Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие истории. Предмет и структура философии истории.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Исторический процесс представляет собой сложное сочетание объективных и субъективных факторов. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способы деятельности людей, направление и формы их социальной активности. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются народные массы, социальные группы, элиты, личности. Философия истории изучает природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума. Философия истории прошла длительный путь становления. Если мировоззрение древнего Востока было принципиально неисторическим и в нем утвердился императив «колеса истории», также и в Древней Греции преобладал взгляд на историю как вечного круговорота событий. Более плодотворным, оказался следующий шаг, предпринятый мыслителями средневекового Запада. В созданной Аврелием Августином, Фомой Аквинским и другими мыслителями этого периода теологии истории присутствуют не только собственно богословские, но и религиозно-философские идеи, главной из которых стала христианская «идея истории». Эпоха Возрождения и начало Нового времени в силу многих причин не восприняли «идею истории» (XVII в. называют «веком натурфилософии» и «веком философско-юридического мировоззрения»), но XVIII в. воздает дань этой идее и по праву квалифицируется как «век философско-исторического мировоззрения». Именно в это время М.А. Вольтером вводится термин «философия истории» и возникает классическая философия истории.
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Эта интерпретация развития общества появилась в философско-исторических концепциях в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Одним из первых попытался ее обосновать Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную, героическую и человеческую. При этом начало «века человеческого» - это начало упадка и возврата к первобытному состоянию, за которым вновь последует возрождение «века божественного» и так далее по этапам цикла. «Три эпохи» Дж. Вико, рассматриваемые как детство, юность и зрелость человечества, – это своеобразный методологический прием, облегчающий понимание развития общества по аналогии с развитием человека как природного существа. Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма». Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в др. мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому периоду цивилизации. Прогрессизм оформляется в ХVIII в., в «век Просвещения». Идея социального прогресса получила развитие в немецкой классической философии (И. Кант, Г.Гегель) Особый вариант прогрессизма характерен для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации (К. Маркс) Конфликт между производственными силами и производственными отношениями, ведет к смене способа производства и типа формации. Данная теория предполагает последовательную смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций с переходом к коммунистическому обществу, включающему две фазы – социализм и собственно коммунизм. Прогрессизм смог возродиться и в настоящее время имеет достаточно сильные позиции, оформленные в цивилизационно-стадиальной модели линейной интерпретации истории. Он представлен прежде всего в концепциях постиндустриального (Д. Белл) и информационного общества (Э.Тоффлер). Отсюда прогрессивная преемственность в концепциях постиндустриального общества трех стадий – доиндустриальной (традиционной, аграрной), индустриальной (промышленной, техногенной) и постиндустриальной цивилизаций.
Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории. В рамках формационого подхода история трактуется как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций – исторически определенных, качественно различных ступеней развития общества. (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Согласно этому пониманию общества, социальные отношения, основанные на господстве частной собственности, порождают антагонизмы, связанные с классовой борьбой, что в конечном итоге должно завершиться уничтожением частной собственности и построением бесклассового общества, т. е. коммунизма. Цивилизационный подход к истории, связан с именами Н. Я. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби (1889-1975), К. Ясперса и П. А. Сорокина (1889-1965). Согласно их взглядам, история представляет собой развитие многообразных человеческих цивилизаций. Н.Я. Данилевский называет их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер - «великими культурами», А. Тойнби - «локальными цивилизациями», П. Сорокин - «большими культурными суперсистемами». Культура проходит примерно три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию: это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе. По мнению А. Тойнби (1889—1975), человечество — это совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации являются устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные, прежде всего в религии. А. Тойнби насчитывает 23 развившиеся цивилизации.
Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества. Термин «цивилизация» (от лат. civilis - городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. Смысловые значения «цивилизации»: - как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс); - как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби); - как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; - как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев); - как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер). В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический. Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время. (Н. Данилевский: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпенглер: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, майя и западноевропейский). В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев оценки жизни общества также выделяют различные типы цивилизаций. Однако, все они характеризуют развитие общества как единый исторический процесс на всем его протяжении. Выделяют: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, А Тоффлер). Представители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления экуменической цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.011 с.) |