ТОП 10:

Халифат при первых 4-х халифах



М. при жизни не решил вопроса престолонаследия, сыновей нет, что привело к резким столкновениям из-за престола. После смерти М. в 632 правителей выжигали и назначали правителей из числа его сподвижников и родственников. Они получали титул халифов - «заместитель». Последовательно правили 4 «выборных» халифа: Абу-Бекр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али (656-661).

После больших споров и столкновений мекканцы провели кандидатуру Лбу Бекра и заставили всех присягнуть ему. Тот, умирая, передал власть Омару. Т.о., от участия в решении важного вопроса собрание горожан Медины отстранено, им просто объявили о воле халифа. При Омаре - самые большие завоевания, покорены Сирия, Палестина, Египет, Иран, часть Закавказья. Его смертельно ранил персидский раб.
Его преемник Осман происходил из богатейшего рода Омейядов племени курейш. Стал выдвигать членов своего рода на высшие военные и государственные должности, что способствовало к возвышению и обогащению рода. Но вызвало серьезное недовольство среди арабских феодалов. Стали группироваться вокруг Али и других претендентов на престол. Сторонники и последователи али стали называться шииты (от «шиа» - группа), распространяли мнение, что престол халифа по праву принадлежит Али как ближайшему родственнику - зятю и двоюродному брату - М. и что Осман избран незаконно. Шииты умело используют недовольство арабских феодалов, наместников, смещенных Османом, горожан. К ним примыкают крестьяне и бедуины, видящие единственный путь спасения от феодального гнета в «справедливом халифе». Присоединяется население Ирака и Ирана. В разных городах несколько центров оппозиции с разными претендентами на престол (Тальха, Зубейр). В 656 г. под видом паломников собрались в Медине, ворвались в дом и убили Османа.

Али объявлен халифом. Но начинается борьба между Али, Тальха и Зубейр, которые не отказываются от своих притязаний на престол. В жестоком столкновении Тальха и Зубейр гибнут. Али объявляет своей резиденцией Куфу, заменяет всех наместников, кроме сирийского (звали его Муавия) - тот отказался признать его, назначенных Османом. Готовится к войне с Сирией, врывается на ее территорию с 70-тыс. армией. В это время разногласия в лагере Али. Не все согласны с закреплением прав халифа за одной семьей. Считают, что халифом может быть любой правоверный мусульманин. Отделилось 12 тыс. челов, выдвинули лозунг «нет халифа иначе как по воле бога и народа». Их стали называть хариджитами. Они выбрали своего халифа. Али всех репрессировал. 661 г. - убит хариджитом, престол халифа занял Муавия. С этого времени до 750 г. арабским халифатом управляли из рода Омейядов.

Завоеванная земля - собственность государства, но центральная власть оставляла ее руках прежних владельцев, облагая их налогом. Непосредственно в фонд казенных земель включались земли бывших правителей, убитых на войне мусульман (огромные доходы с огромных лесных массивов). Продолжается наделение землей через институт икта, но теперь при условии обработки пожалованной земли. Кроме икта существует частнособственническая земля - мульк. Необязательно обрабатывать ее, в этом случае налогов не платишь. Землю можно сдавать в аренду под налог с урожая (от 1/7 до 1/2 урожая). После смерти хозяина, если нет наследников, переходила в казну. Существует и общинная собственность на землю.

Налоги. Принятие ислама освобождало от уплаты подушного налога. Мусульманин платил поземельный налог - харадж, который был основным источником дохода казны. Все товары облагались пошлиной: мусульмане платили 2,5%, покоренное население - 5%, иностранцы - 10%. Взимался налог с поголовья скота.

Арабские завоевания

Обширные арабские завоевания - «война за веру» с 633 по 751 годы, вели к расширению торговли и к приглушению внутренних противоречий. Правление первых четырех халифов - Абу Бекра (632-634), Омара I ибн ал-Хаттаба (634-644), Османа ибн Аффана (644-656) и Али ибн Аби Талнба (656-661) стали началом периода обширных арабских завоеваний. Международная обстановка была благоприятной: Иран и Византия были ослаблены последней долгой войной между ними. В Византии социальная борьба осложнялась столкновением халкедонитов (православных) и монофизитов (последние преобладали в Армении, Верхней Месопотамии, Сирии, Египте, Эфиопии, их считали оплотом сепаратизма и притесняли, как и иудеев). В Иране развернулась борьба военной к жреческой знати и усилился сепаратизм мелких правителей. Арабы, могли начать почти одновременно войну с Ираном вторжением в Ирак (633) и с Византией вторжением в Палестину (634). Арабы разбили византийцев в ряде сражений в Палестине и Сирии, к 640 году эти области были взяты. В следующем году был завоеван Египет, жители которого - копты-монофизиты - легко подчинились им, а также Верхняя Месопотамия, на следующий год - Армения. Завоевав Киренаику и Ливию, в 647 году Арабы вторглись в Магриб (совр. Тунис, Алжир, Марокко), отняв в общей сложности 2/3 византийских владений в Азии и Африке.

Более тяжелой была судьба сасанидского Ирана. В 633 году арабы взяли Хиру (персы в первых рядах связались цепями), перешли Евфрат, на следующий год были разбиты персидским полководцем Рустамом, но через год опять победили у Хиры. За год Рустам собрал всеобщее ополчение, и в начале 637 года около Хиры началась битва, длившаяся несколько дней. Арабам пришла помощь из Сирии, а потом иранцам в лицо полетела песчаная буря, что довершило победу арабов, Рустам пал. Правительство с «царем царей» Йездигердом III бежало в горы Загроса, арабы взяли и разграбили и разрушили столицу Ктесифон, получив небывалые богатства. Потом они продолжили движение в глубь Иранского нагорья, захватили Южный Азербайджан, в боях с дикханами к 650 году захватили Парс, Керман и Систан, а также периферийные княжества, которые легко было завоевать поодиночке, к 651 году был убит Йездигерд и Сасанидская держава пала, хотя окраины еще сопротивлялись. В 661 году в результате гражданской войны власть перешла к династии Омейядов, столицей стал Дамаск, а центральной областью - богатая Сирия, ставшая удобным плацдармом для военной экспансии против византийской Малой Азии и Закавказья. В Африке арабы к концу 7 века сломили сопротивление берберов, взяли Карфаген. В начале 8 века они дошли до Гибралтарского пролива и к 711 году завоевали большую часть Испании. В 712 году они вторглись в Индию и завоевали Синд - долину Инда, вплоть до Мультана на Севере.

В византийскую Малую Азию арабы вторгались постоянно и доходили до Босфора и Мраморного моря, но овладеть ею не смогли, хотя в 670х и 717 годах держали в осаде сам Константинополь. После ряда реформ императоры Византии в 8 веке сумели отстоять государство к в первой четверти 8 века граница стабилизировалась по горам Киклийского Тавра и верховьям Евфрата.

Области за Аму-Дарьей (Мавераннахр), а также Хорезм и Фергана были завоеваны арабами между 705 и 715 годами, причем многие среднеазиатские правители подчинились и обязались платить дань халифу. За обладание среднеазиатскими областями арабы вели борьбу с кочевыми тюрками и китайцами, которые тоже в это время пытались завоевать Среднюю Азию, но после битвы 751 года она досталась арабам.

После завоеваний много арабов переселилось на новые земли, в новых городах-лагерях вырабатывался тип общемусульманской культуры. Ирак и Сирия, где основное население - сирийцы - было семитским и говорило на языке, родственном арабскому, подверглись быстрой арабизации, Египет, Северная Африка и Испания были арабизированы позднее (в основном города). В странах Закавказья, Иране, Средней Азии, арабизации не произошло: переселившиеся туда арабы позже ассимилировались с местным населением.

Культура завоеванных областей т исчезла, а напротив оказала влияние на арабов. В халифате от Мавераннахра на востоке до Испании на Западе сложилась культура, впитавшая помимо арабского греческий, сирийский, иранский, коптский и другие элементы. Официальным язь~ом стал арабский, распространялся ислам, и поэтому культуру часто называют арабской, или мусульманской. Однако полностью исламизирована только Аравия, в остальных областях осталось много христиан, зороастрийцев, иудеев, к которым в первые века после хиджры завоеватели относились очень терпимо, стремясь закрепить единство государства, хотя иноверцы были ограничены в политических и некоторых гражданских правах.

 

Омейядский халифат







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.227.250 (0.005 с.)