Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Явления природы как фактор культуры, отраженный в язык: птицы.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Национальную картину мира формируют географические, климатические, природные условия проживания, род занятий, традиции, обычаи. Человек познавал вещи и явления в процессе освоения предметного мира. Древнегреческие мыслители связывали любой «частный» философский вопрос со своими основными воззрениями на природу и человека. Начиная с ХIХ века человечество начало тоже осознавать, что взаимодействие человека и природы представляет собой единое целое. По словам Р.А. Будагова, «человек не только воздействует на природу, но, воздействуя на неё, сам изменяет свою собственную природу». В соответствии с окружающей средой человек выбирает и создаёт своё будущее ради построения гуманистического общества. «Природа – это, прежде всего, внешние условия жизни людей, включая климатические, географические особенности, флору, фауну и т.п., которые по-разному отражены в языках». Номинации явлений и предметов природы имеют национальную специфику. Мотивированное слово, связь звучания и значения которого может быть объяснена носителями языка с опорой на факты языковой и внеязыковой действительности, содержит в своей внутренней форме признак обозначаемого, осознаваемый говорящими в качестве представителя всей совокупности его признаков и лежащий в основе номинации. Таким образом, номинационные признаки закрепляются в мотивационном значении слов как результат осмысления окружающей действительности носителями языка и отражают «способ семантического членения концептуальной модели мира». Например, утконос – duckbill, кукушкой потому, что кричит «ку-ку», а глухарь от слова глухой. Принципы номинации птиц: 1)‘характерное поведение птицы’, например: птица голубятник, которая выпускается на голубей, а также вертишейка, нырок, кликун, стенолаз; 2)‘внешний вид’: птица трёхперстка, она с тремя «перстами», а также мохнатка, широконос, пухляк; 3) ‘место обитания’: птица камышевка, а также морянка, подорожник, травник; 4)‘цвет’: птица красноножка (с красными ногами), а также малиновка, лазоревка; 5)‘пища птицы’: птица черёмушник (питается черёмухой), овсянка, кедровка, осоед; 5)‘звук, издаваемый птицей’: птица кукушка (издает звук «ку-ку»), теньковка, свиристель; 6)‘общая оценка свойств птицы’: красавка – красивая птица, а также глупыш, пустельга, 7)‘темпоральная характеристика’: зимородок – птица, родившаяся зимой, 8)‘размер’: птица пигалица (маленькая). Существует устоявшаяся трактовка образов птиц. Она сформирована в значительной степени русскими народными сказками, авторскими баснями, пословицами и поговорками. Из птиц чаще всего упоминаются ворона, дятел, сорока, глухарь, журавль, кукушка, сокол, лебедь, соловей, синица, тетерев. Лидер птичьего царства - ворона. Как правило, о ней говорится в уничижительном смысле: «Плох сокол, что ворона с места сбила». Где птица ни летает, а своё гнездо знает. Не учи орла летать, а соловья петь. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Журавль летает высоко, да видит далеко. Не нужна соловью золотая клетка, а лучше зелёная ветка. Соловей поёт месяц, а ворона каркает круглый год. Названия, производные от собственных имен. Например, parrot (попугай) — производное от среднефранцузского слова perrot, что является вариантом имени Pierre (Пьер); magpie (ворона) — производное от Margaret (Маргарет), так как это имя часто использовалось в половицах и сленге и ассоциировалось с женщинами, которым были присущи болтовня и пустословие. Названия произошли от названия рациона их питания. Macaw (ара) происходит от бразильского слова macau, которое означает название фрукта, растущего на пальме, которым питается ара. Следующая группа птиц имеет наименования, связанные с какими-либо характерным особенностям или привычкам. Например, dodo (дронт) приходит в английский язык из португальского в 1620 году. В португальском слово doudo означает простофиля, дурачок. Португальские моряки обнаружили эту птицу на острове Маврикий и так прозвали ее за ее неуклюжесть. Следующая группа птиц получила свои названия по манере летать. К таким птицам относится, например, dove (голубь) происходит от германского слова dubon, что означает пикировать, резко понижаться. Некоторые названия хищных птиц связаны даже с манерой расправы с жертвой: vulture (гриф) восходит к латинскому vultur (рвать, щипать). В современных языках отмечено немало слов, называемых звукоподражательными: raven(ворон), crow (ворона), kiwi (киви), pigeon (голубь). Птица – это: символ свободы: “free as a bird”(свободный), “like a bird” (легко), “get the bird”(быть уволенным), “give the bird” (уволить); символ мечты реализуемой или нет: “a bird in the hand” (синица в руке), “a bird in the bush” (журавль в небе); символ чего-то непостоянного: “a bird of passage” (человек – перекати-поле); рано встающего человека: “an early bird” (ранняя пташка).
15.Образ человека в мифологии и фразеологии (голова). В центре мира стоит человек как личность, имеющая тело, душу, речь, т.е. человек с его чувствами и состояниями, мыслями и словами, поступками и эмоциями, человек добрый, злой, грешный, святой, глупый, гениальный и т.д. Человек понимается нами как носитель определенной национальной ментальностии и языка, участвующий в совместной деятельности (и что особенно важно — речевой деятельности) с другими представителями национальной общности. Для современной науки интерес представляет уже не просто человек, а личность, т.е. конкретный человек, носитель сознания, языка, обладающий сложным внутренним миром и определенным отношением к судьбе, миру вещей и себе подобным. Он занимает особое положение во Вселенной и на Земле, он постоянно вступает в диалог с миром, самим собой и себе подобными. Созданный по образу и подобию Божьему, он обладает свободой воли. Человек — существо социальное по своей природе, «человеческое в человеке порождается его жизнью в условиях общества, в условиях созданной человечеством культуры» (А. А. Леонтьев). В мифологическом сознании человек — центр мирозданья, древние видели в нем антропоморфное воплощение Вселенной: занимаемое им вертикальное положение — это его устремленность к небу, с чем связаны его «высокие» помыслы, горизонтальное в человеке — это все земное, тленное («горнее» и «дольнее» в Библии). Внешний облик человека складывается из трех составляющих: 1) голова и ее части; 2) тело и 3) ноги. Как же они представлены в мифологии и языке? Если в современном представлении голова — это центр переработки информации, то у древнего человека все, что связано с головой, соотносилось с небом и его главными объектами — солнцем, луной, звездами. Мифологема головы — «солнце» — легла в основу таких фразеологических единиц, как голова идет кругом, голова горит, голова закружилась. Еще одна мифологема головы — «Бог, главное, важное» — нашла отражение во фразеологизмах всему голова (о важном), золотая голова (об умном человеке). Основная масса русских фразеологизмов с компонентом «голова» сформировалась позднее и почти утратила связь с указанными мифологемами. Теперь эти ФЕ обозначают прежде всего интеллектуальные способности человека, его качества, физические состояния и т. д. Например, голова на плечах, голова на месте, голова варит — об умном человеке; без царя в голове, зеленая голова, курья голова, голова дубовая, голова садовая — о глупом, недалеком человеке. Обозначая важнейшую часть человека, слово «голова» образует ФЕ, характеризующие человека с самых разных сторон: как снег на голову (неожиданно), хоть кол на голове теши (об упрямом человеке), непоклонная голова (о непокорном человеке), голова пухнет (состояние человека), отпетая голова (об отчаянном человеке), горячая голова (о пылком человеке), бесталанная голова (о несчастном человеке) и т.д. Большинство фразеологизмов с компонентом «голова» имеют позитивную коннотацию, что объясняется наличием в менталитете русских архетипа «голова = солнце, божество». Глаза — важнейшая часть головы и лица человека. Древнейшая мифологема, давшая жизнь нескольким метафорам, сохранившимся до наших дней, «глаз = божество». В ряду квазисинонимов «глаза», «очи», «зенки» лишь стилистически нейтральное слово «глаза» обозначает орган зрения любого живого существа. Очи — это глаза человека, причем красивые, большие, выразительные. Язык точно отмечает необычную способность глаз — их зрачки находятся в движении, отсюда сочетаемость большого круга глаголов движения со словом «глаза»: окинуть глазами, обвести глазами, отвести глаза, скользить глазами, смерить глазами, обшарить глазами, провожать глазами, приковать глаза. К волосам у разных народов было особое отношение. В старину им на Руси придавали огромное значение: женщинам, особенно беременным, запрещалось стричь волосы, ибо они имели охранную функцию. Язык сохранил в себе довольно много ФЕ, в основе семантики которых лежали следующие архетипические представления о волосах: 1) они вместилище силы, опыта — до седых волос, до корней волос, 2) вместилище памяти, воли — волосы стали дыбом (о сильном испуге, при котором парализуется воля). Нос — тоже важная часть лица. Слово «нос» стало компонентом довольно большого количества метафор, фразеологизмов, в значении которых хорошо просматривается архетип «нос = человек» (например, в повести Н. Гоголя «Нос» нос ведет себя, как человек): сунуть нос (о любопытном человеке), вешать нос (о печальном), водить за нос (обманывать), нос к носу (об очень близко стоящих людях) и др. Губы и уста имеют разные значения и сферы употребления: уста — специфически человеческий орган, в то время как губы могут быть органом животного: из уст в уста, из первых уст, у всех на устах, не сходит с уст, устами младенца глаголет истина, вашими бы устами да мед пить. Особо следует сказать о языке, название которого является рудием говорения — язык не поворачивается (не хватает решимости сказать), как язык повернулся (как смог сказать); обозначать процесс говорения — прикусить язык (оборвать речь), развязать язык (говорить свободно), распустить язык.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.134.46 (0.011 с.) |