельвигом (1774) была предложена «Мемориально-кассовая форма». Счетоведение рассматривается в основном как форма практической деятельности.

3 период – конец XVIII – конец XIХ веков. В этот период выходит большое количество работ по бухгалтерскому делу, возникают теории счетоводства: юридическая – во Франции, экономическая – в Италии, камеральная – в Германии. В этот период сформировались основные направления в науке счетоведения, по которым и пошло ее дальнейшее развитие.

4 период – конец XIХ – начало ХХ веков – период становления бухгалтерского учета как области научных знаний. Большинство авторов стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета, определить область тех явлений, изучение которых составляет объект этой науки.

5 период – начало ХХ столетия – до наших дней целесообразно разделить на две основные стадии:

- начало – середина ХХ столетия характеризуются разработкой базовых принципов объективной оценки имущественно-правового положения самостоятельно хозяйствующего субъекта, отраслевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением государственной регламентации национальной системы бухгалтерского учета и отчетности;

- с середины ХХ столетия до нашего времени – разрабатываются принципы оценки имущественно-правового положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды и в связи с принятием эффективных хозяйственных решений по извлечению будущих экономических выгод; разработкой и внедрением Международных стандартов по бухгалтерскому учету и аудиту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.29.146 (0.016 с.)