Реформы Хосрова І Ануширвана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реформы Хосрова І Ануширвана



Сасанидский Иран

Образование государства - Общественный строй.

Во главе государства - шаханшах, принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престол шаханшаха мог быть занят лишь представителем рода Сасанидов, т.е. род Сасанидов считался царским. Престолонаследие еще не имело строгих законов, с к. V в. престол преимущественно переходил от отца к сыну, но принцип прямого наследования не закреплен. Наиболее высокое положение в гос-ве занимали шахрдары - сам. правители областей, цари, нах. в подчинении у Сасанидов.

Следующий ранг после шахрдаров занимали виспухры - семь древнейших иранских родов с насл, правами (Карен, Сурен, Михран и т.д.), имевшие большой вес в гос-ве. Самые важные военные и гос. должности были наследственны в этих родах. К знати, имевшей обширную зем. собственность, из которой вербовались высшие чины административного и военного управления, принадлежали визурги. Наиболее многочисленной группой были средние земледельцы - азады, т.е. «свободные».

Владетели земли, деревень, непосредственные эксплуататоры кр-н. Несли осн. службу, составляя ядро армия, ее конницу. Все перечисленные группы принадлежали к эксплуатирующему классу. Эксплуатируемый кkасс - податное сословие - крестьяне (вастриошан), городские ремесленники, торговцы. Подать -главный источник дохода государства и верхов. Основная масса подати - в виде гос. ренты-налога. Позем, налог сост. часть урожая (1/3 или половину), подушный налог - обязаны вносить все М и Ж в возрасте от 20 до 50 лет. Сбором налогов ведал вастриошансалар. Его назначал шах из представителей знатных родов. Эксплуатируемый класс также привлекался для выполнения гос. строительных работ.

В известных размерах применялся труд рабов. Дkя общ. строя Ирана играли роль древние традиции сословного деления. При Арташире I им установлено деление на 4 сословия, по аналогии с данными Авесты - священной книги зороастрийцев (см. ниже): жречество, военное сословие, сословие писцов (чиновники) и народ (кр-не, купцы, торговцы, ремесленники). В пределах каждого сословия было множество градаций и имущ, различий, в зкон. отношении эти группы не составляли единого целого. Фактически рамки сословий не делали их кастами, а допускали отн. свободу перехода из одного сословия в другое. Ярко выражено деление на классы: эксплуатирующий (землевладельцы) и эксплуатируемый (сельское население, в разной степени зависимое и имеющее разл. имущ, состояние).

Религиозная ситуация.

Господствующая религия - зороастризм. Государственная религия, пользовалась спец. покровительством. При Сасанидах создан особый авестийский алфавит, к-рым и записан дошедший до нас текст Авесты, составлен ее перс. перевод и комментарий к ней. Окончательно сложился в догматическую религию со строго опр. культом только в Сасанидское время. В основе з. Сасанидского периода лежала дуалистическая идея о борьбе в мире светлого и темного начал. Человек должен участвовать в этой борьбе, борясь с темным началом. В страшной конечной битве светлое начало (бог Ормузд, или Ахурамазда) победит, и свет восторжествует в мире. Сложный и детально разработанный культ различных божеств (Ормузда, Митра, Анахез, Зрвана), стихий и сил природы. Исполнение мелочных обрядов и особого ритуала должно сохранить чела от зла и тьмы, с которыми он неизбежно сталкивался в жизни. Места культа -многочисленные храмы, где поддерживался неугасимый огонь. Храмы и высшее жречество владели обширными землями (на них раб., гл.о., рабы), им поступали богатые приношения, жрецы получали немалые доходы за исполнение обрядов. Верхушка зор. духовенства - одна из наиб, могущественных прослоек господствующего класса, играла важную роль в политической жизни страны (верховный жрец -мобед - принимал участие в решении вопроса о престолонаследии, до б в. занимал первое место после царя), связана с судопроизводством и образованием, в качестве астрологов составляли гороскопы. Вся жизнь трудового населения проходила под контролем жречества. Поэтому соц. протесты в стране принимали характер религ. ересей, важнейшими из которых были манихейство и маздакизм.

Манихейство. Основатель - Мани, род. в Вавилонии, первая проповедь - в 242 т. Синкретическая религия, соед. в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма (займст, учение о переселении душ). Основная идея - дуалистическая, борьба светлого и темного. Мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, - порождение злого начала, и спасение лишь в избавлении чел. духа от всего материального. Един, средство для освобождения света, смешавшегося с тьмой, - гибель мира. Чел. всем своим поведением обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окр. мира, т.о. помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому нужно возд. от мясной пищи, вести нравств. жизнь, не срывать растения, аскетизм. За короткое время распр.в Иране и Месопотамии, Римской империи, средней Азии. Гонения со стороны офиц. власти. Мани казнили. Несмотря на широкое распространение, не стало знаменем вооруж. борьбы народа, т.к. ограничивалось пасс, протестом и не могло удовлетворить требований сил, шедших на смену рабовладению.

В городах Ирана и Месопотамии сущ. знач. общины иудеев. Иудейская община в Иране польз, известным самоупр., имела своего главу и не подвергалась гонениям. В ІІІ-IV вв. в Двуречье и Хузистане распр. христианство. Т.к. хр. - гос. римская религия (а отн-я с Римом так себе. См. ниже), то власть смотрела на хр-н Ирана как на полит, сторонников Рима. Гонения до тех пор, пока сирийская церковь в Иране не порвала с византийской, теперь хр. легально. На восточных границах - в Тохаристане и Кабулистане - распр. Буддизм.

Отношения с Византией.

Столкновения Ирана с Византией имели глубокие эконом. причины. Стремясь завладеть торговыми путями - Великий Шелковый, на север из Сев, Месопотамия в Армению и Грузию, избавиться от таможенных сборов на товары, Рим постепенно продвигал границы на восток, тесня Парфию. Те же причины => столкновениям м/д Византией и Ираном. С внутр. укреплением и объединением Иран стал стремиться занять и новое внешнеполит. пол-е. Пытаясь достигнуть берегов Средиземного и Чёрного морей, Иран пришел к длительным столкновениям с Византией. Та прочно держалась за свои азиатские провинции. Предмет споров - Армения, Иверия и Албания. Сасанидский Иран начал решительные действия против Арм. и Алб., стремясь подчинить их. Искали и благоприятного положения н у Черного моря, вследствие чего нач. длительные войны за Лазику. У Виз. и Ирана были общ. интересы на Кавказе - зашита от нападений с севера, из южнорусских степей. Кавказские укрепления оберегались иранскими войсками, что явл. поводом предъявлять империи, заинтересованной в охране этой границы, денежные требования.

Ардешир I, начав войну с Римом, вел ее с перем. успехом. При Шапуре 1 (середина 3 ого в.) - важные победы: взята столица Сирии - Антиохия, пленена часть римской армии вместе с ими. Валерианом (пленники использованы при строительстве плотины на р. Карун). Борьба с перем. Усп. Иранским войскам часто удавалось одерживать победы, но они никогда не могли прочно закрепиться на оккупированных территориях - в Иране не было постоянного войска, как в Риме, а ополчение после захвата добычи и рабов обычно стремилось поскорее вернуться домой. Конец III в. - тяжелое поражение Ирана в борьбе с Римом, заключен Нисибинский мир, по которому Иран отказывается от притязаний на Армению, отдает Риму часть верхней Месопотамии и 5 небольших областей по верхи, теч. Тигра. Но все эти земли возвращены Ирану через 40 лет по 2му Нисибинскому миру (Шапур ІІ все отвоевал назад). Конец IV в. - договор с римом, по которому страны Закавказья разделены на сферы влияния Рима - зап. Армения и Лазика; Ирана - большая часть Армении («Персармения»), вост. Грузия и Албания. Стали провинциями Ирана, сохранив автономию.

Маздакитское движение.

Народное движение, охват. Иран в 491-529 гг. Идеологическая оболочка движения - учение возн. в сер. III в. секты зарадуштакан, позже назв. маздакитской. по имени вождя движения к. V в. Маздака.

По учению маздакитов, деятельность царства Света справедлива, разумна, целесообразна, тогда как действия царства Тьмы случайны, хаотичны и неразумны. Отсюда вытекала идея о возможности с помощью царя небесного (бога) и сил Света освободить смешанные в мире с Тьмою частицы Света и посредством переворота, одновременно космического и земного (соц.) создать на земле разумно организованное и справедливое общество. Учение об общности имущества, т.е. то, чем владеют богатые, должно быть роздано бедным, т.к. первые лишь случайно владеют тем, что принадлежит всем: «Бог дал людям их имущество, дабы они разделяли его между собой поровну. Но люди при этом причиняли друг другу тяжкие несправедливости. Маздакиты утверждали, что хотели взять у богатых, дабы отдать бедным и т.о. вернуть им их же собственность. Ибо у кого больше денег, женщин и прочего имущества, на это нет больше права, чем у к.-л. другого». Идеал - соц. равенство и восстановление старинной иранской сельской общины. Общность имущества простиралась и на жен, т.е. все жены общие. Более поздние источники наз-т их "чернью", "простонародьем", "бедняками", "толпою". Движение соц. низов (кр-н, рабов - тех групп населения, на плечи которых легли повышенные гос. налога). Восстание началось во время голода (к. V в. - засуха, налет саранчи, недород). Народ во главе с Маздаком требовал открыть казенные амбары с зерном. Шаханшах Кавад (488-531) исполнил это требование и сделал Маздака своим советником. В Иране происходила массовая экспроприация знатных и богатых, бедняки отнимали «жилища, женщин, имущество». Около 5 лет Кавад поддерживал маздакитов, рассчитывая с их помощью ослабить и обуздать военную знать и жречество. Вероятно, просто боялся массового движения маздакитов и, чтобы усидеть на троне, не решался им противиться. Действия маздакитов нанесли тяжелый имущ, ущерб знатным родам. В результате заговора жречества и зиати Кавад смещен и бежал к царю эфталитов, где сумел собрать войско, вернуться в Иран н вновь завладеть троном. Примирился со знатью, удачные военные походы (носили, гл.о., грабительский характер) способствовали обогащению царя, теперь он не нуждался в поддержке маздакитов. Всех казнил. Учение маздакитов отвергнуто общими усилиями зороастрийского и христианского духовенства.

Арабские завоевания

Обширные арабские завоевания - «война за веру» с 633 по 751 годы, вели к расширению торговли и к приглушению внутренних противоречий. Правление первых четырех халифов - Абу Бекра (632-634), Омара I ибн ал-Хаттаба (634-644), Османа ибн Аффана (644-656) и Али ибн Аби Талнба (656-661) стали началом периода обширных арабских завоеваний. Международная обстановка была благоприятной: Иран и Византия были ослаблены последней долгой войной между ними. В Византии социальная борьба осложнялась столкновением халкедонитов (православных) и монофизитов (последние преобладали в Армении, Верхней Месопотамии, Сирии, Египте, Эфиопии, их считали оплотом сепаратизма и притесняли, как и иудеев). В Иране развернулась борьба военной к жреческой знати и усилился сепаратизм мелких правителей. Арабы, могли начать почти одновременно войну с Ираном вторжением в Ирак (633) и с Византией вторжением в Палестину (634). Арабы разбили византийцев в ряде сражений в Палестине и Сирии, к 640 году эти области были взяты. В следующем году был завоеван Египет, жители которого - копты-монофизиты - легко подчинились им, а также Верхняя Месопотамия, на следующий год - Армения. Завоевав Киренаику и Ливию, в 647 году Арабы вторглись в Магриб (совр. Тунис, Алжир, Марокко), отняв в общей сложности 2/3 византийских владений в Азии и Африке.

Более тяжелой была судьба сасанидского Ирана. В 633 году арабы взяли Хиру (персы в первых рядах связались цепями), перешли Евфрат, на следующий год были разбиты персидским полководцем Рустамом, но через год опять победили у Хиры. За год Рустам собрал всеобщее ополчение, и в начале 637 года около Хиры началась битва, длившаяся несколько дней. Арабам пришла помощь из Сирии, а потом иранцам в лицо полетела песчаная буря, что довершило победу арабов, Рустам пал. Правительство с «царем царей» Йездигердом III бежало в горы Загроса, арабы взяли и разграбили и разрушили столицу Ктесифон, получив небывалые богатства. Потом они продолжили движение в глубь Иранского нагорья, захватили Южный Азербайджан, в боях с дикханами к 650 году захватили Парс, Керман и Систан, а также периферийные княжества, которые легко было завоевать поодиночке, к 651 году был убит Йездигерд и Сасанидская держава пала, хотя окраины еще сопротивлялись. В 661 году в результате гражданской войны власть перешла к династии Омейядов, столицей стал Дамаск, а центральной областью - богатая Сирия, ставшая удобным плацдармом для военной экспансии против византийской Малой Азии и Закавказья. В Африке арабы к концу 7 века сломили сопротивление берберов, взяли Карфаген. В начале 8 века они дошли до Гибралтарского пролива и к 711 году завоевали большую часть Испании. В 712 году они вторглись в Индию и завоевали Синд - долину Инда, вплоть до Мультана на Севере.

В византийскую Малую Азию арабы вторгались постоянно и доходили до Босфора и Мраморного моря, но овладеть ею не смогли, хотя в 670х и 717 годах держали в осаде сам Константинополь. После ряда реформ императоры Византии в 8 веке сумели отстоять государство к в первой четверти 8 века граница стабилизировалась по горам Киклийского Тавра и верховьям Евфрата.

Области за Аму-Дарьей (Мавераннахр), а также Хорезм и Фергана были завоеваны арабами между 705 и 715 годами, причем многие среднеазиатские правители подчинились и обязались платить дань халифу. За обладание среднеазиатскими областями арабы вели борьбу с кочевыми тюрками и китайцами, которые тоже в это время пытались завоевать Среднюю Азию, но после битвы 751 года она досталась арабам.

После завоеваний много арабов переселилось на новые земли, в новых городах-лагерях вырабатывался тип общемусульманской культуры. Ирак и Сирия, где основное население - сирийцы - было семитским и говорило на языке, родственном арабскому, подверглись быстрой арабизации, Египет, Северная Африка и Испания были арабизированы позднее (в основном города). В странах Закавказья, Иране, Средней Азии, арабизации не произошло: переселившиеся туда арабы позже ассимилировались с местным населением.

Культура завоеванных областей т исчезла, а напротив оказала влияние на арабов. В халифате от Мавераннахра на востоке до Испании на Западе сложилась культура, впитавшая помимо арабского греческий, сирийский, иранский, коптский и другие элементы. Официальным язь~ом стал арабский, распространялся ислам, и поэтому культуру часто называют арабской, или мусульманской. Однако полностью исламизирована только Аравия, в остальных областях осталось много христиан, зороастрийцев, иудеев, к которым в первые века после хиджры завоеватели относились очень терпимо, стремясь закрепить единство государства, хотя иноверцы были ограничены в политических и некоторых гражданских правах.

 

Омейядский халифат

Аббасидский халифат

Мамлюки в Египте.

Государство Мамлюков (так называли в Египте белых рабов) – наиболее значительное политическое образование (1250-1517) на Ближнем Востоке в эпоху развитого феодализма. К сер 13 в. мамлюки составляли большинство египетской армии. В 1250 г. они захватили власть в Египте, убив последнего Айиубида, и образовали 2 династии: тюркскую (1250-1390) и черкесскую (1390-1517). Первые – это тюркские половцы, которых монголы захватывали в плен и продавали итальянцам, которые сбивали их в Египет, вторые – это жители Сев-Зап Кавказа.

Под суверенитетом мамл Египта находилась Сирия, Барка, Нубия, Йемен. Соц отношения: дальнейшее развитие института икта. Армия увеличилась вдвое, воины содержались по ставе с доходов эмира. Все земли делились на 24 доли (кират): 20 – икта и 4 – султана. При мамлюках происходило несколько земельных переделов, т.к. они стремились расширить территории, но не выходило. С 14 в. икт начинает превращаться в объект купли-продажи. Куплены икта превращались в земельную собственность типа мульк. Крестьянство, эксплуатируемое мамлюками, было прикреплено к земельным наделам и лишено права их покидать. Были развиты арендные отношения. Однако основная масса крестьян эксплуатировалась путем изъятия хараджа (ден или нат). Немусуль население уплачивало еще и подушную подать. Крестьяне несли повинность по постройке ирригационных сооружений.

Наблюдался рост городов, в особенности Каира. Большинство городского населения – торговцы и ремесленники. Социальное положение ремесленников было разным. Одни работали в султанских, военных и церковных мастерских, другие сами владели производством. Сходства с западными цехами нет. Но использование труда в целом основывалось на внеэкономическом принуждении и носило феодальный характер. Египет оставался важным центром торгового обмена между Азией, Африкой и Европой. Вывозили сахар, зерно, шелковые ткани, из Сирии – хлопок, вино поташ. Из Европы – серебро, медь, дерево, сукна, бархат.

В течение 15 в. государство Мамлюков ослабевает. Усиление эксплуатации крестьян ведет к ухудшению их положения и соответственно к уменьшению доходов с иктов и казны, обостряется борьба за икты. Уменьшается и теряет боеспособность мамл армия. Если при тюркских султанах часть доходов с икта отходила к государству, при черкесской династии держатели икта делали, что хотели. Армия неспособна к завоеваниям (лишь в 1426 г – завоеван о. Кипр). Наместники не давали казне денег, и основным источником дохода стал город, все обложили налогами. Усилились устремления мамл султанов к подчинению себе, по фатимидскому образцу, основных статей торговли. В 1429 г. с большим трудом ввели монополию на сахар, затем за ней последовала монополия на пряности. Султаны стали драть втридорога с иноземных купцов, тех, кто не хотел покупать, бросали в тюрьмы. Европейцы резко сократили торговлю с мамл, что привело к упадку портовых городов. Начались массовые протесты, на фоне голода и чумы; люди умирали (напр в Александрии в 14 в было 14 тыс. ткачей, а в 1434 – 800). Крестьяне убегали из селений. В 1454 г. началось в Сирии, а затем в Ираке крупное крестьянское движение, его возглавлял махди (вождь). В Египте тоже постоянные восстания. Весь 15 век – волнения бедуинов, которых насильственно переводили на оседлость. Уже с середины 15 века мамл армия вела на сирийских границах постоянную борьбу с туркменскими династиями. В 1491 г. – мирный договор с Турцией, но угроза осталась. В начале 16 века начали войну с португальцами, но в 1509 г. были разгромлена. В 1516 г. в обстановке хозяйственного упадка и народных волнений армия османской Турции перешла сирийскую границу. Решающая битва при Мардж Дабике (1516 г.) окончилась поражением мамл войска, гибелью султана. Весной 1517 г. Египет стал одной из провинций Османской империи.

Сасанидский Иран

Образование государства - Общественный строй.

Во главе государства - шаханшах, принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престол шаханшаха мог быть занят лишь представителем рода Сасанидов, т.е. род Сасанидов считался царским. Престолонаследие еще не имело строгих законов, с к. V в. престол преимущественно переходил от отца к сыну, но принцип прямого наследования не закреплен. Наиболее высокое положение в гос-ве занимали шахрдары - сам. правители областей, цари, нах. в подчинении у Сасанидов.

Следующий ранг после шахрдаров занимали виспухры - семь древнейших иранских родов с насл, правами (Карен, Сурен, Михран и т.д.), имевшие большой вес в гос-ве. Самые важные военные и гос. должности были наследственны в этих родах. К знати, имевшей обширную зем. собственность, из которой вербовались высшие чины административного и военного управления, принадлежали визурги. Наиболее многочисленной группой были средние земледельцы - азады, т.е. «свободные».

Владетели земли, деревень, непосредственные эксплуататоры кр-н. Несли осн. службу, составляя ядро армия, ее конницу. Все перечисленные группы принадлежали к эксплуатирующему классу. Эксплуатируемый кkасс - податное сословие - крестьяне (вастриошан), городские ремесленники, торговцы. Подать -главный источник дохода государства и верхов. Основная масса подати - в виде гос. ренты-налога. Позем, налог сост. часть урожая (1/3 или половину), подушный налог - обязаны вносить все М и Ж в возрасте от 20 до 50 лет. Сбором налогов ведал вастриошансалар. Его назначал шах из представителей знатных родов. Эксплуатируемый класс также привлекался для выполнения гос. строительных работ.

В известных размерах применялся труд рабов. Дkя общ. строя Ирана играли роль древние традиции сословного деления. При Арташире I им установлено деление на 4 сословия, по аналогии с данными Авесты - священной книги зороастрийцев (см. ниже): жречество, военное сословие, сословие писцов (чиновники) и народ (кр-не, купцы, торговцы, ремесленники). В пределах каждого сословия было множество градаций и имущ, различий, в зкон. отношении эти группы не составляли единого целого. Фактически рамки сословий не делали их кастами, а допускали отн. свободу перехода из одного сословия в другое. Ярко выражено деление на классы: эксплуатирующий (землевладельцы) и эксплуатируемый (сельское население, в разной степени зависимое и имеющее разл. имущ, состояние).

Религиозная ситуация.

Господствующая религия - зороастризм. Государственная религия, пользовалась спец. покровительством. При Сасанидах создан особый авестийский алфавит, к-рым и записан дошедший до нас текст Авесты, составлен ее перс. перевод и комментарий к ней. Окончательно сложился в догматическую религию со строго опр. культом только в Сасанидское время. В основе з. Сасанидского периода лежала дуалистическая идея о борьбе в мире светлого и темного начал. Человек должен участвовать в этой борьбе, борясь с темным началом. В страшной конечной битве светлое начало (бог Ормузд, или Ахурамазда) победит, и свет восторжествует в мире. Сложный и детально разработанный культ различных божеств (Ормузда, Митра, Анахез, Зрвана), стихий и сил природы. Исполнение мелочных обрядов и особого ритуала должно сохранить чела от зла и тьмы, с которыми он неизбежно сталкивался в жизни. Места культа -многочисленные храмы, где поддерживался неугасимый огонь. Храмы и высшее жречество владели обширными землями (на них раб., гл.о., рабы), им поступали богатые приношения, жрецы получали немалые доходы за исполнение обрядов. Верхушка зор. духовенства - одна из наиб, могущественных прослоек господствующего класса, играла важную роль в политической жизни страны (верховный жрец -мобед - принимал участие в решении вопроса о престолонаследии, до б в. занимал первое место после царя), связана с судопроизводством и образованием, в качестве астрологов составляли гороскопы. Вся жизнь трудового населения проходила под контролем жречества. Поэтому соц. протесты в стране принимали характер религ. ересей, важнейшими из которых были манихейство и маздакизм.

Манихейство. Основатель - Мани, род. в Вавилонии, первая проповедь - в 242 т. Синкретическая религия, соед. в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма (займст, учение о переселении душ). Основная идея - дуалистическая, борьба светлого и темного. Мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, - порождение злого начала, и спасение лишь в избавлении чел. духа от всего материального. Един, средство для освобождения света, смешавшегося с тьмой, - гибель мира. Чел. всем своим поведением обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окр. мира, т.о. помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому нужно возд. от мясной пищи, вести нравств. жизнь, не срывать растения, аскетизм. За короткое время распр.в Иране и Месопотамии, Римской империи, средней Азии. Гонения со стороны офиц. власти. Мани казнили. Несмотря на широкое распространение, не стало знаменем вооруж. борьбы народа, т.к. ограничивалось пасс, протестом и не могло удовлетворить требований сил, шедших на смену рабовладению.

В городах Ирана и Месопотамии сущ. знач. общины иудеев. Иудейская община в Иране польз, известным самоупр., имела своего главу и не подвергалась гонениям. В ІІІ-IV вв. в Двуречье и Хузистане распр. христианство. Т.к. хр. - гос. римская религия (а отн-я с Римом так себе. См. ниже), то власть смотрела на хр-н Ирана как на полит, сторонников Рима. Гонения до тех пор, пока сирийская церковь в Иране не порвала с византийской, теперь хр. легально. На восточных границах - в Тохаристане и Кабулистане - распр. Буддизм.

Отношения с Византией.

Столкновения Ирана с Византией имели глубокие эконом. причины. Стремясь завладеть торговыми путями - Великий Шелковый, на север из Сев, Месопотамия в Армению и Грузию, избавиться от таможенных сборов на товары, Рим постепенно продвигал границы на восток, тесня Парфию. Те же причины => столкновениям м/д Византией и Ираном. С внутр. укреплением и объединением Иран стал стремиться занять и новое внешнеполит. пол-е. Пытаясь достигнуть берегов Средиземного и Чёрного морей, Иран пришел к длительным столкновениям с Византией. Та прочно держалась за свои азиатские провинции. Предмет споров - Армения, Иверия и Албания. Сасанидский Иран начал решительные действия против Арм. и Алб., стремясь подчинить их. Искали и благоприятного положения н у Черного моря, вследствие чего нач. длительные войны за Лазику. У Виз. и Ирана были общ. интересы на Кавказе - зашита от нападений с севера, из южнорусских степей. Кавказские укрепления оберегались иранскими войсками, что явл. поводом предъявлять империи, заинтересованной в охране этой границы, денежные требования.

Ардешир I, начав войну с Римом, вел ее с перем. успехом. При Шапуре 1 (середина 3 ого в.) - важные победы: взята столица Сирии - Антиохия, пленена часть римской армии вместе с ими. Валерианом (пленники использованы при строительстве плотины на р. Карун). Борьба с перем. Усп. Иранским войскам часто удавалось одерживать победы, но они никогда не могли прочно закрепиться на оккупированных территориях - в Иране не было постоянного войска, как в Риме, а ополчение после захвата добычи и рабов обычно стремилось поскорее вернуться домой. Конец III в. - тяжелое поражение Ирана в борьбе с Римом, заключен Нисибинский мир, по которому Иран отказывается от притязаний на Армению, отдает Риму часть верхней Месопотамии и 5 небольших областей по верхи, теч. Тигра. Но все эти земли возвращены Ирану через 40 лет по 2му Нисибинскому миру (Шапур ІІ все отвоевал назад). Конец IV в. - договор с римом, по которому страны Закавказья разделены на сферы влияния Рима - зап. Армения и Лазика; Ирана - большая часть Армении («Персармения»), вост. Грузия и Албания. Стали провинциями Ирана, сохранив автономию.

Маздакитское движение.

Народное движение, охват. Иран в 491-529 гг. Идеологическая оболочка движения - учение возн. в сер. III в. секты зарадуштакан, позже назв. маздакитской. по имени вождя движения к. V в. Маздака.

По учению маздакитов, деятельность царства Света справедлива, разумна, целесообразна, тогда как действия царства Тьмы случайны, хаотичны и неразумны. Отсюда вытекала идея о возможности с помощью царя небесного (бога) и сил Света освободить смешанные в мире с Тьмою частицы Света и посредством переворота, одновременно космического и земного (соц.) создать на земле разумно организованное и справедливое общество. Учение об общности имущества, т.е. то, чем владеют богатые, должно быть роздано бедным, т.к. первые лишь случайно владеют тем, что принадлежит всем: «Бог дал людям их имущество, дабы они разделяли его между собой поровну. Но люди при этом причиняли друг другу тяжкие несправедливости. Маздакиты утверждали, что хотели взять у богатых, дабы отдать бедным и т.о. вернуть им их же собственность. Ибо у кого больше денег, женщин и прочего имущества, на это нет больше права, чем у к.-л. другого». Идеал - соц. равенство и восстановление старинной иранской сельской общины. Общность имущества простиралась и на жен, т.е. все жены общие. Более поздние источники наз-т их "чернью", "простонародьем", "бедняками", "толпою". Движение соц. низов (кр-н, рабов - тех групп населения, на плечи которых легли повышенные гос. налога). Восстание началось во время голода (к. V в. - засуха, налет саранчи, недород). Народ во главе с Маздаком требовал открыть казенные амбары с зерном. Шаханшах Кавад (488-531) исполнил это требование и сделал Маздака своим советником. В Иране происходила массовая экспроприация знатных и богатых, бедняки отнимали «жилища, женщин, имущество». Около 5 лет Кавад поддерживал маздакитов, рассчитывая с их помощью ослабить и обуздать военную знать и жречество. Вероятно, просто боялся массового движения маздакитов и, чтобы усидеть на троне, не решался им противиться. Действия маздакитов нанесли тяжелый имущ, ущерб знатным родам. В результате заговора жречества и зиати Кавад смещен и бежал к царю эфталитов, где сумел собрать войско, вернуться в Иран н вновь завладеть троном. Примирился со знатью, удачные военные походы (носили, гл.о., грабительский характер) способствовали обогащению царя, теперь он не нуждался в поддержке маздакитов. Всех казнил. Учение маздакитов отвергнуто общими усилиями зороастрийского и христианского духовенства.

Реформы Хосрова І Ануширвана

Маздакитское движение имело целый ряд последствий. Шаханшах получил всю полноту верховной власти, т.к. высшие круги старой родовой знати в значительной мере ослаблены. Жречество также утратило прежнее госп. положение. Необходимость реформ очевидна еще Каваду, при нем начаты подготов. работы, которые позволили провести реформы X. Налоговая реформа (раньше поземельная подать - хараг - взималась как часть урожая, размеры которого опр. государство, до этого урожай снимать запрещалось). Новая система податей опиралась на кадастр (измерили горы, земли, долины, финиковые и оливковые деревья, людей, подлеж. податному обложению, и в зависимости от этих показателей установили сумму налога). Введены постоянные ставки подати, независимо от колебания урожая, в деньгах. Вносить налог надо 3 раза в год. Подушная подать - гезит - население (податное сословие) в возрасте от 20 до 50 лет платило в зависимости от имущ. состояния.

Военная реформа (войска форм, из отрядов конницы, верб, из своб. многие отряды принадлежали знатным и поэтому слабо связаны с шахом). Стремясь создать непосредственно ему подчиненное войско, X. стал усиленно вооружать средний слой, снабжая их оружием и конями. Пехота занимал второстепенное место. Укрепил главное ядро армии, к-рое стало регулярным войском. Кроме регулярных полков иранское войско состояло из ополчения, к-рое собирала знать, и варварских дружин, сост. на службе у Ирана. Упразднил должность главного и единственного военачальника Ирана -эраспахбеда, вместо него назначены 4 спахбеда - военачальники армий 4 стран света. Спахбед севера ком. армиями Мидии и Азербайджана, запада - Ирака, юга - Парса и Хузистаиа, востока - Хорасана, Сакастана, Кермана. Меры против возобновления засилья знати. Первое лицо в гос-ве после царя царей - вазург фраматар, к-рого он всегда мог сместить. Командующие войсками - второе, третье, четвертое, пятое места после царя царей. Мобед только шестой, т.е. подорвано влияние жречества. Тем не менее, X. оказывал поддержку ослабевшим и обедневшим знатным родам. Но предпринимаемые им меры не восстанавливают старую, зависимую от шаха знать, а поддерживают новый слой, к-рый должен стать опорным и нах. в прямой феод, зависимости от царя. X. обеспечивал материально семьи благородных, но требовал, чтобы они «оставались при дворе». Т.о. создавался слой новой служилой придворной и землевладельческой знати, к-рая нах. в непосредственной зависимости от царя. Представителям этой знати он дает должности, делает их своими чиновниками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.027 с.)