Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «фразеологии» и «фразеологической единицы».

Поиск

Фразеология - раздел языкознания, изучающий фразеологический состав языка в его современном состоянии и историческом развитии. Фразеология раздел теоретической лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения – фразеологические единицы (ФЕ), совокупность ФЕ какого-либо языка также называется его фразеологией. Фразеология изучает неоднословные единицы языка: устойчивые несвободные словосочетания – коллокации, фразеологизмы, идиомы, поговорки и пословицы, речевые клише и фразеосхемы и т.п.

Очевидно, что слово «фразеология» имеет несколько значений. В качестве лингвистического термина оно употребляется для обозначения особой отрасли языкознания, которая изучает устойчивые сочетания, называемые ФЕ, а также для обозначения совокупности подобных сочетаний, свойственных данному языку. Определение понятия «фразеология» тесно связано с проблемой установления его объема и границ. Фразеология, так же как любая другая научная дисциплина, должна иметь свои границы. По мнению Назаряна, установление четких границ фразеологии особенно важно для определения и обоснования ее статуса как самостоятельной дисциплины. Он отмечает, что вопрос об объеме и границах фразеологии тесно связан с проблемой устойчивости ФЕ и выделения ее основного признака. На основе этого Ожеговым была создана теория «двух фразеологий». Он выделил фразеологию «в узком смысле» и фразеологию «в широком смысле» на основе общего признака их объектов - устойчивости структуры. Ожегов утверждает, что даже фразеология «в узком смысле» слишком широка, чтобы установить ее четкие границы, ибо в нее получают доступ самые разнородные устойчивые сочетания, обладающие «определенными структурными особенностями». Что касается фразеологии «в широком смысле», в ее состав могут быть включены не только любые устойчивые словосочетания, но даже и свободные словосочетания.

Фразеологизмы или ФЕ – это устойчивые сочетания слов, которые включаются в словари как особые единицы языка. Эти выражения имеют образное, переносное значение, поэтому делают речь выразительной. Чтобы пользоваться фразеологическими словосочетаниями, их надо запоминать целиком, как обычные слова.

Признаки ФЕ: 1) Воспроизводимость в речи на правах языковой единицы. 2) Грамматическая организованность ФЕ по моделям сочетаний слов, словосочетаний. 3) Элементами ФЕ являются минимум два слова. 4) Раздельнооформленность элементов ФЕ, каждый из которых отождествляется со словом. 5) Неизменный порядок слов. 6) Устойчивость лексико-грамматического состава, связанность элементов ФЕ или, точнее, константность и обязательность ее лексико-грамматических элементов в данной комбинации.

Таким образом, ФЕ – это лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы.

Фразеологические объекты есть единицы языковой системы. По форме выражения и содержания они известны носителям языка, владеющим его системой, или могут стать известными при определенных условиях. Им свойственна воспроизводимость и употребительность в одном, нескольких или во всех стилях литературной речи. В состав ФЕ входят качественно-определенные единицы лексического уровня в их известных словоформах; минимум два слова (служебных или знаменательных) образуют фразему или устойчивую фразу. ФЕ свойственна определенная последовательность лексических элементов – чаще стабильный или свободный порядок слов. Разные виды зависимости между членами ФЕ определяют их как постоянные или переменные на разных уровнях языковой структуры. Грамматическая организованность по моделям словосочетаний или предложений позволяет разграничить ФЕ на фраземы и устойчивые фразы.

1) Коннотативный компонент ФЕ (выражение отношения говорящего к предмету речи). 2) Функция характеризации ФЕ (охарактеризовать уже названное словом понятие, выразить отношение к нему). 3) Постоянство лексического состава и местоположения. 4) Значение ФЕ не выводится из суммы его составляющих. 5) ФЕ существуют в готовом виде. 6) ФЕ хар-ся разноударностью, т.к. состоят из нескольких компонентов.7) ФЕ соотносятся с частями речи. 8) ФЕ - однозначные и многозначные. 9) ФЕ вступают в омонимические, паронимические, синонимические, антонимические ряды. 10) ФЕ – исконные и заимствованные. 11) Активный/пассивный словарный запас: фразеологические архаизмы/неологизмы. 12) Сфера употребления: общеупотребительные и ограниченного употребления. 13) Стилистическая принадлежность: нейтральные, книжные, разговорные. 14) Большинство ФЕ является одним членом предложения.

 

11. Бинарные оппозиции как способ объяснения устройства мироздания. Мифологическая основа бинарных оппозиций и их отражение в языке.

С развитием сознания появляется необходимость структурировать представления о мире. Для систематизации картины мира первобытное сознание пользуется принципом бинарных оппозиций, при котором все предметы и явления мира противопоставляются попарно: белое – черное, свет – тьма, мужчина – женщина, солнце – луна, свои – чужие и т.п. В более развитой картине мира в качестве осеобразующей бинарной оппозиции выступает пара состояния – Хаоса и Космоса, оценки – Света и Тьмы как метафор Добра и Зла, отношения – Свое и Чужое, Мы и Они, происхождения – Демиурга-Творца и Матери-Природы. Принцип бинарной оппозиции является базовым условием для формирования картины мира независимо от временных или географически условий формирования сознания.

Мелетинский связывает принцип бинарных оппозиций с метафоричностью, символичностью мифологической логики.

1. Мифологическая логика широко оперирует двоичными оппозициями чувственных качеств, реализованными в конкретные образы. Бинарные оппозиции низшего порядка все более семантизируются, приобретают более обобщенный, абстрактный смысл, превращаясь в способ выражения фундаментальных морально-бытийственных оппозиций, таких как добро – зло, жизнь – смерть и другие упомянутые выше. Бинарные оппозиции в контексте партиципации и всеобщего оборотничества сопровождаются феноменом амбивалетности. Суть феномена амбивалетности в наделении одного персонажа парой противоположных качеств, что связано с тождеством противоположностей. Аполлон, например, и лучезарный, и жестокий, и мстительный одновременно…

2. Более того – представление о мистической партиципации превращает символическое сочетание полярно противоположных признаков в фигуре медиатора в конкретные и чувственно постижимые характеристики.

На примере текстов мифов амбивалентность раскрывается следующим образом. Принцип изоморфизма в своем предельном качестве сводит все возможные сюжеты к единому сюжету, который инвариантен всем мифоповествовательным возможностям и всем эпизодам каждого из них. Многообразие социальных ролей реальной жизни в мифе «свертывается» в предельном случае в один персонаж. Свойства, которые в не-мифологическом тексте выступают как контрастные и взаимоисключающие, воплощаясь во враждебных персонажах, в пределах мифа могут отождествляться в едином амбивалентном образе.

Структуризация картины мира по принципу бинарных оппозиций характерна и для романтизма. Диаметрально противопоставляются мир реальный – и мир фантазии, позитивный романтический герой – и негативный, непонимающий мир. Более того – господство именно бинарной картины мира, не допускающей оттенков и диалектичности образов и сюжетов, мы можем наблюдать в современном обыденном сознании. В контексте анализируемой культурной эпохи принцип бинарных оппозиций и медиативной абмивалентности ярко проявляется в конъюнктивной логике модернистских текстов. Таким образом, бинарные оппозиции существуют не только в рамках мифологического сознания, но и являются одним из ключевых свойств мифологизированного, хотя в последнем случае господствующим явлением все же оказывается амбивалентность и партиципационные тенденции.

 

 

7. Языковая картина мира и культура.

Язык – это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому начиная с XIX в. (Я.Гримм, Р.Раек, В.Гумбольдт, А. А. Потебня) и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Язык – зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Язык – сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности – в лексике, грамматике, идиоматике, в пословицах и поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи. Язык – передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений. Язык – орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т.п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.

Язык не существует вне культуры. Как один из видов человеческой деятельности, язык оказывается составной частью культуры, определяемой как совокупность результатов человеческой деятельности в разных сферах жизни человека: производственной, общественной, духовной. Однако в качестве формы существования мышления и, главное, как средство общения язык стоит в одном ряду с культурой. Если же рассматривать язык с точки зрения его структуры, функционирования и способов овладения им, то социокультурный слой, как компонент культуры, оказывается частью языка или фоном его реального бытия. В то же время компонент культуры – не просто некая культурная информация, сообщаемая языком. Это неотъемлемое свойство языка, присущее всем его уровням и всем отраслям.

Первое место среди национально-специфических компонентов культуры занимает язык. Язык в первую очередь способствует тому, что культура может быть как средством общения, так и средством разобщения людей. Язык – это знак принадлежности его носителей к определенному социуму. На язык как основной специфический признак этноса можно смотреть с двух сторон: по направлению «внутрь», и тогда он выступает как главный фактор этнической интеграции; по направлению «наружу», и в этом случае он – основной этнодифференцирующий признак этноса. Объединяя в себе эти две противоположные функции, язык оказывается инструментом самосохранени этноса, и обособления «своих» и «чужих». Таким образом, соотношение языка и культуры – вопрос сложный и многоаспектный. Проблемам взаимоотношений, взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействия языка и культуры в процессе общения людей и посвящен курс лингвокультурологии.

В преподавании лингвокультурологии следует обратить внимание на следующие аспекты современного научного знания о языке, человеке и культуре. Вопросами становления и развития культуры человека занимается культурная антропология. Антропология, как это следует из названия, наука о человеке. Однако к наукам о человеке относятся все гуманитарные науки и некоторые естественные. Все остальные науки, не сконцентрированные непосредственно на человеке, имеют в качестве предмета изучения мир, природу, объективную внечеловеческую реальность, но это мир, окружающий человека, и изучается он человеком, для человека, с точки зрения человека. Иными словами, человеческий фактор присутствует даже в самой негуманитарной науке. Итак, множество наук о человеке изучает разные стороны его жизни, его физической и духовной сущности, его деятельности, его становления и развития. Все эти дисциплины тесно взаимосвязаны, поскольку восходят к одному и тому же объекту изучения.

Антропология отличается от всех других наук о человеке тем, что она пытается собрать воедино все остальные аспекты и изучить глобально и всесторонне общий процесс физического и культурного развития человека. Таким образом, культурная антропология – чрезвычайно широкая фундаментальная наука, изучающая общие проблемы культурного развития человечества, вбирающая в себя знания всех других гуманитарных наук, изучающая единый процесс культурного становления человека.

Культура как предмет изучения культурной антропологии – это совокупность результатов деятельности человеческого общества во всех сферах жизни и всех факторов, составляющих и обусловливающих образ жизни нации, класса, группы людей в определенный период времени. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех ее аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека. Культурная антропология изучает уникальную человеческую способность развивать культуру через общение, через коммуникацию, в том числе речевую, рассматривает огромное разнообразие человеческих культур, их взаимодействие и конфликты. Особое внимание уделяется взаимодействию языка и культуры.

 

8. Миф в системе культуры и языка.

Роль и влияние первобытной культуры выходят далеко за пределы времени, в котором она существовала. Она становится органическим элементом развивающейся на ее основе более поздней культуры, она не исчезает бесследно. Влияние первобытной культуры, первобытного мировоззрения далеко не всегда осознается нами. В наследство от первобытной культуры достались нам мифы. Они существовали у всех народов, и их влияние на мышление человека сохраняется, по сей день. Это влияние может быть как благотворным, так и дурным. Развитая культура характеризуется тем, что в ней не отрицается значение мифов как якобы пустых вымыслов, а изучаются и сами мифы, и их влияние. Мифология - это не наивные ответы на якобы наивные вопросы первобытного человека, которые он ставил перед собой или природой. Ответы человек искал и находил помимо мифов. Он находил их в практической деятельности. Первобытный человек понимал природу ничуть не хуже, чем мы ее понимаем сегодня.

Исследователи в области мифологии выделяют такие функции мифа: *аксиологическая (миф является средством самовосхваления и воодушевления); *телеологическая (в мифе определяются цель и смысл истории, человеческого существования); *праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном; *коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений); *познавательная и объяснительная; *компенсаторная (реализация и удовлетворение потребностей, которые реально, как правило, неосуществимы). Очевидно, что функции мифа в сущности те же, что и функции культуры. Можно сказать, что не история, а культура – это осуществление и исполнение мифов во времени.

Мифология как определенное состояние сознания – это не только далекое прошлое духовной культуры. Мифологию невозможно ограничить рамками первобытного мышления так же, как нельзя провести резкой грани между мифологическим и научным мышлением вообще. Особенностью мифологического мышления является то, что оно совсем не нуждается в доказательствах или в практическом обосновании. В состоянии искренней и глубокой веры человек во всем видит лишь подтверждение своей веры.

Мышление и язык содержат в себе постоянную возможность мифологизации. Изреченная мысль становится для человека основанием не только новой мысли, но и дела. Язык околдовывает человека, начинает за него мыслить и действовать. Это является предпосылкой мифологизации сознания. Ясно, что такие предпосылки существовали всегда. Они порождаются самой культурой.

В XX в. влияние их на индивидуальное сознание усиливается в связи с глобализацией многих проблем, в связи с развитием средств массовой коммуникации, в связи с появлением массового сознания и массовой культуры. Управляемость общественными процессами, которая зачастую носит анонимный характер, создает обильную почву для всевозможных мифов. На смену одним мифам приходят другие.

Мифотворчество в XX в. становится весьма распространенным и это закономерно. Ведь мифологическое мышление как характерная особенность духовной культуры этого века нуждается все в новых и новых мифах. В мифологии человек массы узнает себя, и только миф удовлетворяет его любознательность, его потребности в познании. Не случайно в прошлом столетии наблюдается сознательное обращение многих писателей к мифологии (Джойс, Гессе, Кафка, Манн, Маркес, Фолкнер). Мифотворчество — это конструирование образов, и оно оказывается реалистическим искусством, поскольку искусствен и сконструирован сам мир людей XX1 в.

Литература и наука в эпоху мифологизации сознания общества сами становятся мифотворческими силами. Границы между реальностью и вымыслом стираются. Идеи и образы становясь достоянием массового сознания. Это особенно проявляется в сфере идеологии.

Идеология – это система понятий и идей, отражающих в конечном счете классовое содержание общественного сознания. Будучи классовой, идеология является формой коллективного сознания. В доклассовом обществе в роли идеологии выступала мифология. С разделением общества на классы начинается критическое отношение к мифам, что, собственно, служит началом идеологии в современном смысле этого слова. С тех пор идеологические воззрения каждого класса объявлялись представителями противоборствующего класса мифологическими. В свою очередь, приходящие на смену старым идеологические воззрения нового класса объявлялись прогрессивными и научными. Но это значит, что любая идеология начинает свою родословную в мифологии. От мифологии как формы первобытного сознания современная идеология отличается систематизированностью. Научная истина зачастую подменяется в идеологии классовым интересом, для чего иногда возрождаются древние национальные мифы.

Близость идеологии и мифологии наиболее ярко проявляется в области политики. Это отмечают многие исследования мифов. Политические социальные институты, в руках которых находятся, как правило, средства массовой коммуникации, воздействуют на массовое сознание с целью оправдать любой ценой собственные действия и существующий политический режим. Для этого во внутренней политике формируются соответствующие представления о положении в экономике, в общественной жизни, о расстановке политических сил и т.д.

Таким образом, мифология - это начальный этап человеческого мышления. Она имела те же особенности, что и первобытная культура. Какую роль играла мифология? Она играла роль первообразовоний, была своеобразной материей духовности, т.е. источником деятельности в соответствии с определенными образцами, служила моделью этой деятельности, играла регулятивную роль. Необходимость рационального переосмысления мифологии было вызвано разделением общества на классы и возникновением классовой идеологии, которая оценивалась как освобождение сознания от плена иллюзий. С развитием культуры мифология воспринималась как свидетельство первобытности и как объект познания.

В XX в. возникает особое отношение к мифологии. Она состоит в том, что мифология понимается уже не просто как далекое прошлое человеческой культуры, как ее пройденный этап. Исследователи мифов рассматривают их как сохраняющееся начало духовной культуры на всем протяжении ее развития, проводят параллели между мифологическим и научным мышлением. Это различие связано с развитием личностного сознания или самосознания, когда человек осознает себя лично, а не с помощью навязываемых средств или решений.

 

 

9. Мифы о происхождении Вселенной. Космогонические мифы.

Все современные люди знают, как устроен наш мир. Но вопрос об устройстве Мироздания неотделим от вопроса о его происхождении. Человека во все времена волновало, откуда взялся этот мир и каковы основные этапы его становления. В любой национальной традиционной культуре есть мифы, объясняющие происхождение Вселенной и человека, а также рассказывающие о начальном этапе существования Земли. Эту часть мифологии в науке принято называть космогонией, а мифы – космогоническими.

В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального хаоса, разъединении материнских и отцовских богов, возникновении суши из океана, бесконечного и безвременного, и т.д. В космогонических (о происхождении мира) и антропогонических (о происхождении человека) мифах выделяется группа сюжетов о сотворении – сотворении мира как земли или вселенной, сотворении мира животного и растительного.

Космогонические мифы, мифы о творении, мифы о происхождении Вселенной из хаоса – основной начальный сюжет большинства мифологий. Начинаются с описания хаоса (пустоты), отсутствия порядка во Вселенной, взаимодействия изначальных стихий. Основные мотивы космогонических мифов – структурирование космического пространства и времени, разделение богами земли и неба, установление космической оси (мирового дерева), светил (разделение дня и ночи, света и тьмы), создание растений и животных. Творение завершается, как правило, созданием человека. У различных народов существуют мифы о происхождении мира из мирового яйца, первичного Океана, Бога-Творца.

Космогонические мифы народов мира являются неотъемлемой частью мифологии. На их материале отчетливо прослеживаются общее и различия. Наблюдается взаимопроникновение культур и именно этим и объясняется схожесть мотивов и элементов в мифах разных народов. Эти мифы будут передаваться из поколения в поколение, они будут вечны.

Мифы о сотворении Вселенной из мирового Яйца.

1) Древний Китай

2) Древняя Индия

3) Славянская мифология

Все три мифа объединяет общая идея происхождения мира из Яйца. Из Яйца зарождается создатель, который в последствии отделяет землю от неба и создает все живое.

Мифы о сотворении мира из первичного Океана.

1) Древний Египет

2) Шумерская мифология

Что следует выделить из данных мифов… И в шумерской и в египетской мифологии мы находим концепцию изначального существования только одного безбрежного океана, который был сам по себе. Этот океан был безжизненным. Затем из Океана рождаются боги, которые порождают другие божества, с множеством родственников, и создают весь мир. Боги творят людей. То есть в этих мифах прослеживается три основных ступени, следующих одна за другой: 1)существования изначального Океана, 2) рождение богов и создание мира, 3) сотворение человека.

Библия о сотворении мира.

Отличительной особенностью Библейского мифа является то, что истинным творцом человека является единый Бог-Творец. Весь мир был создан только ради бытия человека, который является образом Божиим и который предназначен царствовать над миром. А в мифологиях появление человека выглядит второстепенным событием на фоне происхождения богов. Сотворение мира в течение шести дней является последовательным, ступенчатым. После очередного этапа творения Бог характеризует первозданную природу и тварь как совершенную в своих глазах. Этого признания в мифах нет. Библейское понимание сотворения мира и человека отличается от мифов о сотворении мира из Яйца и первичного Океана.

Космогонические мифы славян опосредованы окружающей их природной средой. Объектом и материалом мышления человека всегда были предметы и явления, входившие в его окружение и имевшие для него жизненное значение. Человек пытался объяснить происхождение мира и явления, с ним связанные, происхождение человека и животных, исходя из своего опыта. Идея происхождения мира или его части (воды, неба, земли) из яйца характерна для многих мифологий, в том числе для древнегреческой, индоиранской, китайской. У славян она находит своеобразную интерпретацию в волшебных сказках, когда герой сворачивает в яйца медное, серебряное и золотое царства, чтобы затем развернуть их в своем мире.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 760; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.167.176 (0.015 с.)