Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие истории. Предмет и структура философии истории.

Поиск

Исторический процесс представляет собой сложное сочетание объективных и субъективных факторов. Каждое новое поколение людей, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Следовательно, деятельность людей в определенной мере уже задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли и обусловливающими в основном характер и способы деятельности людей, направление и формы их социальной активности. Разнообразная деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются народные массы, социальные группы, элиты, личности.

Философия истории изучает природу исторического процесса, фундаментальные принципы и начала исторического бытия, механизмы и закономерности исторического развития социума.

Философия истории прошла длительный путь становления. Если мировоззрение древнего Востока было принципиально неисторическим и в нем утвердился императив «колеса истории», также и в Древней Греции преобладал взгляд на историю как вечного круговорота событий.

Более плодотворным, оказался следующий шаг, предпринятый мыслителями средневекового Запада. В созданной Аврелием Августином, Фомой Аквинским и другими мыслителями этого периода теологии истории присутствуют не только собственно богословские, но и религиозно-философские идеи, главной из которых стала христианская «идея истории».

Эпоха Возрождения и начало Нового времени в силу многих причин не восприняли «идею истории» (XVII в. называют «веком натурфилософии» и «веком философско-юридического мировоззрения»), но XVIII в. воздает дань этой идее и по праву квалифицируется как «век философско-исторического мировоззрения». Именно в это время М.А. Вольтером вводится термин «философия истории» и возникает классическая философия истории.


 

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

Нелинейные интерпретации истории уходят корнями в глубокую древность, будучи воплощенными в представлениях о «колесе истории», круговороте событий, «вечном возвращении». Эта интерпретация развития общества появилась в философско-исторических концепциях в форме цивилизационно-циклической модели исторического процесса. Одним из первых попытался ее обосновать Дж. Вико, выделивший в истории человечества три эпохи – божественную, героическую и человеческую. При этом начало «века человеческого» - это начало упадка и возврата к первобытному состоянию, за которым вновь последует возрождение «века божественного» и так далее по этапам цикла.

«Три эпохи» Дж. Вико, рассматриваемые как детство, юность и зрелость человечества, – это своеобразный методологический прием, облегчающий понимание развития общества по аналогии с развитием человека как природного существа.

Линейные интерпретации истории представлены в двух основных моделях, получивших названия «регрессизма» и «прогрессизма».

Регрессизм в интерпретации развития общества появляется в др. мире и выражает настроения, характерные для эпохи разложения родовых отношений и перехода к новому периоду цивилизации. Прогрессизм оформляется в ХVIII в., в «век Просвещения». Идея социального прогресса получила развитие в немецкой классической философии (И. Кант, Г.Гегель)

Особый вариант прогрессизма характерен для марксистской интерпретации исторического процесса как закономерной смены типов общественно-экономической формации (К. Маркс) Конфликт между производственными силами и производственными отношениями, ведет к смене способа производства и типа формации. Данная теория предполагает последовательную смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической формаций с переходом к коммунистическому обществу, включающему две фазы – социализм и собственно коммунизм.

Прогрессизм смог возродиться и в настоящее время имеет достаточно сильные позиции, оформленные в цивилизационно-стадиальной модели линейной интерпретации истории. Он представлен прежде всего в концепциях постиндустриального (Д. Белл) и информационного общества (Э.Тоффлер). Отсюда прогрессивная преемственность в концепциях постиндустриального общества трех стадий – доиндустриальной (традиционной, аграрной), индустриальной (промышленной, техногенной) и постиндустриальной цивилизаций.


 

Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

В рамках формационого подхода история трактуется как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций – исторически определенных, качественно различных ступеней развития общества. (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая). Согласно этому пониманию общества, социальные отношения, основанные на господстве частной собственности, порождают антагонизмы, связанные с классовой борьбой, что в конечном итоге должно завершиться уничтожением частной собственности и построением бесклассового общества, т. е. коммунизма.

Цивилизационный подход к истории, связан с именами Н. Я. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера, А. Дж. Тойнби (1889-1975), К. Ясперса и П. А. Сорокина (1889-1965). Согласно их взглядам, история представляет собой развитие многообразных человеческих цивилизаций. Н.Я. Данилевский называет их «культурно-историческими типами», О. Шпенглер - «великими культурами», А. Тойнби - «локальными цивилизациями», П. Сорокин - «большими культурными суперсистемами».

Культура проходит примерно три стадии: юность, расцвет, упадок. Умирая, культура перерождается в цивилизацию: это переход от творчества к бесплодию, от становления к механической работе.

По мнению А. Тойнби (1889—1975), человечество — это совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации являются устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные, прежде всего в религии. А. Тойнби насчитывает 23 развившиеся цивилизации.


 

Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества.

Термин «цивилизация» (от лат. civilis - городской, государственный, гражданский) появился в середине XVIII в. Смысловые значения «цивилизации»: - как ступень исторического развития человечества, следующая за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф.Энгельс); - как синоним культуры (французские просветители, А.Тойнби); - как уровень развития того или иного региона либо отдельного этноса; - как определенная стадия упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев); - как характеристика технико-технологической стороны жизни общества (Д.Белл, А.Тоффлер).

В современной философии истории обычно выделяют три подхода к интерпретации понятия «цивилизация»: локально-исторический, историко-стадиальный и всемирно-исторический.

Среди сторонников локально-исторического подхода нет единства в вопросе о том, сколько было цивилизаций в прошлом и сколько их существует в настоящее время. (Н. Данилевский: египетскую, ассирийско-вавилоно-финикийскую, индийскую, иранскую, еврейскую, греческую, римскую, аравийскую, германо-романскую (европейскую) и славянскую. О. Шпенглер: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, майя и западноевропейский).

В рамках историко-стадиального подхода в зависимости от выбора тех или иных критериев оценки жизни общества также выделяют различные типы цивилизаций. Однако, все они характеризуют развитие общества как единый исторический процесс на всем его протяжении. Выделяют: аграрную (доиндустриальную), промышленную (индустриальную) и информационную (постиндустриальную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, А Тоффлер). Представители всемирно-исторического подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возникает феномен всемирной истории и начинается процесс становления экуменической цивилизации.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.112 (0.011 с.)